Автор: Лилия Владимировна Бесполудина
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ - детский сад №12 "Родничок"
Населённый пункт: г. Краснокаменск, Читинская область, Забайкальский край
Наименование материала: Формирование лексико-грамматического строя у детей с ОВЗ
Тема: Формирование лексико-грамматического строя у детей с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
Составила: Бесполудина Лилия Владимировна
Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников
Методическое пособие
Методическое
пособие
содержит
теоретический
материал.
В
данном
пособии
представлен занимательный комплекс игр и упражнений, а также рекомендации по их
использованию
в
работе
над
лексико-грамматическим
строем
речи
дошкольника.
Пособие предназначено для воспитателей, родителей, учителей-логопедов.
Введение
Дар слова – важнейший дар, дающий возможность постигнуть радость познания и
общения. К. Паустовский писал: «Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в
нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и
блеск красок и шум садов, и сказочность сновидений, и тяжелое громыхание грозы, и
детский лепет, и заунывный ропот прибоя, и гнев, и великую радость, и скорбь утраты,
и
ликование
победы.
Но,
к
сожалению,
не
каждому
дано
освоить
это
богатство
сполна».
Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни. Но самым
важным
периодом
ее
развития
является
период
детства,
когда
идет
интенсивное
освоение средств языка, форм и функций речи, письма и чтения. Чтобы помочь
дошкольникам
осваивать
богатство
родного
языка
создано
данное
методическое
пособие, которое может быть использовано воспитателями, учителями-логопедами и
родителями.
В
данном
методическом
пособии
собраны
разнообразные
игры,
занимательный
материал, способствующие формированию связной речи. Методические рекомендации
помогут
поддержать
интерес
ребенка
к
слову,
развивать
навыки
в
познании
окружающего
мира,
формировать
умение
ребенка
общаться
со
сверстниками
и
взрослыми.
Игровые техники в образовательном процессе дошкольников выступают как основное
средство для формирования активного словаря, развития речевого творчества.
АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО - ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
«В речи нет ничего, что не могло быть воспринято слухом, произношением, зрением,
что не опиралось бы на слуховые, произносительные, зрительные ощущения».
К.Д. Ушинский
Одной
из
основных
целей
логопедической
работы
с
детьми
с
ОНР
является
формирование полноценной речевой деятельности. Связная речь представляет собой
наиболее сложную форму речевой деятельности. Дети с общим недоразвитием речи
испытывают большие затруднения при обучении, которые проявляются в нарушениях
не только произношения, но и лексико-грамматических средств языка, связной речи.
Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими только
из-за своего аномального речевого развития. Связная речь, подчеркивал Ф.А. Сохин,
обнаруживает все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его
звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя. По тому, как дети
строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития.
Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах многими педагогами
(К.Д.Ушинский,
Е.И.Тихеева,
Е.А.Флерина,
А.М.Леушина,
А.М.Бородич
и
др.),
психологами (С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.) и
логопедами (А.В.Ястребова, Т.А.Ткаченко, Т.Б.Филичева, В. К. Воробьева и др.).
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она
носит
характер
последовательного
систематического
развернутого
изложения.
Основная функция связной речи — коммуникативная. Как известно, связная речь
характеризуется
следующими
особенностями:
развернутостью,
произвольностью,
логичностью, непрерываемостью, программированностью: говорящий планирует не
только каждое отдельное высказывание, но и весь текст в целом, определяет замысел,
объем и характер высказывания, подбирает языковой материал.
Таким
образом,
связная
речь
требует
от
говорящего
широкого
охвата
действительности, подробного и полного ее восприятия, что возможно только при
достаточно высоком умственном и речевом развитии. Обучение связной речи можно
рассматривать как цель и как средство практического овладения языком. У детей без
речевой патологии развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием
мышления, деятельности и общения.
Это значит, что в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать
средства языка (произношение, фонематические процессы, словарь, грамматический
строй), но и учить детей свободно, адекватно пользоваться ими в целях общения, т.е.
коммуникации.
Отрабатываются
эти
умения
в
процессе
составления
предложений
и
связных
высказываний.
Первоначально
эти
навыки
формировались
в
течение
работы
над
развитием
полноценных
представлений
о
звуковом
и
морфемном
составе
слова.
Овладение грамматическими формами словоизменения, способами словообразования,
различными
типами
предложений
происходит
у
детей
с
ОНР
в
той
же
последовательности,
что
и
при
нормальном
речевом
развитии;
недостаточность
грамматического
строя
проявляется
в
более
медленном
темпе
усвоения
законов
грамматики,
в
дисгармонии
развития
морфологической
и
синтаксической
систем
языка.
В работах Н.С. Жуковой, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, С. Н. Шаховской выделены
следующие нарушения морфологической системы языка у детей с ОНР.
Это неправильное употребление:
– окончаний имен существительных, местоимений, прилагательных;
– падежных и родовых окончаний количественных числительных;
– личных окончаний глаголов;
– окончаний глаголов в прошедшем времени;
– предложно-падежных конструкций.
Нарушение синтаксической структуры предложения выражается в пропуске членов
предложения,
неправильном
порядке
слов,
отсутствии
сложноподчиненных
конструкций.
Поэтому работа будет направлена на восполнение пробелов в формировании лексико-
грамматических средств языка и связной речи.
Нормализация
звуковой
стороны
речи
создает
условия
для
дальнейшего
ее
совершенствования.
Формирование
морфологических
обобщений
составляет
важнейший
элемент
этого
процесса.
На
данной
основе
решаются
наиболее
существенные задачи:
–
уточнение
значений
слов,
имеющихся
у
детей
в
активном
запасе;
дальнейшее
обогащение
словарного
запаса
путем
накопления
новых
слов,
относящихся
к
различным
частям
речи,
активным
использованием
различных
способов
словоизменения и словообразования;
– адекватное использование лексических средств языка в целях устного общения;
– развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения
детьми
словосочетаниями,
связью
слов
в
предложении,
моделями
различных
синтаксических конструкций. Однако необходимо помнить, что обогащение лексики
не следует ограничивать только накоплением у детей определенного количества слов.
Необходимо постоянно раскрывать богатство и разнообразие связей и отношений
между
словами,
а
это
предполагает
постепенное
усвоение
групп
слов,
представляющих
собой
семантическую
и
логическую
общность,
имеющих
свое
формальное выражение в морфологической структуре. Иначе говоря, важно научить
детей
производить
отбор
и
группировку
слов
по
различным
признакам:
морфологическим (по общности корня, приставки, суффикса), лексико-семантическим
(по общности или противоположности значений).
Исходя
из
этого,
организация
обучения
детей
с
недоразвитием
связной
речи
предполагает
формирование
умений
планировать
собственное
высказывание,
самостоятельно
ориентироваться
в
условиях
речевой
ситуации
и
самостоятельно
определять как содержание своего высказывания, так и наиболее адекватные для
выражения
его
языковые
средства.
При
этом
важно
учить
детей
распределять
внимание между содержанием и формой высказывания, требовать от них логически
обоснованных, правильных в языковом отношении высказываний.
Формирование лексико – грамматического строя у
дошкольников с ОНР
В настоящее время довольно много встречается дошкольников с отклонениями в
речевом
развитии.
Чаще
это
дети
с
нарушениями
всех
компонентов
речи:
звукопроизношение нарушено, словарный запас отстает от возрастной нормы, лексико-
грамматический строй речи недостаточно сформирован, связная речь не развита. Такие
дети не усваивают в полном объеме общеобразовательную программу детского сада и
в дальнейшем им тяжело при поступлении в школу. Поэтому формирование лексико-
грамматических
конструкций
у
детей
дошкольного
возраста
является
наиболее
актуальной проблемой на сегодняшний день. Недоразвитие речи, особенно лексико-
грамматической
ее
стороны,
значительным
образом
сказывается
на
процессе
становления ведущей деятельности ребенка.
Речь, как отмечал в своих исследованиях А. Р. Лурия, выполняет существенную
функцию, являясь формой ориентировочной деятельности ребенка; с ее помощью
осуществляется речевой замысел, который может сворачиваться в сложный игровой
сюжет. С расширением знаково-смысловой функции речи радикально меняется весь
процесс игры: игра из процессуальной становится предметной, смысловой. Именно
этот процесс перехода игры на новый уровень и затруднен у детей с ОНР.
Формирование
грамматического
строя
у
детей
с
общим
недоразвитием
речи
происходит с большими трудностями. Особенно затрудняет детей словообразование.
Это
связано
с
тем,
что
грамматические
значения
всегда
более
абстрактны,
чем
лексические,
а
грамматическая
система
языка
организована
на
основе
большого
количества языковых правил.
Игровой
деятельности,
как
форме
организации
детской
деятельности,
отводится
особая
роль.
Игра
-
это
ведущая
деятельность
ребёнка,
посредством
которой
он
органично
развивается,
познаёт
очень
важный
пласт
человеческой
культуры
-
взаимоотношение
между
взрослыми
людьми
-
в
семье,
их
профессиональной
деятельности и т. д.
Таким
образом,
игра
выступает
как
самая
важная
деятельность,
через
которую
педагоги решают все образовательные задачи. В том числе и обучение детей.
Анализ литературы показал, что, несмотря на многообразие различных пособий для
развития лексико-грамматических средств, ни в одном из них не выделено прямых
методик по формированию лексико-грамматических конструкций речи. В нескольких
источниках можно отметить только направления для их формирования. Все пособия
содержат разнообразный материал (игры, упражнения), который может использоваться
в
непосредственно
образовательной
деятельности
для
формирования
лексико-
грамматических конструкций и для их закрепления.
Поэтому была поставлена цель: развивать лексико – грамматических представлений у
детей с нарушениями речи в игре.
Основные задачи:
1.Образовательные:
1. Активизировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков.
2. Коррекционно – развивающие:
1. Совершенствовать навыки употребления падежных окончаний.
2. Развивать связную речь.
3. Развивать слухоречевую память, внимание.
Формирование
лексико-грамматических
конструкций
у
детей
провожу
на
фронтальных формах. Особое внимание уделяю:
- категории единственного и множественного числа существительных и глаголов
настоящего и прошедшего времени;
- беспредложных и предложно-падежных конструкций;
- существительных в разных падежах;
- согласования существительных с прилагательными и числительными;
- глаголов и существительных в роде, числе, падеже;
- простых предложений;
- сложных предложений.
В практике логопедической работе провожу дидактические игры в соответствии с
лексическими темами («Осень. Деревья», «Грибы. Ягоды»,
«Человек. Части тела»,
«Домашние животные и птицы» и т. п.)
Чтение стихов, отгадывание загадок, подвижные игры (минутки отдыха), расширяют
кругозор, помогают формированию у детей двигательных навыков. Разучиваем игры.
Для достижения положительной динамики коррекционной работы по формированию
лексико-грамматических
конструкций
была
спланирована
работа
с
педагогами
по
данной проблеме:
• Подбор методической литературы по коррекционной работе;
• Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение
словарного запаса, развитие грамматического строя речи.
• Картотеки
• Консультации, беседы
По итогам коррекционной работы можно сделать выводы, что у детей повысился
уровень
лексико-грамматических
конструкций,
ребёнок
овладевает
всеми
грамматическими формами разных частей речи
- пространственными (пошёл вперёд, назад);
- временными (пришёл поздно);
- образа действия (бежал быстро);
- правильно употребляют предлоги;
- появляются сложные слова (самолёт, вездеход);
Поэтому работа по формированию лексико-грамматических конструкций построена
правильно, где подчёркивается выше изложенными выводами.
КОНСПЕКТЫ, ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
В
коррекционно-логопедической
работе
следует
опираться
на
ряд
методических
рекомендаций:
• Обязательно «привязывайте» содержание упражнений к личному опыту ребенка,
тогда содержание станет его личным.
• Используйте дыхательную, артикуляционную гимнастику на каждом занятии.
• Простройте работу по развитию мелкой моторики:
- движения, сочетаемые с речью;
- игры с мячом;
- кинезиологические упражнения.
•
Используйте
демонстрационный
материал:
схемы
составления
описательного
рассказа, использование ТСО.
• Приучайте детей к ежедневному контролю над своей речью и речью сверстников. Это
помогает активизировать внимание, словесную память, повышает ответственность за
качество вербального общения.
• Драматизируйте содержание стихотворений, используя в драматизации необходимые
слова и выражения. Вводите диалоги, это не только доставит детям удовольствие, но и
многократно активизирует необходимый словарь.
• Тексты стихотворных упражнений читайте детям не менее трех раз. При первом
чтении
идет
осмысление
содержания
стихотворения.
При
двух
последующих
–
восприятие и выделение необходимых слов.
Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя
речи у дошкольника.
Цикл речевых игр и упражнений направлен на решение разных речевых задач:
- воспитание звуковой культуры речи;
- формирование грамматического строя речи;
- обогащение словарного запаса;
- развитие связной речи.
Эти задачи тесно связаны между собой и решаются на каждом возрастном этапе, от
возраста к возрасту идет постепенное усложнение методов и приемов по развитию
лексико-грамматического строя речи.
Предлагаемые игры и упражнения будут развивать у детей внимание к слову и его
точному и правильному употреблению в устной речи.
Овладение синтаксическим строем речи происходит в процессе речевого общения, где
основным приемом выступают вопросы воспитателя:
«Почему?»,
«Зачем?»,
«Что было бы, если…».
Одним из путей совершенствования синтаксического строя речи является решение
детьми
разных
проблемных
ситуаций
-
загадывание
и
отгадывание
загадок,
объяснение пословиц и поговорок.
Важное место занимает ознакомление детей со способами образования названий:
детенышей животных,
предметов посуды,
профессия,
рода деятельности людей.
Игры с мячом
«Назови ласково»
Цель:
учить
образовывать
существительные
с
уменьшительно
-
ласкательными
суффиксами.
«Один – много»
Цель: учить образовывать существительные во множественном числе.
«Из чего?»
Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных,
обозначающих материал и вещества, и изменять их по родам и числам;
«Длинный или короткий?»
Цель: обогащение словаря словами-антонимами, употребление в речи.
У зайца длинные уши, а у медведя короткие
У лисы длинный хвост, а у зайца короткий
У медведя короткий хвост, а у белки длинный
«Слова наоборот»
Цель: обогащение словаря словами-антонимами, употребление в речи.
«Лови и бросай, и цвета называй»
Цель: учить согласовывать существительные с прилагательными.
красный – мак, огонь, флаг;
оранжевый – апельсин, мяч;
желтый – цыплёнок, одуванчик.
«Чья голова? Чей хвост? »
Цель: учить образовывать притяжательные прилагательные от существительных.
- У коровы голова – коровья, хвост - коровий;
- У кошки голова – кошачья, хвост - кошачий;
- У зайца голова – заячья, хвост - заячий;
- У лошади голова – лошадиная, хвост - лошадиный;
- У медведя голова – медвежья, хвост - медвежий;
- У собаки голова – собачья, хвост - собачий.
«Кто кем был?»
Цель: закрепить падежные окончания.
Мы конечно, не забыли,
Кем ещё вчера мы были.
Цыплёнок – яйцом;
лошадь – жеребёнком;
корова – дуб – жёлудем;
рыба – икринкой.
«Кто кем будет?»
Цель: закрепить падежные окончания.
яйцо – цыплёнком, змеёй, крокодилом, черепахой;
мальчик – мужчиной;
гусеница – бабочкой;
головастик – лягушкой.
Дидактические игры
«Какой? Какая? Какое? »
Цель: учить образовывать прилагательные и согласовывать их с существительными в
роде, числе, падеже.
«Чей? Чья? Чьё? Чьи?»
Цель: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные.
«Фантастический зверь»
Цель:
упражнять
в
образовании
притяжательных
прилагательных;
в
составлении
простых распространенных предложений.
«Дерево родственных слов»
Цель: учить образовывать однокоренные слова.
«Чего не хватает?»
Цель:
упражнять
в
образовании
форм
родительного
надежа,
развить
зрительное
внимание и память.
«Накорми животное»
Цель: Закрепление форм дательного падежа.
«Один - много»
Цель: научить образовывать существительные множественного числа.
«Посчитаем до пяти»
Цель: познакомить ребенка с числительными два и пять, научить согласовывать
существительные с числительными, употреблять их в речи.
«Почини сломанные игрушки»
Цель: Закрепление форм именительного и родительного падежа.
«Великан, человек и гном»
Цель: учить изменять существительные используя суффиксы: -ищ-, -ик-, -чик-, -к-, иц,
-ок-.
«Профессии»
Цель: образованием существительных мужского и женского рода,
обозначающих
людей одной профессии.
«Рассели по домикам»
Цель:
определить
существительные
мужского,
женского
и
среднего
рода
единственного и множественного числа.
«Слова - помощники»
Цель: научиться понимать и употреблять предлоги.
«Сложные слова»
Цель: развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное
и слуховое внимание, облегчают усвоение семантического значения и понимание
морфемного состава сложных слов.
Заключение
Работая
над
темой
«Формирование
лексико-грамматического
строя
речи
у
дошкольников» можно сделать следующие выводы.
В
соответствии
с
принципами
психолого-педагогической
классификации
речевых
нарушений выделена категория детей с таким нарушением, как общее недоразвитие
речи,
при
котором
отмечается
недостаточная
сформированность
всех
языковых
структур.
Речевая система состоит из следующих компонентов:
- фонетико-фонематическая сторона речи;
- лексико-грамматическая сторона речи;
- связная речь.
Лексико-грамматический
строй
речи
детей,
как
в
норме,
так
и
при
патологии,
представляет собой сложный многообразный процесс.
Успешное
преодоление
речевого
недоразвития
возможно
при
условии
тесной
взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства
требований, предъявляемых детям.
Дидактическая
игра
является
сильнейшим
стимулом
для
проявления
детской
самодеятельности в области языка, они должны быть, в первую очередь, использованы
в интересах развития речи детей.