Автор: Харлан Ольга Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 2"
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: статья
Тема: "Игры с использованием природного материала с детьми дошкольного возраста с ЗПР"
Раздел: дошкольное образование
«Игры с использованием природного материала с детьми
дошкольного возраста с ЗПР»
«В природе нет ничего бесполезного»
Мишель Монтень
Игра с природным материалом – это естественная и доступная форма деятельности
для детей. Поэтому, нужно использовать самый разнообразный природный материал в
развивающих и обучающих занятиях с малышами.
Многие специалисты справедливо полагают, что ни один дидактический материал не
сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.
Игры с использованием природного материала с детьми дошкольного возраста с
ЗПР:
повышают активность и инициативность детей, усиливают желание узнавать
что-то новое, повышают жизненный тонус;
развивают
тактильную
чувствительность,
мелкую
моторику, укрепляют или
расслабляют мышцы кистей рук;
активизируют все
процессы
внимания,
обостряют
восприятие,
улучшают
понимание и запоминание материала, развивают мыслительные операции, а
также речь;
совершенствуют
предметно-игровую
деятельность,
что
в
дальнейшем
способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков у
детей;
расширяют сенсорный опыт детей и обогащают их жизненный опыт.
Для организации игр можно использовать следующий природный
материал:
шишки еловые, сосновые, кедровые;
желуди, каштаны, орехи;
кору, корни, палочки, листья, семена липы, веточки рябины и т.д.;
плоды
бобовых
(горох,
фасоль), сливовые
и
вишневые
косточки,
семечки
подсолнечника и тыквенные и т.д.;
ракушки (морские и речные);
песок, камешки, вода.
Сбор и хранение природного материала
Самая благоприятная пора для сбора природного материала - лето и осень. На
прогулке
с
детьми
обращайте
внимание
на
изогнутые
красивые
ветки,
разноцветные
листья, разнообразные растения, красивые ракушки. Приобщайте детей уже с раннего
возраста
собирать
природный
материал. Собирая, рассматривайте, любуйтесь красотой
природы, удивляйтесь сами и учите удивляться детей.
Принеся домой природный материал, промойте, просушите, прогладьте и разложите в
контейнеры, коробки и т.д. На крышках наклейте соответствующие обозначения с тем,
чтобы можно было быстро и легко найти необходимый материал для игр с детьми.
Игры с использованием природного материала с детьми дошкольного возраста
с ЗПР
Используя
изобилие
природного
материала
можно
организовать
и
провести
множество развивающих игр.
Занятия
с
природными
материалами
следует
проводить
не
как
обучение,
а
как
веселую и интересную игру, обыгрывая придуманный сюжет.
Игры на развитие сенсорного опыта детей
«Удивительные
сенсорные
коробки»,
«Черепашка»,
«Различные
игры
на
сортировку».
В процессе таких игр расширяется сенсорный опыт детей раннего и
дошкольного возраста, обогащается их жизненный опыт.
Природные массажеры
К природным массажерам относятся: шишки еловые, сосновые; березовые чурочки с
корой; желуди, каштаны, орехи; горох, фасоль; ракушки (морские и речные) и т.д.
Творческие игры
Творческие игры с природным материалом - это изготовление поделок из природного
материала. Во время совместного изготовления поделок с взрослым, у детей повышается
эмоциональный настрой и радость от полученного результата.
Все, что создают ребята, должно находить практические применение. Дети
могут свои поделки подарить кому-то, использовать в играх для настольного театра,
украсить ими свои игровые уголки.