Автор: Мазулина Светлана Альбертовна
Должность: преподаватель по классу гитары
Учебное заведение: ГБУДО "Детская музыкальная школа имени А.Н. Александрова"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Классные концерты как стимул развития учащихся музыкальной школы
Раздел: дополнительное образование
Классные концерты как стимул развития учащихся музыкальной школы
Основополагающей задачей обучения в музыкальной школе является
воспитание
у
учащихся
интереса
к
музыкальному
искусству
и
самостоятельному
музыкальному
исполнительству
и,
как
показывает
практика, классные концерты во многом способствуют этому.
Ученикам
помимо
обязательной
программы
исполняемой
в
рамках
принятой
в
музыкальной
школе
зачетной
системы,
для
исполнения
на
классном
концерте
можно
предложить
большой
выбор
музыкального
материала: популярные образцы классической музыки, бардовская песня,
старинные и современные романсы, эстрадная и рок музыка.
Обычно
большой
интерес
у
учащихся
класса
вызывает
подготовка
к
тематическим классным концертам. Например, проведение новогоднего и
рождественского концерта включает в себя не только исполнение учащимися
выбранных рождественских и новогодних песен. Часто автору приходится
самостоятельно
аранжировать
то
или
иное
вокальное
произведение
для
учащихся класса. Дети с энтузиазмом подготавливают и небольшие эссе об
авторах выбранных ими произведений, об истории их создания, традициях
разных стран.
В классе гитары важной задачей является знакомство учащихся с историей
возникновения
и
развития
инструмента,
с
репертуаром
для
гитары
и
композиторами, пишущими для нее, с лучшими исполнителями. Со всеми
этими
аспектами
преподаватель
по
специальности
должен
познакомить
учащихся класса и форма классного концерта подходит для этого наилучшим
образом.
На
уроках
музыкальной
литературы
происходит
знакомство
с
такими выдающимися композиторами, как Бах, Моцарт, Бетховен и другими,
но поскольку данные композиторы не писали для гитары, то вся «нагрузка»
по
ознакомлению
с
гитарным
репертуаром
лежит
на
преподавателе
по
инструменту.
Классный концерт является одним из поводов для преподавателя тоже выйти
на сцену и исполнить несколько произведений, соответствующих выбранной
тематике. Во-первых, исполнение произведений профессионалом делает ярче
любой концерт, во-вторых, личный пример преподавателя создает другой
настрой и вдохновляет учащихся.
Обучение игре на любом инструменте предполагает, что каждый учащемуся
необходимо
обыгрывать
программу
везде,
где
только
можно:
играть
родителям, друзьям, приходящим в дом гостям и, конечно, в школе играть на
концертах.
В
музыкальной
школе
проводится
вроде
бы
достаточное
количество концертов, но возможность принять участие в том или ином
концерте школы есть только у одного-двух лучших учащихся класса. Что же
делать
остальным?
Некоторые
дети
застенчивы,
очень
переживают
о
впечатлении, которое может произвести их исполнение на окружающих.
Концерт класса – повод для каждого ученика подготовиться и выйти на
сцену,
может
быть,
сначала
преодолев
себя.
Но
затем
дети
начинают
с
удовольствием
выступать
публично.
Это
воодушевляет
учащихся
поддерживать в готовности репертуар, ранее выученный и исполненный на
зачёте или экзамене. Нужно избегать ситуации, когда одни произведения уже
забыты, а новые ещё не выучены.
Расширению репертуара учащихся способствует также то, что услышав на
концерте в исполнении других учеников или преподавателя произведение,
ребёнок захочет его тоже выучить и идёт к намеченной цели быстрее, чем
если бы инициатива исходила не от него. Если даже выбранное произведение
выше
по
уровню
сложности,
чем
исполняемая
учащимся
программа,
то
новые приёмы и элементы осваиваются значительно быстрее.
Если несколькими учащимися выучено одно и то же произведение, то часто
на классном концерте дети могут объединяться в спонтанные ансамбли -
ансамблевое
музицирование
подстёгивает
интерес
к
инструменту,
конкуренцию
между
учащимися,
удовольствие
от
игры
в
ансамбле,
раскрепощает учащегося при выступлении на сцене, помогает поверить в
себя и свои силы.
Также к классному концерту можно совместно с детьми выбрать общее
произведение, разложить его на партии – при этом каждый учащийся может
исполнять
на
уроках
свою
партию
в
ансамбле
с
преподавателем,
а
на
концерте исполнение выбранного произведения выливается в спонтанную
репетицию и участие в ансамбле всего класса.
Нельзя недооценивать значение общения, взаимодействия и с родителями
учащихся
на
протяжении
всего
периода
обучения.
Контроль
со
стороны
родителей,
их
помощь
в
организации
домашних
занятий,
рационального
использования времени, отведенного для работы дома нельзя переоценить.
Родители в качестве слушателей анализируют выступления своего ребенка и
других детей, имея возможность объективно подходить к успехам детей и
проблемам, требующим решения.