Напоминание

Классные концерты как стимул развития учащихся музыкальной школы


Автор: Мазулина Светлана Альбертовна
Должность: преподаватель по классу гитары
Учебное заведение: ГБУДО "Детская музыкальная школа имени А.Н. Александрова"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Классные концерты как стимул развития учащихся музыкальной школы
Раздел: дополнительное образование





Назад




Классные концерты как стимул развития учащихся музыкальной школы

Основополагающей задачей обучения в музыкальной школе является

воспитание

у

учащихся

интереса

к

музыкальному

искусству

и

самостоятельному

музыкальному

исполнительству

и,

как

показывает

практика, классные концерты во многом способствуют этому.

Ученикам

помимо

обязательной

программы

исполняемой

в

рамках

принятой

в

музыкальной

школе

зачетной

системы,

для

исполнения

на

классном

концерте

можно

предложить

большой

выбор

музыкального

материала: популярные образцы классической музыки, бардовская песня,

старинные и современные романсы, эстрадная и рок музыка.

Обычно

большой

интерес

у

учащихся

класса

вызывает

подготовка

к

тематическим классным концертам. Например, проведение новогоднего и

рождественского концерта включает в себя не только исполнение учащимися

выбранных рождественских и новогодних песен. Часто автору приходится

самостоятельно

аранжировать

то

или

иное

вокальное

произведение

для

учащихся класса. Дети с энтузиазмом подготавливают и небольшие эссе об

авторах выбранных ими произведений, об истории их создания, традициях

разных стран.

В классе гитары важной задачей является знакомство учащихся с историей

возникновения

и

развития

инструмента,

с

репертуаром

для

гитары

и

композиторами, пишущими для нее, с лучшими исполнителями. Со всеми

этими

аспектами

преподаватель

по

специальности

должен

познакомить

учащихся класса и форма классного концерта подходит для этого наилучшим

образом.

На

уроках

музыкальной

литературы

происходит

знакомство

с

такими выдающимися композиторами, как Бах, Моцарт, Бетховен и другими,

но поскольку данные композиторы не писали для гитары, то вся «нагрузка»

по

ознакомлению

с

гитарным

репертуаром

лежит

на

преподавателе

по

инструменту.

Классный концерт является одним из поводов для преподавателя тоже выйти

на сцену и исполнить несколько произведений, соответствующих выбранной

тематике. Во-первых, исполнение произведений профессионалом делает ярче

любой концерт, во-вторых, личный пример преподавателя создает другой

настрой и вдохновляет учащихся.

Обучение игре на любом инструменте предполагает, что каждый учащемуся

необходимо

обыгрывать

программу

везде,

где

только

можно:

играть

родителям, друзьям, приходящим в дом гостям и, конечно, в школе играть на

концертах.

В

музыкальной

школе

проводится

вроде

бы

достаточное

количество концертов, но возможность принять участие в том или ином

концерте школы есть только у одного-двух лучших учащихся класса. Что же

делать

остальным?

Некоторые

дети

застенчивы,

очень

переживают

о

впечатлении, которое может произвести их исполнение на окружающих.

Концерт класса – повод для каждого ученика подготовиться и выйти на

сцену,

может

быть,

сначала

преодолев

себя.

Но

затем

дети

начинают

с

удовольствием

выступать

публично.

Это

воодушевляет

учащихся

поддерживать в готовности репертуар, ранее выученный и исполненный на

зачёте или экзамене. Нужно избегать ситуации, когда одни произведения уже

забыты, а новые ещё не выучены.

Расширению репертуара учащихся способствует также то, что услышав на

концерте в исполнении других учеников или преподавателя произведение,

ребёнок захочет его тоже выучить и идёт к намеченной цели быстрее, чем

если бы инициатива исходила не от него. Если даже выбранное произведение

выше

по

уровню

сложности,

чем

исполняемая

учащимся

программа,

то

новые приёмы и элементы осваиваются значительно быстрее.

Если несколькими учащимися выучено одно и то же произведение, то часто

на классном концерте дети могут объединяться в спонтанные ансамбли -

ансамблевое

музицирование

подстёгивает

интерес

к

инструменту,

конкуренцию

между

учащимися,

удовольствие

от

игры

в

ансамбле,

раскрепощает учащегося при выступлении на сцене, помогает поверить в

себя и свои силы.

Также к классному концерту можно совместно с детьми выбрать общее

произведение, разложить его на партии – при этом каждый учащийся может

исполнять

на

уроках

свою

партию

в

ансамбле

с

преподавателем,

а

на

концерте исполнение выбранного произведения выливается в спонтанную

репетицию и участие в ансамбле всего класса.

Нельзя недооценивать значение общения, взаимодействия и с родителями

учащихся

на

протяжении

всего

периода

обучения.

Контроль

со

стороны

родителей,

их

помощь

в

организации

домашних

занятий,

рационального

использования времени, отведенного для работы дома нельзя переоценить.

Родители в качестве слушателей анализируют выступления своего ребенка и

других детей, имея возможность объективно подходить к успехам детей и

проблемам, требующим решения.



В раздел образования