Автор: Харлан Ольга Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 2"
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: статья
Тема: "Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития"
Раздел: дошкольное образование
«Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с детьми
дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Мы
живем
в
XXI
веке,
в
условиях
стремительного
роста
информационного потока, развития новых информационных технологий.
Компьютеризация
проникла
практически
во
все
сферы
жизни
и
деятельности современного человека. Поэтому внедрение компьютерных
технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии
современного информационного мира в целом.
Информационно
-
коммуникационные
технологии
в
образовании (ИКТ) -
это
комплекс
учебно-методических
материалов,
технических
и
инструментальных
средств
вычислительной
техники
в
учебном
проце сс е,
формах
и
методах
их
применения
д л я
совершенствования деятельности специалистов учреждений образования
(администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования
(развития, диагностики, коррекции) детей.
В
своей
работе
с
детьми
дошкольного
возраста
с
задержкой
психического
развития
из-за
возрастных
особенностей
и
особенностей
структуры,
имеющихся
у
них
нарушений,
применение
ИКТ
позволяет
сделать
их
обучение
более
эффективным,
способствующим
их
максимальному развитию.
Рассмотрим
связь
особенностей
развития
детей
дошкольного
возраста с задержкой психического развития (далее ЗПР) с возможностями
информационно-коммуникативных технологий .
Внимание
У
дошкольников
с
ЗПР
нарушено
вним ание (неустойчивая
концентрация на объекте, сниженная способность переключать внимание с
одного вида деятельности на другой, повышенная отвлекаемость).
На
занятиях
с
использованием
ИКТ
дети более
внимательны,
сосредоточены,
так
как
информация
для
них
понятна,
интересна,
многогранна.
Вследствие
этого
у
них
активизируются
все
процессы
внимания.
Предлагаю в качестве примера игру на внимание «Звери в лесу»
(рис.1), которая представлена на сайте детских онлайн игр «Играемся».
Задание:
«Присмотрись
повнимательнее
и
найди
всех
зверей,
которые
спрятались в лесу».
Память
У
детей
с
ЗПР
нарушена
память (снижен
объем
запоминания,
неточности и трудности воспроизведения).
Материал запоминается и воспроизводится
детьми при работе с
ИКТ намного эффективнее, прочнее, так как задействованы все каналы
восприятия.
Благодаря
чему
развиваются
зрительная,
слуховая,
двигательная память.
Например: Показ видео (рис. 2) на занятиях по лексической теме
«Домашние животные и их детеныши».
Рисунок 1.
Игра «Звери в лесу»
Рисунок 2.
Мультфильм «Домашние животные и их
дети- Как говорят животные»
Игра
в
презентации
на
развитие
памяти «Кто
улетел?»
по
лексической
теме
«Насекомые»
(рис.
3,4).
Задание:
«Посмотри
внимательно
на
картинку,
запомните
насекомых.
Закрой
глаза.
Открой
глаза и назови кто улетел».
Мышление и речь
У дошкольников с ЗПР нарушено мышление (отставание в развитии
наглядно-действенного, наглядно - образного и словесно - логического
мышления,
недостаточный
уровень
сформированности
мыслительных
операций: анализа, синтеза,
сравнения, обобщения, классификации), а
также беден словарный запас.
При использовании разнообразных игровых заданий и обучающих игр
на
компьютере,
например
таких
как
«Дикие
и
домашние
животные»,
«Назови
одним
словом»,
«Найди
отличия»
у
детей
развиваются
мыслительные
операции,
так
как
они
упражняются
в
группировке,
в
обобщении, нахождении сходных или различных черт у объектов.
Повышается работоспособность, инициативность детей на занятиях
во время использования ИКТ за счет разнообразной наглядности (анимации,
звука, движения) и игровых методов.
Игра на развитие мыслительной операции - классификация «Дикие
и
домашние
животные»,
представлена
на
сайт
детских
онлайн
игр
Рисунок 3.
Ребенок рассматривает
изображения насекомых,
называет и запоминает их.
Рисунок 4.
Ребенок вспоминает, кто улетел и
называет насекомого.
«Играемся».
Задание:
«Животные,
как
и
люди,
очень
любят
дружить!
Поэтому, когда на ферме забыли запереть ворота, зверьки тут же побежали
встречаться со своими лесными друзьями. Но ведь скоро ночь, и всем пора
по
домам.
Тебе
предстоит
помочь
зверям
найти
дорогу
домой:
дикие
животные живут в лесу (показываю), а домашние животные - рядом с
человеком дома или на ферме» (рис. 5).
Упражнение в презентации на развитие мыслительной операции:
обобщение «Назови одним словом» (рис. 6,7). Задание: «Девочка просит
назвать, что изображено на картинке? (машина, пирамидка, мяч, уточка).
Как можно назвать одним словом? (игрушки)».
Общая и мелкая моторика
У детей с ЗПР нарушена общая и мелкая моторика (недостаточная
координация движений, двигательная расторможенность и т.д.).
Рисунок 7.
Когда ребенок называет
обобщающее слово ИГРУШКИ,
фон становится ярче
Рисунок 5.
Игра «Дикие и домашние животные»
Рисунок 6.
Упражнение «Назови одним
словом»
При работе с ИКТ развивается качество и дифференцированность
движений,
мелкая
моторика
пальцев
рук,
при
в ы п ол н е н и и
физкультминуток
и пальчиковых гимнастик под музыку Е. Железновой
(рис. 8) и др.
Используя ИКТ на индивидуальных и групповых занятиях, педагог
реализует
полисенсорный
подход
в
обучении
детей
с
задержкой
психического
развития,
так
как
участвуют
все
основные
сенсорные
системы
–
визуальная
(анимация,
яркие
картинки,
видеоматериалы),
слуховая
(комментарии
педагога,
аудиозаписи),
кинестетическая
(передвижение
различных
объектов,
пальчиковые
и
двигательные
гимнастики).
Вследствие
этого
повышается
результативно сть
коррекционно-развивающего процесса.
Благодаря наглядности и интерактивности, дети охотнее вовлекаются
в активную работу. У дошкольников повышается концентрация внимания,
улучшается понимание и запоминание материала, обостряется восприятие.
На сегодняшний день педагогу доступен довольно обширный выбор
информационно-коммуникативных
технологий.
Я,
в
своей
практике
использую компьютер, ноутбук, мультимедийный проектор,
интернет,
принтер, сканер, магнитофон, фотоаппарат, видеокамеру.
Рисунок 8.
Музыкально-двигательная разминка
"Вышла курочка гулять"
Применяя информационно-коммуникативные средства в
коррекционно-логопедической работе, хочется отметить ряд
достоинств:
•
улучшение уровня комфортности обучения;
•
преподнесение информации в доступной форме;
•
активизирование познавательной деятельности;
•
повышение
интереса,
активности
и
инициативности
на
занятиях;
•
стимулирование
речевой
активности
детей,
активизации
словарного запаса;
•
повышение объема выполняемой работы на занятиях;
•
развитие информационного мышления дошкольников;
•
привлечение
внимания
детей
разнообразной
наглядностью
(звуком, движением, анимацией);
•
обеспечение индивидуально - дифференцированного подхода к
обучению;
•
использование игровых моментов в обучении.
Таким
образом,
необходимость
использования
информационно-
коммуникативных
технологий
в
коррекционно-логопедической
работе
бесспорно. Для детей дошкольного возраста
с задержкой психического
развития ИКТ - помощник в повышении активности, инициативности на
занятиях и является одним из способов увеличения объема восприятия за
счет многообразия наглядности.