Напоминание

"Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития"


Автор: Харлан Ольга Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 2"
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: статья
Тема: "Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с детьми

дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Мы

живем

в

XXI

веке,

в

условиях

стремительного

роста

информационного потока, развития новых информационных технологий.

Компьютеризация

проникла

практически

во

все

сферы

жизни

и

деятельности современного человека. Поэтому внедрение компьютерных

технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии

современного информационного мира в целом.

Информационно

-

коммуникационные

технологии

в

образовании (ИКТ) -

это

комплекс

учебно-методических

материалов,

технических

и

инструментальных

средств

вычислительной

техники

в

учебном

проце сс е,

формах

и

методах

их

применения

д л я

совершенствования деятельности специалистов учреждений образования

(администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования

(развития, диагностики, коррекции) детей.

В

своей

работе

с

детьми

дошкольного

возраста

с

задержкой

психического

развития

из-за

возрастных

особенностей

и

особенностей

структуры,

имеющихся

у

них

нарушений,

применение

ИКТ

позволяет

сделать

их

обучение

более

эффективным,

способствующим

их

максимальному развитию.

Рассмотрим

связь

особенностей

развития

детей

дошкольного

возраста с задержкой психического развития (далее ЗПР) с возможностями

информационно-коммуникативных технологий .

Внимание

У

дошкольников

с

ЗПР

нарушено

вним ание (неустойчивая

концентрация на объекте, сниженная способность переключать внимание с

одного вида деятельности на другой, повышенная отвлекаемость).

На

занятиях

с

использованием

ИКТ

дети более

внимательны,

сосредоточены,

так

как

информация

для

них

понятна,

интересна,

многогранна.

Вследствие

этого

у

них

активизируются

все

процессы

внимания.

Предлагаю в качестве примера игру на внимание «Звери в лесу»

(рис.1), которая представлена на сайте детских онлайн игр «Играемся».

Задание:

«Присмотрись

повнимательнее

и

найди

всех

зверей,

которые

спрятались в лесу».

Память

У

детей

с

ЗПР

нарушена

память (снижен

объем

запоминания,

неточности и трудности воспроизведения).

Материал запоминается и воспроизводится

детьми при работе с

ИКТ намного эффективнее, прочнее, так как задействованы все каналы

восприятия.

Благодаря

чему

развиваются

зрительная,

слуховая,

двигательная память.

Например: Показ видео (рис. 2) на занятиях по лексической теме

«Домашние животные и их детеныши».

Рисунок 1.

Игра «Звери в лесу»

Рисунок 2.

Мультфильм «Домашние животные и их

дети- Как говорят животные»

Игра

в

презентации

на

развитие

памяти «Кто

улетел?»

по

лексической

теме

«Насекомые»

(рис.

3,4).

Задание:

«Посмотри

внимательно

на

картинку,

запомните

насекомых.

Закрой

глаза.

Открой

глаза и назови кто улетел».

Мышление и речь

У дошкольников с ЗПР нарушено мышление (отставание в развитии

наглядно-действенного, наглядно - образного и словесно - логического

мышления,

недостаточный

уровень

сформированности

мыслительных

операций: анализа, синтеза,

сравнения, обобщения, классификации), а

также беден словарный запас.

При использовании разнообразных игровых заданий и обучающих игр

на

компьютере,

например

таких

как

«Дикие

и

домашние

животные»,

«Назови

одним

словом»,

«Найди

отличия»

у

детей

развиваются

мыслительные

операции,

так

как

они

упражняются

в

группировке,

в

обобщении, нахождении сходных или различных черт у объектов.

Повышается работоспособность, инициативность детей на занятиях

во время использования ИКТ за счет разнообразной наглядности (анимации,

звука, движения) и игровых методов.

Игра на развитие мыслительной операции - классификация «Дикие

и

домашние

животные»,

представлена

на

сайт

детских

онлайн

игр

Рисунок 3.

Ребенок рассматривает

изображения насекомых,

называет и запоминает их.

Рисунок 4.

Ребенок вспоминает, кто улетел и

называет насекомого.

«Играемся».

Задание:

«Животные,

как

и

люди,

очень

любят

дружить!

Поэтому, когда на ферме забыли запереть ворота, зверьки тут же побежали

встречаться со своими лесными друзьями. Но ведь скоро ночь, и всем пора

по

домам.

Тебе

предстоит

помочь

зверям

найти

дорогу

домой:

дикие

животные живут в лесу (показываю), а домашние животные - рядом с

человеком дома или на ферме» (рис. 5).

Упражнение в презентации на развитие мыслительной операции:

обобщение «Назови одним словом» (рис. 6,7). Задание: «Девочка просит

назвать, что изображено на картинке? (машина, пирамидка, мяч, уточка).

Как можно назвать одним словом? (игрушки)».

Общая и мелкая моторика

У детей с ЗПР нарушена общая и мелкая моторика (недостаточная

координация движений, двигательная расторможенность и т.д.).

Рисунок 7.

Когда ребенок называет

обобщающее слово ИГРУШКИ,

фон становится ярче

Рисунок 5.

Игра «Дикие и домашние животные»

Рисунок 6.

Упражнение «Назови одним

словом»

При работе с ИКТ развивается качество и дифференцированность

движений,

мелкая

моторика

пальцев

рук,

при

в ы п ол н е н и и

физкультминуток

и пальчиковых гимнастик под музыку Е. Железновой

(рис. 8) и др.

Используя ИКТ на индивидуальных и групповых занятиях, педагог

реализует

полисенсорный

подход

в

обучении

детей

с

задержкой

психического

развития,

так

как

участвуют

все

основные

сенсорные

системы

визуальная

(анимация,

яркие

картинки,

видеоматериалы),

слуховая

(комментарии

педагога,

аудиозаписи),

кинестетическая

(передвижение

различных

объектов,

пальчиковые

и

двигательные

гимнастики).

Вследствие

этого

повышается

результативно сть

коррекционно-развивающего процесса.

Благодаря наглядности и интерактивности, дети охотнее вовлекаются

в активную работу. У дошкольников повышается концентрация внимания,

улучшается понимание и запоминание материала, обостряется восприятие.

На сегодняшний день педагогу доступен довольно обширный выбор

информационно-коммуникативных

технологий.

Я,

в

своей

практике

использую компьютер, ноутбук, мультимедийный проектор,

интернет,

принтер, сканер, магнитофон, фотоаппарат, видеокамеру.

Рисунок 8.

Музыкально-двигательная разминка

"Вышла курочка гулять"

Применяя информационно-коммуникативные средства в

коррекционно-логопедической работе, хочется отметить ряд

достоинств:

улучшение уровня комфортности обучения;

преподнесение информации в доступной форме;

активизирование познавательной деятельности;

повышение

интереса,

активности

и

инициативности

на

занятиях;

стимулирование

речевой

активности

детей,

активизации

словарного запаса;

повышение объема выполняемой работы на занятиях;

развитие информационного мышления дошкольников;

привлечение

внимания

детей

разнообразной

наглядностью

(звуком, движением, анимацией);

обеспечение индивидуально - дифференцированного подхода к

обучению;

использование игровых моментов в обучении.

Таким

образом,

необходимость

использования

информационно-

коммуникативных

технологий

в

коррекционно-логопедической

работе

бесспорно. Для детей дошкольного возраста

с задержкой психического

развития ИКТ - помощник в повышении активности, инициативности на

занятиях и является одним из способов увеличения объема восприятия за

счет многообразия наглядности.



В раздел образования