Автор: Кузнецов Олег Юрьевич
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МАОУ "Школа №55"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Об объективности оценивания обучающихся физике
Раздел: среднее образование
Об объективности оценивания обучающихся физике
Кузнецов О.Ю., учитель физики, МАОУ «Школа№55», г. Нижний Новгород
Различные методы обучения предполагают проверку знаний учащихся,
оценку
характера
их
деятельности,
коррекцию
этой
деятельности.
Целью
проверки и оценки знаний учащихся является обеспечение качества их знаний и
уровня их развития. Актуальность предлагаемой темы статьи вызвана тем,
что создание условий, позволяющих в рамках образовательных учреждений
решать специальные задачи развития, обеспечивает возможность формирования
самостоятельного
человека,
способного
жить
в
современном
обществе.
В
педагогической литературе довольно хорошо представлен набор компетенций,
относящихся к школьному образованию и высшему образованию, результатом
которого станет подготовка компетентного выпускника в широком смысле этого
понятия: человека знающего, умеющего, активного и самодостаточного. Цель
написания статьи в обобщении и дополнении сведений о методах оценивания
знаний учащихся на современном этапе обучения на примерах преподавания
такому предмету как физика в средней школе.
Функции оценки, как известно, не ограничиваются только констатацией уровня
обученности.
Оценка
знаний
в
нашей
отечественной
школе
не
оставалась
неизменной. В настоящее время используется пятибалльная система. Оценка -
одно
из
действенных
средств,
находящихся
в
распоряжении
педагога,
стимулирования
учения,
положительной
мотивации,
влияния
на
личность.
Именно
под
влиянием
объективного
оценивания
у
школьников
создается
адекватная
самооценка,
критическое
отношение
к
своим
успехам.
Поэтому
значимость
оценки,
разнообразие
ее
функций
требуют
поиска
таких
показателей,
которые
отражали
бы
все
стороны
учебной
деятельности
школьников
и
обеспечивали
их
выявление.
С
этой
точки
зрения
ныне
действующая система оценивания знаний, умений требует пересмотра с целью
повышения ее диагностической значимости и объективности. Отметка (балл)
является
результатом
процесса
оценивания,
деятельности
или
действия
оценивания, их условно-формальным отражением. Отождествление оценки и
отметки с психологической точки зрения будет равносильно отождествлению
процесса решения задачи его результату. На основе оценки может появиться
отметка
как
ее
формально-логический
результат.
Важнейшими
принципами
контроля результатов обучения учащихся как одного из главных компонентов
качества образования являются: объективность, систематичность, наглядность.
В целом же, хотя оценка и должна быть объективной, по своей природе она
всегда
субъективна.
В
последнее
время
вместо
традиционного
понятия
«контроль», все чаще стали использовать понятие мониторинг. Мониторинг -
это
непрерывные
контролирующие
действия
в
системе
«педагог
-
обучающийся»,
позволяющие
наблюдать
(и
корректировать
по
мере
необходимости) продвижение ученика от незнания к знанию. Мониторинг - это
регулярное
отслеживание
качества
усвоения
знаний
и
умений
в
учебном
процессе. Специфический метод проверки и оценки знаний - экзамены, которые
являются и средством государственного контроля
работы образовательных
учреждений. Сейчас применяются государственная итоговая аттестация (ГИА),
в том числе и в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ).
В настоящее время есть острая необходимость выявления основы рейтинговой
системы
оценки
как
средства
развития
самооценки
старшеклассника
в
педагогическом
пространстве
общеобразовательного
учреждения.
Основным
условием при выборе методов измерения и оценивания компетенций учащихся
является возможность с их помощью осуществлять многомерные измерения,
проводить
комплексное
оценивание,
определять
интегрированные
качества
личности.
Традиционные
методы контроля -
устный опрос, письменный контроль,
диктант,
зачет,
самостоятельная
работа,
контрольная
работа,
практическая
работа,
лабораторная
работа,
тест.
Имеют
место
также
и
нетрадиционные
методы контроля.
Поскольку
существующие
системы
оценок
не
удовлетворяют
ученых
практиков, идет поиск других систем оценивания.
Кроме традиционных методов контроля (педагогических тестов, ЕГЭ,
ГИА),
предлагаются
новые:
кейс-измерители,
проекты,
портфолио,
катанотесты,
контекстные
задачи.
Одной
из
перспективных
систем
оценивания
является
рейтинговая
система.
Главное
в
ней
составляет
разработка
диагностических
целей
обучения,
описание
уровней
усвоения
знаний и инструментарий подсчета баллов по балльной системе отметок.
Кейс - это пакет заданий, индивидуальных или групповых, они очерчивают
реальную проблему, которая не имеет единственного и очевидного решения.
Для
поисков
оригинального
выхода
ученик
должен
проанализировать
проблемную ситуацию, используя знания по изучаемому предмету, предложить
решения и обосновать выбор именно этих вариантов.
Кейсы имеют сходство с задачами или упражнениями, однако они имеют и ряд
принципиальных отличительных особенностей: помогают приобрести целый
ряд практических навыков, учат решать сложные структурированные проблемы.
Задачи имеют одно решение и один путь, приводящий к этому решению. Кейс-
метод учит решать сложные не структурированные проблемы, которые нельзя
решить аналитическим способом.
К современным методам оценивания относится проект. С позиций учителя
проект это задание, сформулированное в виде проблемы, это целенаправленная
деятельность учащихся, это результат их деятельности как найденный ими
способ
решения
проблемы,
это
средство
развития,
обучения
и
воспитания
учащихся. С точки зрения обучающихся проект это возможность сделать что-то
интересное самостоятельно и это деятельность, позволяющая проявить себя,
показать достигнутый результат.
Портфолио как метод оценки личностных достижений школьников, в последнее
время довольно распространен. Портфолио позволяет учитывать результаты,
достигнутые
учеником
в
разнообразных
видах
деятельности
-
учебной,
творческой,
социальной,
коммуникативной
и
других,
и
является
важным
элементом
практико-ориентированного,
деятельностного
подхода
к
образованию.
Следующим методом оценивания является катанотест. Известно, что обычный
тест содержит задания закрытого типа (часть А - нужно выбрать только один
номер правильного ответа) и открытого типа (часть В - расчетные задачи,
цепочки
превращений,
нужно
найти
ответ
самостоятельно
в
виде
числа,
формулы или набора их - до 15 знаков - и записать его без пробелов в окошках
бланка).
Задания
в
тесте
соответствуют
5
уровням
сложности
в
порядке
возрастания.
Один из современных методов оценивания знаний - контекстная задача. Это
задача
мотивационного
характера,
в
условии
которой
описана
конкретная
жизненная ситуация, коррелирующая с имеющимся социокультурным опытом
учащихся, неизвестным требованием задачи является анализ, осмысление и
объяснение этой ситуации или выбор способа действия в ней, а результатом
решения
задачи
является
встреча
с
учебной
проблемой
и
осознание
ее
личностной значимости. Перспектива дальнейшего исследования видится в том,
чтобы выявить возможности рассмотренных методов для развития самооценки
учащихся. Применение описанных методов придаёт урокам привлекательность,
является одним из способов развития познавательных интересов и творческих
способностей учащихся, активизирует их мыслительную деятельность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Алексеев
Н.
Г.
Проектирование
и
рефлексивное
мышление
//
Развитие
личности. 2002. № 2.
2. Бобиенко О. М., Сафина З. Н. Компетентностно- ориентированный подход в
образовании. Казань: Изд. Центр. Академии управления «ТИСБИ», 2004.
3.
Лернер
И.Я.
Качества
знаний
учащихся.
Какими
они
должны
быть?
М.:Знание, 1978.
4. Мониторинг качества подготовки специалистов в НГПУ: Нижегор.гос.ун-т;
под ред. Е.Н.Перевозчиковой.-Н.Новгород: НГПУ, 2006.
5.
Селевко
Г.
К.
Педагогические
технологии
на
основе
активизации,
интенсификации
и
эффективного
управления
УВП.
М.:
НИИ
школьных
технологий, 2005.