Напоминание

Об объективности оценивания обучающихся физике


Автор: Кузнецов Олег Юрьевич
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МАОУ "Школа №55"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Об объективности оценивания обучающихся физике
Раздел: среднее образование





Назад




Об объективности оценивания обучающихся физике

Кузнецов О.Ю., учитель физики, МАОУ «Школа№55», г. Нижний Новгород

Различные методы обучения предполагают проверку знаний учащихся,

оценку

характера

их

деятельности,

коррекцию

этой

деятельности.

Целью

проверки и оценки знаний учащихся является обеспечение качества их знаний и

уровня их развития. Актуальность предлагаемой темы статьи вызвана тем,

что создание условий, позволяющих в рамках образовательных учреждений

решать специальные задачи развития, обеспечивает возможность формирования

самостоятельного

человека,

способного

жить

в

современном

обществе.

В

педагогической литературе довольно хорошо представлен набор компетенций,

относящихся к школьному образованию и высшему образованию, результатом

которого станет подготовка компетентного выпускника в широком смысле этого

понятия: человека знающего, умеющего, активного и самодостаточного. Цель

написания статьи в обобщении и дополнении сведений о методах оценивания

знаний учащихся на современном этапе обучения на примерах преподавания

такому предмету как физика в средней школе.

Функции оценки, как известно, не ограничиваются только констатацией уровня

обученности.

Оценка

знаний

в

нашей

отечественной

школе

не

оставалась

неизменной. В настоящее время используется пятибалльная система. Оценка -

одно

из

действенных

средств,

находящихся

в

распоряжении

педагога,

стимулирования

учения,

положительной

мотивации,

влияния

на

личность.

Именно

под

влиянием

объективного

оценивания

у

школьников

создается

адекватная

самооценка,

критическое

отношение

к

своим

успехам.

Поэтому

значимость

оценки,

разнообразие

ее

функций

требуют

поиска

таких

показателей,

которые

отражали

бы

все

стороны

учебной

деятельности

школьников

и

обеспечивали

их

выявление.

С

этой

точки

зрения

ныне

действующая система оценивания знаний, умений требует пересмотра с целью

повышения ее диагностической значимости и объективности. Отметка (балл)

является

результатом

процесса

оценивания,

деятельности

или

действия

оценивания, их условно-формальным отражением. Отождествление оценки и

отметки с психологической точки зрения будет равносильно отождествлению

процесса решения задачи его результату. На основе оценки может появиться

отметка

как

ее

формально-логический

результат.

Важнейшими

принципами

контроля результатов обучения учащихся как одного из главных компонентов

качества образования являются: объективность, систематичность, наглядность.

В целом же, хотя оценка и должна быть объективной, по своей природе она

всегда

субъективна.

В

последнее

время

вместо

традиционного

понятия

«контроль», все чаще стали использовать понятие мониторинг. Мониторинг -

это

непрерывные

контролирующие

действия

в

системе

«педагог

-

обучающийся»,

позволяющие

наблюдать

корректировать

по

мере

необходимости) продвижение ученика от незнания к знанию. Мониторинг - это

регулярное

отслеживание

качества

усвоения

знаний

и

умений

в

учебном

процессе. Специфический метод проверки и оценки знаний - экзамены, которые

являются и средством государственного контроля

работы образовательных

учреждений. Сейчас применяются государственная итоговая аттестация (ГИА),

в том числе и в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ).

В настоящее время есть острая необходимость выявления основы рейтинговой

системы

оценки

как

средства

развития

самооценки

старшеклассника

в

педагогическом

пространстве

общеобразовательного

учреждения.

Основным

условием при выборе методов измерения и оценивания компетенций учащихся

является возможность с их помощью осуществлять многомерные измерения,

проводить

комплексное

оценивание,

определять

интегрированные

качества

личности.

Традиционные

методы контроля -

устный опрос, письменный контроль,

диктант,

зачет,

самостоятельная

работа,

контрольная

работа,

практическая

работа,

лабораторная

работа,

тест.

Имеют

место

также

и

нетрадиционные

методы контроля.

Поскольку

существующие

системы

оценок

не

удовлетворяют

ученых

практиков, идет поиск других систем оценивания.

Кроме традиционных методов контроля (педагогических тестов, ЕГЭ,

ГИА),

предлагаются

новые:

кейс-измерители,

проекты,

портфолио,

катанотесты,

контекстные

задачи.

Одной

из

перспективных

систем

оценивания

является

рейтинговая

система.

Главное

в

ней

составляет

разработка

диагностических

целей

обучения,

описание

уровней

усвоения

знаний и инструментарий подсчета баллов по балльной системе отметок.

Кейс - это пакет заданий, индивидуальных или групповых, они очерчивают

реальную проблему, которая не имеет единственного и очевидного решения.

Для

поисков

оригинального

выхода

ученик

должен

проанализировать

проблемную ситуацию, используя знания по изучаемому предмету, предложить

решения и обосновать выбор именно этих вариантов.

Кейсы имеют сходство с задачами или упражнениями, однако они имеют и ряд

принципиальных отличительных особенностей: помогают приобрести целый

ряд практических навыков, учат решать сложные структурированные проблемы.

Задачи имеют одно решение и один путь, приводящий к этому решению. Кейс-

метод учит решать сложные не структурированные проблемы, которые нельзя

решить аналитическим способом.

К современным методам оценивания относится проект. С позиций учителя

проект это задание, сформулированное в виде проблемы, это целенаправленная

деятельность учащихся, это результат их деятельности как найденный ими

способ

решения

проблемы,

это

средство

развития,

обучения

и

воспитания

учащихся. С точки зрения обучающихся проект это возможность сделать что-то

интересное самостоятельно и это деятельность, позволяющая проявить себя,

показать достигнутый результат.

Портфолио как метод оценки личностных достижений школьников, в последнее

время довольно распространен. Портфолио позволяет учитывать результаты,

достигнутые

учеником

в

разнообразных

видах

деятельности

-

учебной,

творческой,

социальной,

коммуникативной

и

других,

и

является

важным

элементом

практико-ориентированного,

деятельностного

подхода

к

образованию.

Следующим методом оценивания является катанотест. Известно, что обычный

тест содержит задания закрытого типа (часть А - нужно выбрать только один

номер правильного ответа) и открытого типа (часть В - расчетные задачи,

цепочки

превращений,

нужно

найти

ответ

самостоятельно

в

виде

числа,

формулы или набора их - до 15 знаков - и записать его без пробелов в окошках

бланка).

Задания

в

тесте

соответствуют

5

уровням

сложности

в

порядке

возрастания.

Один из современных методов оценивания знаний - контекстная задача. Это

задача

мотивационного

характера,

в

условии

которой

описана

конкретная

жизненная ситуация, коррелирующая с имеющимся социокультурным опытом

учащихся, неизвестным требованием задачи является анализ, осмысление и

объяснение этой ситуации или выбор способа действия в ней, а результатом

решения

задачи

является

встреча

с

учебной

проблемой

и

осознание

ее

личностной значимости. Перспектива дальнейшего исследования видится в том,

чтобы выявить возможности рассмотренных методов для развития самооценки

учащихся. Применение описанных методов придаёт урокам привлекательность,

является одним из способов развития познавательных интересов и творческих

способностей учащихся, активизирует их мыслительную деятельность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Алексеев

Н.

Г.

Проектирование

и

рефлексивное

мышление

//

Развитие

личности. 2002. № 2.

2. Бобиенко О. М., Сафина З. Н. Компетентностно- ориентированный подход в

образовании. Казань: Изд. Центр. Академии управления «ТИСБИ», 2004.

3.

Лернер

И.Я.

Качества

знаний

учащихся.

Какими

они

должны

быть?

М.:Знание, 1978.

4. Мониторинг качества подготовки специалистов в НГПУ: Нижегор.гос.ун-т;

под ред. Е.Н.Перевозчиковой.-Н.Новгород: НГПУ, 2006.

5.

Селевко

Г.

К.

Педагогические

технологии

на

основе

активизации,

интенсификации

и

эффективного

управления

УВП.

М.:

НИИ

школьных

технологий, 2005.



В раздел образования