Напоминание

Гендерное воспитание дошкольников.


Автор: Нерякшева Ольга Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №3 города Белово
Населённый пункт: город Белово, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Гендерное воспитание дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Гендерное воспитание дошкольников.

В

настоящее

время

ученые

предлагают

в

воспитании

детей

обращать

внимание не только на возрастные особенности, но и на их пол. В связи с

этим

разработана

новая

технология

воспитания

дошкольников

с

учетом

гендерных особенностей детей раннего и дошкольного возраста.

Под гендерным воспитанием понимается развитие у детей определенных

понятий, норм поведения ассоциирующихся с мужским или женским полом в

рамках определенной культуры.

Научно доказано, что в возрасте 2-3 лет ребенок начинает понимать, к какому

полу он относится. Ребенок понимает, что он либо мальчик, либо девочка и

обозначает себя соответствующим образом.

В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Дети

понимают, что девочки становятся женщинами, а мальчики – мужчинами, и

эта принадлежность к полу не измениться в зависимости от ситуации или

личных желаний ребенка.

Поэтому

гендерное

направление

в

воспитании

детей

дает

возможность

формировать в детях качество мужественности и женственности. Готовность

к

выполнению

в

будущем

соответствующих

полу

социальных

ролей,

воспитывает культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками.

В настоящее время в дошкольных и школьных образовательных учреждениях

обучение и воспитание строится по принципу равенства полов. В итоге это

способствует

развитию

равноправных

отношений

между

мужчинами

и

женщинами. Это замечательно.

Но с другой стороны, следует помнить, что развитие мальчиков и девочек

протекает по-разному. Учеными накоплен ряд интересных фактов различия

мальчиков и девочек в формировании и развитии моторики, зрительного

восприятия,

речи. По-разному происходит и поло ролевая идентификация.

Причиной этих различий являются как биологические, так и социальные

факторы.

Большинство тех, с кем ребенок сталкивается в процессе своего воспитания, -

женщины (воспитатели детского сада, врачи, учителя). Поэтому мальчики

гораздо

меньше

знают

о

поведении,

соответствующем

мужской

половой

роли, чем женской. Это приводит к тому, что мальчик вынужден строить свою

половую идентичность преимущественно на негативном основании: не быть

похожим на девочек, не участвовать в женских видах деятельности. Взрослые

не столько поощряют «мужское» поведение, сколько осуждают «немужское»

(«тебе плакать стыдно, ты не девочка»). Это объясняет, почему у девочек

поло ролевая идентификация является непрерывным и менее конфликтным

процессом, чем у мальчиков.

Несомненно,

для

развития

личности

ребенка

необходима

здоровая

психологическая

атмосфера

в

семье.

Ее

отсутствие

сказывается

неблагоприятно

на

формировании

личности

и

в

частности

на

половой

идентификации ребенка. Личностные качества родителей также играют здесь

немаловажную роль. Так же как и наличие у ребенка полной семьи.

Исследователями установлено, что наиболее выраженная идентификация с

родителем того или иного пола у мальчиков происходит в возрасте 5-7 лет, а у

девочек — в возрасте 3-8 лет. Успешность идентификации во многом зависит

от

компетентности

и

престижности

родителя

того

или

иного

пола

в

представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена

прародительской семьи (дедушки для мальчиков и бабушки для девочек).

Очень

часто

в

иерархии

семьи

современного

типа

мать

занимает

главенствующую

позицию,

и

как

следствие

отсутствие

стабильности

в

занимаемых гендерных позициях. Поэтому ребёнок часто не осознаёт роли,

отведённой его полу.

У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдается развитие «женских»

черт

характера,

таких

как

излишняя

мягкость.

Женщина

для

мальчика

выступает в роли авторитета, защитника и командира. Тесная эмоциональная

близость мальчика со своей матерью в период дошкольного детства влияет на

его

отношения

со

сверстниками,

иногда

даже

осложняя

их,

а

сильный

материнский

гнёт

может

в

дальнейшем

стимулировать

неправильное

увлечение ребёнка.

Девочки легче адаптируются к разным жизненным ситуациям: они менее

чувствительны, чем мальчики в этом возрасте и полностью копируют своих

мам, бабушек, но при этом также не всегда знают, как вести себя и как

строить

отношения

с

представителями

противоположного

пола.

У

разведённых родителей дочери перенимают критическое отношение матери к

ушедшему от них отцу и к мужскому полу вообще.

Не однозначно и влияние отцов. Слишком строгий и требовательный отец,

которому ребёнок никак не может угодить, подрывает его самоуважение.

Было установлено, что роль отцов в усвоении ребёнком половой роли может

быть особо значимой — они в большей степени, чем матери приучают детей

к соответствующим ролям, подкрепляя развитие женственности у дочерей и

мужественности

у

сыновей.

Мальчики,

фактически

с

момента

своего

рождения, живущие без отца, ориентируются в мужских занятиях больше на

взаимодействие с воображаемым отцом.

Дети

не

приемлют

в

своём

обществе

других

детей,

чье

поведение

не

соответствует

поло

ролевой

идентификации.

Так

женственных

мальчиков

отвергают

мальчики,

но

охотно

принимают

девочки,

и

наоборот

мускульных

девочек

отталкивают

девочки,

но

принимают

мальчики.

Некоторые исследователи считают, что решающую роль в формировании

образа, идеальной модели поведения играет не идентификация или желание

уподобиться некоему образцу, а эмоциональный дефицит. То есть ребёнка

привлекает пол того значимого лица, от которого он был в детстве отчуждён.

Таким образом, в современных условиях процесс становления гендерной

идентичности для мальчиков проходит довольно проблематично и поэтому в

с е м е й н ом

в о с п и т а н и и

н е о бход и м о

у ч и т ы ват ь

и

п р и м е н я т ь

дифференцированные формы воспитания девочек и мальчиков с учетом их

различий.



В раздел образования