Автор: Нерякшева Ольга Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №3 города Белово
Населённый пункт: город Белово, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Гендерное воспитание дошкольников.
Раздел: дошкольное образование
Гендерное воспитание дошкольников.
В
настоящее
время
ученые
предлагают
в
воспитании
детей
обращать
внимание не только на возрастные особенности, но и на их пол. В связи с
этим
разработана
новая
технология
воспитания
дошкольников
с
учетом
гендерных особенностей детей раннего и дошкольного возраста.
Под гендерным воспитанием понимается развитие у детей определенных
понятий, норм поведения ассоциирующихся с мужским или женским полом в
рамках определенной культуры.
Научно доказано, что в возрасте 2-3 лет ребенок начинает понимать, к какому
полу он относится. Ребенок понимает, что он либо мальчик, либо девочка и
обозначает себя соответствующим образом.
В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Дети
понимают, что девочки становятся женщинами, а мальчики – мужчинами, и
эта принадлежность к полу не измениться в зависимости от ситуации или
личных желаний ребенка.
Поэтому
гендерное
направление
в
воспитании
детей
дает
возможность
формировать в детях качество мужественности и женственности. Готовность
к
выполнению
в
будущем
соответствующих
полу
социальных
ролей,
воспитывает культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками.
В настоящее время в дошкольных и школьных образовательных учреждениях
обучение и воспитание строится по принципу равенства полов. В итоге это
способствует
развитию
равноправных
отношений
между
мужчинами
и
женщинами. Это замечательно.
Но с другой стороны, следует помнить, что развитие мальчиков и девочек
протекает по-разному. Учеными накоплен ряд интересных фактов различия
мальчиков и девочек в формировании и развитии моторики, зрительного
восприятия,
речи. По-разному происходит и поло ролевая идентификация.
Причиной этих различий являются как биологические, так и социальные
факторы.
Большинство тех, с кем ребенок сталкивается в процессе своего воспитания, -
женщины (воспитатели детского сада, врачи, учителя). Поэтому мальчики
гораздо
меньше
знают
о
поведении,
соответствующем
мужской
половой
роли, чем женской. Это приводит к тому, что мальчик вынужден строить свою
половую идентичность преимущественно на негативном основании: не быть
похожим на девочек, не участвовать в женских видах деятельности. Взрослые
не столько поощряют «мужское» поведение, сколько осуждают «немужское»
(«тебе плакать стыдно, ты не девочка»). Это объясняет, почему у девочек
поло ролевая идентификация является непрерывным и менее конфликтным
процессом, чем у мальчиков.
Несомненно,
для
развития
личности
ребенка
необходима
здоровая
психологическая
атмосфера
в
семье.
Ее
отсутствие
сказывается
неблагоприятно
на
формировании
личности
и
в
частности
на
половой
идентификации ребенка. Личностные качества родителей также играют здесь
немаловажную роль. Так же как и наличие у ребенка полной семьи.
Исследователями установлено, что наиболее выраженная идентификация с
родителем того или иного пола у мальчиков происходит в возрасте 5-7 лет, а у
девочек — в возрасте 3-8 лет. Успешность идентификации во многом зависит
от
компетентности
и
престижности
родителя
того
или
иного
пола
в
представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена
прародительской семьи (дедушки для мальчиков и бабушки для девочек).
Очень
часто
в
иерархии
семьи
современного
типа
мать
занимает
главенствующую
позицию,
и
как
следствие
отсутствие
стабильности
в
занимаемых гендерных позициях. Поэтому ребёнок часто не осознаёт роли,
отведённой его полу.
У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдается развитие «женских»
черт
характера,
таких
как
излишняя
мягкость.
Женщина
для
мальчика
выступает в роли авторитета, защитника и командира. Тесная эмоциональная
близость мальчика со своей матерью в период дошкольного детства влияет на
его
отношения
со
сверстниками,
иногда
даже
осложняя
их,
а
сильный
материнский
гнёт
может
в
дальнейшем
стимулировать
неправильное
увлечение ребёнка.
Девочки легче адаптируются к разным жизненным ситуациям: они менее
чувствительны, чем мальчики в этом возрасте и полностью копируют своих
мам, бабушек, но при этом также не всегда знают, как вести себя и как
строить
отношения
с
представителями
противоположного
пола.
У
разведённых родителей дочери перенимают критическое отношение матери к
ушедшему от них отцу и к мужскому полу вообще.
Не однозначно и влияние отцов. Слишком строгий и требовательный отец,
которому ребёнок никак не может угодить, подрывает его самоуважение.
Было установлено, что роль отцов в усвоении ребёнком половой роли может
быть особо значимой — они в большей степени, чем матери приучают детей
к соответствующим ролям, подкрепляя развитие женственности у дочерей и
мужественности
у
сыновей.
Мальчики,
фактически
с
момента
своего
рождения, живущие без отца, ориентируются в мужских занятиях больше на
взаимодействие с воображаемым отцом.
Дети
не
приемлют
в
своём
обществе
других
детей,
чье
поведение
не
соответствует
поло
ролевой
идентификации.
Так
женственных
мальчиков
отвергают
мальчики,
но
охотно
принимают
девочки,
и
наоборот
—
мускульных
девочек
отталкивают
девочки,
но
принимают
мальчики.
Некоторые исследователи считают, что решающую роль в формировании
образа, идеальной модели поведения играет не идентификация или желание
уподобиться некоему образцу, а эмоциональный дефицит. То есть ребёнка
привлекает пол того значимого лица, от которого он был в детстве отчуждён.
Таким образом, в современных условиях процесс становления гендерной
идентичности для мальчиков проходит довольно проблематично и поэтому в
с е м е й н ом
в о с п и т а н и и
н е о бход и м о
у ч и т ы ват ь
и
п р и м е н я т ь
дифференцированные формы воспитания девочек и мальчиков с учетом их
различий.