Напоминание

"Патриотическое воспитание"


Автор: Горбачева Раиса Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Детский сад "Теремок"
Населённый пункт: Новосибирская обл., Купинский район село Рождественка
Наименование материала: статья
Тема: "Патриотическое воспитание"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Патриотическое воспитание»

В настоящее время происходят большие изменения в обществе, ушли в

небытие прежние нравственные идеалы. Люди разучились любить свою

Родину, утратили чувство гордости за достижения нашей страны в мировом

обществе

.

Молодёжь уезжает из села и страны. В общественном сознании

получили широкое распространение равнодушие, пренебрежительное

отношение к гражданскому долгу и служению Родине. Современная жизнь

диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. И

этот процесс должен начинаться в дошкольном детстве

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они

малышам? Исходя из своего многолетнего опыта работы, могу дать

утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно

чувство любви к родному селу, родной природе, к своей Родине. А это и есть

начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в

процессе целенаправленного воспитания. Поэтому мы, педагоги,

работающие с детьми, должны наполнить их сердца любовью и гордостью к

тем местам, где они родились. Любовь к родному краю, к своей малой Родине

не возникает у детей сама по себе. С самого раннего возраста необходимо

целенаправленное воздействие на человека. Именно в процессе введения

дошкольников в мир культуры и истории малой Родины происходит

первоначальный процесс зарождения зачатков патриотизма и

гражданственности. Зарождаясь на любви к малой родине, патриотические

чувства, пройдя через целый ряд этапов, поднимаются до осознанной любви

к своему Отечеству.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и

взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и

семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких

людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения у ребенка к семье,

самым близким братьям, сверстникам. С детьми исследовали свою

родословную. Дошкольники с интересом принялись за задание, выяснить у

своих родителей, бабушек и дедушек, как звали их прадедов, вместе с

родителями нарисовали родословные своих семей, а потом все вместе

рассматривали у кого какая большая семья. Так возникли семейные проекты:

«Реликвии семьи», «Генеалогическое древо», «Происхождение фамилии»,

«Герб нашей семьи». Оформила выставки рисунков совместных работ

родителей и детей : «Моя мама», «Мой папа самый, самый» ,был проведен

праздник «Семья моя - мой отчим дом»,

Воспитывая у детей любовь к своему селу: провожу экскурсии по селу, в

школьный

музей,

обращаю

внимание

на

достопримечательности

села.

Знакомлю

с

названием

улиц

(Северная,

Южная,

Молодёжная,

Новая).

Рассказываю, что наше село большое и красивое, самое зелёное, знакомлю с

социальными объектами села: школа, почта, магазин, сельский совет. т.д.

Более

подробно

познакомиться

с

историей

села

позволило

совместное

занятие с родителями « Посиделки в русской избе» а также встреча с самым

пожилым человеком села Слизовской З.А. Была

организованна поисковая

деятельность. Дети расспрашивали своих родителей дедушек и бабушек, о

том

как жили раньше. Вместе с родителями ходили на экскурсии

в

школьный музей, где с интересом всё рассматривали.

Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о

том, что всё создано трудом, руками человека, что труд приносит радость,

пользу, богатство стране, должно как можно раньше зародиться в сознании

ребёнка. Я советую рассказывать родителям о своей работе, что они делают и

для чего это нужно, наблюдаем за трудом дворника ,повара. Мы живём в

сельской местности , поэтому знакомлю детей с трудом хлеборобов, кто и

как

вырастил

хлеб,

кто

испёк,

какой

ценой

достаётся

хлеб,

как

тяжело

убирать урожай в условиях непогоды, как тесно связаны в труде люди разных

специальностей. Важно чтобы ребёнок к семи годам знал эту цепочку, имел

представление о том, как хлеб появляется у него на столе. Знакомлю детей с

передовиками производства, учу детей гордиться своими односельчанами.

Прививаю любовь к труду. Для этого у нас есть огород, клумбы, зимой мини-

огород на окне. Дети с удовольствием трудятся в уголке природы, наблюдают,

экспериментируют, делают опыты.

Знания и представления о жизни и труде взрослых в нашем селе и районе

дети получают на таких занятиях как «Откуда пришёл хлеб», « Профессии

моих родителей». Это даёт детям понимание многообразия социальных

ролей выполняемых взрослыми учит проявлять любовь к труду, уважение и

любовь к людям населяющих наш район.

Наиболее эффективная форма работы по ознакомлению с малой родиной и

привития любви к родному краю - тематические прогулки, экскурсии. Ведь

непосредственное восприятие изучаемого объекта значительно острее.

Изучение родных мест начинаем со знакомства с детским садом, его

местонахождением. Используя повседневные наблюдения за тем, что

встречают на своём пути в детский сад ,замечая изменения в погоде, смену

времен года ,сезонные работы и социокультурные объекты учу детей

выделять интересное, красивое. Воспитываю у детей бережное отношение ко

всему окружающему миру: к растениям и животным.

Еще одна форма работы по патриотическому воспитанию – встречи с

интересными людьми. На день пожилых людей приглашаем ветеранов труда,

дети читают им стихи о нашем районе, о родине, поют песни, дарят подарки.

Ходим с концертами в клуб ветеранов «Полюшко» На 9мая приглашали

офицера Российской армии ,он рассказал детям о службе,о военной технике,

поучаствовал с детьми в играх-конкурсах .Каждый год бываем с детьми на

митинге, в парке у памятника-обелиска воинам-землякам ,возлагаем цветы,

а затем выступаем в сельском КДЦ с концертными номерами,

посвящёнными Дню Победы.

Невозможно привить любовь к родной земле, не познакомив с ее природными

богатствами, красотой. С растительным и животным миром нашего района. С

красотой родной природы знакомлю детей на занятиях, беседах, экскурсиях

и прогулках. Во все времена года ходим на экскурсии д в рощу, к водоёму.

При помощи родителей летом организую экскурсии в березовый колок, на

луг ,хлебное поле, в крестьянско-фермерское хозяйство. Здесь дети имеют

возможность прикоснуться ко всему живому. В группе есть гербарий с

растениями нашего края, коллекция камней, почв, глины. Дети различают

породы деревьев, растущих в нашей местности, знают обитателей дикой

природы, а так же разнообразие мира птиц. Важно, чтобы формирование

бережного отношения к природе (уход за животными, работа на огороде,

подкормка птиц, выращивание цветов и т.д.) сочеталось с воспитанием любви

к родному краю и желанием работать вместе со взрослыми благоустраивая

участок, двор, улицу.

Я считаю, что патриотическое воспитание должно носить комплексный

характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника. В этом мне

помогает метод проектов. Проектная деятельность позволяет развивать

познавательный интерес, формировать коммуникативные навыки и

нравственные качества. Участие в проекте помогает каждому ребенку

почувствовать полноправным участником событий, способствует усилению

позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность

внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность. Открываются

широкие возможности в организации совместной познавательно-поисковой,

продуктивной деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Мною

были разработаны и осуществлены с детьми и родителями проекты: «Моя

мама лучше всех», «Моя семья», «Как хлеб на стол пришёл», «Наши деды-

славные победы».

Был оформлен стенд вместе с детьми «Купинцы – герои», с использование

фотоматериалов, подборок статей из районной газеты, папки-раскладушки и

альбомы с участниками В.О.войны, проживавших на территории села. К

работе были подключены и родители и дети. Для них было задание

вспомнить близких родственников, которые были на фронте. А на празднике

в группе, посвященном Дню Победы, каждый из участников рассказывал с

большой гордостью о своем прапрадедушке. Провела конкурс чтецов и

рисунков «Война глазами детей», где с большим удовольствием приняли

участие дети всей группы вместе с родителями. Изготовили поделки своими

руками и вручили ветеранам труда и труженикам тыла.

Есть много способов и средств знакомства ребенка с культурным и

историческим наследием родного края. Я с детьми беседую, читаю

художественную литературу, рассматриваю иллюстрации и фотографии. Так

же в своей работе широко использую фольклор. Сказки передаются от

поколения к поколению. Они несут основные нравственные ценности: добро,

дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Беседую с родителями о значении

сказок, пословиц, потешек, драматизируем сказки с участием родителей .На

8 марта в Рождественском КДЦ поставили сказку Михалкова «Как старик

корову продавал», на день защиты детей «Гуси - лебеди», вместе с

музыкальным руководителем. На музыкальных занятиях поем русские

народные песни, колыбельные песни, разучиваем народные танцы

«Валенки», «Яблочко» и хороводы. Веду кружок «Юный патриот», где

детям очень интересно они с желанием работают. Цель его - дать

представления детям об особенностях жизни русского народа внутри семьи,

его лучших национальных качествах, воспитывать интерес к народному

творчеству.

По моему мнению, одно из самых выразительных и действенных средств –

это введение ребенка в мир культуры и истории малой Родины через

музейную педагогику. Непосредственное знакомство с коллекциями музеев,

подлинными историческими экспонатами оказывает огромное

эмоциональное воздействие на детей, а это неоценимо в формировании

личности. С помощью музейных предметов происходит «погружение»

ребенка в историческое прошлое и настоящее родного поселка, района.

Музейная педагогика – мощное средство вхождения старшего дошкольника в

мир культуры и истории малой Родины.

В нашем детском саду имеется мини-музей «Чудо дерево». При посещении

мини-музея дети знакомятся с предметами быта наших предков, сделанных

из дерева их названиями, предназначением, способами действия с ним. В

музее представлены различные старинные предметы: коромысло, ухват,

прялка, рубель. Детям там нравиться они с интересом всё рассматривают. В

музее проходят занятия, экскурсии, тематические выставки. В макете избы

имеются: горшки, крынки, миски, домотканые коврики, занавески,

подзоры, рушники, сундуки, русская печка, люлька. Дети не просто смотрят

на старинные вещи, но имеют возможность с ними поиграть.

Стало традицией в нашем детском саду отмечать народные праздники:

Рождество, Пасха, Масленица, где активными участниками являются не

только дети, но и родители.

Большое значение так же уделяю игре, так как она является основной

деятельностью в дошкольном возрасте. Использую игры с бытовыми,

трудовыми, общественными сюжетами: семья, детский сад, игры

драматизации по любым сказкам с использованием различных видов театра:

кукольный, пальчиковый, настольный и т. д.; народные игры: «Гуси –

лебеди», «У медведя во бору», «Два мороза» и другие. Дети очень любят

перевоплощаться в сказочных героев, используя для этого разнообразные

атрибуты и костюмы из уголка ряженья.

Знакомлю дошкольников с родной страной. Я расширяю представления

детей о значении государственных символах России. Воспитываю

уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации.

Знакомлю детей со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами

России. Формирую представления о том, что Россия – многонациональная

страна с самобытными, равноправными культурами.

Хочу отметить, что моя работа без сотрудничества с родителями не была

бы столь плодотворной. Они охотно выполняют мои просьбы,

прислушиваются к рекомендациям, пожеланиям, а в выходные дни вместе с

детьми старательно выполняют поручения, например: выучить пословицу

или подобрать картинки на определённую тему. В ходе работы я привлекала

родителей к сбору познавательного материала, пополнению экспозиций

мини-музея детского сада, к организации фотовыставок, видеосъемке

различных мероприятий, проведению совместных праздников и досугов, к

участию в реализации проектов совместно с детьми, а так же к участию в

экскурсиях и целевых прогулках. Активно участвуют в ежегодном

традиционном празднике «Мама, папа, я – спортивная семья», принимают

участие в изготовлении поделок из природного материала, в изготовлении

поделок к новому году. В акции «Помоги пернатым» сделали скворечники и

разместили их на участках детского сада. Родители активны во всех

конкурсах, выставках проводимых в детском саду. Участие родителей в

мероприятиях не остаётся без внимания. Взрослые и дети награждаются

подарками, грамотами, благодарственными письмами, сладкими призами.

Приглашаю родителей на праздники, занятия. Провожу с родителями

собрания за круглым столом в форме вопросов и ответов, беседы,

анкетирование, консультации, дни открытых дверей. Ежемесячно

обновлённая работа по преобразованию предметно-развивающей среды

оказывает благоприятное влияние на развитие творческих способностей

детей и родителей.

Через все данные формы стараюсь донести до создания, что родители и

дети- носители народной культуры.

Я считаю, что каждому человеку необходимо знать родную природу и

традиции народа, чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в

будущем, знать, что без прошлого нет будущего.

Я очень надеюсь, что проводимая мной работа поможет и в дальнейшем

детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, селу,

стране : испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру,

язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит

любоваться природой, бережно относиться к ней. Мне хочется, чтобы все мои

воспитанники выросли хорошими людьми, достойными своей страны,

своего времени. Воспитание патриотических чувств, было, есть и будет

одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина.



В раздел образования