Автор: Горбачева Раиса Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Детский сад "Теремок"
Населённый пункт: Новосибирская обл., Купинский район село Рождественка
Наименование материала: статья
Тема: "Патриотическое воспитание"
Раздел: дошкольное образование
«Патриотическое воспитание»
В настоящее время происходят большие изменения в обществе, ушли в
небытие прежние нравственные идеалы. Люди разучились любить свою
Родину, утратили чувство гордости за достижения нашей страны в мировом
обществе
.
Молодёжь уезжает из села и страны. В общественном сознании
получили широкое распространение равнодушие, пренебрежительное
отношение к гражданскому долгу и служению Родине. Современная жизнь
диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. И
этот процесс должен начинаться в дошкольном детстве
Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они
малышам? Исходя из своего многолетнего опыта работы, могу дать
утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно
чувство любви к родному селу, родной природе, к своей Родине. А это и есть
начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в
процессе целенаправленного воспитания. Поэтому мы, педагоги,
работающие с детьми, должны наполнить их сердца любовью и гордостью к
тем местам, где они родились. Любовь к родному краю, к своей малой Родине
не возникает у детей сама по себе. С самого раннего возраста необходимо
целенаправленное воздействие на человека. Именно в процессе введения
дошкольников в мир культуры и истории малой Родины происходит
первоначальный процесс зарождения зачатков патриотизма и
гражданственности. Зарождаясь на любви к малой родине, патриотические
чувства, пройдя через целый ряд этапов, поднимаются до осознанной любви
к своему Отечеству.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и
взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и
семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких
людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения у ребенка к семье,
самым близким братьям, сверстникам. С детьми исследовали свою
родословную. Дошкольники с интересом принялись за задание, выяснить у
своих родителей, бабушек и дедушек, как звали их прадедов, вместе с
родителями нарисовали родословные своих семей, а потом все вместе
рассматривали у кого какая большая семья. Так возникли семейные проекты:
«Реликвии семьи», «Генеалогическое древо», «Происхождение фамилии»,
«Герб нашей семьи». Оформила выставки рисунков совместных работ
родителей и детей : «Моя мама», «Мой папа самый, самый» ,был проведен
праздник «Семья моя - мой отчим дом»,
Воспитывая у детей любовь к своему селу: провожу экскурсии по селу, в
школьный
музей,
обращаю
внимание
на
достопримечательности
села.
Знакомлю
с
названием
улиц
(Северная,
Южная,
Молодёжная,
Новая).
Рассказываю, что наше село большое и красивое, самое зелёное, знакомлю с
социальными объектами села: школа, почта, магазин, сельский совет. т.д.
Более
подробно
познакомиться
с
историей
села
позволило
совместное
занятие с родителями « Посиделки в русской избе» а также встреча с самым
пожилым человеком села Слизовской З.А. Была
организованна поисковая
деятельность. Дети расспрашивали своих родителей дедушек и бабушек, о
том
как жили раньше. Вместе с родителями ходили на экскурсии
в
школьный музей, где с интересом всё рассматривали.
Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о
том, что всё создано трудом, руками человека, что труд приносит радость,
пользу, богатство стране, должно как можно раньше зародиться в сознании
ребёнка. Я советую рассказывать родителям о своей работе, что они делают и
для чего это нужно, наблюдаем за трудом дворника ,повара. Мы живём в
сельской местности , поэтому знакомлю детей с трудом хлеборобов, кто и
как
вырастил
хлеб,
кто
испёк,
какой
ценой
достаётся
хлеб,
как
тяжело
убирать урожай в условиях непогоды, как тесно связаны в труде люди разных
специальностей. Важно чтобы ребёнок к семи годам знал эту цепочку, имел
представление о том, как хлеб появляется у него на столе. Знакомлю детей с
передовиками производства, учу детей гордиться своими односельчанами.
Прививаю любовь к труду. Для этого у нас есть огород, клумбы, зимой мини-
огород на окне. Дети с удовольствием трудятся в уголке природы, наблюдают,
экспериментируют, делают опыты.
Знания и представления о жизни и труде взрослых в нашем селе и районе
дети получают на таких занятиях как «Откуда пришёл хлеб», « Профессии
моих родителей». Это даёт детям понимание многообразия социальных
ролей выполняемых взрослыми учит проявлять любовь к труду, уважение и
любовь к людям населяющих наш район.
Наиболее эффективная форма работы по ознакомлению с малой родиной и
привития любви к родному краю - тематические прогулки, экскурсии. Ведь
непосредственное восприятие изучаемого объекта значительно острее.
Изучение родных мест начинаем со знакомства с детским садом, его
местонахождением. Используя повседневные наблюдения за тем, что
встречают на своём пути в детский сад ,замечая изменения в погоде, смену
времен года ,сезонные работы и социокультурные объекты учу детей
выделять интересное, красивое. Воспитываю у детей бережное отношение ко
всему окружающему миру: к растениям и животным.
Еще одна форма работы по патриотическому воспитанию – встречи с
интересными людьми. На день пожилых людей приглашаем ветеранов труда,
дети читают им стихи о нашем районе, о родине, поют песни, дарят подарки.
Ходим с концертами в клуб ветеранов «Полюшко» На 9мая приглашали
офицера Российской армии ,он рассказал детям о службе,о военной технике,
поучаствовал с детьми в играх-конкурсах .Каждый год бываем с детьми на
митинге, в парке у памятника-обелиска воинам-землякам ,возлагаем цветы,
а затем выступаем в сельском КДЦ с концертными номерами,
посвящёнными Дню Победы.
Невозможно привить любовь к родной земле, не познакомив с ее природными
богатствами, красотой. С растительным и животным миром нашего района. С
красотой родной природы знакомлю детей на занятиях, беседах, экскурсиях
и прогулках. Во все времена года ходим на экскурсии д в рощу, к водоёму.
При помощи родителей летом организую экскурсии в березовый колок, на
луг ,хлебное поле, в крестьянско-фермерское хозяйство. Здесь дети имеют
возможность прикоснуться ко всему живому. В группе есть гербарий с
растениями нашего края, коллекция камней, почв, глины. Дети различают
породы деревьев, растущих в нашей местности, знают обитателей дикой
природы, а так же разнообразие мира птиц. Важно, чтобы формирование
бережного отношения к природе (уход за животными, работа на огороде,
подкормка птиц, выращивание цветов и т.д.) сочеталось с воспитанием любви
к родному краю и желанием работать вместе со взрослыми благоустраивая
участок, двор, улицу.
Я считаю, что патриотическое воспитание должно носить комплексный
характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника. В этом мне
помогает метод проектов. Проектная деятельность позволяет развивать
познавательный интерес, формировать коммуникативные навыки и
нравственные качества. Участие в проекте помогает каждому ребенку
почувствовать полноправным участником событий, способствует усилению
позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность
внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность. Открываются
широкие возможности в организации совместной познавательно-поисковой,
продуктивной деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Мною
были разработаны и осуществлены с детьми и родителями проекты: «Моя
мама лучше всех», «Моя семья», «Как хлеб на стол пришёл», «Наши деды-
славные победы».
Был оформлен стенд вместе с детьми «Купинцы – герои», с использование
фотоматериалов, подборок статей из районной газеты, папки-раскладушки и
альбомы с участниками В.О.войны, проживавших на территории села. К
работе были подключены и родители и дети. Для них было задание
вспомнить близких родственников, которые были на фронте. А на празднике
в группе, посвященном Дню Победы, каждый из участников рассказывал с
большой гордостью о своем прапрадедушке. Провела конкурс чтецов и
рисунков «Война глазами детей», где с большим удовольствием приняли
участие дети всей группы вместе с родителями. Изготовили поделки своими
руками и вручили ветеранам труда и труженикам тыла.
Есть много способов и средств знакомства ребенка с культурным и
историческим наследием родного края. Я с детьми беседую, читаю
художественную литературу, рассматриваю иллюстрации и фотографии. Так
же в своей работе широко использую фольклор. Сказки передаются от
поколения к поколению. Они несут основные нравственные ценности: добро,
дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Беседую с родителями о значении
сказок, пословиц, потешек, драматизируем сказки с участием родителей .На
8 марта в Рождественском КДЦ поставили сказку Михалкова «Как старик
корову продавал», на день защиты детей «Гуси - лебеди», вместе с
музыкальным руководителем. На музыкальных занятиях поем русские
народные песни, колыбельные песни, разучиваем народные танцы
«Валенки», «Яблочко» и хороводы. Веду кружок «Юный патриот», где
детям очень интересно они с желанием работают. Цель его - дать
представления детям об особенностях жизни русского народа внутри семьи,
его лучших национальных качествах, воспитывать интерес к народному
творчеству.
По моему мнению, одно из самых выразительных и действенных средств –
это введение ребенка в мир культуры и истории малой Родины через
музейную педагогику. Непосредственное знакомство с коллекциями музеев,
подлинными историческими экспонатами оказывает огромное
эмоциональное воздействие на детей, а это неоценимо в формировании
личности. С помощью музейных предметов происходит «погружение»
ребенка в историческое прошлое и настоящее родного поселка, района.
Музейная педагогика – мощное средство вхождения старшего дошкольника в
мир культуры и истории малой Родины.
В нашем детском саду имеется мини-музей «Чудо дерево». При посещении
мини-музея дети знакомятся с предметами быта наших предков, сделанных
из дерева их названиями, предназначением, способами действия с ним. В
музее представлены различные старинные предметы: коромысло, ухват,
прялка, рубель. Детям там нравиться они с интересом всё рассматривают. В
музее проходят занятия, экскурсии, тематические выставки. В макете избы
имеются: горшки, крынки, миски, домотканые коврики, занавески,
подзоры, рушники, сундуки, русская печка, люлька. Дети не просто смотрят
на старинные вещи, но имеют возможность с ними поиграть.
Стало традицией в нашем детском саду отмечать народные праздники:
Рождество, Пасха, Масленица, где активными участниками являются не
только дети, но и родители.
Большое значение так же уделяю игре, так как она является основной
деятельностью в дошкольном возрасте. Использую игры с бытовыми,
трудовыми, общественными сюжетами: семья, детский сад, игры
драматизации по любым сказкам с использованием различных видов театра:
кукольный, пальчиковый, настольный и т. д.; народные игры: «Гуси –
лебеди», «У медведя во бору», «Два мороза» и другие. Дети очень любят
перевоплощаться в сказочных героев, используя для этого разнообразные
атрибуты и костюмы из уголка ряженья.
Знакомлю дошкольников с родной страной. Я расширяю представления
детей о значении государственных символах России. Воспитываю
уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации.
Знакомлю детей со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами
России. Формирую представления о том, что Россия – многонациональная
страна с самобытными, равноправными культурами.
Хочу отметить, что моя работа без сотрудничества с родителями не была
бы столь плодотворной. Они охотно выполняют мои просьбы,
прислушиваются к рекомендациям, пожеланиям, а в выходные дни вместе с
детьми старательно выполняют поручения, например: выучить пословицу
или подобрать картинки на определённую тему. В ходе работы я привлекала
родителей к сбору познавательного материала, пополнению экспозиций
мини-музея детского сада, к организации фотовыставок, видеосъемке
различных мероприятий, проведению совместных праздников и досугов, к
участию в реализации проектов совместно с детьми, а так же к участию в
экскурсиях и целевых прогулках. Активно участвуют в ежегодном
традиционном празднике «Мама, папа, я – спортивная семья», принимают
участие в изготовлении поделок из природного материала, в изготовлении
поделок к новому году. В акции «Помоги пернатым» сделали скворечники и
разместили их на участках детского сада. Родители активны во всех
конкурсах, выставках проводимых в детском саду. Участие родителей в
мероприятиях не остаётся без внимания. Взрослые и дети награждаются
подарками, грамотами, благодарственными письмами, сладкими призами.
Приглашаю родителей на праздники, занятия. Провожу с родителями
собрания за круглым столом в форме вопросов и ответов, беседы,
анкетирование, консультации, дни открытых дверей. Ежемесячно
обновлённая работа по преобразованию предметно-развивающей среды
оказывает благоприятное влияние на развитие творческих способностей
детей и родителей.
Через все данные формы стараюсь донести до создания, что родители и
дети- носители народной культуры.
Я считаю, что каждому человеку необходимо знать родную природу и
традиции народа, чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в
будущем, знать, что без прошлого нет будущего.
Я очень надеюсь, что проводимая мной работа поможет и в дальнейшем
детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, селу,
стране : испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру,
язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит
любоваться природой, бережно относиться к ней. Мне хочется, чтобы все мои
воспитанники выросли хорошими людьми, достойными своей страны,
своего времени. Воспитание патриотических чувств, было, есть и будет
одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина.