Напоминание

Роль педагога-наставника в процессе постинтернатного сопровождения выпускника детского дома


Автор: Пономарева Анастасия Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОГКУСО центр помощи детям оставшихся без попечения родителей, Правобережного округа г. Иркутска
Населённый пункт: Иркутск
Наименование материала: Статья
Тема: Роль педагога-наставника в процессе постинтернатного сопровождения выпускника детского дома
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Роль педагога-наставника в процессе подготовки воспитанников из числа

детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к

самостоятельной жизни.

Аннотация.

В данной статье раскрываются проблемы детей-сирот,

которые

покинули

стены

Центра

помощи

детям.

Также

говорится

о

необходимости процесса наставничества в учреждениях для детей сирот и

детей,

оставшихся

без

попечения

родителей.

Выпускники

испытывают

большие трудности в жизни: с устройством на работу, получением жилья, не

умеют

общаться

со

взрослыми,

обустраивать

свой

быт,

составлять

и

соблюдать бюджет, отстаивать свои юридические права и т. д.

К л юч е в ы е

с л ов а . Наставничество,

сироты,

постинтернатное

сопровождение.

Сегодня число детей, оставшихся без попечения родителей, растет с

каждым годом. Дети, попадая в специализированные центры, сталкиваются с

множеством проблем, стрессовых ситуаций. В учреждениях с ними работают

специалисты, помогая им и сопровождая их. Но как только дети-сироты

достигают совершеннолетия и выходят из стен центра, они оказываются один

на

один

с

жизненными

проблемами.

Сироты,

до

конца

социально

не

адаптированные и без надлежащего жизненного опыта, быстро находят свое

место

в

асоциальных

группах,

начинают

злоупотреблять

спиртным,

наркотическими средствами, многие из них вступают в конфликт с законом.

Так

как

эта

проблема

является

сегодня

достаточно

острой,

в

детских

учреждениях активно внедряется такое направление как наставничество. Это

метод психолого-педагогического сопровождения сирот.

Наставничество – это доверительные отношения, возникающие в процессе

общения. Наставник не дает оценку, не судит, но оказывает всестороннюю

поддержку и является проводником на пути личностного роста воспитанника.

Наставник

помогает

ребенку

поверить

в

себя

и

развить

уверенность

в

собственных силах, способствует созданию условий, при которых появляется

возможность лучше узнать себя, осознать цели жизни и научиться брать на

себя

ответственность

за

их

осуществление.

Наставничество

можно

трактовать как взаимоотношения старшего и младшего, более мудрого и

влиятельного взрослого и ребенка с воспитательной и развивающей целью.

Таким

образом,

можно

сказать,

что

наставничество

-

это поддержка и

помощь,

оказываемая

подросткам

с

целью максимального

развития

их

способностей, умений, направленная на развитие и улучшение личности,

умение

управлять

своей

жизнью

самостоятельно.

Важным

моментом

является формирование доверительных, выстроенных на диалоге отношений

между

наставником

и

наставляемым,

которая

также

способствует

профессиональному

самоопределению

подростка. Немаловажным

в

наставничестве является передача опыта от наставника к ребенку.

Технология

наставничества

в

детских

специализированных

учреждениях

разрабатывается

довольно

давно.

Были

изучены

множество

различных технологий, проведено много опытов и определены необходимые

условия

для

реализации

данного

вида

деятельности.

Так,

например,

наставничество

строится

на

чисто

конфиденциальных

отношениях.

Как

говорилось выше, отношения направлены на воспитание, а не на оценку

деятельности наставляемого.

ОГКУСО

«Центр

помощи

детям,

оставшимся

без

попечения

родителей, Правобережного округа г. Иркутска» работает над подготовкой

воспитанников к успешной самостоятельной жизни в современном обществе.

И

здесь

каждый

педагог

должен,

прежде

всего,

руководствоваться

п р и н ц и п о м :

« П о с е е ш ь

м ы с л ь

п о ж н е ш ь

п о с т у п о к ,

посеешь

поступок

пожнешь

привычку,

посеешь

привычку

пожнешь

характер, посеешь характер – пожнешь судьбу…».

В 2017 году проект «Когда ты вместе со мной!» вышел в финал и

получил софинансирование Фонда поддержки детей, находящихся в трудной

жизненной ситуации М. Гордеевой г. Москва. В мае 2018 началась реализация

данного проекта в учреждении. Целью реализации проекта является создание

в учреждении постоянно действующей системы наставничества как одной из

технологий

подготовки

детей-сирот

и

детей,

оставшихся

без

попечения

родителей, к самостоятельной жизнедеятельности и успешной социализации.

Целевая группа участников проекта - это воспитанники учреждения в

возрасте от 12 до 18 лет. Тем не менее, по достижении 18 летнего возраста

общение

и

поддержка

наставника

и,

теперь

уже

бывшего,

воспитанника

учреждения не прекращается.

Реализация проекта проходила в несколько

этапов.

Первый этап – это поиск наставников. Для участия в проекте

привлекали

граждан

с

активной

жизненной

позицией

из

разных

сфер

деятельности. Это обусловлено тем, что контингент воспитанников – это

девочки

и

мальчики-подростки,

дети

с

ОВЗ,

часто

с

психологической

травмой. Перед коллективом поставлена задача - привлечь как можно больше

людей, которые не только хотели бы, но и могут стать наставниками для

самых сложных ребят.

Главное

условие

проекта

-

безопасность,

поэтому

особое

внимание

уделялось

проверке

представленных

наставниками

документов:

медицинских справок, справки ИЦ об отсутствии судимости и др.

На втором этапе проводилась работа по диагностике психологической и

эмоциональной совместимости ребёнка и наставника, по определению общих

интересов и ценностей, на основе которых созданы тандемы «ребёнок –

взрослый», которым предстоит сотрудничать, общаться и помогать другу.

Затем прошла процедура прикрепления наставника к воспитаннику.

Для

продуктивной реализации всех этапов проекта для рабочей группы проведен

обучающий

двухдневный

семинар

«Вопросы

организации

системы

наставничества»,

получены

сертификаты.

Также

проведен

обучающий

двухдневный

семинар

для

наставников

«Взаимодействие

с

детьми

сиротами. В чем особенности?», тренинг «Разговор с подростком. Где нельзя

ошибиться?», представлена презентация проекта «Знакомство поближе».

На третьем этапе проведен ряд мероприятий по Программе, в частности,

квест-игра «Когда ты вместе со мной», в рамках которой взрослый получает

возможность в интересной форме делиться социальным опытом, а ребёнок

получать

этот

опыт.

Основная

задача

квест-игры

это

управление

деятельностью

пар.

В

рамках

квест-игры

пары

«наставник-ребенок»

получали

задания,

направленные

на

социализацию

воспитанника

в

обществе.

Формирование

задания

для

квест-игры

помогает

выстраивать

основные

направления

взаимодействия

с

подопечным:

формирование

социальных

навыков

в

быту,

правовое

просвещение,

содействие

в

профессиональном самоопределении и многое другое. С наставниками были

проведены

мероприятия: «Литературное

кафе»,

«Правовая

викторина»,

«Своя игра», «В мире профессий», «Как быть здоровым и красивым», «Я

умею

отдыхать»,

«Вечер

общих

достижений».

Интересен

оказался

и

представленный отчет наставников по выполненным добрым делам: одна из

пар покрасила игровое оборудование в

детском саду Иркутска, другие

провели

субботник

на

спортивной

площадке,

а

третьи

своими

руками

соорудили скворечник для птиц. Наставники регулярно совершали выезды в

питомник для собак, парк, зоосад и другие интересные места города.

Наставники с воспитанниками подробно заполняли Маршрутные

листы, записывали отзывы, впечатления, присылали фотоотчеты. В процессе

оформления

Портфолио

пары,

в

каждой

папке

про слеживается

индивидуальность и увлечения. В вайбере создана и фунционирует группа

«Я-наставник!»,

где

идет

обмен

информацией,

размещений

интересных

фотографий, даются объявления по планируемому мероприятию.

Четвертый этап – это подведение итогов проекта, анализ деятельности пар.

В

сентябре

2019

года

на

базе

ОГБУДО

«Учебно-методический

центр

развития

социального

обслуживания»

г.

Иркутска

состоялась

областная

итоговая конференция –вебинар по распространению результатов проектной

инновационной деятельности наставничества «Когда ты вместе со мной».

Участниками конференции стало 109 специалистов учреждений социального

обслуживания, которые подали заявки на участие и прошли регистрацию.

Кроме зарегистрированных участников, в онлайн- вебинаре участвовали 19

специалистов

учреждений областных учреждений. Были подведены итоги

реализации

проекта,

Также

прошла

презентация

учебно-методического

сборника,

участники

конференции

получили

все

ответы

на

вопросы

по

организации работы наставничества.

По итогам проекта

были получены положительные результаты. Дети-

сироты

имели

более

реалистичные

представления

о

жизни

вне

стен

учреждения, стали более уверенными в себе, социально адаптированными,

ответственными.

Например,

воспитанник

Александр,

который

принимал

участие в этой программе, злоупотреблял вредными привычками, у него

наблюдалась низкая успеваемость, отсутствие желания учиться, склонность к

асоциальному

поведению.

После

работы

с

наставником

и

различными

специалистами, Александр показал положительные результаты. Он успешно

окончил школу, поступил в колледж, нашел хорошую работу. Александр стал

заниматься

спортом,

исключил

все

вредные

привычки,

получил

звание

«Кандидат в мастера спорта».

Таким образом, можно сказать, что наставничество - это поддержка и

помощь,

оказываемая

подросткам

с

целью максимального

развития

их

способностей, умений, направленная на развитие и улучшение личности, а

также

способствующая

профессиональному

самоопределению.

Это

очень

важная

ступень

в

формировании

личности

детей-сирот

и

дальнейшей

социализации в обществе.

Список используемой литературы.

1. Ковалев, И. В. Наставничество как процесс сопровождения детей и

подростков «групп риска». Сборник научно-методических материалов /Н.В.

Ковалева, И.В.Деткова, А.В. Леонтьева. – М.: Майкоп, 2006. – 180 с.

2.

Казанская,

В.

Г.

Подросток.

Трудности

взросления:

книга

для

психологов, педагогов, родителей / В.Г. Казанская.- Спб.: Питер, 2006. – 240

с.



В раздел образования