Автор: Основина Лина Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №76 им.Д.Е.Васильева
Населённый пункт: г. Лесной, Свердловской области
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность в начальной школе
Раздел: начальное образование
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В последнее время в педагогическом сообществе всё чаще говорится о том,
что современные дети стали совершенно другими. Они очень изменились по
сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система
образования.
Изменился
и
социальный
заказ
–
те
требования,
которые
предъявляет общество к выпускнику школы.
В современных условиях не достаточно просто владеть набором знаний,
умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь
применять самостоятельно добытые знания в реальной ситуации, реальной
жизни.
мы работаем по новым образовательным стандартам (Стандартам второго
поколения),
в
которых
речь
повсеместно
идёт
о
формировании
универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться.
В
соответствии
с
новыми
стандартами
начальное
образование
должно
заложить систему учебных и познавательных мотивов, умение понимать,
сохранять,
реализовывать
учебные
цели,
планировать,
контролировать
и
оценивать учебные действия и их результат.
Все эти социально и лично значимые качества в полной мере развиваются,
когда ребёнок участвует в проектной деятельности.
Метод
проектов
–
это
совместная
деятельность
учителя
и
учащихся,
направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.
Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего
мира,
получают
представления
о
его
устройстве,
о
способах
получения
знания
о
нем,
учатся
самостоятельно
добывать
информацию,
систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою
деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.
Сегодня
проектная
деятельность
учащихся
всех
классов
-
неотъемлемый
атрибут их школьной жизни.
В
нашей
школе
учащиеся
2
и
3
ступени
активно
работают
в
этом
направлении. Существует школьное научное общество, регулярно проводятся
научно-практические конференции. С 8 класса дети могут представить свои
наработки
на
городской
НПК,
лучшие
выходят
на
Российский
уровень,
причём добиваются победных результатов.
Но почему-то считается, что учащиеся начальной школы ещё не готовы
заниматься проектной деятельностью, что у них нет достаточных знаний и
навыков для этого. Возможно, такое мнение сложилось из-за того, что с
младшими школьниками заниматься проектной деятельностью достаточно
сложно (и физически, и морально) для самих педагогов.
Уже в начальной школе дети должны вовлекаться в разработку, выполнение,
презентацию проектов. Конечно, чем младше дети, тем более “облегчённый”
вариант проектной деятельности им предлагается. Несложность проектов
обеспечивает успех их выполнения и потому возбуждение сил ученика и его
желание работать над другим проектом. Силы ребёнка невелики - пусть
невелики будут и его дела, но пусть это будут всё-таки полезные дела.
С 2009 учебного года НПК младших школьников проводится на уровне
города. А значит, мы идём в ногу со временем, и работу в этом направлении
следует продолжать.
Для
успешных
занятий
проектной
деятельностью
необходимо
наличие
обязательных условий:
желание самого ребёнка;
благоприятная среда;
грамотный доброжелательный преподаватель – консультант.
Ещё одним условием, также достаточно необходимым для работы в проекте,
особенно
в
младшем
школьном
возраста,
является
помощь
со
стороны
родителей, включённость родителей в работу.
Привлекать
родителей
к
процессу
проектирования
целесообразно,
если
выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и
внешкольных занятий. Однако при этом важно сделать так, чтобы родители
не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама
идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление
заинтересованности
с
вашей
стороны
-
важный
фактор
поддержания
мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении
ими проектной деятельности. Особенно неоценима помощь родителей, когда
дети делают первые шаги в работе над проектом. Вот поэтому мы и собрали
сегодня заинтересованных родителей: разъяснить суть метода проектов и его
значимость для развития личности детей, рассказать об основных этапах
проектной деятельности и формах возможного участия в ней.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
“Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом, то какова ваша роль?”
Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ученика, и для
родителя.
Проект
подразумевает
самостоятельную
деятельность
ученика,
однако задача родителя- знать суть этой проектной деятельности, её этапов,
требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к
содействию
своему
ребёнку,
если
он
обратится
к
вам
за
помощью.
ПОМНИТЕ: вы играете роль источника информации наравне с прочими –
такими, как книги, фильмы, Интернет и др.
Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!
Данная
памятка
разработана
специально
в
помощь
родителям,
чьи
дети
включаются в проектную деятельность в школе. Вы найдёте ответы в ней на
следующие вопросы:
Что такое метод проектов? (очень немного теории)
Каковы этапы выполнения проекта?
Возможная роль родителей на каждом этапе проекта?
Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов:
выбор темы проекта;
выдвижение первоначальных идей;
выбор лучшей идеи;
планирование проектной деятельности;
оценка и самооценка проекта.
презентация проекта.
Рассмотрим, какова же роль родителей на каждом этапе выполнения проекта?
Этапы работы
над проектом
Деятельность учащихся
Деятельность родителей
1. Выбор темы,
определение
целей проекта
Обсуждают тему проекта, предмет
исследования с учителем.
Получают дополнительную
информацию.
Принимают решение по поводу
темы проекта и аргументируют свой
выбор.
Формулируют цель проекта.
Помочь
ребёнку
выдвинуть
как
можно
больше
идей;
помочь
выбрать
лучшую
идею и обосновать выбор.
П о м о ч ь
в
п р а в и л ь н о й
ф о р м у л и р о в к е
ц е л е й
проекта.
2. Планирование
деятельности
Осуществляют:
• анализ ресурсов и поиск
оптимального способа достижения
цели проекта;
• планирование работы;
• выбор формы и способа
презентации предполагаемых
результатов;
Проводят оценку (самооценку)
результатов данного этапа работы.
Оказывают помощь в
процессе поиска и выборе
способов хранения и
систематизации собранной
информации;
помогают
с п л а н и р о ват ь
работу
с
учётом
занятости
д е т е й ,
о п р е д е л и т ь
п р о м е ж у т о ч н ы е
с р о к и
работы.
3.
Осуществление
деятельности по
решению
проблемы
Выполняют запланированные
действия: поиск, сбор,
систематизацию и анализ
информации.
При необходимости
консультируются с учителем
(экспертом).
Осуществляют промежуточные
обсуждения полученных данных.
Содействуют
ребёнку
в
п е р е д в и ж е н и и
д о
библиотеки, музея, выставок,
помогают
сориентироваться
в книжных магазинах, поиск
источников
дополнительной
информации по теме. Следят
за
соблюдением
временных
рамок этапов деятельности.
4. Оформление
результатов
Оформляют проект,
изготавливают продукт.
Анализируют выполненный проект,
Осуществляют
р е д а к ц и о н н у ю
п р а в к у,
г р а м м а т и ч е с к и й
и
выясняют причины успехов, неудач.
Проводят анализ достижений
поставленной цели. Делают выводы.
стилистический контроль.
Мотивируют учащихся,
создают чувство успеха.
5. Презентация
результатов
Готовят презентацию.
При необходимости консультируются
с учителем (экспертом).
Осуществляют защиту проекта.
Отвечают на вопросы слушателей.
Консультируют в выборе
формы презентации.
Оказывают помощь в
подготовке презентации.
Репетируют выступление,
снимают волнение детей
перед выступлением.
6. Оценка
результатов и
процесса
проектной
деятельности
Осуществляют оценивание
деятельности и ее результативности в
ходе:
• коллективного обсуждения;
• самоанализа.
Д а ют
с о в е т ы ,
ко т о р ы е
помогут
скорректировать
д е я т е л ь н о с т ь
д е т е й
в
с л е д у ю щ е м
п р о е к т е .
Обсуждают
с
детьми,
что
уже
можно
было
сделать
с а м и м ,
б е з
п о м о щ и
родителей.
На
этапе
выдвижения
первоначальных
идей
и
выбора
лучшей
из
них
возможные действия родителей:
помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей;
записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком
записи в столбце.
Пусть эти идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей,
тем больше выбор.
Возможные действия родителей: помочь выбрать лучшую идею и обосновать
выбор.
Следующий этап: формулировка целей проектной работы.
Затем идёт формулировка целей проекта. Возможные действия родителей:
может потребоваться помощь в правильной формулировке целей проекта.
При разработке плана и структуры выполнения проекта возможные действия
родителей проявляются в том, что они помогают спланировать работу с
учётом занятости детей. Потребуется также помощь в корректировке плана
проектной работы, определение сроков её выполнения с учётом особенностей
личного расписания детей. Особое внимание со стороны родителей требует
определение промежуточных сроков работы.
На следующем этапе идёт обсуждение возможных результатов работы по
теме
проекта
в
соответствии
с
конкретными
частными
задачами.
Здесь
возможные
действия
родителей
таковы:
прикинуть
с
детьми
возможные
выходы по каждой задаче, разбить объём работы на небольшие части и
определить срок выполнения каждой.
Затем
исполнители
проекта
составляют
программу
и
календарный
план
выполнения работ. Здесь родители могут помочь скорректировать план с
учётом личной занятости детей и помочь создать условия для выполнения
этого плана.
Очень важна помощь родителей на следующем этапе работы - изучение
необходимого материала по теме проекта. Посмотрев список подобранной
литературы, родители могут посоветовать дополнить или убрать какие-то
источники,
которые
не
совсем
подходят
к
выбранной
теме.
Взрослые
посодействуют ребёнку в передвижении до библиотеки, музея, выставок,
помогут
сориентироваться
в
книжных
магазинах,
поиске
источников
дополнительной
информации
по
теме
проекта.
Источником
информации
могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседа, а так же
книги, периодические издания, Интернет.
При
распределении
конкретных
заданий
и
заданий
между
участниками
проектной
группы
тоже
может
понадобиться
вмешательство
взрослых
(ситуация
несправедливого
распределения
обязанностей,
объяснение
обязанностей).
На этапе подготовки выводов по результатам работы над проектом детям
может
потребоваться
помощь
в
редакционной
правке,
грамматическом
и
стилистическом контроле.
По
результатам
выполнения
проекта
готовится
отчёт
и
публичная
презентация. На этом этапе родители могут помочь провести последнюю
проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение
детей перед выступлением.
И, наконец, работа по проекту заканчивается оценкой его результатов и
самого процесса. Родители дают советы, которые помогут скорректировать
деятельность детей в следующем проекте. Обсуждают с детьми, что уже
можно было сделать самим, без помощи родителей.
Таким
образом,
в
ходе
работы
над
проектом
родители
могут
выступать
одновременно в нескольких ролях. Они:
консультируют;
отслеживают выполнение плана;
решают оперативные вопросы;
помогают в предварительной оценке проекта;
участвуют в подготовке презентации;
обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.
Нельзя
не
остановиться
ещё
на
одном
очень
важном,
на
мой
взгляд,
положительном моменте вовлечения родителей в работу над проектом. Стало
очевидным, что совместная работа педагога, детей и родителей является
ценнейшим
инструментом,
позволяющим
составить
для
каждого
ученика
свой
воспитательный
маршрут,
подобрать
оптимальный
вариант
индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает
знаниями каждого из её участников.
Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с
детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих
детей.
Огромное значение имеет положительное общение детей (во время работы
над
проектом)
из
неполных
и
проблемных
семей.
Встречи,
общение
с
родителями одноклассников может сделать для ребёнка гораздо больше, чем
беседы и нравоучения.
В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового
друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями у
них формируется значимое отношение к понятию “семья”.