Напоминание

""Развитие речи детей с года до 2-х лет".


Автор: Степанова Мария Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад общеразвивающего вида №5
Населённый пункт: г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровского края
Наименование материала: Научная статья
Тема: ""Развитие речи детей с года до 2-х лет".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 5, г. Комсомольск-на- Амуре. Научная статья «Развитие речи детей с года до 2-х лет». Автор: Степанова Мария Михайловна, воспитатель.
Хорошо развитая речь ребенка – это гарантия не только его общего психического развития, но и нормального общения со сверстниками и взрослыми, которое является в свою очередь, условием его личностного развития. Многие причины задержки развития речи, ее дефекты у детей в старшем возрасте кроются в условиях ее развития на раннем этапе. Психологами и лингвистами давно доказано, что именно в первые годы жизни ребенка темпы речевого развития значительно выше, чем в последующих. Научить ребенка понимать речь окружающих и самостоятельно говорить – это сложный и многогранный процесс. Для этого требуется немало усилий, со стороны взрослых и активной деятельности самого ребенка в различных видах его деятельности.
Цель
– выявить эффективные условия речевого развития детей раннего возраста в условиях ДОУ.
Гипотеза
– предполагаем, что активный и пассивный словарь детей с 1 года до 2 - х лет развит недостаточно и требует системной работы с учетом специфики данного возраста.
Данная цель требовала решение задачи:
Выявить особенности развития речи детей с 1 года до 2-х лет.
Для решения поставленной задачи было проведено исследование
развития речи детей в возрасте: 1 год 3 месяца до 2-х лет. Само исследование проводилось в качестве эксперимента. 1. По изучению понимания словесной инструкции взрослого по методике Ф.И. Сохина детьми от 1,3 года до 2 лет; 2. По определению активного словарного запаса детей в возрасте 1 года до 2 лет по методике Е.И. Тихеевой. Проводимое исследование было направлено на проверку
гипотезы:
активный и пассивный словарь детей с 1 года до 2-х лет развит недостаточно и требует системной работы с учетом специфики данного возраста. И гипотеза подтвердилась. Речь – психическое явление, она индивидуальна и носит отпечаток субъективного отражения и выражения данным индивидом объективной реальности и отношения к ней. Речь – не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Развитие фонематического слуха и моторных компонентов речипроизводства протекает интенсивно в раннем возрасте и связано с сенсорной организацией и сенсорным развитием личности. Овладение речью перестраивает все психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Результаты исследований детской речи свидетельствуют о том, что основной формой воспитательного воздействия, обеспечивающего своевременное развитие речи, является общение, т.е. взаимоотношение взрослого с ребенком, при котором ребенок не только пассивно претерпевает воздействие взрослого, но и сам становится активно действующим лицом. Процесс становления у детей первой функции речи, т.е. овладение речью как средством общения, в течение первых лет жизни проходит несколько этапов.
На

первом

этапе
ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем. Это до вербальный этап.
На втором этапе
осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это – этап возникновения речи.
Третий этап
охватывает все последующее время вплоть до 7 лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими взрослыми. Это – этап развития речевого общения. Отставание в речевом развитии наблюдается всегда, когда ребенок на этапе общения со взрослыми испытывает недостаток в личном, положительно окрашенном эмоциональном контакте с ним или когда в этом контакте наблюдаются какие-либо дефекты. Развитие речи – процесс своеобразный, сложный, протекающий неодинаково у различных детей. У одних детей наблюдается раннее появление первых слов и бурное, ускоренное развитие своей речи. В таких случаях не следует побуждать речевую активность ребенка. Самостоятельная речь возникает у ребенка на втором полугодии второго года жизни. При благоприятных условиях воспитания дети обычно начинают говорить уже к полутора годам. Но не редко наблюдается отступление от этого срока. Если колебания происходят в пределах данного полугодия (второго полугодия, второго года жизни), то они не дают оснований для тревоги, т.к. существуют индивидуальные различия в развитии речи детей. Встречаются случаи, когда при хорошем понимании речи, у ребенка отстает его самостоятельная речь. У мальчиков речь на первом этапе отстает в своем развитии от речи девочек, но
в дальнейшем мальчики не только компенсируют это отставание, но и опережают девочек. Развитию речи уделяется особое внимание в системе всего педагогического процесса. Необходимо проводить систематическую работу в повседневной деятельности, активно используя режимные моменты, самостоятельную игру, занятия по развитию речи. Основные методы и приемы развития речи, используемые на занятии, зависят от конкретных задач, возраста детей, уровня их развития. На занятиях по развитию речи следует широко применять художественное слово (произведения УНТ и авторские). При ознакомлении детей со сказками, прибаутками, потешками вначале воспитатель использует наглядность (показывает движения, действия сам или на игрушках). Затем ребенка учат слушать образную речь и самому воспроизводить движения в соответствии с текстом, повторяя звукосочетания, слова. Развитие речи имеет два основных направления: пассивное владение словом, когда ребенок понимает обращенную к нему речь, но еще не умеет говорить, и активное использование речи. Чем больше говорят с ребенком, тем быстрее и лучше развивается его речь. Если же с ребенком говорят мало. То его развитие будет идти медленно, с опозданием. Важно также, чтобы ребенок в этот период слышал ясную, четкую, правильную речь. Вот почему нельзя с ним сюсюкать, подлаживаясь под его речь. Многократным повторением одних и тех же слов и соотнесением их с определенными предметами, взрослые способствуют у ребенка ассоциативной связи между словом и предметом. При нормальном речевом общении ребенка с окружающими речевые реакции у детей образуются путем подражания и упрочиваются путем рефлекторного повторения. Для нормального развития речи ребенка важно обогащение его словарного фонда, путем общения с окружающими, исправление ошибок в произношении слов и тренировка в усвоении речевых стереотипов-шаблонов. Речь взрослого должна быть образцом: правильной, четкой, красивой. Нужно поправлять ребенка, если он делает ошибки в речи. Надо правильно повторить предложение, произнесенное ребенком с ошибками, и при этом не настаивать, чтобы он снова повторил его. Теперь уже правильно. Конечно, правильное произнесенное слово правильно и запоминается. Однако, если постоянно принуждать малыша повторять правильные образцы, можно обескуражить его и привить ему комплекс боязни неправильного произношения. С целью выявления особенностей развития активного словаря детей с года до двух лет, используют методику Е.И.Тихеевой «Чудесный мешочек». Проводилась в двух сериях. В I серии в непрозрачный тканевый мешочек
складываются следующие игрушки (16 штук): 1. Ложка, 2. Мяч, 3. Петушок, 4. Кукла, 5. Дудочка, 6. Машинка, 7. Рыбка, 8. Барабан, 9. Самолет, 10. Мишка, 11. Бабушка, 12. Дедушка, 13. Тарелка, 14. Мышка, 15. Слон, 16. Курочка. Поочередно вынимая из мешочка тот или иной предмет, воспитатель просит ребенка назвать его, произнести слово или отдельные звуки (например: «ко-ко-ко»). Если ребенок затрудняется назвать предмет, воспитатель помогает ему вопросами: «Кто это?», «Что это?». За каждый правильный ответ (игрушку), если ребенок называет его словом, ставится знак +; если ребенок произносит звукопроизношение («мяу-мяу»), ставится знак + -; если ребенок не называет слово и не произносит звукоподражание, ставится знак -. Результаты заносятся в таблицу. Во II серии эксперимента в непрозрачный тканевый мешочек складываются следующие картинки с изображением знакомых предметов (14 штук): 1. Собака, 2.Кошка, 3. Лошадка, 4. Заяц, 5. Уточка, 6. Юла, 7. Шарик, 8. Флажок, 9. Поросенок, 10. Лиса, 11. Яблоко, 12.Конфета, 13. Стул, 14. Домик. Поочередно вынимая из мешочка ту или иную картинку, воспитатель просит ребенка назвать то, что на ней изображено, произнести слово или отдельные звуки. Если ребенок затрудняется назвать предмет, воспитатель помогает ему вопросами: «Кто это?», «Что это?». За каждую названную картинку, , если ребенок называет его словом, ставится знак +; если ребенок произносит звукопроизношение («мяу-мяу»), ставится знак +-; если ребенок не называет слово и не произносит звукоподражание, ставится знак -. Результаты заносятся в таблицу. Результат: от 30 до 20 слов – высокий уровень. От 19 до 15 слов – средний уровень. 14 и меньше – низкий уровень. Для того, чтобы выявить развитие пассивного словаря детей и понимание речи взрослого используется методика Ф.А. Сохина. В качестве материала для исследования берем служебное слово – предлог «на» в его пространственном значении, т.к. во- первых, пространственные отношения, наряду с временными, являются основными отношениями, которые выражаются предлогами, и, во-вторых, они наиболее доступны для детей того возраста, с которыми проводится ис- следование (с одного года до двух лет). Ребенку, сидящему за столиком напротив воспитателя давалась инструкция, которая (по грамматической своей характеристике) представляла собой предложно- падежную конструкцию («Положи кружок на кубик»). Предметы, с которыми ребенок должен был действовать, в момент предъявления инструкции находятся перед ним. Кружки - из картона, желтые; кубики – деревянные, синие. По величине кружки и ку- бики приблизительно равны: кубик по длине больше диаметра кружка, кружок по диа- метру, больше ширины кубика. Поэтому один предмет (например, кубик), помещаясь на другом (кружке), не закрывал его и
в то же время не умещался на нем целиком. Перед началом эксперимента проводиться проверка понимания детей глагола «положить». Для этого им предлагались фразы типа: «положи мячик», «положи фла- жок», во время игры с соответствующими предметами. С этими заданиями дети справ- ляются. Проводится также предварительная проверка понимания детьми слов «кубик» и «кружок». В ходе эксперимента местоположение предметов относительно друг друга посто- янно меняется (справа-слева, по диагонали, ближе-дальше), иначе может очень скоро выработаться обобщение, по направлению движения руки, и тогда невозможно будет судить о том, какими факторами вызывается так или иначе совершающееся по ин- струкции действие: упомянутым обобщением или особенностями, связанными с пони- манием фразы, с характером изучаемого языкового обобщения. В I серии эксперимента пространственное отношение устанавливается между двумя разными предметами – кружком и кубиком. Во II серии эксперимента дети дей- ствуют с двумя одинаковыми предметами – двумя кубиками или двумя кружочками – по инструкции: «Положи кружок на кружок» или «Положи кубик на кубик». Эксперимент проводится с каждым ребенком отдельно. Правильное действие ре- бенка соответствующим образом оценивается («Правильно сделал, и т.п.). С целью вы-яснить особенности употребления предлога в активной речи детей, им задаются вопро- сы о выполненном действии («Что ты сделал?», «Что положил?», «Куда положил?»). Данные заносятся в таблицу. Если ребенок выполняет инструкцию не правильно, она поверяется. В некоторых случаях вместо повторной инструкции задаются вопросы о выполненном действии. И результатов обследования, по данным методикам можно убедиться, что наша гипотеза подтвердилась. Пассивный, а особенно активный словарь у детей раннего воз- раста развиты недостаточно. В связи с этим разработали методические рекомендации для повышения уровня развития речи детей раннего возраста: - Нужно использовать приемы, активизирующие речь детей(спрашивать, просить рассказать, вступать с ребенком в диалог и т.д.). - На занятиях по развитию речи следует широко применять художественное слово (произведения устного народного творчества). - При ознакомлении детей со сказками, прибаутками, потешками вначале воспи- татель использует наглядность (показывает движения, действия сам или на игрушках). - Учить детей слушать образную речь и самому воспроизводить движения в соот- ветствии с текстом, повторять звукосочетания, слова. - Использовать всевозможные игры для развития мелкой моторики. - Применять пальчиковые и простейший точечный массаж


В раздел образования