Автор: Емалтынова Елена Андреевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУДО "ДМШ№1"
Населённый пункт: г.Набережные Челны РТ
Наименование материала: статья
Тема: Роль педагога в формировании личности юного музыканта
Раздел: дополнительное образование
Роль педагога в формировании
личности юного музыканта
Емалтынова Е.А.-МАОУДО «Детская музыкальная школа №1»
г.Набережные Челны
Наука
о
педагогике
своей
основной
целью
ставит
воспитание
и
развитие личности ученика. Она подчёркивает, что обучение должно носить
воспитывающий характер. Именно в работе педагога – музыканта воспитание
тесно связано с занятиями.
От преподавателя зависит духовная, культурная и творческая жизнь –
всё, что может стать основой для становления личности юного музыканта
Музыка
является
искусством,
которое
обладает
наибольшей
силой
эмоционального воздействия на человека она с особой силой пробуждает в
нем всё хорошее, делает его духовно чище.
Никакое другое искусство не вторгается с такой властной силой в
эмоциональный мир человека, как это доступно музыке. И действительно,
если вглядеться в лица ребят, которые обучаются в музыкальной школе, то
сразу
бросается
в
глаза
их
одухотворённость.
Занятие
музыкой
помимо
воспитания
музыкального
вкуса
и
развития
музыкальных
навыков
и
способностей, решают очень важные задачи — формирование мировоззрения
человека, его убеждений, взглядов.
Воспитание
исполнительских
навыков
неотделимо
от
воспитания
характера ученика в целом.
Центральной фигурой в процессе обучения является педагог. От его
мастерства и умения зависит судьба ученика. Главная цель педагога – это
создать реальные условия для формирования творческой личности, здоровой
и духовно, и физически, способной успешно адаптироваться к динамичным
социальным
условиям
и
суметь
реализовать
себя
в
сознательной
человеческой сфере деятельности.
Учащиеся
обладают
разными
музыкальными
способностями
и
физическими
данными.
Следует
отметить,
что
именно
так
называемые
трудные
ученики
заставляют
нас,
педагогов,
искать
новые
средства
для
достижения необходимых звуковых красок и освоения технических приемов.
Учить музыке надо всех, потому что нет или почти нет абсолютно
неодаренных детей. Каждого ребенка природа чем-то одарила. Учить надо
всех и потому, что в развитии и становления ребенка очень часто случается
неожиданное,
и
трудно
предсказать,
как
разовьется
в
человеке
его
способности.
Одна
из
главных
задач
преподавателя
–
уметь
находить
«ключ»
к
каждому учащемуся, добиваться контакта с ним, доверия к себе. Всего этого
можно
достигнуть
внимательным
отношением
к
ученику,
глубоким
постижением своего дела и личным примером.
Преподаватель музыкальной школы – это особый педагог. Он должен
быть
музыкантом,
психологом,
воспитателем,
учителем,
наставником,
примером
для
подражания.
И
эти
все
перечисленные
факторы,
должны
проявляться
одновременно,
в
комплексе.
Учитель
игры
на
любом
инструменте должен быть, прежде всего, учителем м у з ы к и, то есть, её
разъяснителем
и
толкователем
(Г.Нейгауз).
Особенно
это
необходимо
на
первых ступенях развития учащегося в музыкальной школе. Учитель должен
донести
до
ученика
не
только
содержание
произведения
и
заразить
его
поэтическим
образом,
но
и
дать
подробный
анализ
формы,
мелодии,
фактуры. Прививая навыки игры на инструменте, мы касаемся вопросов
теории, музыкальной литературы, учим ансамблевой игре, чтению нот с
листа, самостоятельной работе над пьесами и многому другому.
Трудно
представить
себе
успех
в
обучении
учащегося,
если
преподаватель
ДМШ
не
способен
продемонстрировать
ученику
художественное исполнение пьесы или определенный игровой прием, помочь
ученику
четко
представить
процесс
технического
освоения
пьесы.
Преподаватель
должен
быть
играющим
–
это
требование
является
категорическим
в
процессе
обучения
ребенка,
ведь
детское
восприятие
основывается преимущественно на способности подражать увиденному и
услышанному.
Начальное
обучение
-
очень
ответственный
этап
в
формировании
музыканта – исполнителя, ведь здесь закладываются основы, прививаются
навыки и вкус, которые остаются на всю жизнь.
От педагога по специальности зависит насколько увлечётся учащийся
музыкой.
Если
преподаватель
сумеет
сделать
процесс
работы
живым,
интересным для них обоих, если он будет сам увлечен музыкой, тогда даже
средний
по
данным
ученик
воспримет
увлечённость
преподавателя
и
перенесёт
её
на
своё
отношение
к
музыкальным
занятиям.
Результаты
обязательно скажутся.
Совершенствование мастерства педагога происходит в том случае, если
он будет анализировать все удачи и неудачи собственных методов и приемов,
знакомиться с работой своих коллег, совершенствовать игру на инструменте,
так как учить можно лишь тому, что хорошо умеешь делать сам.
Иллюстрация
на
инструменте
тех
или
иных
положений
имеет
решающее значение. Как бы красиво педагог не говорил, учащийся прежде
всего будет стараться скопировать его игру.
Необходимое качество хорошего учителя – педагогический оптимизм,
его
открытость,
искренность,
внимательность,
дисциплинированность.
Публичные
выступления
–
одна
из
главных
форм
организации
работы
учащихся, она же самая действенная мотивация для развития музыканта,
требующая
и
самостоятельного
творчества
и
огромной
работы
преподавателя. Поэтому необходимо организовать творческую и культурно-
просветительскую
работу
с
каждым
учеником
своего
класса
так,
чтобы
появился стимул для занятий, чтобы дальнейшей основной его целью была
сцена,
подготовка
к
различным
выступлениям,
постоянное
участие
в
концертах, в конкурсах.
Будучи преподавателем по классу домры и гитары, создавая поле для
творческой деятельности моих учащихся и становления личности этих юных
музыкантов,
я
использую
такие
формы
публичных
выступлений,
как
классные
концерты,
тематические
музыкальные
праздники
в
детской
музыкальной
школе,
концерты
на
различных
площадках
нашего
города,
участие в региональных и республиканских конкурсах.
Наблюдая и анализируя, процесс образования и становления юных
музыкантов как личностей, отмечу, что воспитанники, задействованные в
публичных выступлениях более успешны и самоорганизованны.
Важно, чтобы от собственной игры на инструменте ребята получали
удовольствие
и
результативность.
Я
стараюсь
поддерживать
их
личным
примером, совместно участвуя в концертах, с целью укрепления в каждом
ученике сценической стабильности.
Концерт
-
это
праздник
для
юных
музыкантов,
а
праздник
–
это
концертный
костюм,
полный
зал
зрителей,
где
главный
герой
в
центре
внимания
на
сцене
с
инструментом
в
руках
и
награда
для
него
-
аплодисменты
зрителей.
Именно
эти
положительные
эмоции
укрепляют
фундамент
успехов
ученика
и
формируют
желание
к
исполнительскому
искусству.
Необходимо
воспитывать
в
учащихся
понятие
предназначения
музыканта в том, что они учатся музыке не только для себя - их искусство,
прежде всего, нужно зрителям. И тогда юные артисты начнут ощущать себя
частью
коллектива,
переживая
за
товарищей,
радуясь
успешному
выступлению.
У
ребят
поднимается
самооценка,
з а р ожд а е т с я
инициативность, поддерживается интерес к обучению. Таким образом от
учителя зависит духовная, культурная и творческая жизнь – всё, что может
стать основой для становления личности юного музыканта.
Использованная литература:
1. Коган Г.М. Избранные статьи. М., Советский композитор, 1972.
2.Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. М.,Таланты–ХХI, 2004.
3. Милич Б.Е. Воспитание ученика - пианиста. М., Кифара, 2008.
4. Натансон В.А. Вопросы музыкальной педагогики. М., Музыка, 1979.-
5. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М., Музгиз, 1961
6. Фейнберг С.Е Немов Р.С. Формирование личности ребёнка.-Москва,
Просвещение.Владос,1995.
поискам,
внутренней
сосредоточенности,
и
вести
его
от
слуховых
ощущений к движению, а не наоборот. Приём «дирижирования» - помогает
ученику
найти
должный
ритм,
темп
и
характер
исполнения.
Простым
взмахом
руки
можно
иногда
гораздо
больше
объяснить
и
показать,
чем
словами. 3. Ученик, небрежно разбирающий музыкальный текст, обычно
проявляет
небрежность
в
поведении,
на
которую
педагог,
при
удобном
случае, может и должен воздействовать. Нарушение чувства ритма - всегда
указывает на известную расхлябанность характера, а четкая ритмическая
выдержка - тесно связана с выдержкой в поведении и речи. Бледная и вялая
игра
соответствует
замкнутости
и
необщительности
ребёнка.
Не
следует
пренебрегать
и
внешними
моментами
воспитания:
аккуратностью,
дисциплиной, опрятностью, изяществом и благородством жестов и осанки,
приветливостью
в
обращении.
Исключительно
большое
значение
имеет
воспитание культуры речи, ибо не умеющий складно мыслить, не умеет
складно говорить, а не умеющий складно мыслить и говорить - никогда не
научится хорошо играть. Музыкант должен уметь рассказать, что он слышит
или исполняет. Успешное воспитательное воздействие на ребёнка оказывают
выдержка, искренность, требовательность и чуткость педагога. Не должно
быть
притворной
ласковости
или
непрерывных
окриков.
Считается,
что
строгость – самый чувствительный инструмент педагогики, но не найдя ключ
к душе ученика, важно не превратится в музыкального цербера. Характерной
чертой большинства музыкантов – педагогов является скупость на словесные
одобрения. Между тем хорошо известно, что подчёркивание удач ученика
имеет гораздо большее значение с точки зрения стимулирования его работы,
чем
повторное
акцентирование
недостатков.
Вся
учебно–воспитательная
деятельность
педагога
-
музыканта
должна
проходить
под
девизом:
«Поощрять, а не разочаровывать. Лучше перехвалить, чем недохвалить». Как
сказал Рахманинов: «Художнику необходимы три вещи: похвала, похвала и
похвала…». Она необходима для возмещения затраты нервов и сил, которые
нужны для того, чтобы исполнить н
В
прошлые
века
ребёнок
получал
образование
и
общекультурное
развитие в семье. Кроме изучения общих предметов и иностранных языков
обязательным было и обучение игре на инструменте. Без музыки воспитание
интеллигента
и
аристократа
считалось
неполноценным.
Ребёнок,
ограниченный
в
своём
культурном
кругозоре,
мало
читающий
и
мало
знающий, и музыкантом будет весьма посредственным. В игре музыканта
участвуют не только пальцы, но и его интеллект, и личностное отношение к
произведению. Чтобы всё получилось именно так, учитель должен увлечь
юного человека музыкой, развить к ней интерес и пробудить внутреннюю
мотивацию к обучению. В психологии выделяют внутреннюю и внешнюю
мотивации. Внешняя – это «кнут и пряник». Обе роли выполняет оценка. Но
уповать на это не стоит, поскольку с возрастом ученики всё меньше придают
значение оценкам. 8 Значит надо развивать внутреннюю мотивацию. Откуда
же
произрастает
внутренняя
мотивация?
Как
показывает
педагогический
опыт, весьма продуктивно мотивировать детей 5-6 лет в подготовительных
музыкальных
группах.
Такие
занятия
уже
до
подхода
к
инструменту
позволяют сформировать в памяти ребёнка большое количество музыкальных
представлений,
которые
он
будет
заинтересован
воспроизводить
на
выбранном
инструменте.
Методика
занятий
в
подгруппе
сформирует
у
будущего
исполнителя
метро-ритмическую
дисциплину
и
стремление
к
целому
и
непрерывному
исполнению
пьесы.
В
игровой
форме
можно
максимально
развить
творческое
воображение
ученика.
Эта
методика
изложена в «Методическом пособии по ритмике» Г. Франио. В младших
классах
педагог
в
качестве
мотивации
в
обучении
может
использовать
учебные пособия, снабжённые картинками и стихами, где ещё требуется
поддержать
исполнение
голосом.
Для
этих
целей
прекрасно
подходят
сборники «Крохе-музыканту» И. Корольковой. Ни одна сфера не даёт такой
возможности в утверждении собственной индивидуальности, как искусство:
ведь нельзя в математике или химии посвоему трактовать законы и формулы.
А в музыкальной школе можно играть понравившееся произведение с разной
степенью успешности и со своим личным отношением к исполняемому. В
музыкальной
школе
существует
такая
форма
мотивации,
как
система
академических
концертов,
зачётов,
экзаменов.
Её,
безусловно,
следует
отнести к принудительной форме. Никто не рад сдавать очередной экзамен.
Но такую систему следует признать необходимой. Существуют и другие,
более «мягкие» формы мотивации, побуждающие к регулярным занятиям и
изучению новых музыкальных произведений. К ним относятся выступления
на родительских собраниях, участие в ансамблевой игре, слушание музыки,
посещение
концертов.
Особое
место
в
мотивации
к
искусству
занимает
эйфорическая
мотивация,
то
есть
мотивация
получения
удовольствия
от
занятий
музыкой
и
публичных
выступлений.
Для
этого
нужно
умело
подбирать концертный репертуар, чтобы выход на сцену был праздником, а
не повинностью. При этом пьесы не должны быть обязательно сложными.
Если у ребёнка от выступления остались приятные ощущения, он может
выйти со сцены удивлённым, открыв самого себя, способного на большее,
чем он предполагал. Именно это радостное состояние необходимо направить
на творческий рост дальнейших достижений. Но в большинстве случаев
педагог
это
не
использует.
Что
чаще
всего
происходит
«до»
и
«после»
выступления
ученика?
«До»
-
это
максимальное
напряжение
всех
сил.
«После» - ученик в лучшем случае оставлен, наконец, в покое; в худшем – на
него
обрушивается
шквал
критики.
В
этот
момент
целесообразно
фиксировать внимание ребёнка т о л ь к о на у д а ч а х, которые можно
повторить
и
улучшить.
Тогда
эйфорическая
мотивация
закрепит
только
момент удачи. А 9 про «неудачу», можно поговорить и позже. Это всё,
конечно, не осознаётся самим учеником. Но педагог на то и педагог, чтобы
вести ребёнка к такому состоянию, тем самым поддерживать мотивацию. Как
закрепить и не растерять в рутине образовательного процесса эти пиковые
состояния творческой эйфории? Их можно использовать как ступеньки к ещё
большему росту в творчестве, они помогут раскрыть новые возможности,
ощущения
и
образы.
В
музыкальной
школе
дети
обучаются
по
разным
мотивациям.
Например:
достижение
определённых
успехов
в
учёбе,
подражание друзьям или кумирам из мира музыки и, конечно, благодаря
повышенному
интересу
их
родителей.
Итак,
основные
методы
развития
мотивации: 1 – работа на возбуждение эйфорической мотивации и полезное
применение
энергетики
от
публичных
выступлений;
2
–
предоставление
возможностей для спонтанных выступлений учащихся; 3 – «горящие» глаза
педагога и его запредельная, с точки зрения ученика, компетентность (что
очень непросто в случае с подростками); 4 – «родители-соучастники»: дома
слушают музыку, читают и проявляют интерес к культуре; 5 – развитие азарта
творчества и стремления к лучшим выступлениям; 6 – преподносить ребёнку
самого себя и информацию – в «яркой, блестящей, эмоциональной упаковке».
7. Заключение Труд педагога – это вечное испытание на мудрость и терпение,
профессиональное мастерство и незаурядность. Он должен быть всегда в
«творческом
состоянии»,
иметь
широкий
круг
знаний,
умений,
навыков,
обладать
педагогическим
талантом
и
постоянно
заниматься
повышением
профессионального и исполнительского уровня. «Нельзя представлять себе
дело таким образом, что учитель берёт готовую методику, методические
разработки … и просто копирует их… Каждый метод, установленный в
методике, в психологии, учитель должен творчески переработать» (проф.
И.А. Каиров) Настоящий педагог, каждую свободную минуту думает о своих
учениках. Если же начинать думать о них, лишь переступая порог учебного
заведения, - то можно с уверенностью сказать, что этот учитель не будет
успешным в своей профессии.
Одной из особенностей человеческого организма, является потребность в
духовно-нравственном обогащении, что напрямую зависит от педагога,
его открытости, искренности, внимательности, дисциплинированности, от
Одно из условий успешной учебной деятельности – это интерес к изучению
предмета. Развитию познавательного интереса, как известно, способствует
разнообразие форм и методов работы на уроке, рациональное использование
системы технических средств и наглядных пособий.
Даже если ребенок учится плохо, он не должен терять веру в свои
способности. И тут главная гуманная миссия учителя – это добиться, чтобы
самый неспособный ученик пережил радость успеха в своей работе по
предмету. Надо и учить детей, и воспитывать, радуя их, не пугая
непреодолимыми трудностями, хотя путь учителя к современному ученику в
наше время не слишком прост. И вставая на этот тернистый путь, учитель
должен учитывать в своей работе личный богатый опыт педагогической и
воспитательной работы, свои технологии превращения детей в хороших
учеников. Реализация личностно-ориентированного образования в школе
выдвигает ряд требований к учителю. Кроме высокого профессионализма,
компетентности, он должен обладать свободой от стереотипов и
педагогических догм, способностью к творчеству, широкой эрудицией,
высоким уровнем психолого-педагогической подготовки, высокой культурой
и гуманными установками по отношению к детям . Понимать и принимать
ребенка таким, какой он есть, знать и учитывать его возрастные и
индивидуальные особенности в осуществлении педагогического процесса,
обучать, опираясь на сильные стороны каждого ученика. Одной из главных
отличительных черт учителя, реализующего личностно-ориентированный
подход, является наличие стремления понимать и принимать ребенка таким,
какой он есть, знать и учитывать его возрастные и индивидуальные
особенности в осуществлении педагогического процесса. Важно, чтобы
учитель узнал ученика, проявил к нему внимание, чем-то помог, установил
отношения с ним через совместную деятельность. В процессе общения
младшие школьники усваивают не только содержание материала, но и
отношение к ним учителя. Это особенно значимо для учеников младшего
школьного возраста, когда происходит формирование навыков
межличностного общения.
ветственности, честности, любви к ребёнку и вера в его возможности.