Автор: Одинаева Мария Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5 имени Героя Советского союза Г. Е. Попова
Населённый пункт: г. Николаевск-на-Амуре
Наименование материала: статья
Тема: Индивидуальный и дифференцированный подход к духовно-нравственному воспитанию младших школьников
Раздел: начальное образование
Индивидуальный и дифференцированный подход к духовно-
нравственному воспитанию младших школьников
Осуществление
индивидуального
и
дифференцированного
подходов
к
младшим
школьникам
является
необходимой
предпосылкой
обеспечения
эффективности
формирования
их
духовно-нравственной
воспитанности.
A.C.
Макаренко
придавал
большое
значение
индивидуальному
подходу в работе с учащимся. Он убеждал педагогов в том, что «обработка»
отдельных
воспитанников
только
в
редких
случаях
должна,
принимать
характер
прямого
обращения
к
данному
воспитаннику.
Прежде
всего,
воспитатель должен мобилизовать для такой «обработки» некоторую группу
старших и влиятельных товарищей из своего отряда или даже из чужого.
Если это не помогает, он должен говорить сам с воспитанником, но даже эту
беседу он должен сделать совершенно простым и естественным разговором
о делах в учреждении или в отряде и только постепенно и естественно
переходить к теме о самом воспитаннике. Необходимо, чтобы воспитанник
сам
захотел
говорить
о
себе.
В
некоторых
случаях
возможно
прямое
обращение к воспитаннику на тему о его поведении, но и такое обращение
нужно
делать,
логически
исходя
из
общих
тем
коллектива.
«Помочь
воспитаннику выбрать себе путь — очень ответственное дело не только
потому, что это важно для будущей жизни воспитанника, но еще и потому,
что
это
сильно
отражается
на
тонусе
его
деятельности
и
жизни
в
учреждении».
Индивидуальный
подход
как
важный
принцип
педагогики
заключается в управлении развитием человека, основанном на глубоком
знании
черт
его
личности
и
условий
жизни.
Индивидуальный
подход
создает
наиболее
благоприятные
возможности
для
развития
познавательных
сил,
активности,
склонностей
и
дарований
каждого
ученика.
Как
известно,
сущность
индивидуального
подхода
состоит
в
том,
чтобы
приспособить
методы
и
формы
работы
к
индивидуальным
особенностям личности и обеспечить, таким образом, в наибольшей мере
развитие
личности
в
том,
чтобы
умело
побуждать
и
направлять
ее
развитие,
опираясь
на
актуальный
уровень
развития,
все
больше
приближать ее к достижению «зоны ближайшего развития».
Как правило, в классный коллектив входит 25-30 учеников. В таких
условиях, индивидуальный подход к каждому из них возможен лишь в
сочетании
с
дифференцированным.
Дифференцированный
подход
предполагает мысленную разбивку воспитанников на группы, имеющих
одинаковые
индивидуальные
особенности,
и
осуществление
общего
п од ход а
к
н и м
с
у ч е том
э т и х
о с о бе н н о с т е й .
О в л а д е н и е
дифференцированным
подходом
как
разновидностью
индивидуального
подхода
к
младшим
школьникам
позволяет
учителям
работать
более
рационально,
не
проявляя
растерянности,
охватывая
педагогическим
вниманием каждого из них.
В
экспериментальной
работе
учителя
в
результате
специального
диагностирования
всех
детей
условно
разбивают
на
группы
с
учетом
уровней
сформированности
духовно-нравственной
воспитанности.
Такая
разбивка позволяет учителям проявлять индивидуальный подход к каждой из
групп
учащихся,
охватить
их
своим
влиянием.
В
то
же
время
она
значительно
облегчает
осуществление
индивидуального
подхода
к
отдельным
испытуемым.
Овладение
дифференцированным
подходом
как
разновидностью
индивидуального
подхода
к
воспитанникам
позволяет
педагогам
работать
более
рационально,
не
проявляя
растерянности,
охватывая педагогическим вниманием каждого из них.