Напоминание

Индивидуальный и дифференцированный подход к духовно-нравственному воспитанию младших школьников


Автор: Одинаева Мария Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5 имени Героя Советского союза Г. Е. Попова
Населённый пункт: г. Николаевск-на-Амуре
Наименование материала: статья
Тема: Индивидуальный и дифференцированный подход к духовно-нравственному воспитанию младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Индивидуальный и дифференцированный подход к духовно-

нравственному воспитанию младших школьников

Осуществление

индивидуального

и

дифференцированного

подходов

к

младшим

школьникам

является

необходимой

предпосылкой

обеспечения

эффективности

формирования

их

духовно-нравственной

воспитанности.

A.C.

Макаренко

придавал

большое

значение

индивидуальному

подходу в работе с учащимся. Он убеждал педагогов в том, что «обработка»

отдельных

воспитанников

только

в

редких

случаях

должна,

принимать

характер

прямого

обращения

к

данному

воспитаннику.

Прежде

всего,

воспитатель должен мобилизовать для такой «обработки» некоторую группу

старших и влиятельных товарищей из своего отряда или даже из чужого.

Если это не помогает, он должен говорить сам с воспитанником, но даже эту

беседу он должен сделать совершенно простым и естественным разговором

о делах в учреждении или в отряде и только постепенно и естественно

переходить к теме о самом воспитаннике. Необходимо, чтобы воспитанник

сам

захотел

говорить

о

себе.

В

некоторых

случаях

возможно

прямое

обращение к воспитаннику на тему о его поведении, но и такое обращение

нужно

делать,

логически

исходя

из

общих

тем

коллектива.

«Помочь

воспитаннику выбрать себе путь — очень ответственное дело не только

потому, что это важно для будущей жизни воспитанника, но еще и потому,

что

это

сильно

отражается

на

тонусе

его

деятельности

и

жизни

в

учреждении».

Индивидуальный

подход

как

важный

принцип

педагогики

заключается в управлении развитием человека, основанном на глубоком

знании

черт

его

личности

и

условий

жизни.

Индивидуальный

подход

создает

наиболее

благоприятные

возможности

для

развития

познавательных

сил,

активности,

склонностей

и

дарований

каждого

ученика.

Как

известно,

сущность

индивидуального

подхода

состоит

в

том,

чтобы

приспособить

методы

и

формы

работы

к

индивидуальным

особенностям личности и обеспечить, таким образом, в наибольшей мере

развитие

личности

в

том,

чтобы

умело

побуждать

и

направлять

ее

развитие,

опираясь

на

актуальный

уровень

развития,

все

больше

приближать ее к достижению «зоны ближайшего развития».

Как правило, в классный коллектив входит 25-30 учеников. В таких

условиях, индивидуальный подход к каждому из них возможен лишь в

сочетании

с

дифференцированным.

Дифференцированный

подход

предполагает мысленную разбивку воспитанников на группы, имеющих

одинаковые

индивидуальные

особенности,

и

осуществление

общего

п од ход а

к

н и м

с

у ч е том

э т и х

о с о бе н н о с т е й .

О в л а д е н и е

дифференцированным

подходом

как

разновидностью

индивидуального

подхода

к

младшим

школьникам

позволяет

учителям

работать

более

рационально,

не

проявляя

растерянности,

охватывая

педагогическим

вниманием каждого из них.

В

экспериментальной

работе

учителя

в

результате

специального

диагностирования

всех

детей

условно

разбивают

на

группы

с

учетом

уровней

сформированности

духовно-нравственной

воспитанности.

Такая

разбивка позволяет учителям проявлять индивидуальный подход к каждой из

групп

учащихся,

охватить

их

своим

влиянием.

В

то

же

время

она

значительно

облегчает

осуществление

индивидуального

подхода

к

отдельным

испытуемым.

Овладение

дифференцированным

подходом

как

разновидностью

индивидуального

подхода

к

воспитанникам

позволяет

педагогам

работать

более

рационально,

не

проявляя

растерянности,

охватывая педагогическим вниманием каждого из них.



В раздел образования