Напоминание

Значение уроков физики в духовно-нравственном воспитании учащихся.


Автор: Хилько Эльвира Владимировна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МОУ Гимназия № 16
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Значение уроков физики в духовно-нравственном воспитании учащихся.
Раздел: среднее образование





Назад




Значение уроков физики в духовно-нравственном воспитании

учащихся.

Согласно

Федеральному

государственному

стандарту

общего

образования первостепенными задачами современного образования являются

духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся.

Они должны находить отражение во всех сферах жизнедеятельности детей:

учебной, внешкольной, семейной, общественно-социальной. От реализации

подобных процессов зависит формирование восприятие мира учениками,

становление и развитие их как личностей.

Новое поколение в наше время часто обвиняют в низменности чувств,

безверии, жестокости по причине утраты многих нравственных ориентиров и

моральных

идеалов,

кардинальной

смены

этиче ских

норм

и

внутрисоциальных порядков. Это определяет актуальность рассматриваемой

темы.

Ещё

хрупкую,

только

формирующуюся

и

живо

реагирующую

на

всевозможные раздражители духовную организацию учащегося легко может

разрушить неблагоприятное окружение или трудности в любой сфере жизни.

В

такой

ситуации

в

характере

человека

сформируются

определённые

отрицательные черты, которые могут привести к удручающим последствиям.

Высоконравственные,

честные,

трудолюбивые

и

целеустремлённые

люди

ценятся в современном обществе. Само по себе образование не даёт гарантии

поддержания достойного нравственного уровня и воспитанности учащихся,

поскольку эти явления требуют регулярного закрепления усвоенных позиций

в

повседневном

поведении,

которое

должно

основываться

на

понятиях

человечности, доброжелательности, справедливости.

Способность привить ученикам нравственные ориентиры и привычку

руководствоваться

основами

этики

напрямую

зависит

от

внутреннего

состояния педагога и его соответствия тем элементам внутренней культуры,

которые

он

собирается

передать.

Реализация

духовного

воспитания

представляет

собой

более

сложный

процесс,

чем

обыкновенное

преподнесение учащимся материала, однако может тесно переплетаться с

процессом непосредственного обучения предмету.

Выполнение,

на

первый

взгляд,

скучных,

рутинных

задач

и

вычислений

способствует развитию систематичности и собранности учеников. На уроках

физики

появляются

привычки

оптимизации

своей

деятельно сти,

самостоятельного поиска верных алгоритмов и альтернативных решений,

умение

доказывать

и

обосновывать

действия.

При

этом

в

характере

учащегося

закладываются

такие

качества,

как

трудолюбие,

усидчивость,

упорство

в

преследовании

намеченной

цели,

умение

противостоять

трудностям,

отстаивать

своё

мнение.

Физика,

балансирующая

между

техническими

и

естественными

науками,

сложна

и

многогранна,

однако

играет

значимую

роль

в

процессе

социального

и

духовного

воспитания

человека.

Духовно-нравственное

воспитание,

осуществляемое

в

рамках

проведения уроков физики, включает в себя следующие аспекты:

Нравственный – предполагает не только видеть, понимать, чувствовать

красоту

науки,

но

и

осознавать

важность

грамотного

использования

новейших

научных

достижений

для

дальнейшего

развития

человеческого

общества и охраны окружающей среды.

Гражданственный – формирование творческой личности с активной

жизненной позицией, уважающей

творцов

науки и техники, которые

успешно

применили

свои

лучшие

качества

в

определённой

предметной

области,

готовой

к

морально-этической

оценке

использования

научных

достижений.

Практический

предполагает

практическую

подготовку

учащихся,

применение

полученных

знаний

и

умений

для

решения

задач

бытового

уровня,

рационального

использования

ресурсов,

воспитание

трудовой

культуры

и

чувства

ответственности,

может

воздействовать

на

профориентацию учащихся.

Патриотический

изучение

своей

малой

родины,

её

культуры

и

истории воспитывает трепетное отношение к родной стране, учит заботиться

о природе, а также искать способы развития государства и поднятия его

уровня.

Здоровьесберегающий – предполагает формирование здорового образа

жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и общества.

Одним из наиболее эффективных способов нравственного воспитания,

применимых

на

уроках

физики,

является

использование

биографических

материалов учёных. Однако необходимо учитывать, что данные сведения не

должны занимать слишком много времени учебного предмета. Желательно

акцентировать внимания на ярко выраженных чертах личности, качествах и

увлечениях, учитывая и не относящиеся напрямую к достижениям науки. К

примеру,

М.В.

Ломоносов,

благодаря

природному

таланту,

трудолюбию,

целеустремленности

и

силе

творческого

духа

смог

подняться

до

уровня

величайших представителей науки и, одновременно с этим, обладал талантом

стихосложения,

создавал

впоследствии

ставшие

классическими

оды.

При

этом биографические справки должны не выходить из контекста изучаемого

материала. Поскольку часть разделов и тем курса физики имеют высокий

уровень

сложности,

действенным

методом

будет

начать

урок

с

яркого,

эмоционального примера, который сподвигнет учащихся на упорный труд и

достижение

целей,

чем

поможет

в

освоении

трудного

материала.

Важно

проиллюстрировать

учащимся

различные

стили

мышления

учёных.

При

ознакомлении с их творчеством школьники должны увидеть мотивы этих

лиц, стремление применить открытия в практических, бытовых ситуациях,

улучшить

жизнь

других

людей.

Через

высказывания

изве стных

( а вто р и т е т н ы х )

л и ч н о с т е й

у ч е н и ка м

м оже т

б ы т ь

п е р е д а н а

гражданственность, гуманизм, любовь к народу и своей стране.

Если

обратиться

к

историческим

справкам,

можно

найти

немало

примеров

того,

какую

невероятную

роль

в

науке

сыграли

произведения

искусства

и

вызываемые

ими

чувства.

Известны

случаи,

когда

художественные

творения

наталкивали

исследователей

на

новые

темы.

Например,

рассказ

И.

Ефремова

"Тень

минувшего"

поспособствовали

появлению

у

инженера

Ю.

Денисюка

мысли

о

голографии

создании

трехмерных изображений. Используя биографические материалы учёных с

целью обогащения духовно-нравственного мира учащихся, можно применять

следующие методы:

1.При

ознакомлении

школьников

с

техническими

достижениями

обращать

внимание

на

пользу,

которую

приносит

слияние

элементов

теоретической и практической науки.

2.Обращаться

к

важнейшим

экологическим

проблемам

мирового

масштаба на примерах наиболее известных кризисов в природе (залитый

нефтью Мексиканский залив, авария на Чернобыльской АЭС, катастрофа на

АЭС

в

г.

Фукусима,

случаи

затопления

пологих

берегов

рек

при

строительстве

ГЭС

и

т.д.).

Подобные

иллюстрации

наиболее

ярко

показывают учащимся, насколько опасно для окружающего мира и нас самих

может быть неграмотное использование научных достижений.

Анализировать

биографии

учёных

с

точки

зрения

приёмов

их

творческой

деятельности,

изучать

алгоритмы

работы,

приносящей

положительные результаты в своей профессии, выстраивать личное мнение о

роли научных исследований, знаний и науки в целом. Например, Пьер Кюри,

изучая биологическое воздействие лучшей радия, испытал это явление на

собственной руке, чтобы наиболее точно и непосредственно наблюдать за

экспериментом. В результате он стал обладателем

раны, которая была схожа с ожогом и довольно

быстро увеличивалась в размерах. Залечить руку

удалось лишь спустя несколько лет. П.Кюри на

протяжении всей своей жизни следовал правилу:

“людям, а не себе”. Нобелевскую премию он и его

жена

потратили

на

«Организацию

лечения

радием». Ещё один лауреат Нобелевской премии –

П.Л.Капица

учёный

с

истинно

научным

т а лантом,

поразительной

с п о с о б н о с т ь ю

чувствовать и находить неизведанное в обыденных вещах. Немалую часть

времени уделял академик П.Л.Капица поиску путей улучшения состояния

экологии. Как одну из важнейших проблем он выделял сохранение озера

Байкал, поскольку она была очень близка с вопросом сохранения жизни на

Земле.

Физика, как часть естественно-научного цикла, связана со многими

другими областями науками, и процесс творческого поиска играет большую

роль при изучении физических законов. Таким образом, именно при изучении

данного

предмета

учащиеся

приобретают

навыки

художественного

самовыражения через решения творческих заданий.

Патриотизм является важной составляющей нравственности человека и

подразумевает под собой совокупность духовности, гражданственности и

[Введите цитату из документа или

краткое описание интересного

события. Надпись можно

поместить в любое место

документа. Для изменения

форматирования надписи,

содержащей броские цитаты,

используйте вкладку "Средства

рисования".]

социальной активности личности, понимающей свою внутреннюю связь с

Отечеством. Патриотизм формируется в процессе обучения и воспитания

школьников. Этот процесс может происходить и на уроках физики. Чувство

привязанности к краю, где человек начинал свой жизненный путь, можно

рассмотреть на примере Циолковского; уважительное отношение к языку

своего народа – на примере Ломоносова; важность ставить в приоритет

интересы Родины – на примере Королева; проявление гражданских чувств и

сохранение

верности

Родине

на

примере

Столетова;

уважительное

отношение

к

историческому

прошлому

своего

народа,

его

традициям

и

ценностям

на

примере

Попова;

гуманизм,

со страдательно сть,

общечеловеческие

ценности

на

примере

Яблочкова.

Подобные

примеры

имеют место во многих темах курса физики и способствуют формированию

сильной, благородной и нравственной личности.

Настоящие

личности,

всей

душой

преданные

своему

делу

и

своей

стране, выдержавшие все трудности и изменения разных эпох и сохранившие

при этом человечность и любовь к знанию, заслуживают уважение учащихся.

Не может не коснуться сердца высказывание А.С.Попова, который трудился в

ужасных условиях, без малейшей материальной помощи и всё же не принял

ни одного из столь заманчивых предложений иностранных фирм продать им

патент

на

свое

изобретение.

Он

сказал:

«

Я

русский

человек

и

мое

изобретение может принадлежать только моему народу».

Настоящим патриотом являлся И.В.Курчатов, до последних дней жизни

не оставлявший свой пост управляющего работами по атомной энергетике.

«Быть советским ученым – большое счастье. Я счастлив, что родился в

России и посвятил свою жизнь атомной науке Великой страны Советов» –

говорил ученый.

При

изучении

успехов

нашей

страны

в

освоении

космического

пространства

на

уроках

физики

9

класса

уместным

будет

рассмотреть

исследования К.Э. Циолковского и С.П. Королева, вклад в развитие этой

области первого космонавта – Ю. А. Гагарина.

Великая Отечественная война стала тяжёлым испытанием не только

для русской армии, но и для советской науки. Учёные, инженеры, строители с

первых мгновений войны были готовы применить все свои знания и навыки

для разгрома фашистских войск. Сражения стали не просто противостоянием

идеологий, а «дуэлью умов», проходящей под девизом «Всегда опережать

технику врага».

В 9 классе при изучении темы «Закон сохранения импульса» важно

упомянуть о

самом грозном реактивном оружии середины 20-го века –

гвардейском

миномете

БМ-13,

прозванным

в

народе

«Катюша»,

которое

обрело себе бессмертную славу.

Эффективность

использования

биографического

материала

при

изучении

школьного

курса

физики

обосновывается

следующими

положениями.

1.Использование

народных

элементов

русской

культуры

(пословицы,

приметы,

сказки,

былины)

формирует

навыки

восприятия,

анализа

и

объяснения

полученной

информации

в

словесной

форме,

при

помощи

образов или символов.

2.Направленность

уроков

физики

на

практическую

реализацию

знаний

формирует

умение

применять

полученные

информацию

и

навыки

в

повседневной

жизни

бытовых

ситуация,

в

сфере

экологии,

здравоохранения и других).

Средства духовно-нравственного воспитания школьников в рамках уроков

физики можно классифицировать на несколько категорий:

1.Наглядно-образные

– оформление места учебных занятий, портретные

галереи ученых, стенды и выставки.

2.Видеоакустические

использование

литературных,

бытовых

и

исторических

справок

на

уроке,

изучение

аудиозаписей

высказываний

ученых, видеофрагментов.

3.Структурно-логические

применяемость

теорий,

физических

законов,

формул, использование таблиц и схем.

Физика

ищет

внутреннюю

красоту

мироздания.

Элегантная

и

многогранная

гармония

природы

намного

доступнее

духовно

развитому

человеку.

Крайне

важным

является

процесс

осознания

педагогом

своей

социальной

ответственности

и

значимости,

принятия

на

с ебя

фундаментальной

общественной

функции

духовное

воспитание

полноценного гражданина нашего общества.

Литература:

1.Санкт-Петербургский

образовательный

вестник,

«Духовно-

нравственное

воспитание

школьников»,

Юлдашев

М.Б.,

заведующий

кафедрой

«Филологического

образования»

Баткенский

государственный

университет;

2. Российский государственный педагогический университет им. А. И.

Герцена, сборник статей по итогам Международной конференции «Проблемы

духовно-нравственного воспитания в современной школе» 06 ноября 2014

года.



В раздел образования