Напоминание

Опыт реализации программы дополнительного образования "Волшебное тесто" по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством нетрадиционной техники "тестопластика".


Автор: Морозова Надежда Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ "ДСКВ №9 "Солнышко"
Населённый пункт: г. Лангепас, Ханты-Мансийский Автономный Округ
Наименование материала: Обобщение педагогического опыта по теме самообразования
Тема: Опыт реализации программы дополнительного образования "Волшебное тесто" по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством нетрадиционной техники "тестопластика".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема моего отчета: опыт реализации программы дополнительного образования

«Волшебное тесто» по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного

возраста с ЗПР посредством нетрадиционной техники «тестопластика».

Статистика показывает, что с каждым годом отмечается увеличение роста числа детей с

проблемами в развитии.

Одной из актуальных задач дошкольного образования в условиях ФГОС является создание

условий для творческой самореализации ребенка, в том числе и ребёнка с ЗПР. Ведь в

процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, выражает

себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы

с различными инструментами и материалами.

В коррекционно-педагогической системе воспитания и обучения детей с ЗПР важная роль

принадлежит изобразительной деятельности, особенно лепке. Ведь лепка - это самый

осязаемый вид творчества. Именно в процессе лепки, можно добиться максимальной

активности обеих рук, развития и укрепления пальцев, что непосредственно повлияет на

развитие речи и мышления, а творческое создание привлекательного изделия заложит

фундамент самостоятельности и креативности личности.

Опыт работы показывает, что изобразительная деятельность с использованием именно

различных нетрадиционных техник изображения создаёт наиболее благоприятные условия

для ребёнка, способствует раскрытию его творческого потенциала. Ведь все необычное

всегда привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У детей развивается

познавательный интерес, они начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит

обогащение и активизация словарного запаса, а также всех психических процессов

(восприятие, память, мышление, воображение). А все это очень необходимо для успешной

подготовки воспитанников к дальнейшему обучению в школе.

По результатам итогового диагностического обследования детей среднего возраста с ЗПР

группы компенсирующей направленности, проведенного в мае 2017 года по методике Ю.

А. Афонькиной «Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной

деятельности. Изучение индивидуального развития детей», из 10 воспитанников, с

высоким и средним уровнем овладения изобразительной деятельностью и развития

творческих способностей, выявлено не было. У всех детей имелись трудности в

изобразительной деятельности.

Все вышесказанное побудило к разработке программы дополнительного образования

«Волшебное тесто», направленной на развитие творческих способностей детей с

использование нетрадиционной техники изобразительной деятельности «тестопластика»

-лепка из соленого теста.

В сентябре 2017 года в рамках реализации данной программы было проведено первичное

диагностическое обследование детей по методике, разработанный доктором пед.наук,

профессором Т.С. Комаровой «Критерии оценки овладения детьми изобразительной

деятельностью и развития их творчества».

На начало учебного года воспитанники также показали низкие результат: они были не в

состоянии вылепить простейшую фигуру. Вылепленные изделия были чрезвычайно

примитивны как по форме, так и по содержанию. Целостный образ предмета создавался

очень медленно и только с помощью воспитателя. Соединение частей в целое

сопровождалось нарушением расположения частей относительно друг друга, была

затруднена работа с мелкими деталями. Стойкие трудности дети испытали при работе с

различным дополнительным материалом.

Изображения по собственному замыслу выполнить не могли. Сюжетная лепка была тоже

не доступна. Действовали только по повтору за воспитателем. Цвет предметов при

раскрашивании изделия был передан не верно. Дети использовали в основном один цвет

(случайно взятый).

Теоретической базой данного опыта стали работы, представленные на слайде:

При разработке программы, направленной на развитие творческих способностей детей,

исходили из понимания данного понятия.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность, ориентирована на

приобщение детей к древнему виду творчества – «тестопластике» и направлена на

развитие у детей с ЗПР не только творческих способностей, но и мелкой моторики рук,

познавательной деятельности и психических процессов.

Цель программы: развитие творческих способностей дошкольников с ЗПР и повышение

их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс посредством

нетрадиционной техники изобразительной деятельности «тестопластика».

В соответствии с целью был поставлен ряд задач, которые были направлены на

достижение поставленной цели.

Для реализации поставленных задач было необходимо создать организационную базу:

провести анализ психолого-педагогической и методической литературы;

создать и обогатить предметно – развивающую среду и методическое

сопровождение;

подобрать материал и провести диагностическое обследование уровня овладения

изобразительной деятельностью и развития творчества;

подобрать и систематизировать формы организации детей, методов и приемов,

способствующих развитию творческих способностей;

разработать учебный план, календарный учебный график, перспективный план по

«тестопластике»;

составить план взаимодействия с родителями.

Содержание работы по развитию творческих способностей дошкольников было разбито на

три этапа:

I этап (начальный) – «Путешествие в страну Тестопландию начинается»

На этом этапе дети знакомятся с возможностями соленого теста, с инструментами и

дополнительными материалами, их назначениями; дошкольники учатся правильно

организовывать свое рабочее место. Подражая взрослому, изготавливают конкретные

поделки из соленого теста, отрабатывают знакомые и обучаются новым способам и

приемам лепки.

Большая часть занятий отведена лепке из натурального (неокрашенного) теста. Дети

знакомятся с правилами росписи готовых изделий. Эта деятельность обогащает ребенка

творчески, помогает осознать тесную связь лепки и рисования.

II этап (промежуточный) – «Увлекательная тестопластика»

Работа строится на основе возникшего у детей желания внести свои добавления,

изменения в изделие, создаваемые по готовому образцу, схеме, рисунку и т.д. На этом

этапе большое внимание уделяется детскому экспериментированию с материалами, с

инструментами и способами лепки. Детям предлагаются задания, которые ведут их к

целенаправленным действиям и поискам.

III этап (завершающий) – «Мы – фантазеры»

На этом этапе создаются условия для развития инициативы и самостоятельности

дошкольников. Дети учатся переносить свой опыт (уже знакомое и освоенное под

руководством взрослого) в новые условия и самостоятельно применять его в творческих

ситуациях.

В структуре программы выделяются следующие тематические блоки занятий:

Путешествие в страну Тестопландию

В гостях у царицы Осени

Путешествие в мир ремесел

В мире животных

Праздник круглый год

В гостях у Феи Цветов

В гостях у Морского Царя

Так, например, в блоке «Путешествие в страну Тестопландию, дети познакомились с

королем Соленое Тесто и Принцессой Мукасолькой, с их подданными и придворными

(материалы и инструменты). Они узнали, что в стране Тестопландии дружно живут

скалки, формочки для выпечки, стеки, сестрички бусинки и пуговички, фольга и даже

чесноковыжималка. В садах Тестопландии растут причудливые деревья, на лугу пасутся

кудрявые овеч-ки, а в пруду плещутся золотые рыбки. Дети очень удивились, когда узнали,

что все это из соленого теста. Затем сами с удовольствием лепили фигурки животных,

веселых человечков, сувениры и игрушки, радовались результатам своего труда.

Одним из самых интересных стал для детей блок «Путешествие в мир ремесел». Он

состоял из ряда занятий. Так, расширить представление детей о труде пекаря позволили

занятия: «Хлебушек душистый, теплый, золотистый», «Выпекали мы в печи пироги и

калачи», «Веселое чаепитие». На этих занятиях дети, как настоящие пекари, лепили

хлебобулочные изделия, затем использовали их в своих сюжетно-ролевых играх «Хлебный

магазин», «Встречаем гостей» и в театрализованной деятельности.

В процессе занятий на ознакомление с трудом повара, дети не только изготавливали

поделки, отрабатывая уже знакомые способы и приемы лепки, но и обучались новым,

узнавали при этом что-то новое для себя о труде повара.

Особый интерес у детей вызвали занятия цикла «Ознакомление с трудом кондитера». Дети

с удовольствием и с радостью лепили торты, мороженное, шоколадные кексы и конфеты,

печенье, рулетики и пирожные.

Действуя в образе, дети особенно были увлечены лепкой, проявляли изобретательность,

творчество, тщательно выполняли предъявляемые им требования.

В процессе занятий были использовали разнообразные методы и приемы, стимулирующие

развитие творческих способностей дошкольников.

Особое место отводилось методам практического экспериментирования. Так, на пример,

смешивая кусочки теста разного цвета и получая новые цвета и оттенки, дети открывали

новые свойства этого материала, его возможности.

Также знакомили дошкольников со способом комбинированного использования соленого

теста и различных дополнительных и природных и материалов. Так, например, процесс

создания медальонов с использованием сухих растений, различных семян, бусинок, бисера

происходил в форме неожиданного открытия, и давал ребенку дополнительные

возможности для творчества.

Ценными методами стимулирования интереса к деятельности были игровые методы.

Игровые методы и приемы, представленные на слайде, способствовали привлечению

внимания детей к поставленной задаче, облегчали работу мышления и воображения:

Обыгрывание предметов (игрушек) помогало привлечь внимание детей к изображаемому

предмету; мотивировать, заинтересовать предстоящей работой; объяснить приемы

изображения; рассмотреть, обследовать изображаемый предмет.

Также развивали интерес к лепке с помощью методов эмоционально-сенсорного

воздействия, побуждения к сопереживанию. Дети учились сочувствовать героям,

пришедшим в гости, сказочным, литературным персонажам.

Использовались также и приемы удивления, создавались ситуации неожиданности,

сюрпризности.

Одним из важных средств поощрения и развития детского творчества явились выставки

готовых работ. Возможность продемонстрировать свои достижения другим, в том числе и

родителям, служит стимулом для активного участия детей в процессе лепки из соленого

теста. Поэтому в группе было выделено специальное выставочное место «Чудеса из

соленого теста». Многие детские работы украшали интерьер детского сада и

группы. Свои поделки дети дарили родным и близким и испытывали чувство радости от

овладения умением создавать прекрасное своими руками.

К участию в процессе реализации программы: были активно вовлечены родители

воспитанников.

Взаимодействие с родителями достигалось через различные формы работы,

представленные на слайде. Все они были направленны на:

расширение знаний родителей о важности и значении развития творческих

способностей детей.

ознакомление с нетрадиционной техникой «тестопластика».

улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизации их позиции как

участников педагогического процесса детского сада. Сплочение внутрисемейных

отношений.

В работе с родителями стремились повысить их мотивацию для участия в развитии у

детей творческих способностей посредством «тестопластики», т.к. ни одна программа не

может дать полноценных результатов, если она не реализуется в сотрудничестве с семьёй.

В ходе реализации программы обогащалась предметно-развивающая среда, для которой

были подобраны:

- разнообразные материалы, приспособления и инструменты, необходимые для создания

изделий из соленого теста.

А также:

- иллюстративный материал,

- литературный материал,

- материалы с применением ИКТ.

Создание программно-методического обеспечения предусматривало создание банка

методических материалов:

- для работы с детьми (пальчиковые игры и физминутки, игры-упражнения на развитие

воображения, игры-задания, способствующие развитию мелкой моторики, дидактические

игры, конспекты занятий),

- материалы для работы с родителями (анкеты, памятки, сценарии родительских собраний,

консультации, папки-передвижки, сценарий развлечения и т.п.).

Реализация программы проходила в течение 2-х лет с 2017-2019 учебные года.

Для оценки результативности реализации программы, было проведено итоговое

диагностическое обследование.

На слайде представлен анализ первичного и итоговых диагностических обследований за

первый и второй год обучения.

Таким образом, по результатам диагностического обследования прослеживается рост

уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творчества детей, что

свидетельствует о результативности реализации программы.

Опыт работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

с ЗПР посредством «тестопластики» был обобщен и представлен

на уровне ДОУ (в выступлениях на педсоветах, в проведении открытых

мероприятий, на сайте ДОУ);

на уровне города (в ГПС, печатание в СМИ);

на федеральном уровне (публикация в СМИ).

Программа может быть рекомендована воспитателям ДОУ как общеразвивающих, так и

коррекционных групп старшего дошкольного возраста, а также педагогам-руководителям

кружков доп. образования и заинтересованным родителям для совершенствования и

обогащения различных форм работы по развитию творческих способностей детей.

В перспективе планируется разработка дополнительной образовательной программы для

дошкольников среднего возраста с ЗПР.



В раздел образования