Напоминание

Приёмы целеполагания на уроках


Автор: Малая Татьяна Владимировна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: КОУ ОО "Адаптивная школа - интернат №14"
Населённый пункт: Омск
Наименование материала: Приёмы целеполагания
Тема: Приёмы целеполагания на уроках
Раздел: среднее образование





Назад




«Приёмы постановки

цели

как

средство достижения

эффективного

обучения на уроках истории .

В настоящее время система образования направлена на формирование у

обучающихся совокупности универсальных учебных действий,

обеспечивающих компетенцию «научить учиться» Перед педагогом стоят три

основные задачи:

1. развивать у учащихся способности самостоятельно ставить учебную

цель;

2. планировать деятельность, т.е. «пути реализации»;

3. контролировать и оценивать свои результаты.

В решении этих задач помогает правильно построенный современный

урок, в рамках системно-деятельного подхода.

Я хотела бы остановиться на таком этапе современного урока как

целеполагание. Целеполагание – то, с чего начинается грамотное, продуктивное

планирование.

Цели должны быть:

- понятны, осознаны

- реальны, достижимы (указывают на явные результаты обучения);

- инструментальны, технологичны (определяют конкретные действия по

их достижению);

- диагностичны (могут быть измерены).

В организации данный этап сложен, требует подбора средств, приемов,

мотивирующих учащихся на предстоящую деятельности.

Чтобы мои цели стали целями учеников, я применяю следующие

приемы:

Прием

Комментарий

1 Решение проблемного

вопроса или

формирование

проблемы .

Заложенное противоречие способствует

активизации мыслительной деятельности

учащихся и выход на постановку целей.

2 Использование

Незаконченная схема, таблица или объекты,

наглядного образа,

объекта и т.п.

что вызывает активизацию мыслительной

деятельности учащихся, способствует

выдвижению гипотез и формированию целей

полагания.

3 «Ключевое слово»

Опорное слово из темы служит объектом

рассуждения и целеполагания

4 «Удивительное рядом»

Предлагается яркий текст, сказка, стихотворение,

обеспечивающее формирование мотивации

целеполагание в ходе совместной беседы.

5 От актуализации к

целеполаганию

Провести актуализацию знаний, определить тему

урока (можно тему зашифровать), организовать

фронтальную беседу по определению и

формулированию цели познания.

6 От рефлексии к

целеполаганию

Организация рефлексии предполагает

определение целей дальнейшей работы субъекта

обучения.

Обязательным условием использования перечисленных приемов является:

- учет уровня знаний и опыта детей,

- доступность, т.е. посильная степень трудности,

-толерантность, необходимость выслушивания всех мнений

правильных и неправильных, но обязательно аргументированных;

- Вся работа должна быть направлена на активную мыслительную

деятельность.

Приемы целеполагания формируют мотив ,потребность действия.

Ученик реализует себя как субъект деятельности. Каждый ученик – участник,

активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети

учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся

слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.

Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и

современным.

Из опыта работы представляю образцы приёмов постановки цели на

уроках истории.

1.

Приём «Ключевое слово». Работа над понятием.

Вариант 1

Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы

урока (Пишу на доске). Тема урока в 5 классе «Культура». Необходимо

объяснить значение слова или отыскать в «Толковом словаре». Далее, от

значения слова ставим цель урока.

Вариант 2

Тема «Католическая церковь». 6 класс.

На карточках даны понятия:

- католическая церковь,

- абсолютная монархия,

- демократия,

- парламент.

Выделить из перечня понятий «лишнее» (выделяют «католическая

церковь» и формируют тему урока).

От темы урока по наводящим вопросам определяют цели урока,

- о чём узнаём на уроке? (Об устройстве католической церкви)

- что сможем выявить? (Роль католической церкви в жизни

средневекового общества)

2. На этапе актуализации эффективно применять приём «О чём идёт речь»

Тема «Феодальная раздробленность в Западной Европе Х-Х11 веках» 6

класс.

Из жизнеописания Людовика Толстого (ХII в.)

Священный долг королей - мощною рукою обуздывать дерзость тиранов,

кои раздирают страну бесконечными войнами, тешатся грабежами, бедный люд

губят, церкви разоряют и столь предаются неистовству, что если давать ему

волю, что зажигает их всё большею и большею яростью,,,, Пример тому – Томас

Марль, человек отчаянный,,,,, Дьявол ему сопутствовал, как бывает это с

безумцами, коих успехи неизменно приводят к их гибели. В то время когда

Людовик (король) был занят ,,, войнами, он, не страшась,,, разорял и, как

хищный волк, пожирал округа Ланский, Реймсский и Амьенский, не давая при

этом не малейшей пощады ни коиру, ни народу. Всё истреблял, всё губил, даже

два лучших селения у монастыря св. Иоанна Ланского отнял,,,

Зачитывается отрывок из документа. Перед детьми ставятся вопросы:

- О каком историческом явлении идёт речь?

- Какие признаки этого явления указаны а документе?

- Что мы будем изучать на уроке? (феодальную раздробленность)

- Что в этом явлении мы выделим? (его признаки)

3. Приём «Незаконченная схема»

Учитель представляет заранее подготовленную схему и предлагает детям

«доделать» её и назвать.

Ученики «дорабатывают» схему, дописывая недостающие элементы.

Озаглавливают схему «Сословия российского общества»

Через название темы урока выходят на определённые цели.

- обобщить

- систематизировать знания по теме

- выявить недостающие элементы таблицы

Боярство Дворянство Духовенство

(служилые люди) Патриарх Московский

и всея Руси.

Епископы,

архиепископы,

митрополиты.

«Чёрное» духовенство

(монахи)

«Белое» духовенство

(приходские священники)

Крестьянство Посадские люди

черносошные

лично купцы

свободные

частновладельческие

Приказные люди Приборные люди

служащие государственных

учреждений городовые казаки пушкари

Казаки Ясачные люди

военное население Дона,

Терека, Яика

4. Приём создания проблемных ситуаций. История России 8 кл.

Тема урока ПётрI – великий реформатор или тиран?

Вариант 1

В

с амом

названии

столкновение

двух

утверждений

и

и х

противопоставление (Постановка целей для разрешения проблемы)

Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо

столкнуть

с

ситуацией,

в

которой

он

обнаружит

дефицит

своих

знаний

и

способностей. В этом случае цель им воспринимается как проблема, которая,

будучи реально объективной, для него выступит как субъективная. Приемы

создания проблемных ситуаций могут быть самыми разными. Выбор приемов

определяется содержанием учебного материала, целью данного урока.

Вариант 2

Учитель зачитывает стихотворение К.С. Аксакова «Петру I» (детям не

сообщается название)

Могучий муж! Желал ты блага,

Ты мысль великую писал,

В тебе есть сила и отвага

И дух высокий обитал;

Но истребляя зло в Отчизне,

Ты всю Отчизну оскорбил;

Гоня пороки русской жизни,

Ты жизнь безжалостно давил…

Вся Русь, вся жизнь ее доселе

Тобою презрена была,

И на твоем великом деле

Печать проклятия легла…

Учащимся задаётся вопрос:

- О каком это стихотворение? (О Петре I)

-

Как

автор

описывает

(характеризует)

деятельность

этого

правителя

(мысль великую питая, истребляя зло, Отчизну оскорбляя, жизнь безжалостно

давил)

- Какая тема урока? (Петре I реформатор или тиран?)

- Что вы сможете объяснить, вспомнить, раскрывая эту тему?

5. Прием «От рефлексии к целепологанию»

Учитель зачитывает стихи «Омск военный»

За одним эшелоном, другой эшелон,

И носилки, носилки на Омский перрон.

У встречающих в горле застывший комок

Эти парни без рук, эти парни без ног.

Эта боль, что свила человека в клубок.

Дни и ночи хирургом стоять устала

У хирургов страда, боевая страда.

Исцеляемых тел не смывается круг

Пока скальпель не выпал из дремлющих рук.

Сестрам тоже у бредящих коек не спать до рассветной поры.

А завтра опять эшелон, эшелон и ещё эшелон…

И носилки, носилки на Омский перрон!..

- О чем стихотворение? (Об Омском госпитале)

-

Какие

чувства

вы

испытываете,

прослушивая

стих.

(Сострадание,

грусть)

Сформулируйте тему урока.

Тема : «Труд советских людей в тылу» 9 класс.

- Какую цель мы можем поставить при изучении этой темы? (Узнаем о

тяготах труда в тылу, дадим оценку трудовому подвигу советских людей)

Вариант 2

«Из одного металла льют, медаль за бой, медаль за труд»

- Какую тему мы будем изучать на уроке? (Труд советских людей в тылу)

От определения темы формируем цель урока.

6. Приём «Это интересно».

Вначале урока учитель задаёт детям задачу. Учащиеся решают их и дают

ответ.

Тема: «Наука и культура (Древнего Египта 5 класс)»

В одном из папирусов есть такие задачи:

1. В семьи домах было по семь кошек, каждая кошка съела семь мышек,

каждая мышка съела семь колосков, из каждого колоска могло получиться семь

мер зерна. Надо сосчитать, сколько получится, если все сложить вместе.

2. Фигура – прямоугольный треугольник. Высота10, основание 4. знай его

площадь.

- Какая тема у нашего урока? (Наука и культура Древнего Египта)

- Что мы узнаем на уроке? ( Особенности науки и культуры Древнего

Египта).

Все

приёмы

целеполагания

строятся

на

диалоге.

Важно

грамотно

сформулировать

вопросы,

учить

детей

не

только

отвечать

на

них,

но

и

придумывать свои.

В ходе обсуждения учащиеся выдвигают различные цели. Разнообразие

целей

учеников

позволяет

учителю

вместе

с

ними

выстроить

линию

поставленных

целеё.

Наиболее

содержательные

с

точки

зрения

учебного

предмета

цели

учитель

должен

записать

на

доске,

что

привлечет

к

ним

внимание остальных учеников, в том числе и тех, кто не сумел поставить свои

цели. Фиксация целей позволяет учителю обращаться к ним в течении урока и в

его конце для анализа их достижения.

Все

изложенное

выше

не

является

полным

описанием

тех

приёмов,

которые способствуют развитию навыков целеполагания, каждый творчески

работающий учитель наверняка может предложить и другие.

Выводы:

Постановка целей ученика осуществляют с помощью педагога на разные

временные отрезки: урок, домашнюю работу, учебную четверть, год. Цели

необходимы для проектирования образовательных действий учащихся. Цели

учеников предполагают достижение результатов в каком-то определенном виде

деятельности.



В раздел образования