Напоминание

СТИМУЛИРОВАНИЕ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА


Автор: Кириллова Елизовета Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: НШ "Прогимназия"
Населённый пункт: город Сургут
Наименование материала: статья
Тема: СТИМУЛИРОВАНИЕ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА
Раздел: среднее образование





Назад




СТИМУЛИРОВАНИЕ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ

ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА

Кириллова Елизовета Владимировна

БГПУ им.М.Акмуллы

Развитие

полноценной

личности

обучающегося

с

необходимым

уровнем

знаний,

умений,

навыков

и

компетенций,

позволяющих

ему

функционировать

как

самостоятельный

член

общества,

невозможно

без

высокого уровня развития данных показателей у педагогов, которые работают

с

ним.

Целью

исследования

стало

изучить

и

описать

стимулирование

к

самообразованию

педагогов

как

принцип

управления

персоналом

в

образовательной

организации.Гипотеза

исследования:

стимулирование

к

самообразованию

педагогов

как

принцип

управления

персоналом

в

образовательной

организации

будет

эффективным

при

условиях:будет

проведена

диагностика

факторов,

мотивирующих

педагогов

к

самообразованию,

а

также

барьеров,

мешающих

данному

процессу;

на

основе

диагностики

будут

учитываться

потребности

каждого

педагога

в

отдельности с учетом его индивидуальности.

Для достижения целей диагностики были использованы следующие

методики:Диагностика

уровня

саморазвития

и

профессионально-

педагогической

деятельности

(Л.Н.

Бережнова);Диагностика

уровня

парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию

(Н.П.Фетискин,

В.В.Козлов,

Г.М.Мануйлов);Анкета

«Факторы,

препятствующие

саморазвитию

педагогов»

(Е.И.Рогов).Эмпирические

данные мы обрабатывали при помощи адекватного задачам исследования

метода

поиска

значимых

различий

по

средствам

критерия

Манна-Уитни

(статистическая программа SPSS 12.0.).

В исследовании приняли участие 40 педагогов, из них 28 педагогов из

школьного отделения и 12 педагогов и дошкольного отделения.

В

первую

очередь

был

измерен

уровень

стремления

педагогов

к

саморазвитию

(Диагностика

уровня

саморазвития

и

профессионально-

педагогической деятельности (Л.Н. Бережнова)).

Очень низкий

Низкий

Ниже среднего

Средний

0,0%

20,0%

40,0%

60,0%

80,0%

67,5%

20,0%

12,5%

0,0%

40,0%

17,5%

30,0%

12,5%

Уровень стремления к саморазвитию

До проведения проекта

После проведения проекта

Рис. 1. Показатели стремления к саморазвитию у педагогов

Было

установлено,

что

до

проведения

проекта

у

67.5%

педагогов

уровень был очень низкий, у 20% – низкий и у 12.5% – ниже среднего.После

проведения проекта у 40% педагогов уровень остался очень низким, у 17.5%

– низкий, у 30% – ниже среднего и у 12.5% – средний. Чем выше показатель,

тем

больше

педагог

стремится

к

собственному

саморазвитию.

В

данной

выборке преобладает отсутствие желания саморазвиваться.

Далее опишем результаты по шкале «Самооценка личностью своих

качеств».

Очень высокая Завышенная

Нормальная

Заниженная

Низкая

Очень низкая

0%

5%

10%

15%

20%

25%

30%

10%

16%

26%

10%

8%

10%

26%

10%

26%

8%

10%

0%

Самооценка личностью своих качеств

До проведения проекта

После проведения проекта

Рис. 2. Показатели самооценки педагогов своих качеств

До проведения проекта по стимулированию самообразования у 10%

педагогов самооценка была очень низкая, у 8% – низкая, у 10% – ниже

среднего,

у

26%

нормальная,

у

16%

завышенная,

у

10%

очень

высокая.После

проведения

проекта

по

стимулированию

самообразования

получены

те

же

результаты.

Чем

выше

показатель,

тем

выше

педагог

оценивает свои личные качества, которые могут помочь ему в саморазвитии.

В данной выборке превалирует оценка педагогов на низком и нормальном

уровне.

До

проведения

проекта

по

стимулированию

самообразования

26%

педагогов оценили себя, как недостойных внимания в плане самореализации,

6% оценили себя, как неперспективных для самореализации, 22% педагогов

оценили себя скорее, как перспективных для самореализации, 20% – как

достаточного самореализации, 6% – как подходящего для профессиональной

самореализации.

После

проведения

проекта

по

стимулированию

самообразования

количественно

данные

не

изменились,

26%

педагогов

оценили

себя,

как

недостойных

внимания

в

плане

самореализации,

6%

оценили

себя,

как

неперспективных

для

самореализации,

22%

педагогов

оценили себя скорее, как перспективных для самореализации, 20% – как

достаточного самореализации, 6% – как подходящего для профессиональной

самореализации. В данной выборке педагоги разделились в своих мнениях:

одна часть полагает, что не заслуживает профессиональной самореализации,

а другая, напротив, уверена, что способна к саморазвитию.

Таким

образом,

проведение

проекта

по

стимулированию

самообразования

педагогов

позволил

повысить

уровень

стремления

к

саморазвитию

педагогов,

а

также

возросла

самооценка

личностью

своих

качеств.

Мы

также

опишем

результаты

по

методики

диагностики

уровня

парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию

(Н.П.Фетискин, В.В.Козлов, Г.М.Мануйлов).

Таблица 1

Результаты диагностики уровня парциальной готовности к профессионально-

педагогическому саморазвитию

Шкалы

До реализации проекта

После реализации проекта

Низки

й

Средни

й

Высоки

й

Низки

й

Средни

й

Высоки

й

Мотивационный

10%

22%

68%

0

26%

74%

Когнитивный

10%

22%

68%

10%

22%

68%

Нравственно-волевой

0

28%

72%

0

26%

74%

Гностический

74%

6%

20%

74%

6%

20%

Организационный

0

26%

74%

0

18%

82%

Способность к

самоуправлению

0

28%

72%

0

28%

72%

Коммуникативный

0

12%

78%

0

12%

88%

Проведение проекта по стимулированию самообразования педагогов

п о з в о л и л

п о к а з ат е л и

м о т и в а ц и о н н о го

и

о р г а н и з а ц и о н н о г о

компонентов.Мотивационная

готовность

связана

с

пониманием

важности

непрерывного

образования,

наличием

стойкого

интереса

к

профессии,

наличием

ответственности,

любознательностью,

желанием,

чтобы

дали

высокую

оценку

процессу

самостоятельного

развития.Организационный

компонент

включает

в

себя

тайм-менеджмент,

умение

планировать

свою

работу,

возможность

использования

оргтехники

и

банка

компьютерной

информации,

умение

работать

в

библиотеках,

умение

ориентироваться

в

классификации источников.

До проведения проекта по стимулированию самообразования педагоги

в

качестве

основных

препятствующих

факторов

(Анкета

«Факторы,

препятствующие

саморазвитию

педагогов»

(Е.И.Рогов))

выделяли

собственную

инерцию

(ср.балл

6.8),

разочарование

от

предшествующих

неудач (ср.балл 3.8), ограниченные ресурсы (ср.балл 3.6), недостаток времени

(ср.балл

3.6),

отсутствие

помощи

со

стороны

руководителей

(ср.балл

3.6).После

проведения

проекта

по

стимулированию

самообразования

педагоги

в

качестве

основных

препятствующих

факторов

выделяли

разочарование

от

предшествующих

неудач

(ср.балл

3.8),

ограниченные

ресурсы (ср.балл 3.6), недостаток времени (ср.балл 3.6), отсутствие помощи

со стороны руководителей (ср.балл 3.6).

До проведения проекта по стимулированию самообразования педагоги

в

качестве

основных

стимулирующих

факторов

выделяли

новизну

деятельности (ср.балл 3.8), ответственность (ср.балл 3.7), обучение на курсах

(ср.балл 3.7), школьную методическую работу (ср.балл 3.7).После проведения

проекта по стимулированию самообразования педагоги в качестве основных

стимулирующих факторов выделили пример коллег (ср.балл 4.7), новизну

деятельности (ср.балл 3.8), ответственность (ср.балл 3.7), обучение на курсах

(ср.балл 3.7), школьную методическую работу (ср.балл 3.7).

Таким

образом,

проведение

проекта

по

стимулированию

самообразования педагогов позволил снизить влияние таких препятствующих

самообразованию

факторов,

как

собственную

инерцию

и

отсутствие

поддержки

со

стороны

руководителей,

а

также

возросло

влияние

таких

стимулирующих факторов, как пример и влияние коллег.

С целью проверки гипотезы, мы воспользовались критерием Манна-

Уитни

и

рассчитали

статистически

полученные

до

и

после

проведения

проекта

результаты.

В

таблице

представлены

показатели,

по

которым

различия обнаружены.

Таблица 1.

Результаты сравнительного анализа результатов диагностики педагогов до и после

реализации проекта по стимулированию педагогов к самообразованию

Показатели

До

проведени

я проекта

(ср.балл)

После

проведения

проекта

(ср.балл)

U-

критерий

Манна

Уитни

P – уровень

стат.

значимости

1

Уровень стремления к

саморазвитию

20.6

26.4

453.5

0.00

2

Самооценка личностью

своих качеств

12.1

13.9

585.5

0.04

3

Отсутствие поддержки и

помощи в этом вопросе со

стороны руководителей

3.6

1.7

207

0.00

4

Пример и влияние

коллег

3.4

4.7

301

0.00

Примечание: полужирным шрифтом указаны выявленные различия.

Таким образом, реализация проекта стимулирования самообразования

педагогов

как

принцип

управления

персоналом

в

образовательной

организации,

имеет

положительные

результаты

и

показал

свою

эффективность. В частности, после реализации проекта у педагогов возросло

желание заниматься самообразованием, педагоги выше ценят свои качества

личные

и

профессиональные,

полагая,

что

они

способны

заниматься

самообразованием. Помимо этого, педагоги увидели поддержку и помощь со

стороны руководства образовательным учреждением, а также вдохновляются

личным примером своих коллег.



В раздел образования