Напоминание

Сенсорное развитие детей раннего возраста"


Автор: Исаева Евгения Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №20"
Населённый пункт: город Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сенсорное развитие детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №20»

Методическая разработка

Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Работу выполнила:

Исаева Е.В.- воспитатель

Пояснительная записка

Сенсорное развитие ребенка раннего возраста — это развитие его восприятия

и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,

цвете, величине, положении в пространстве. Именно этот возраст наиболее

благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления

представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего

умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное

значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения

ребенка сначала в детском саду, затем в школе, и для многих видов труда.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно

переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для

совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений

об окружающем мире. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм,

красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов

домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой,

живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без

целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но

если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического

руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным,

неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание –

последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной

культурой.

Я считаю, что эта тема наиболее актуальна в наше время. Профессор Н.М.

Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного развития.

Именно на сенсорном развитии сосредоточили свое внимание

отечественные и зарубежные ученые,так как сенсорное развитие имеет

огромное значение у ребенка на определенном этапе его развития. Из

своего опыта работы я убедилась в том, что значение сенсорного развития в

раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Недаром этот возраст

большинством исследователей считается наиболее благоприятным для

совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений

об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области

дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также

известные представители отечественной дошкольной педагогики и

психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Саккулина, Л. А.

Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер и др.) справедливо считали, что

сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного

интеллектуального развития, является одной из основных сторон

дошкольного воспитания.

Наблюдая за совсем маленьким ребенком, у которого есть только

инструменты познания мира - органы чувств, но нет навыков их

использования, я поняла, что в первую очередь нужно научить ребенка ими

пользоваться. Но что доступно такому маленькому человечку? Конечно,

только то, что связано с чувствами и ощущениями. Так, О.В. Баженова

указывает на то, что путь развития восприятия ребёнка сложен. Много

интересных, больших изменений происходит в этот период, в первую очередь

они относятся к развитию основных видов чувствительности. В дошкольном

возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность.

Очень важно обращать внимание на то, что главными линиями развития

сенсорного восприятия дошкольника выступают освоение новых по

содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение

сенсорных эталонов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь

цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов формы - геометрические

фигуры, в качестве эталонов величины - метрическая система мер.

Знакомство ребенка с сенсорными эталонами происходит в следующей

последовательности. Сначала его знакомят с основными образцами, а затем -

с их разновидностями. При этом разные эталоны должны сопоставляться

между собой и называться сначала взрослым, а потом ребенком. Только тогда

они будут хорошо закрепляться в памяти. Усвоению полученных знаний

способствуют игры, когда ребенок самостоятельно изображает, а затем

раскрашивает и вырезает различные фигурки. Игра для дошкольников —

способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства

материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает

растения, животных». В игре ребенок развивается физически, приучается

преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность,

находчивость, инициатива

Работая над данной темой, я смогла убедиться в том, что сенсорный,

чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок

мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом

зависит его сенсорное развитие. Насколько хорошо будет развит ребенок в

раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в

зрелом возрасте.

Цель раздела:

Формировать сенсорную культуру ребенка в период раннего детства.

Развивать и совершенствовать сенсорные процессы (ощущение, восприятие,

представление) у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи раздела:

Образовательные:

- развивать цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать

величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим

признакам;

- формировать у детей зрительные способы обследования предметов;

- учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и

объемных геометрических тел (шар, куб);

- развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать

их форму, цвет;

- обогащать активный и пассивный словарь детей;

Воспитательные:

- воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;

- формировать умение слушать и понимать инструкции педагога;

Развивающие:

- развивать познавательные процессы;

- развивать мелкую моторику.

Направления деятельности

Работа с

детьми

Работа с

педагогам

и

Работа с

родителями

Психолого - педагогическая характеристика детей раннего

возраста.

Возраст 2-3 лет является периодом существенных перемен в жизни

маленького ребенка. Бурно развивается познавательная активность,

предметные действия. На третьем году жизни предметная деятельность

становится ведущей. К трем годам у него определяется ведущая рука и

начинает формироваться согласованность действий обеих рук.

Психофизиологическими особенностями этого периода можно считать:

- наличие тесной взаимосвязи физического и психического развития (любые

отклонения в физическом развитии могут привести к психическим

нарушениям);

- индивидуальные темпы

- высокую ранимость ребенка, что предъявляет особые требования к его

воспитанию;

- восприимчивость детей к обучению (в этом возрасте легко образуются

условные связи).

На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у ребёнка

наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих

уровень развития восприятия. Доминирующим в сенсорном развитии

является восприятие предметов. Малыш всё чаще устанавливает взаимосвязь

величины, формы, а затем цвета с конкретным предметом. Переход к

предметному восприятию является результатом овладения простейшими

действиями – хватанием и удерживанием предметов, манипулирование ими,

передвижением в пространстве.

В усвоении предметных действий важнейшая роль принадлежит речи, как

основному средству общения взрослых с ребенком. В связи со значительным

развитием понимания речи слова взрослого теперь не просто привлекают

внимание ребенка к показываемому предмету, не только направляют и

организуют его действия, но и определяют их содержание. Речь вплетается

взрослым в действие и выступает в качестве носителя опыта действий - в ней

этот опыт закреплен и через нее передается.

Предметы, окружающие ребенка, различаются по внешнему виду,

употреблению, но главное - по тому, каким образом и насколько твердо

закреплено за ними определенное значение. Некоторые предметы по самим

своим свойствам требуют строго определенного способа действия. К ним

относятся соотносящие действия (типа накрывания коробок крышками,

нанизывание колец пирамидки, складывание матрешек и т.д.). Ребенок

овладевает также орудийными действиями, способ действия в которых строго

фиксирован общественным назначением предметов-орудий (к ним относятся

еда ложкой, расчесывание расческой, копание совочком, чистка зубов щеткой

и т.д.). Овладение соотносящими и орудийными действиями существенно

влияет на развитие ребенка. В процессе овладения орудийными действиями в

раннем детстве происходит и формирование первых интеллектуальных

операций. Это происходит, во-первых, потому, что орудийные действия

являются более определенными и постоянными, чем другие виды действий, а

поэтому легче выделяются и фиксируются. Во-вторых, в орудийных

операциях гораздо рельефнее выражена связь орудия с предметами, на

которые направлено действие орудия, и тем самым создаются оптимальные

условия ориентировки именно на эту связь. Одновременно с усвоением

предметных действий с их общественным смыслом ребенок овладевает и

правилами поведения в обществе, связанными с этими предметами.

Основу умственного развития в раннем детстве составляют формирующиеся

у ребенка новые виды действий восприятия и мыслительных действий.

Действенное знакомство с предметами, их свойствами приводит к

возникновению образов восприятия. В начале второго года жизни точность и

осмысленность восприятия невелики. Развитие предметной деятельности в

раннем возрасте ставит ребёнка перед необходимостью выделять и учитывать

в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют

практическую значимость для выполнения действий. Ребёнок должен больше

соприкасаться с предметами, активно исследовать их свойства. Сначала у

него накапливаются конкретные представления об отдельных предметах и

явлениях и лишь постепенно образуются общие представления и понятия. К

началу раннего возраста ребенок овладевает зрительными действиями,

которые позволяют определить некоторые свойства предметов и регулировать

практическое поведение. Однако точность и осмысленность такого

предметного восприятия очень невелики, хотя на первый взгляд это и

незаметно. Ребенок 2-го года жизни еще не может достаточно точно

определять свойства знакомых предметов - их форму, величину и цвет, а сами

предметы обычно узнает не по сочетанию, совокупности свойств, а по

отдельным, бросающимся в глаза признакам, встречавшимся в прошлом

опыте. Основанием для узнавания предметов служат в первую очередь

особенности формы предметов. Цвет ребенком поначалу вообще не

учитывается, и он одинаково хорошо узнает окрашенные и неокрашенные

изображения, а также изображения, окрашенные в необычные,

неестественные цвета. Что же касается цвета, то, несмотря на свою

эмоциональную привлекательность, его восприятие наиболее сложно с точки

зрения осуществления практических действий. Цвет ребёнком

воспринимается труднее, поскольку в отличие от формы и величины не

оказывает большого влияния на выполнение действий. Выбор предметов

может осуществляться из предметов 2-х цветов (красный – жёлтый,

оранжевый – зелёный, жёлтый – синий, белый – фиолетовый, жёлтый –

чёрный).

К двум годам восприятие становится более точным и осмысленным в связи с

овладением такими функциями как сравнение, сопоставление. Уровень

сенсорного развития таков, что у ребёнка оказывается сформированным

умение правильно выделять свойства предметов и узнавать предметы по

сочетанию свойств. Характерной чертой сенсорного развития является

определённость восприятия. Так, ребёнок ориентируется в форме предметов,

когда в качестве образца выступают "опредмеченные" слова – названия.

Предметы круглой формы – это и мячик, и шарик, и колесо от машины;

треугольной – крыша; овальной – огурец, яйцо; прямоугольной – кирпич;

квадратной – кубик и т.д. Новейшие исследования говорят о том, что

простейшими формами являются круг и шар, затем – четырёхугольник, а

затем лишь треугольник. Практический результат ребёнок получает в

результате многократных сравнений величины формы, цвета в процессе

подбора одинаковых или подходящих друг к другу предметов или их частей.

Особенно ярко это проявляется при действиях ребёнка со сборно-разборными

игрушками – пирамидками, матрёшками, грибочками. Именно многократное

сравнение позволяет ребёнку достигнуть практических результатов ив быту.

На втором году жизни интенсивно развивается не только зрительное, но и

слуховое восприятие. Особенно важное значение имеет развитие речевого

фонематического слуха, осуществляемого в процессе речевого общения с

окружающими. Сенсорное развитие ребёнка усиливается под воздействием

общения со взрослыми, в речи которых обозначаются эти признаки и

свойства. На основе сенсорного и речевого развития происходит умственное

развитие малыша. Так в процессе действий с предметами выделяют их

отдельные признаки (цвет, форма, величина), предметы сравнивают между

собой и обобщают по данному признаку наглядно-действенным способом.

Предметный мир – одна из сфер, которую так же осваивает человек, начиная

от пустышки, погремушки, ложки и заканчивая сложнейшими машинами,

космическими аппаратами и т.п. Без их освоения он не может нормально

жить и развиваться. Именно в возрасте до 3-х лет ребёнок начинает усваивать

существующие в обществе способы употребления различных предметов.

Знакомясь с предметами и осваивая их, малыш выделяет разные их признаки,

свойства, а значит, развивается и его восприятие. Совершенствование

осязательного восприятия осуществляется вместе со зрительным

восприятием и развитием движений руки, а также таких психических

функций, как внимание, память, мышление. Основной задачей сенсорного

развития является создание условий для формирования восприятия, как

начальной ступени познания окружающей действительности. Специально

созданные условия – в процессе проведения занятий и в повседневной жизни

– позволяют обеспечить накопление разнообразных зрительных, слуховых,

осязательных впечатлений, формировать элементарные представления об

основных разновидностях величины (большой – маленький), формы

(круглый, квадратный, овальный и т.п.), цвета (красный, жёлтый, оранжевый

и др.). В результате становится возможным формирование умения выделять

разнообразные свойства предметов, ориентируясь на цвет, форму, величину,

звуки, фактуру и т.п. Взрослому необходимо развивать умение сравнивать,

сопоставлять предметы по одному из названных признаков (цвет, форма,

величина).

Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное

условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в

бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости,

способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение

сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ

его полноценного развития. При ознакомлении ребёнка второго года жизни с

формой предметов устанавливается связь между формой конкретных

предметов и её обобщённым выражением: деревянный или нарисованный

кружок называют то шариком, то мячиком, то колёсиком для машины и т.д.

Использование "опредмеченных" слов-названий помогает углублению

восприятия формы. Бесполезно говорить детям о прямоугольнике, квадрате,

овале, круге и треугольнике, хотя они их различают уже в первые 2-3 месяца.

На втором году жизни дети усваивают форму как признак предметов: они

легко выбирают необходимые детали из строительного набора для "крыши" и

т.д. Словарный запас весьма ограничен и очень сильно отстаёт от развития

восприятия.

На третьем году жизни некоторые хорошо знакомые малышу предметы

становятся постоянными образцами, с которыми ребёнок сравнивает свойства

любых объектов, например, треугольные объекты с крышей, красные – с

помидором. Таким образом, меняется действие с меркой и её содержание.

Ребёнок переходит к зрительному соотнесению свойств предметов с меркой,

которой выступает не только конкретный предмет, но и представление о нём.

Освоение новых ориентировочных действий приводит к тому, что восприятие

становится более детальным, полным и точным. Предмет воспринимается

ребёнком с точки зрения разных присущих ему свойств. Более совершенной

становится координация движений руки под контролем глаза, что позволяет

детям данного возраста справляться с такими заданиями, как игра с мозаикой,

строительными наборами, рисование кистью и карандашами (размещать

элементы мозаики в отверстиях панели, аккуратно накладывать детали

строительного набора одни на другие, наносить пятна или линии кистью,

карандашами и т.д.). На 3-м году жизни задачи сенсорного развития

существенно усложняются, что связано с общим психофизическим развитие,

прежде всего началом формирования новых видов деятельности (игровой,

элементарной продуктивной и др). В связи с этим необходимо создать

условия для интенсивного накопления разнообразных представлений о цвете,

форме, величине, фактуре как в процессе специально организованных игр-

занятий, так и в повседневной жизни. В процессе совершенствования

восприятия (сравнения и сопоставления) ребёнок начинает узнавать

предметы и явления по наиболее характерным признакам и свойствам. Итак,

к трёхлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного

развития ребёнка.

Ожидаемые результаты освоения раздела программы.

- различать «много» и «один»;

- различать большие и маленькие предметы;

- узнавать шар и куб;

- активно участвовать в образовании групп из отдельных предметов;

- обследовать предметы (величина, цвет, форма);

- устанавливать сходства и различия между предметами, имеющими

одинаковое название;

- называть свойства предметов;

- выделять и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки

предметов и явлений при выполнении ряда практических действий.

Освоив все эти приемы и навыки, знания и умения ребёнок овладеет:

- сенсорными эталонами: выделяет цвет, форму, величину как особые

признаки предметов и накапливает представления об основных

разновидностях цвета и формы и об отношении предметов по величине.

- способами обследования предметов: группировке по цвету и форме вокруг

образцов – эталонов.

Для усвоения полученных знаний является дидактическая игра. Я составила

картотеку дидактических игр.

1. . Сенсорная черепаха

2.Цветные счётные палочки Кюизенера.

-.альбом-игра «Волшебные дорожки»,

3.Игры-карточки.

-цвет и форма,

-большой, средний и маленький,

-лото (цвет, форма),

-длинный - короткий,

-высокий - низкий,

4.Папка дошкольника

-цвет, форма, величина.

5.Тетради с заданиями:

-геометрическая аппликация,

-знакомимся с геометрией №1,2.

5.Игры по методике Б.П.Никитина:

-сложи узор (кубики- пластик),

-уголки.

6.Конструкторы:

-конструктор геометрический

-«Мозаика»,

-пирамидки,

-матрёшки,

-ленточки

7. Мешочки для развития мелкой моторики

8. Игры с пуговицами.

9. Игры с прищепками.

10.

Дидактическая игра «Собери букет».

11. Игры с крышечками.

12. Весёлые осьминожки.

13. Забавные шнурочки.

14. Бусы

15. Разноцветное лото

16. Сенсорная дорожка

Сенсорные эталоны

ФОРМЫ:

ЦВЕТА:

ВЕЛИЧИНЫ:

Диагностика.

Цель: Выявить знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов

цвета, формы, величины посредством дидактического материала.

Задачи:

- провести диагностический опрос младших дошкольников в восприятии

цвета, формы, величины;

- зафиксировать полученные данные в таблицу.

Методы: показ практических действий.

Приемы: сенсорное обследование предметов с наглядным объяснением.

Форма организации: Групповая.

За основу в проведении работы по выявлению и оценке сенсорного развития

детей раннего возраста была взята методика Николаевой Т.В. (2004 г.).

Оборудование:

1. деревянная (или пластмассовая) доска с тремя (четырьмя) прорезями –

круглой, квадратной, треугольной, полукруглой форм и тремя (четырьмя)

плоскими геометрическими фигурами, основание каждой из которых

соответствует по форме одной из прорезей;

2. деревянная или пластмассовая коробка с шестью прорезями - круглой,

квадратной, прямоугольной, полукруглой, треугольной и шестиугольной

форм и двенадцатью объёмными геометрическими фигурами, основание

каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;

3. одна пирамида с тремя одинаковыми по размеру кольцами; пирамиды из

трёх колец, убывающими по величине (две красные, две желтые, одна синяя);

4. пять больших кубов желтого цвета; два больших куба красного цвета; два

больших куба синего цвета;

5. пять больших шаров желтого цвета; два больших шара красного цвета; два

больших шара синего цвета;

6. цветные кубики - пять желтых; три красных; три зелёных; три оранжевых;

три белых;

7. одна трёхсоставная и одна четырёхсоставная матрешки;

8. три пары предметных картинок: в каждой паре одна картинка разрезана на

две (три, четыре) части.

Основные задания для детей 2,5-3 лет.

1. Вложить геометрические формы в гнёзда соответствующей плоскости.

2. Сгруппировать предметы по цвету при выборе из 4, например, красные,

желтые, синие и зелёные кубики.

3. Сложить трёхсоставную матрешку.

4. Сложить три пирамидки разного цвета (красную, синюю, желтую) из 3

убывающих по величине колец.

5. Сложить предметную картинку, разрезанную вертикально на 3 части.

Проведение обследования.

Задания предъявлялись ребенку сразу для самостоятельного выполнения.

Педагог предлагал ребёнку вставить фигуры в соответствующие прорези;

разобрать и собрать пирамиду; раскрыть матрёшку и собрать её; сложить

целую картинку из частей. При этом все задания должны были

сопровождаться естественными жестами.

Обучение.

При затруднении выполнения ребенком заданий самостоятельно, взрослый

демонстрировал соответствующее действие, а затем просил ребёнка

воспроизвести его. Если ребенок не справлялся и в этом случае, то

использовался метод совместных действий. Например, педагог руками

ребёнка вставлял фигуры в соответствующие прорези; собирал пирамидку с

учётом величины колец; складывал разрезную картинку. Вслед за этим

ребёнку предлагалось действовать самостоятельно.

По каждому заданию фиксировалось:

- Желание сотрудничать со взрослым; принятие задания; способность

обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в результате

деятельности;

- Способ выполнения задания (самостоятельно, после показа, после

совместных действий, невыполнение);

- Результат: точное соответствие образцу взрослого, неточное соответствие,

невыполнение.

Знаком «+» отмечены задания, которые ребенок выполнил самостоятельно

(или после показа).

Знаком «–» отмечены задания, не выполненные ребенком (или выполненные

с неточным соответствием).

Знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов

величин

Начало года

75,00%

25,00%

+

Высокий

Средний

Низкий

Конец года

59,00%

40,00%

1,00%

+

Высокий

Средний

Низкий

Знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов

цвета

Начало года

73,33%

26,67%

+

Высокий

Средний

Низкий

Конец года

59,00%

40,00%

1,00%

+

Высокий

Средний

Низкий

Знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов форм

Начало года

57,14%

42,86%

+

Высокий

Средний

Низкий

Конец года

59,00%

40,00%

1,00%

+

Высокий

Средний

Низкий

Вывод: Исходя из полученных данных о восприятии детьми сенсорных

эталонов, уровень сенсорного развития на начало учебного года средний: 50

% младших дошкольников испытывают трудности при восприятии синего и

зелёного цвета. В области форм особое затруднение вызывают овал и

прямоугольник. Область величины особой проблемы не представляет.

В проведённых исследованиях было выявлено, что за год: высокий уровень

повысился - на 7 %, средний – на 13 %, низкий – 20 %.

Соответственно были выделены четыре уровня оценки:

1. Опережение возрастной нормы – 12детей.

2. Соответствие возрастной норме – 6 детей.

3. Отставание от возрастной нормы – 1 детей.

В повседневной жизни детям надо давать возможность наблюдать за формой,

цветом, пропорциями предметов, явлений. Своевременное сенсорное

воспитание на данном возрастном этапе – главное условие познавательного

развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющимся

окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать

красоту и гармонию мира.

В результате исследования, было отмечено, что сенсорное развитие может

осуществляться в разных видах деятельности - в действиях с предметами в

игре, рисовании, лепке, занятиях со строительным материалом и др.

Восприятие будет более полным, если в нём участвуют одновременно

несколько анализаторов, т.е. ребёнок не только видит и слышит, но ощущает

и действует этими предметами. Организует и направляет сенсорную

активность ребёнка взрослый человек. Без специальных воспитательных

приёмов сенсорное развитие не будет успешным, оно будет поверхностным,

неполным, а часто даже неверным.

Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу

программы образовательных технологий, методов, форм организации

деятельности детей.

Методы

воспитания

Методы

воспитания

Внушение

Внушение

Убеждение

Убеждение

Пример

Пример

Упражнение

Упражнение

Поощрение

Поощрение

Методы обучения

Наглядный

Словесный

Практический

наблюден

ие

Показ

игровых

действий

Использо

вание

картин,игру

шек,иллюст

раций

рассказ

вопросы

игровой

Формы работы с детьми раннего возраста.

Работа с

детьми

Работа с

детьми

презентации

презентации

праздники

праздники

экскурсии

экскурсии

игры

игры

ТСО

ТСО

чтение

художественно

й литературы

чтение

художественно

й литературы

занятия,

беседы

занятия,

беседы

Формы работы с родителями.

Работа с

родителя

ми

Работа с

родителя

ми

консульта

ции

консульта

ции

родительс

кие

собрания

родительс

кие

собрания

анкетиров

ание

анкетиров

ание

индивидуа

льные

беседы

индивидуа

льные

беседы

оформлени

е

информаци

онных

стендов

оформлени

е

информаци

онных

стендов

Тематичес

кие вечера,

круглые

столы

Тематичес

кие вечера,

круглые

столы

дни

открытых

дверей

дни

открытых

дверей

Формы работы с педагогами.

Работа с

педагогами

Работа с

педагогами

пед. советы

пед. советы

семинары-

практикумы

семинары-

практикумы

смотры-

конкурсы

смотры-

конкурсы

круглые

столы,

дискуссии

круглые

столы,

дискуссии

оформление

информацио

нных стендов

оформление

информацио

нных стендов

консульта

ции, мастер-

класс

консульта

ции, мастер-

класс

открытые

занятия

открытые

занятия

Игровая система сенсорного обучения состоит из 3-х

основных блоков деятельности

Специально -

организованная

деятельность

(занятие)

Самостоятельная

игровая деятельность

детей (её

организация)

Совместная

деятельность

воспитателя с детьми

Связь сенсорного воспитания с другими

видами детской деятельности

Конструи

рование

Двигательная

активность

Изодеятельность

Ознакомление с

окружающим

ФЭМП

Сенсорное экспериментирование в младшем дошкольном

возрасте:

1.

С цветом.

Окраска воды (оттенки цвета)

Получение цвета при смешивании красок

Ягодные краски

2.

С формой, величиной

Замораживание воды в формах

Игры с песком, водой, глиной, пластилином.

Мыльные пузыри, воздушные шары

Заключение

Над этой темой я работаю с 2018 года. Возраст детей в моей группе от 2л. до

3л. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования

деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем

мире. А.П.Усова верно указывала, что 9/10 накопленного умственного багажа

детей дошкольного возраста составляют чувственно воспринимаемые

впечатления. Из проведенной мной работы на тему о сенсорном развитии

детей, я узнала много нового, интересного и полезного для себя и для своей

дальнейшей работы. Изучение этой темы поможет мне найти более

эффективные методы и приемы знакомства детей с сенсорными эталонами,

обучения дошкольников обследовательским действиям при восприятии.

Именно сенсорное воспитание включает в себя формирование восприятия

формы, величины, цвета, пространственных отношений между предметами, а

также музыкального слуха, совершенствование звукового анализа родной

речи, развитие мышечного чувства и др.

Монтессори

писала:

«Воспитание

чувств

состоит

именно

в

повторении

упражнений;

цель

их

не

в

том,

чтобы

ребенок

знал

цвет,

форму

и

разнообразные качества предметов, а в том, чтобы он утончал свои чувства,

упражняя их вниманием, сравнением и суждением».



В раздел образования