Напоминание

"Особенности нравственного развития детей дошкольного возраста с ЗПР"


Автор: Фролова Анна Юрьевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 2" г.о.Самара
Населённый пункт: г.Самара
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности нравственного развития детей дошкольного возраста с ЗПР"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности нравственных качеств у детей с задержкой психического

развития.

Следующие качества должны быть сформированы в старшем

дошкольном возрасте у детей с задержкой психического развития: доброта,

честность,

смелость,

справедливость,

умение

здороваться,

благодарить,

вежливо обращаться с просьбой к старшим, играть рядом с другими детьми,

не

мешая

им,

терпению

и

аккуратности,

считаться

с

интересами

и

требованиями других, оказывать посильную помощь. Эти качества по мере

взросления и перехода ребенка из одной группы детского садика в другую

постепенно дополняются такими качествами как вежливое, внимательное

отношение

к

старшим,

понимание

того,

что

нужно

защищать

слабого,

обиженного, защищать друга, заботиться о младших.

Давайте же посмотрим какие специфические особенности, и в силу

каких факторов, присутствуют у детей с задержкой психического развития.

Задержка психического развития – особый тип дефицитарной аномалии

психического развития ребенка, имеющее различное происхождение: либо

она связана с дефектами конституции ребенка, либо возникает в результате

различных

соматических

заболеваний

или

органического

поражения

центральной нервной системы[2, 384 с.].

Нужно сказать, что формирование

нравственной сферы ребенка с

задержка психического развития идет не так, как у обычно развивающегося

ребенка, ведь данный дефект проявляется, прежде всего в замедленном темпе

психического развития.

Существует

несколько

различных

классификаций

задержка

психического

развития.

Рассмотрим

данный

дефект

развития

в

рамках

классификации

Лебединской

К.С.

Данный

автор

выделяете

четыре

основных варианта задержки психического развития: конституционального

п р о и с х о ж д е н и я , соматогенного

происхождения,

психогенного

происхождения,

церебрально-органического

происхождения.

Мож н о

сказать, что каждой из форм задержки психического развития

присущи

черты,

которые

отрицательно

будут

сказываться

на

формировании

нравственных качеств ребенка.

К

задержке

психиче ского

развития

ко н с ти ту ц и о н а л ь н о го

происхождения относят психический и психофизический инфантилизм. При

данном типе детям свойственен не только инфантильный тип телосложения,

но и инфантильная психика.

Эмоционально-волевая сфера детей находится

на уровне более младшего возраста. Преобладают эмоциональные реакции,

внушаемость, недостаточная самостоятельность. Такие черты личности как

внушаемость повлияют на процесс формирования нравственных качеств.

Детям

с

задержкой

психического

развития

соматогенного

происхождения, присуще такие черты характера как робость, боязливость,

неуверенность в себе. Несомненно, данные черты личности ребенка будут

мешать формированию полноценной нравственной личности с присущими

ему нравственными качествами. Такие нравственные качества как смелость,

честность,

понимание

того,

что

нужно

помогать

младшим

будут

формироваться с трудом.

У

детей

с

задержкой

психического

развития

психогенного

происхождения

основным

этиологиче ским

фактором

я вл я е т с я

неблагоприятные

условия

воспитания.

Здесь

преимущественно

страдает

эмоционально-волевая сфера и педагогическая запущенность провоцирует

формирование

психической

неустойчивости,

импульсивности,

отсутствия

чувства

долга

и

ответственности.[11,

стр.

30.]

Так

же

на

особенности

формирования нравственных качеств у детей данной категории будет влиять

тип

воспитания

в

семье.

При

авторитарном

типе

воспитания,

в

психотравмирующих,

жестких

для

ребенка

условиях

наблюдается

невротическое

развитие

личности,

формируется

робость,

боязливость,

отсутствие инициативы, самостоятельности. При данных характеристиках

личности трудно будет усвоить такие нравственные качества как смелость,

честность, понимание того, что нужно защищать слабого, обиженного, друга,

заботиться

о

младших.

Если были условия гиперопеки, то появляются

эгоцентрические

установки,

эмоциональная

холодность,

неспособность

к

волевому

усилию,

труду.

Не

будут

сформирован

чуткое

отношение

к

сверстникам, нуждающимся в помощи. Так и в данной форме ЗПР ребенка

мы видим, что в силу особенностей психики ребенка, нравственное развитие

ребенка и нравственных качеств будет идти особым образом.

Если

рассматривать

классификации

К.С

Лебединской,

то

остается

задержкой

психического

развития

церебро

-

органического

генеза

(минимальная мозговая дисфункция). В данном случае наряду с признаками

замедленного темпа развития, имеются и симптомы повреждения ЦНС.

При данной форме задержки развития

ребенка имеется не зрелость

эмоционально-волевой

сферы

и

познавательной

де яте л ь н о с ти .

В зависимости от того, что преобладает в клинической картине ребенка, его

относят

к

той

или

иной

группе:

первая

группа

-

с

преобладанием

органического

инфантилизма,

вторая

с

преобладанием

нарушением

познавательной деятельности.

[ 20, стр.33 ].Не зависим от группы, дети

данной категории значительнее страдают, так как здесь затронут головной

мозг – координатор всего функционирования организма, как психического

так и физического. Внушаемость, примитивность эмоций, импульсивность,

неспособность к волевым усилиям. Перечисленные характеристики личности

значительной мере усложняет формирование нравственной сфере ребенка, а в

том числе и нравственных качеств.

Из вышеперечисленных факторов и в силу того, что у ребенка не достаточно

развит

самоконтроль,

саморегуляция

мы

можем

говорить

о

том,

что

нравственные

качества,

как

и

нравственная

сфера

самого

ребенка

недостаточно развита и отстает в формировании.

А

т а к

ж е

несбалансированность процессов возбуждения и торможения, способствуют

тому,

что

дети

с

ЗПР

прибегают

к

более

доступным

для

них

формам

поведении, а именно к девиантной форме взаимодействия с окружающими.



В раздел образования