Напоминание

Увлекательные бумажные превращения


Автор: Васильева Татьяна Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ №40
Населённый пункт: СПБ, Колпинский район
Наименование материала: статья
Тема: Увлекательные бумажные превращения
Раздел: дошкольное образование





Назад




Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40

комбинированного вида Колпинского р-на Санкт-Петербурга.

Увлекательные бумажные превращения.

Составила: Васильева Татьяна Геннадьевна.

Оригами как способ создания из бумаги разнообразных поделок зародилось в

Японии

более

тысячи

лет

тому

назад,

но

об

истории

происхождения

этого

искусства

почти

ничего

не

известно.

Знаменитые

бумажные

журавлики,

выполненные

способом

оригами,

стали

символом

движения

против

атомной

войны.

В данной статье предлагается методы и приёмы работы с детьми среднего и

старшего

дошкольного

возраста

по

развитию

у

них

логического

мышления,

пространственного воображения и творческих способностей. В статье подробно

раскрываются

приемы

складывания

из

бумаги

занимательных

фигур,

предлагаются наглядные образцы поделок

Изготовление

красочных

поделок

из

бумаги

приемами

многократного

складывания

и

сгибания

увлекательное

и

полезное

занятие

для

детей-

дошкольников.

Бумага — доступный для ребенка и универсальный материал — широко

применяется

не

только

в

рисовании,

аппликации,

но

и

в

художественном

конструировании.

Особенно

привлекает

дошкольников

возможность

самим

создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх,

инсценировках, оформлении уголка, участка детского сада или подарены на день

рождения, к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям.

Ребенок

радуется

тому,

что

сделанная

собственными

руками

игрушка

действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет в ручейке, самолетик,

змей взлетают ввысь и т. д. Так, через различные действия с бумагой, в процессе

ее обработки, применении разных способов и приемов дети учатся эстетически

осмысливать

образы

знакомых

предметов,

передавать

их

в

изобразительной

деятельности,

подчеркивая

красоту

и

колоритность

внешнего

облика

в

преобразованной форме.

Такая

деятельность

имеет

большое

значение

в

развитии

творческого

воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения

бережно

и

экономно

использовать

материал,

намечать

последовательность

операций,

активно

стремиться

к

получению

положительного

результата,

содержать в порядке рабочее место. Дети овладевают навыками и культурой

труда, что важно для их подготовки к успешному обучению в школе.

Любимыми игрушками-самоделками детей всегда были лодочки, пароходики,

кораблики, самолетики, вертолётики, шапочки, кошельки, выполненные путем

складывания и сгибания бумаги. Все эти предметы имеют разовое применение, и

ребята легко их бросают, мнут, не стараются сохранить. После игры поделки,

выполнившие

свою

функцию,

больше

не

интересны

ребенку,

так

как

они

невыразительны, малопривлекательны по своему внешнему оформлению, ведь

часто используется то, что есть под рукой. На первый план выдвигается скорее

утилитарная

направленность

игрушки,

а

ее

художественность,

красочность

оформления отходят на второе место. Возможность же изготовлять поделки из

яркой

цветной

бумаги

поднимает

уровень

художественной

задачи,

и

ребенок

вовлекается

в

активную

творческую

деятельность,

он

начинает

украшать,

совершенствовать свою игрушку, стремится сделать ее наряднее, привлекательнее.

Одновременно

изменяется

и

отношение

детей

к

поделкам,

они

стараются

обращаться

с

ними

бережно,

аккуратно,

чтобы

сохранить

для

других

игр

и

занятий.

Мы

предлагаем

воспитателям

и

родителям

различные

спо собы

конструирования из цветной бумаги с помощью традиционных приемов искусства

оригами, представлены образцы игрушек, сюжетных и тематических композиций.

Во многих случаях даны варианты создания одних и тех же образов, чтобы

воспитатель

мог

выбрать

наиболее

доступные

и

интересные

приемы

в

зависимости от подготовленности дошкольников и индивидуальных способностей

каждого ребенка.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ

Основной материал для занятий по художественному конструированию по

типу

оригами

бумага

ярких

цветов

и

различного

качества.

Для

занятий

понадобятся следующие материалы и инструменты: цветная бумага, ножницы,

клей, кисточки, подставка для кисточек и ножниц, подстилка для работы с клеем,

коробка для обрезков, чистая салфетка.

Бумагу выбирают определенного тона в зависимости от того, что решено

сделать, чтобы цвет конкретизировал образ предмета или объекта: например, лису,

белку складывают из оранжевой бумаги, а для зайца берут белый (зима) или серый

(лето) цвет. При изображении же птиц, цветков, рыб, бабочек надо предоставить

детям возможность передать в поделках все многообразие их окраски, используя

богатую палитру цветов.

Для

поделок

лучше

брать

глянцевую,

матовую,

вощеную,

промасленную

бумагу, чтобы после сгибания не образовывались трещины. Она должна быть

чистой, не мятой. Более прочные поделки делают для игр, инсценировок. Для

этого берут настольную, обойную или обёрточную бумагу. Игрушки для игр с

водой (лодочки, кораблики, пароходики, катера) лучше складывать из вощеной

бумаги или пергамента, фольги, чтобы эти поделки не деформировались.

Работая с бумагой и инструментами, дети приобретают целый ряд полезных

практических умений и навыков. Они узнают такие способы обработки бумаги,

как

сгибание,

складывание

пополам

и

в

несколько

раз

в

определенной

последовательности,

закрепляют

приемы

вырезания

частей

и

декоративных

элементов, учатся склеивать их, скреплять на поверхности поделки.

Ребенок овладевает умением в точной последовательности выполнять задания,

особенно

при

составлении

тематических,

декоративных

композиций:

сначала

делают

основу,

используя

знакомые

приемы

(рисование,

аппликация),

затем

изготовляют фигуры, вырезают и наклеивают детали, а потом прикрепляют их на

фон.

ПРИЁМЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДЕЛОК ПО ТИПУ ОРИГАМИ.

Основа

в

оригами

это базовые

формы.

Все

базовые

формы

начинают

складывать из квадрата. Для того чтобы хорошо ориентироваться в оригами,

нужно хорошо знать принцип складывания этих форм.

1. Квадрат

Эта

форма

складывается

из

квадратного

листа

бумаги.

Обязательно

используется

равносторонний

лист.

Сгибается

по

диагонали,

получившийся

треугольник сгибается пополам. У прямоугольного треугольника верхний угол

отгибают, заготовку переворачивают. Повторяют действия на этой стороне. В

результате у вас в руках окажется форма, которая называется квадрат. Базовая

форма двойного квадрата складывается быстро, главное четкие и прямые линии.

2. Книжка.

Самая легкая базовая форма. Просто равносторонний квадрат складывается

пополам.

3. Дверь.

Ее изготавливают в несколько этапов из равностороннего листа. Намечается

вспомогательная линия, для этого нужно лист сложить пополам. В следующем

этапе каждую боковую строну загнуть к середине.

4. Дом.

Вначале

изготавливается

вспомогательная

линия,

квадрат

складывается

по

вертикали.

Далее

складывают

по

горизонтали

к

себе.

Боковые

стороны

получившегося прямоугольника складывают к середине. Приподняв верхний слой

бумаги, растягивают в разные стороны и расплющивают.

Рассмотрим несколько оригами:

Лодочка

1.

Сложите квадратный лист бумаги.

2.

Базовая форма "Книжка". Наметьте линию, сложив заготовку пополам

еще раз.

3.

Загните

уголки

только

верхнего

слоя

бумаги

к

намеченной

линии.

Повторите с другой стороны

4.

Сложите нижние уголки "долиной"

5.

Верхний слой бумаги перегните пополам. Повторите с другой стороны

6.

Раскройте посередине, сделав две складки "гора".

7.

Отверните "горой" два уголка.

8.

Разверните заготовку

9.

Вид сверху. Наметьте более чёткие линии дна.

10. Лодочка готова!

Вертушка

1.

Делаем 4 надреза по диагоналям листа как показано на рисунке. Лучше

предварительно согнуть и разогнуть лист бумаги по диагоналям.

2.

Скручиваем

из

бумаги

трубочку,

можно

заменить

любой

палочкой

или

трубочкой

3.

Складываем как показано на рис. 1 лопасти вертушки чтобы получилось,

как

на

рисунке

3.

Прикрепляем

гвоздиком

все

лопасти

одновременно

гвоздиком или иголочкой. Вертушка готова!

Цветок

1. Квадратный лист бумаги согните по горизонтальной линии, как показано на

рисунке пунктирной линией

2. Согните лист по вертикальной пунктирной линии, чтобы в результате

получился квадрат из четырёх слоёв бумаги

3. Верхний слой получившегося квадрата расправьте вправо по линии

перегиба, как показано стрелкой, чтобы в результате получился треугольник

4. Переверните заготовку

5. Верхний квадрат получившейся фигурки переложите справа налево и по

изображённой на рисунке линии перегиба расправьте верхний слой в треугольник

6. Уголки верхнего слоя получившейся заготовки оригами согните по

пунктирным линиям наверх, как показано стрелками

7. Переверните заготовку оригами цветка

8. Уголки верхнего слоя получившейся фигуры согните по пунктирным

линиям наверх

9. Отогните уголки вдоль средней линии заготовки оригами бутона цветка по

пунктирным линиям от центра к сторонам, как это показано стрелками

10. Еще раз согните уголки посередине по пунктирным линиям от центра к

сторонам заготовки цветка, как показано на рисунке

11. Согните правый и левый уголки заготовки к средней линии, они должны

соприкоснуться друг с другом, по пунктирным линиям. Повторите с другой

стороны

12.

Придайте

получившейся

фигуре

объём,

для

этого

надавите

на

противоположные рёбра будущего цветка и подуйте в него снизу

13. Бутон цветка готов!

Лебедь

1. Намечаем диагональную складку на квадратном листе бумаги

2.Складываем к намеченной в пункте 1 линии две стороны

3. Складываем стороны еще раз

4. Складываем пополам

5. Загибаем внутрь будущую шею лебедя. Точку сгиба получаем, поделив

заготовку пополам, подведя правый угол к левому.

6. Произвольно сгибаем голову

7. Лебедь готов

Ракушка

Приёмы и способы изготовления конструкций по типу оригами позволяют

детям овладеть умением создавать различные объекты и предметы окружающего

мира в разных вариантах их цветовой трактовки, передачи обобщённых признаков

и некоторых черт реальности, а также сказочного отображения их образов путём

соединения,

видоизменения

разных

черт

для

создания

яркой,

нарядной,

необычной

поделки

в

соответствии

с

замыслом,

возникшим

в

результате

рассматривания

иллюстраций,

чтения

художественного

произведения.

Это

стимулирует

и

поддерживает

интерес

ребёнка

к

процессу

художественного

конструирования.

Список используемой литературы:

1.

Богатеева З.А. «Чудесные поделки из бумаги». Москва 1992 г.

2.

Шумаков Ю., Шумакова Е. Оригами – чудеса из бумаги. Методические

рекомендации. Москва,1991.

3.

Афонькин

С.Ю.,

Афонькина

Е.Ю.

Уроки

оригами

в

школе

и

дома.

Методические рекомендации. Москва, 1990.



В раздел образования