Напоминание

Музыкальные игры и упражнения как способ развития музыкальных способностей ученика старшего дошкольного возраста в подготовительном классе музыкальной школы


Автор: Ягушевская Татьяна Фёдоровна
Должность: преподаватель дши
Учебное заведение: МБОУ ДО "Кезская детская школа искусств"
Населённый пункт: посёлок Кез
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Музыкальные игры и упражнения как способ развития музыкальных способностей ученика старшего дошкольного возраста в подготовительном классе музыкальной школы
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Кезская детская школа искусств»

Методическая работа

Музыкальные игры и упражнения как способ развития музыкальных способностей

ученика старшего дошкольного возраста в подготовительном классе музыкальной

школы

Составитель:

Ягушевская Татьяна Федоровна –

преподаватель по классу баян.

п. Кез

2

Аннотация. Детей дошкольного возраста отличает

непосредственный, живой

интерес

ко

всему

новому.

Эмоциональная

отзывчивость

и

восприимчивость

является

хорошей основой для привития любви к музыке. Задачи обучения игре на инструменте

(правильная

посадка,

звукоизвлечение

и

д.р.)

трудно

решаемы

с

учеником

старшего

дошкольного

возраста.

Таким

образом,

необходимо

в

разработке

системы

занятий

использовать

игровую

форму

обучения,

учитывая

психологические

и

возрастные

особенности ученика.

3

Содержание

Введение ________________________________________________________ 4

Глава

1.

Психологические

аспекты

о

роли

игры

в

развитии

ст аршего

Психологические

аспекты

о

роли

игры

в

развитии

ст аршего

дошкольника______________________________________________________7

дошкольника______________________________________________________7

Глава 2.

Глава 2.

Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей старших

Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей старших

д о ш к о л ь н и к о в

в

к л а с с е

б а я н а

в

у п р а ж н е н и я х

и

м у з ы к а л ь н ы х

д о ш к о л ь н и к о в

в

к л а с с е

б а я н а

в

у п р а ж н е н и я х

и

м у з ы к а л ь н ы х

играх_______________________________________________ 10

играх_______________________________________________ 10

Глава

3.

Методические

рекомендации

педагогу

ДМШ

в

работе

с

детьми

старшего

Методические

рекомендации

педагогу

ДМШ

в

работе

с

детьми

старшего

дошкольного возраста_____________________________________22

дошкольного возраста_____________________________________22

Заключение

Заключение

_____________________________________________________ 25

_____________________________________________________ 25

Список использованной литературы_________________________________ 27

Список использованной литературы_________________________________ 27

4

«Игра развивает индивидуальность;

играя, ребёнок учится воспроизводить

свои впечатления и идеи, поэтому игра –

могущественное орудие для укрепления

способностей мыслить и для развития

сознания»

(Э. Жак-Далькроз).

Введение

Введение

Актуальность

темы

подсказана

временем,

т.к.

в

недавнем

прошлом

в

подготовительный

класс

музыкальной

школы

приходили

дети

семи-восьми

летнего

возраста, а в настоящее время возраст ученика подготовительного класса стал пять-шесть

лет, то есть возраст старшего дошкольника. Игра для него – основной вид деятельности.

Поэтому мой выбор пал на использование музыкальных игр и упражнений в работе с

детьми старшего дошкольного возраста при обучении игре на музыкальном инструменте

(баяне) в подготовительном классе музыкальной школы.

Цель

моей работы – помочь детям активно войти

в мир

музыки, стимулировать

развитие музыкальных способностей с помощью музыкальных игр и упражнений для

дальнейшего обучения игре на музыкальном инструменте.

Задачи: 1) совершенствовать формы и методы обучения в процессе использования

музыкальных игр и упражнений в обучении игре на музыкальном инструменте ( баяне)

2) показать материал

музыкальных игр и упражнений,

использовать его в учебно-

педагогическом процессе обучения игре на музыкальном инструменте.

3) воспитание музыкального вкуса и активного восприятия музыкального материала.

4) привить любовь и интерес к занятиям музыкой.

Зачастую в игре ребенок открывает в себе те качества, которые не были раньше

заметны ни ему, ни окружающим, открывает в себе новые возможности. В связи с

возрастными особенностями ребенка старшего дошкольного возраста при обучении игре

на музыкальном инструменте

рекомендуется чередовать занятия с

инструментом

с

играми

и

упражнениями,

направленными

на

развитие

музыкальных

способностей

ученика: координации движений, чувства ритма и т.д. Разнообразная смена деятельности

5

на уроке ведет к лучшему усвоению учебного материала учеником подготовительного

класса музыкальной школы.

Основное назначение музыкальных игр и упражнений– формирование у детей

музыкальных

способностей;

в

доступной

игровой

форме

помочь

разобраться

в

соотношении

звуков

по

высоте,

развивать

у

них

чувство

ритма,

тембровый

и

динамический

слух,

эмоциональную

отзывчивость

на

музыкальные

образы,

что

составляет основу музыкальных способностей, побуждать к самостоятельным действиям

с применением знаний, полученных на занятиях с педагогом.

Упражнения и игры направлены на развитие мелкой моторики, координации движения,

для закрепления постановки кисти руки на клавиатуре музыкального инструмента, для

регуляции мышечного тонуса игрового аппарата, для развития чувства ритма и темпа, для

координации моторики и слуха и т.д.

Эти игры

и упражнения служат необходимым

дополнением к занятиям по

специальности

в

подготовительном

классе

баяна

или

любого

другого

инструмента

с

учащимися старшего дошкольного возраста. В чём же необходимость музыкальных игр

и упражнений? А необходимость этих игр заключается в том, что они доступны детскому

пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. Игра - лучший способ

тренировки тех или иных навыков.

Использование этих игр и упражнений, наряду с игрой на инструменте, позволяет

проводить уроки легко, «на одном дыхании», не утомительно и полезно для ребенка.

Упражнения и игры можно варьировать в зависимости от индивидуальных способностей

каждого ученика, применяя творческий подход и особое внимание к ребенку.

Глава 1.

Глава 1.

Психологические аспекты о роли игры в развитии старшего дошкольника.

Психологические аспекты о роли игры в развитии старшего дошкольника.

Педагоги В.И. Логинова и П.Г. Саморукова считают, что «к концу старшего

дошкольного

возраста

ребенок

может

более

сосредоточенно

слушать

музыкальные

и

литературные произведения, рассматривать произведения изобразительного искусства, а

так же более глубоко их воспринимать, сопереживать, сочувствовать положительному,

доброму и осуждать зло. У ребенка развивается музыкальный и поэтический слух. Он не

только

замечает

выразительно-изобразительные

средства

в

различных

произведениях

искусства,

но

и

умеет

объяснить

их

необходимость

в

данном

жанре,

осознанно

воспринимая

жанровое

своеобразие

различных

видов

искусства.

У

них

появляется

6

оценочное отношение к творческим проявлениям, как своих сверстников, так и своим

собственным.

У

них

формируется

интерес

к

красивому

в

окружающей

жизни

и

в

искусстве, к различным видам художественной и игровой деятельности (10,с.3-4). У детей

наблюдается

яркое

выражение

эмоциональной

восприимчивости

к

музыкальным

и

художественным образам. В период от пяти до семи лет игра старших дошкольников

вступает в пору своего расцвета. Характерная черта ребенка этого возраста – стремление

воплотить в игре образы своего воображения, фантазии, что, несомненно, способствует

творческому развитию личности. В играх-фантазиях дети сочиняют сюжет и развивают

его

в

плане

представлений.

Иногда

эти

игры

могут

принимать

вид

совместного

рассказывания.

Одновременно в старшем дошкольном возрасте дети осваивают игры с правилами. По

мнению А.С. Спиваковской «К ним относятся различные по содержанию и педагогической

направленности дидактические, досуговые и народные игры. Эти игры очень важны для

развития

произвольности,

внимания,

памяти,

специальных

двигательных

и

познавательных способностей, усвоения различных знаний. Эти игры всегда включают

несколько участников, способствуя развитию умения действовать с партнерами. Ребенок

легко запоминает правила и действует в их рамках; контролирует свои и чужие действия,

усваивает способы регуляции совместной деятельности,

учится адекватно переживать

удачу и неуспех. В совместных играх с правилами усваиваются многие социальные

представления,

в

том

числе

представления

о

справедливости

и

несправедливости,

формируется адекватная самооценка» [9, с. 45].

Игра как феномен была предметом исследования многих философов. По мнению

И. Канта, «двойственность реальности, присущая игре как виду деятельности, роднит игру

с

искусством,

которое

тоже

требует

одновременно

верить

и

не

верить

в

реальность

разыгрываемого конфликта. Ф. Шиллер считал игру специфически человеческой формой

жизнедеятельности: «Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова

человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет. Происхождение игр

связывается

разными

исследователями

с

магико-культовыми

ритуалами

или

с

врожденными биологическими потребностями организма и психики человека» [8, с. 4].

Б.П. Никитин

в

книге

«Развивающие

игры»

ссылается

на

высказывание.

В.А. Сухомлинского, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный

мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [7, с. 12].

Как считает Д.Б. Эльконин: «Трудно найти специалиста в области детской психологии,

который не касался бы проблем игры, не выдвигал бы свей точки зрения на её природу и

7

значение.

Игровая

деятельность

широко

используется

в

практических

целях.

Распространена

специальная

«игровая

терапия»,

применяющая

развернутые

формы

игровой

деятельности

для

коррекции

возможных

отклонений

в

поведении

детей

(неприспособленности,

агрессивности,

замкнутости

и

др.),

для

лечения

психических

заболеваний» [11, с. 65].

Таким образом, проследив развитие теорий об игровой деятельности ребенка, можно

прийти к следующим выводам. В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно

из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни

детей, средство всестороннего развития. В процессе игры дети познают себя, окружающий

мир,

у

них

формируются

основные

понятия

человеческих

взаимоотношений.

Игра

постоянно привлекательна для ребенка, позволяет ему осуществить свои стремления.

2.

2. Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей старших

дошкольников в классе баяна в упражнениях и музыкальных играх.

Начиная заниматься с ребенком дошкольного возраста, надо помнить, что легче всего

обучать

ребенка

с

помощью

игрового

метода,

стремиться

все

время

держать

его

в

заинтересованном

состоянии,

будить

его

воображение

всеми

доступными

вам

и

ему

способами.

Психологи говорят о том, что внимание ребенка старшего дошкольного возраста

удерживаться на чем-то одном не более 40 минут. Занятие музыкой в классе баяна

многогранны, требуют применения разных приемов, что ни о каком одном предмете для

удержания внимания не может быть и речи. Прежде всего, надо остерегаться педагогу во

время урока с учеником дошкольного возраста от длительного «топтания на одном месте».

Не надо добиваться и желать, чтобы ребенок сразу усвоил этот элемент знаний, который

вы ему хотите преподать. Меняйте преподносимые элементы знаний, чтобы получилась

цепь как будто даже не связанных между собой (в представлении ребенка) элементов.

Каждый этап обучения пусть будет как бы новой игрой. Все эти элементы можно давать

параллельно, возвращаясь к ним в процессе занятий каждый урок и понемногу, пока не

окажется, что они твердо усвоены. Потом наступает момент, когда отдельные элементы

сливаются в одно нужное нам целое

При работе с детьми старшего дошкольного возраста в классе баяна возникает ряд

сложностей, обусловленных психофизическими особенностями обучающихся. К примеру,

такие первостепенные задачи, как обучение правильной посадке с баяном, плавному

ведению меха, звукоизвлечению трудно решаемы с учеником 5-6 лет в первую очередь из-

за

его

возрастных

особенностей.

Возникает

серьезная

необходимость

в

разработке

8

системы занятий, позволяющей грамотно (без вреда для здоровья) развивать способности

детей

(главным

образом

моторику,

слух,

координацию)

не

форсируя,

а

корректируя

возрастные особенности, помогая ребенку естественно, в игровой форме приближаться к

освоению азов музыкального обучения.

Начинать обучение следует с самых простых упражнений: на развитие тонкой

моторики, мимической моторики, координации движений. Постепенно можно включать и

упражнения, регулирующие мышечный тонус, а также задания, направленные на решение

нескольких задач, например: игры для развития образного мышления и координации

движений,

игры

направленные

на

закрепление

правильной

постановки

кисти

на

клавиатуре. Основное внимание уделяется развитию моторики и координации движений.

На следующем этапе задания существенно усложняются. Используются упражнения,

направленные на развитие чувства темпа и ритма, ритма и моторики, на координацию

моторики и слуха, то есть задания затрагивают более сложные процессы мышления

старшего дошкольника.

Упражнения на развитие мелкой моторики

1. Кисти рук на столе. Пальцы согнуты. По команде поднимать нужные пальчики под

музыку (см. приложение 1).

2.Руки на столе: левая - в кулак, правая вытянута, и наоборот. Выполнять упражнение под

музыку (см. приложение 2).

3. На «раз» кулаки вниз на столе.

На «два» ребром кисти развернуть друг к другу.

На «три» положить кисти рук ладонями вниз. Повторить с начала, постепенно ускоряя

темп. Выполнять под музыку (см. приложение 3).

4. Одна кисть руки сжата в кулак, другая – согнута к ней, и наоборот. Выполнять под

музыку (см. приложение 4).

5. Поочередное соединение большого пальца с указательным, средним и т.д. со стихами

вслух:

На паркете в восемь пар

мухи танцевали,

Увидали паука,

в обморок упали.

На последней фразе, расслабив, уронить кисти рук. Выполнять под музыку (см.

приложение 5).

9

Игры для постановки кисти на клавиатуре.

1. «Старый краб»

Положить

правую

руку

на

стол,

слегка

согнув

пальцы.

Надо

представить,

что

рука

изображает старого краба, который медленно ползет вперед, а затем назад, переваливаясь

из стороны в сторону. Упражнение сопровождается стихами:

Кто там прячется в углу?

Кто забился под скалу?

Кто усами шевелит,

Ничего не говорит?

Старый краб, не будь упрям,

Вылезай-ка лучше к нам!

Выполняется поочередно каждой рукой, затем двумя руками вместе под музыку (см.

приложение 6).

2. «Кузнечик»

Положить кисть правой руки на стол, пальцы согнуты. Представить, что два пальца

(первый и третий) – ножки кузнечика, который прыгает. Оттолкнуться этими пальцами-

ножками вверх и упасть вниз. Пусть воображаемый кузнечик прыгает не только вверх и

вниз, но и вправо и влево. Прыгая, проговаривать:

Прыг, скок – на листок.

А потом – на цветок.

А потом – на сучек.

Прыг – скок, прыг – скок.

Прыгать одним пальчиком по правой клавиатуре баяна (приложение 7).

3. «Радуга – дуга»

Дать задание ученику нарисовать на листе бумаги радугу. Затем «нарисовать» ее в воздухе.

Следующим заданием будет «нарисовать радугу» на правой клавиатуре. Движения кисти

руки должны быть мягкие. Пальцы отталкиваются сначала от нижней части правой

клавиатуры к верхней и наоборот.

Игры для развития образного мышления и координации движений.

1. «Муха»

10

Представить, что муха села на левое колено. Нужно увидеть, всмотреться, поймать,

почувствовать ее в кулаке, поднести кулак к уху. Слушать как звенит муха в кулаке, петь на

выдохе: «з – з – з». Раскрыть ладошку, выпустить муху, проследить глазами ее полет.

2. «Пушинка»

Исходное положение – основная стойка на ногах, руки опущены. На счет «раз» как бы

подбросить перед собой вверх воображаемую пушинку. Сделать глубокий вдох. Затем

следя взглядом за «падающей снежинкой», медленно опускать руку, так же медленно

считая вполголоса до 10-ти (на одном выдохе).

Упражнения на координацию движений.

1. Ходьба на внутренней, затем внешней стороне ступни со словами:

Лед да лед, лед да лед,

А по льду пингвин идет.

Скользкий лед, скользкий лед,

Но пингвин не упадет!

Выполнять упражнение под музыку (приложение 8 ).

2.Упражнение на равновесие выполняется под музыку (приложение 9, 10,11).

а) Ученик стоит на одной ноге, приговаривая:

Цапля важная, носатая.

Целый день стоит как статуя.

б) Шагать на носках, приговаривая:

Маме надо отдыхать,

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу,

Я ее не разбужу.

в). Шагать на пятках, приговаривая:

Тук, тук, тук, тук,

Моих пяток слышен стук.

Мои пяточки идут,

Меня к мамочке ведут.

3. Исходное положение – основная стойка на ногах, руки опущены. Произнося вслух

одновременно выполнять движения руками.

Вперед. К плечам. На пояс. В стороны. К плечам. Хлопок. Хлопок.

Повторить упражнение в обратном порядке (приложение 12).

4. Упражнение для развития и совершенствования координаций движений.

11

Ходьба на месте. На счет 1-2 руки в стороны,

3-4 руки за голову,

5-6 руки на пояс,

7-8 руки вниз.

Для усложнения упражнения выполнить в обратном порядке.

5. Забавное упражнение на координацию движений «Нос – ухо».

Правой рукой ребенок берет себя за нос, левой рукой за правое ухо; затем левой рукой

за нос, а правой за левое ухо. Можно выполнять через хлопок со счетом: 1 – и, 2 – и.

Упражнения, регулирующие мышечный тонус.

Упражнения выполняются под музыку в положении стоя.

1. Мягкое движение рук внизу обозначает тихое звучание музыки. Более активные взмахи

над головой – громкое (приложение 13).

2. Шаги по кругу. При громком звучании музыки ученик шагает на всей ступне, на тихое

– на носочках (приложение 14).

3. «Стряхивание воды» с кистей рук. Затем руки на пояс и «стряхивать грязь» с правой

ноги, потом с левой (приложение 15).

Упражнения для развития чувства темпа и ритма, а также координацию движений.

1. а) На один шаг – два хлопка руками и наоборот (приложение 16).

б) На два шага – два хлопка и наоборот (приложение 17).

в) На один шаг – один хлопок и т.д. (приложение 18).

Стараться выполнять движения спокойно и ритмично.

2.Руки на столе ладонями вниз. Пальцы полусогнуты. Упражнение выполняется обеими

руками одновременно, ритмично поднимая каждый палец.

Мальчик-пальчик, где ты был?

С этим пальцем в лес ходил.

С этим пальцем щи варил.

С этим пальцем кашу ел.

С этим пальцем песни пел.

Упражнение на координацию моторики и слуха.

1. Ученик стоит прямо, руки вниз. Плавно поднимает руки вверх через стороны со

счетом до «5». Поднятие рук сочетается с усилением звука. го Плавное опускание рук с

обратным счетом, сопровождается постепенным затиханием голоса. Обратить внимание на

12

ровное crescendo

и diminuendo. Постепенно счет можно увеличить до «8» (приложение

19).

2. Упражнение «Раз для развития чувства ритма «Раз, два – острова»

Положить

на

стол

руки

ладонями

вниз.

Чуть-чуть

подобрать

к

себе

пальцы.

Тихо

похлопать всеми пальцами по столу. Можно простучать таким образом имена знакомых

ребят,

названия

птиц,

зверей,

деревьев.

Потом

прочитать

считалку

и

простучать

ее

ритмический рисунок по столу.

ЛЕВАЯ РУКА ПРАВАЯ РУКА

Раз, два - ост-ро-ва.

Три, че-ты-ре - мы при-плы-ли.

Пять, шесть - схо-дим здесь.

Семь, во-семь - сколь-ко со-сен!

Де-вять, де-сять - я в пу-ти.

Обе руки

До-счи-тал до де-ся-ти!

Упражнение на статическое напряжение и расслабление различных мышц кисти и

пальцев рук.

1. «Солнышко». Выполнять под музыку (приложение 20).

Собрать кисть в кулак и резко выпрямить пальцы.

2. Руки согнуты в локтях. Кисти рук направлены вверх. Согнуть пальцы к их основаниям,

напрячь, расслабить. Прижать пальцы к середине ладони и тоже напрячь, расслабить.

Повторить упражнение четыре раза.

3. Руки согнуты в локтях. Ладони рук в горизонтальном положении, пальцы расставлены в

стороны, расслаблены. Выполнять круговые движения поочередно каждым пальцем.

Игра для развития музыкального слуха.

Приготовьте десять пуговиц или жетонов. Пусть ученик отвернется. А вы нажмите

любую кнопку на баяне или клавишу на фортепиано (аккордеоне). Попросите найти ее.

Если ученик указал клавишу верно, пуговица переходит к нему. Если неверно – к вам.

Побеждает

тот,

к

кому

переходят

все

пуговицы.

Сначала

ученик

выбирает

из

трех

соседних клавиш, потом из четырех и т.д.

Игра, стимулирующая быстрое выучивание нот.

Вы показали ученику, как пишутся ноты, но он еще знает их нетвердо. Нарисуйте на

двух листах бумаги по 5-10 кружочков. На первый кружок на обоих листах поставьте по

фишке. Попросите ученика написать в нотной тетради, скажем, ноту «до» первой октавы.

13

Если он ошибся, вы двигаете фишку. Написал правильно – двигает он. Кто первый

достигнет последнего кружочка?

Ира для развития чувства ритма и фантазии.

Простучите ученику ритм хорошо известной песни и попросите узнать ее. Потом ученик

выступает в роли учителя, и вы должны отгадать задание, данное вам учеником.

Простучите на барабане послание соседнему африканскому племени. Пусть ученик его

точно повторит. Придумает, что говорится в этом послании.

Пальчиковые и жестовые игры

1. «Рыбки»

(1)Пять маленьких рыбок играли в реке,

(2)Лежало большое бревно на песке,

(3)И рыбка сказала: « Нырять здесь легко!»

(4)Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко»

(5)А третья сказала: «Мне хочется спать!»

(6)Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.

(7)А пятая крикнула: «Здесь крокодил!

(8)Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»

Покажите детям рыбок – как они плавают, ныряют и крокодила – как он открывает пасть.

Предложите детям «поиграть в рыбок».

Ладони сомкнуты, чуть округлены.

1 - выполняем волнообразные движения в воздухе.

2 - руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок (бревно)

3 -ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.

4 - качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).

5 - ладони кладём под щёчку (рыбка спит).

6 - быстро качаем ладонями (дрожь).

7 - запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот).

8 – прячем руки за спину, педагог старается их поймать.

2. «Мой зонтик»

(1)Вот это - мой зонтик, я в дождь хожу с ним

(2)Пусть дождь барабанит - останусь сухим.

(3)А вот моя книжка, могу почитать,

(4)Могу вам картиночки в ней показать.

14

(5)Вот это - мой мяч, очень ловкий, смешной

(6)Его я бросаю над головой.

(7)А вот мой котёнок, я глажу его,

Мяукает он для меня одного!

Перед

игрой

покажите

детям

все

предметы,

о

которых

идёт

речь

в

песенке.

Вам

понадобится: зонтик, книжка, мячик, котёнок. Спросите ребенка: Когда мы открываем

зонтик? Что он видит на картинках в книжке? Что мы можем делать с мячиком? Как мы

можем играть в мяч? Как разговаривает котёнок? Покажите жесты, необходимые для игры.

1 - Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик)

2 – «Барабаним» пальцами левой руки по внешней стороне правой руки (зонтику)

3 - Раскрываем ладони "книжечкой" (сомкнуты мизинцы)

4 - Руки вытягиваем, ладони открыты (сомкнуты большие пальцы)

5 - Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки

6 – «Мячик прыгает» над головой, ударяясь о ладонь другой руки

3.

Методические

рекомендации

педагогу

ДМШ

в

работе

с

детьми

старшего

3.

Методические

рекомендации

педагогу

ДМШ

в

работе

с

детьми

старшего

дошкольного возраста.

дошкольного возраста.

Внимание дошкольника носит непроизвольный характер. Он не способен долго

Внимание дошкольника носит непроизвольный характер. Он не способен долго

сосредотачиваться на одном деле. Ребенка привлекает все новое и интересное.

сосредотачиваться на одном деле. Ребенка привлекает все новое и интересное.

Вполне естественно и то, что дошкольник во время обучения игре на инструменте

Вполне естественно и то, что дошкольник во время обучения игре на инструменте

постоянно отвлекается и делает массу лишних движений. Его огромная эмоциональность

постоянно отвлекается и делает массу лишних движений. Его огромная эмоциональность

требует выхода. Чувства малыша отличаются интенсивностью. Малыш, по сравнению с

требует выхода. Чувства малыша отличаются интенсивностью. Малыш, по сравнению с

взрослым, да и с ребенком школьного возраста, менее сдержан в проявлении своих

взрослым, да и с ребенком школьного возраста, менее сдержан в проявлении своих

эмоций. Он не может сдержать ни слез, ни смеха, ни гнева. Эмоциональное возбуждение

эмоций. Он не может сдержать ни слез, ни смеха, ни гнева. Эмоциональное возбуждение

вызывает у ребенка потребность движения.

вызывает у ребенка потребность движения.

Причина чрезмерной двигательной активности и в неразвитости тормозных

Причина чрезмерной двигательной активности и в неразвитости тормозных

процессов, и в желании как можно быстрее достичь цели. Кроме того, дошкольнику

процессов, и в желании как можно быстрее достичь цели. Кроме того, дошкольнику

скучно повторять одно и то же, что в занятиях игре на инструменте бывает необходимо.

скучно повторять одно и то же, что в занятиях игре на инструменте бывает необходимо.

Чтобы правильно организовать занятия на инструменте, надо постараться понять

Чтобы правильно организовать занятия на инструменте, надо постараться понять

индивидуальные

особенности

ученика,

связанные

с

характером,

склонностями,

индивидуальные

особенности

ученика,

связанные

с

характером,

склонностями,

темпераментом. Древнегреческий врач Гиппократ выделил четыре типа темперамента:

темпераментом. Древнегреческий врач Гиппократ выделил четыре типа темперамента:

сангвиник,

флегматик,

холерик

и

меланхолик.

Для

сангвиника

(живой,

подвижный

сангвиник,

флегматик,

холерик

и

меланхолик.

Для

сангвиника

(живой,

подвижный

ребенок) урок должен быть разнообразным: игра на инструменте чередуется с изучением

ребенок) урок должен быть разнообразным: игра на инструменте чередуется с изучением

нот, пение – со слушанием музыки. Флегматичный ребенок (спокойный, с несколько

нот, пение – со слушанием музыки. Флегматичный ребенок (спокойный, с несколько

15

замедленной реакцией), наоборот, плохо переносит частую смену впечатлений. Особенно

замедленной реакцией), наоборот, плохо переносит частую смену впечатлений. Особенно

осторожно надо заниматься с легкоранимыми учениками меланхолического склада, у

осторожно надо заниматься с легкоранимыми учениками меланхолического склада, у

которых особенно много зависит от настроения и которых перегрузки быстро приводят к

которых особенно много зависит от настроения и которых перегрузки быстро приводят к

истощению.

истощению.

Независимо от темперамента всех детей пугает все монотонное, скучное и

Независимо от темперамента всех детей пугает все монотонное, скучное и

однообразное.

Поэтому

для

маленького

музыканта

большое

значение

имеет

однообразное.

Поэтому

для

маленького

музыканта

большое

значение

имеет

занимательный характер урока, введение в урок игровых ситуаций.

занимательный характер урока, введение в урок игровых ситуаций.

Л. Мадорский и А. Зак в своей работе «Музыкальное воспитание ребенка» пишут,

Л. Мадорский и А. Зак в своей работе «Музыкальное воспитание ребенка» пишут,

что во время занятий в музыкальной школе, атмосфера должна быть доброжелательной,

что во время занятий в музыкальной школе, атмосфера должна быть доброжелательной,

спокойной. Громкий голос, крики, нервозность вызывают у детей отвращение как к

спокойной. Громкий голос, крики, нервозность вызывают у детей отвращение как к

занятиям на музыкальном инструменте, так и к самой музыке.

занятиям на музыкальном инструменте, так и к самой музыке.

Учителя, постоянно ругающие своих учеников, приносят им больший вред, чем те,

Учителя, постоянно ругающие своих учеников, приносят им больший вред, чем те,

которые захваливают их. Учитель, скептически относящийся ко всему, что делает его

которые захваливают их. Учитель, скептически относящийся ко всему, что делает его

ученик, тем самым вызывает у него сомнения в своих возможностях.

ученик, тем самым вызывает у него сомнения в своих возможностях.

В подавляющем большинстве маленькие ученики – консерваторы. Любое

В подавляющем большинстве маленькие ученики – консерваторы. Любое

отклонение от

заведенного порядка вызывает их неудовольствие. Это относится и к

отклонение от

заведенного порядка вызывает их неудовольствие. Это относится и к

музыкальному

уроку.

Многие

дети

любят,

чтобы

составные

части

урока

(игра

на

музыкальному

уроку.

Многие

дети

любят,

чтобы

составные

части

урока

(игра

на

инструменте, пение, игры, слушание музыки) тоже следовали в одном, привычном для них

инструменте, пение, игры, слушание музыки) тоже следовали в одном, привычном для них

порядке.

порядке.

Для более полного раскрытия творческого потенциала маленького ученика, надо

Для более полного раскрытия творческого потенциала маленького ученика, надо

учителю быть с ним на равных. Надо постараться отказаться от стереотипа «взрослого»

учителю быть с ним на равных. Надо постараться отказаться от стереотипа «взрослого»

поведения. В определенном смысле «впасть в детство». Ребенок, с его необычайно тонкой

поведения. В определенном смысле «впасть в детство». Ребенок, с его необычайно тонкой

восприимчивостью, должен почувствовать, что вам нравится фантазировать, выдумывать,

восприимчивостью, должен почувствовать, что вам нравится фантазировать, выдумывать,

играть.

Что

вы,

как

и

он,

получаете

от

всего

этого

удовольствие.

Только

тогда

он

играть.

Что

вы,

как

и

он,

получаете

от

всего

этого

удовольствие.

Только

тогда

он

раскроется. Будет искать творческий момент в любом деле.

раскроется. Будет искать творческий момент в любом деле.

Данные рекомендации помогут не только учителям музыкальных школ, но и

Данные рекомендации помогут не только учителям музыкальных школ, но и

музыкальным руководителям детского сада.

музыкальным руководителям детского сада.

Заключение

Заключение

Музыкальные

игры

и упражнения обогащают детей новыми впечатлениями,

развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению

основных

свойств

музыкального

звука, помогают

в

доступной

форме

привить

детям

любовь к музыке, игре на музыкальном инструменте.

При

определении

значимости

использования

музыкальных

игр

в

обучении

дошкольников становится ясно, что если в процессе музыкальной деятельности будут

развиваться музыкальные способности у всех детей, без исключения, это не пройдет

16

бесследно

для

их

последующих

занятий

на

музыкальном

инструменте.

Поэтому

развивающая функция музыкальных игр очень важна. Предлагаемые музыкальные игры

способствуют развитию не только музыкальных способностей, но и творческих.

При организации и проведении данных игр необходим простой музыкальный

материал, который позволит

в доступной игровой форме дать детям представление,

свойствах

музыкального

звука,

о

выразительных

возможностях

музыки,

научить

различать характер музыки, настроения, передаваемые ею.

Именно дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития общих музыкальных

способностей ребенка, в том числе и музыкальных. И развитие этих способностей у

каждого

ребенка

должно

быть

постоянно

в

поле

зрения

у

педагога,

осуществляться

различными методами и средствами. Музыкальные игры и упражнения являются очень

важным и

Таким образом, выявлены возрастные особенности детей старшего дошкольного

возраста с позиции развития музыкальных способностей. Определено, что

в жизни

ребенка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игровая форма,

применение

разнообразных

упражнений

позволяют

поддерживать

у

детей

интерес

,

осуществлять ее более успешно. Развитие у детей музыкальных способностей должно

быть

постоянно

в

поле

зрения

педагога,

осуществляться

различными

методами

и

средствами, в том числе с помощью музыкальных игр и упражнений.

Данные игры рекомендованы для использования в детских дошкольных

образовательных учреждениях, как на музыкальном занятии, так и в индивидуальном

обучении игре на музыкальном инструменте в музыкальной школе.

Развивая музыкальные способности, необходимо объединять усилия родителей,

преподавателей музыкальной школы, с целью обеспечения эмоционального комфорта,

интересной и содержательной жизни малышам в музыкальной школе.

17

Список использованной литературы:

Список использованной литературы:

1.Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет.-

М.:Просвещение, 1992.

2.Диалоги о воспитании: Книга для родителей/ Под ред. В.Т.Столетова – М.:

Педагогика, 1985.

3.Доренский А.Т. Музыка для детей. Педагогический репертуар

баяниста.Выпуск 2-й. 2-3 класс. Ростов н/Д: Феникс, 1998.

4.Журова Л.Е., Комарова Т.С.Дошкольник.-М.:Педагогика, 1979.

5.Мадорский Л.,Зак А. Музыкальное воспитание ребенка.-М.: Айрис –пресс, 2011.

6.

Мухина В.С.Детская психология.-М.: Просвещение, 1985.

7.

Никитин Б.П. Развивающие игры .-М.:Педагогика, 1998.

8.

Оуэн М.Теория игр. –М.: Просвещение, 2001.

9.

Спиваковская А.С.Игра- это серьёзно. –М.:Педагогика, 1981.

10. Учебное пособие для студентов пед.институтов по специальности «Дошкольная

педагогика и психология» /Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой.-

М.:Просвещение, 1983.

11. Эльконин Д.Б. Психология игры.-М.:Педагогика, 1978.

12. Юному музыканту- баянисту – аккордеонисту: подготовительный класс: учебно-

методическое пособие/редактор- составительВ.Ушенин.- Ростов н/Д: Феникс, 2009.

18

19



В раздел образования