Автор: Сахненко Лилия Васильевна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБОУ "Отрадинская СОШ" структурное подразделение "Отрадинский детский сад"
Населённый пункт: Орловская область, Мценский район с. Отрадинское
Наименование материала: статья
Тема: Роль сказки в воспитании и развитии ребенка
Раздел: дошкольное образование
«Роль сказки в воспитании и развитии ребенка»
Сказка—это удивительное средство работы с внутренним миром
человека, будь то ребенок или взрослый. Приобретая опыт работы со сказкой
можно дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями,
она помогает узнать мир и справиться со своими переживаниями.
С древних времен жизненный опыт передавался через образные
истории. Дети сидели на печи, а бабушки пряли и рассказывали сказки, в
памяти накапливались знания о жизни, к сожалению опыт этот утрачен.
В настоящее время мы всё чаще наблюдаем примеры детской
жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к
близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у
детей искажены представления о нравственных качествах; о доброте,
милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал
хорошего, поэтому уже с младшего дошкольного возраста необходимо
показать малышу нравственную суть каждого поступка, и прежде всего
человечности.
Благополучный конец сказки воспитывает оптимизм, уверенность в
преодолении трудностей, способствует развитию мышление и обогащению
языка ребенка сказка обогащает внутренний мир детей, учит мечтать,
усиливает мыслительную деятельность. В ней есть мораль—этические нормы
поведения в обществе. Великий русский педагог К.Д. Ушинский был о сказках
настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему.
Успех сказок видел в том, что простота и непосредственность народного
творчества соответствует детской психологии. «В народной сказке,-писал он,-
великое и исполненное, поэзии дитя—народ рассказывает детям свои
детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы».
В работе можно использовать методы нетрадиционной работы со
сказкой. Всё это—методы развивающего обучения.
Самый
распространенный
метод
ознакомления
со
сказкой
– чтение
воспитателем, т.е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по
объему, рассказывают детям наизусть, потому что при этом достигается
наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читают по
книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для
детей.
Следующий метод – рассказывание, т.е. более свободная передача текста.
При
рассказывании
допускаются
сокращение
текста,
перестановка
слов,
включение
пояснений
и
так
далее.
Главное
в
передаче
рассказчика
–
выразительно
рассказывать,
чтобы
дети
заслушивались.
Игра
в
дидактические игры помогает закрепить результат.
Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”,
“Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев) и
другие.
Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой,
иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то,
чтобы дети представили себе живой образ.
Следующий прием – повторность чтения. Небольшую сказку, которая
вызвала
интерес
детей,
целесообразно
повторить.
Из
большой
сказки
повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное
чтение
и
рассказывание
возможно
сочетать
с
рисованием
и
лепкой.
Художественное
слово
помогает
ребенку
создавать
зрительные
образы,
которые потом воссоздают дети.
Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может
использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное
воздействие
– показ
игрушки,
иллюстрации,
картинки,
элементы
инсценирования, движения пальцами, руками.
Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В
ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к
участию в драматизации. Драматизация способствует воспитанию таких черт
характера,
как
смелость,
уверенность
в
своих
силах,
самостоятельность,
артистичность.
Можно
использовать словесные
приемы.
Зачастую
детям
бывают
непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им
возможность
понять
новое
слово,
строить
фразы
путем
осмысления
ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных
слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это
можно сделать до чтения.
Рассматривание
иллюстраций
в
книге
способствует
более
ясному
восприятию. Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в
которой они размещены в сказке, но после чтения.
Следующий прием – беседа по сказке. Это комплексный прием, часто
включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных.
Различаются
вводная
(предварительная)
беседа
до
чтения
и
краткая
(заключительная) беседа после чтения.
Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей
на моральных качествах героев, на мотивах их поступков.
В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал
бы мотивации оценок.
Какие же уроки жизни нам дает сказка?
Сказка учит: мир делится на хороших и плохих
Сказка формирует образ положительного героя
Сказка учит не бояться трудностей
Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей
Сказка учит не судить о людях по внешнему виду
Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается
Сказка учит любви к родителям
Сказка учит патриотизму
Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль
Сказка учит: добро всегда побеждает зло
Ребенок, работая со сказкой, в первую очередь удовлетворяет три основные
потребности:
1). Потребность в независимости;
2). Потребность в силе;
3). Потребность в активности.
Результатом становиться формирование ряда качеств личности ребенка.
1.
Стремление проявлять своё личное мнение, отстаивать свои интересы,
взгляды;
2.
Способность владеть инициативой в общении, управлять процессом,
эмоционально откликаться.
Ценность сказок заключается в их влияние на всестороннее развитие.
Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом,
помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.
Начинать надо с детей они ещё могут сочувствовать, сопереживать.
Задача дошкольного воспитания—не дать задавить эти ростки
реальностью жестокой жизни, а делать всё необходимое, чтоб они проросли,
глубоко проросли в души и сердца детей. Главное средство в воспитания—
литература для детей, а именно сказка, коснется струн души ребенка и
добрые чувства возьмут в ней вверх над злом. Уроки, которые дает сказка,-
это уроки на всю жизнь и для больших и для маленьких.