Напоминание

Роль сказки в воспитании и развитии ребенка


Автор: Сахненко Лилия Васильевна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБОУ "Отрадинская СОШ" структурное подразделение "Отрадинский детский сад"
Населённый пункт: Орловская область, Мценский район с. Отрадинское
Наименование материала: статья
Тема: Роль сказки в воспитании и развитии ребенка
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Роль сказки в воспитании и развитии ребенка»

Сказка—это удивительное средство работы с внутренним миром

человека, будь то ребенок или взрослый. Приобретая опыт работы со сказкой

можно дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями,

она помогает узнать мир и справиться со своими переживаниями.

С древних времен жизненный опыт передавался через образные

истории. Дети сидели на печи, а бабушки пряли и рассказывали сказки, в

памяти накапливались знания о жизни, к сожалению опыт этот утрачен.

В настоящее время мы всё чаще наблюдаем примеры детской

жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к

близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у

детей искажены представления о нравственных качествах; о доброте,

милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал

хорошего, поэтому уже с младшего дошкольного возраста необходимо

показать малышу нравственную суть каждого поступка, и прежде всего

человечности.

Благополучный конец сказки воспитывает оптимизм, уверенность в

преодолении трудностей, способствует развитию мышление и обогащению

языка ребенка сказка обогащает внутренний мир детей, учит мечтать,

усиливает мыслительную деятельность. В ней есть мораль—этические нормы

поведения в обществе. Великий русский педагог К.Д. Ушинский был о сказках

настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему.

Успех сказок видел в том, что простота и непосредственность народного

творчества соответствует детской психологии. «В народной сказке,-писал он,-

великое и исполненное, поэзии дитя—народ рассказывает детям свои

детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы».

В работе можно использовать методы нетрадиционной работы со

сказкой. Всё это—методы развивающего обучения.

Самый

распространенный

метод

ознакомления

со

сказкой

– чтение

воспитателем, т.е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по

объему, рассказывают детям наизусть, потому что при этом достигается

наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читают по

книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для

детей.

Следующий метод – рассказывание, т.е. более свободная передача текста.

При

рассказывании

допускаются

сокращение

текста,

перестановка

слов,

включение

пояснений

и

так

далее.

Главное

в

передаче

рассказчика

выразительно

рассказывать,

чтобы

дети

заслушивались.

Игра

в

дидактические игры помогает закрепить результат.

Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”,

“Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев) и

другие.

Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой,

иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то,

чтобы дети представили себе живой образ.

Следующий прием – повторность чтения. Небольшую сказку, которая

вызвала

интерес

детей,

целесообразно

повторить.

Из

большой

сказки

повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное

чтение

и

рассказывание

возможно

сочетать

с

рисованием

и

лепкой.

Художественное

слово

помогает

ребенку

создавать

зрительные

образы,

которые потом воссоздают дети.

Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может

использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное

воздействие

– показ

игрушки,

иллюстрации,

картинки,

элементы

инсценирования, движения пальцами, руками.

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В

ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к

участию в драматизации. Драматизация способствует воспитанию таких черт

характера,

как

смелость,

уверенность

в

своих

силах,

самостоятельность,

артистичность.

Можно

использовать словесные

приемы.

Зачастую

детям

бывают

непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им

возможность

понять

новое

слово,

строить

фразы

путем

осмысления

ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных

слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это

можно сделать до чтения.

Рассматривание

иллюстраций

в

книге

способствует

более

ясному

восприятию. Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в

которой они размещены в сказке, но после чтения.

Следующий прием – беседа по сказке. Это комплексный прием, часто

включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных.

Различаются

вводная

(предварительная)

беседа

до

чтения

и

краткая

(заключительная) беседа после чтения.

Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей

на моральных качествах героев, на мотивах их поступков.

В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал

бы мотивации оценок.

Какие же уроки жизни нам дает сказка?

Сказка учит: мир делится на хороших и плохих

Сказка формирует образ положительного героя

Сказка учит не бояться трудностей

Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей

Сказка учит не судить о людях по внешнему виду

Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается

Сказка учит любви к родителям

Сказка учит патриотизму

Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль

Сказка учит: добро всегда побеждает зло

Ребенок, работая со сказкой, в первую очередь удовлетворяет три основные

потребности:

1). Потребность в независимости;

2). Потребность в силе;

3). Потребность в активности.

Результатом становиться формирование ряда качеств личности ребенка.

1.

Стремление проявлять своё личное мнение, отстаивать свои интересы,

взгляды;

2.

Способность владеть инициативой в общении, управлять процессом,

эмоционально откликаться.

Ценность сказок заключается в их влияние на всестороннее развитие.

Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом,

помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.

Начинать надо с детей они ещё могут сочувствовать, сопереживать.

Задача дошкольного воспитания—не дать задавить эти ростки

реальностью жестокой жизни, а делать всё необходимое, чтоб они проросли,

глубоко проросли в души и сердца детей. Главное средство в воспитания—

литература для детей, а именно сказка, коснется струн души ребенка и

добрые чувства возьмут в ней вверх над злом. Уроки, которые дает сказка,-

это уроки на всю жизнь и для больших и для маленьких.



В раздел образования