Напоминание

"Я - куратор!"


Автор: Корогодина Елена Александровна
Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: Ессентукский филиал ФГБОУ ВО СтГМУ Минздрава России
Населённый пункт: Ставропольский край, г. Ессентуки
Наименование материала: Статья
Тема: "Я - куратор!"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Я – куратор!

Вы - куратор. Это значит, что во многом от Вашей инициативности,

работоспособности,

заинтересованности

зависят

результаты

учебной

и

внеучебной деятельности очень важных, самых настоящих VIP персон –

студентов. Вам доверены судьбы замечательных молодых людей, которые,

проникаясь

атмосферой

образовательного

учреждения,

впитывая

его

историю, законы, правила, овладевая всеми необходимыми для успешной

жизни

компетенциями,

должны

видеть

во

мне

старшего

товарища,

наставника, опекуна. Это может показаться сложным, поэтому, перед тем, как

отправить вас работать с академической группой (неважно, первая она у вас в

жизни, или вы уже опытный воспитатель, выпустивший не одну группу),

поговорим

о

понятиях.

В

настоящее

время

в

педагогической

и

энциклопедической литературе употребляются термины куратор, наставник,

воспитатель, попечитель, преподаватель. В энциклопедическом словаре слово

куратор определяется в двух значениях (от лат. curator - попечитель):

- лицо, которому поручено наблюдение за ходом какой-либо работы;

-

в

некоторых

учебных

заведениях

-

преподаватель,

воспитатель,

наблюдающий за обучением школьников (студентов).

В

толковом

словаре

русского

языка:

куратор

(книжн.)

-

человек,

который

курирует

кого-то,

что-нибудь.

Таким

образом,

смысл

понятия

«куратор» заключается в пассивном наблюдении за ходом какой-либо работы

или процессом обучения. В толковом словаре русского языка: наставник

(книжное

устаревшее)

-

учитель,

руководитель.

Классный

наставник

(дореволюционное понятие) - преподаватель в среднем учебном заведении,

выполнявший

работу

классного

воспитателя.

В

Педагогическом

энциклопедическом словаре наставничество трактуется как процесс передачи

опыта

и

знаний

от

старших

к

младшим

членам

общества;

форма

взаимоотношений между учителем и учеником. В отечественной практике

получило

развитие

массовое

движение

наставничества

в

системе

профессионально-технического образования и производственного обучения

(с конца 50-х гг.) Наставничество осуществлялось как шефство опытных

передовых работников над учащимися и молодыми рабочими, пришедшими в

трудовой коллектив. В обязанности наставника входило не только обучение

молодого

человека

специальности,

но

его

политическое

и

нравственное

воспитание.

В

профессиональной

педагогике

наставничество

принято

понимать

как

систему

социально-педагогических

воздействий

передовых

рабочих

предприятий

на

сознание,

чувства

и

волю

молодых

рабочих

и

обучающихся

с

целью

формирования

у

них

устойчивого

мировоззрения,

интереса

и

стремления

овладения

профессией,

воспитания

активной

жизненной

позиции.

А.П.

Егоршин

в

своей

монографии

«Управление

персоналом» рассматривает наставничество как процесс, в котором один

человек

ответственен

за

должностное

продвижение

и

развитие

другого

(«новичка»

или

наставляемого)

вне

рамок

обычных

взаимоотношений

менеджера

подчиненного.

Таким

образом,

наставничество

сводится

к

назиданию, передаче опыта, к шефству и воздействию на человека, который

должен пассивно принимать предложенную информацию и действовать в

указанных

рамках.

В

энциклопедическом

словаре

указанные

понятия

используются

как

синонимы:

куратор,

опекун,

попечитель,

наставник.

В

Электронном толковом словаре русского языка кураторство рассматривается

как деятельность куратора или как курирование. Кураторская деятельность

отличается от кураторской работы тем, что деятельность предполагает не

только постановку цели и ее достижение, но и управление действиями через

систему контроля (операционного, итогового, прогнозирующего) и систему

обратной связи. Какое бы определение мы ни взяли - куратор или наставник -

в каждом из них суть выражена в «субъект - объектных» отношениях. То есть

главное действующее лицо, субъект - это куратор или наставник, который

наблюдает, передает опыт, шефствует, воздействует, отвечает за продвижение

и

развитие,

а

ученик,

студент,

молодой

рабочий,

молодой

специалист

является всего лишь объектом приложения воздействия. Следует отметить,

что

в

настоящее

время

подход

к

участникам

педагогического

процесса

изменился на «субъект - субъектный». Это означает, что как педагог (куратор,

наставник),

так

и

учащийся,

студент,

молодой

специалист

становятся

субъектами указанного процесса. Они не только принимают воздействие, но

действуют

самостоятельно,

по

своему

усмотрению,

активно

участвуя

в

педагогическом процессе. Сложность воспитания в том, что его результаты

не проявляются сразу; однако воспитательная работа, равно как и учебная,

состоит

из

совокупности

последовательно

реализуемых

единиц.

Так,

в

учебной

деятельности

в

школе

такими

единицами

являются

уроки,

в

колледже

-

семинары,

лекции

и

практикумы,

в

воспитательной

работе

-

беседы,

мероприятия

и

кураторские

часы.

Данные

методические

рекомендации призваны облегчить ваш труд в части подготовки и проведения

кураторских часов.

«Дорожная карта» куратора.

1). Заочное знакомство с группой.

Заочное знакомство с группой необходимо начинать за несколько дней

до начала учебного года. Работа куратора, в этот период, заключается в

подготовке списка группы (занесения его в журнал куратора).

2). 1 сентября.

В первый учебный день куратор:

присутствует

вместе

со

студентами

своей

группы

на

торжественных

мероприятиях;

помогает разобраться с учебным расписанием;

организует первое знакомство с группой;

проводит

знакомство

с

учебным

корпусом,

чтобы

помочь

студентам

освоиться в стенах колледжа;

настраивает студентов на серьёзное и ответственное отношение к учёбе, к

жизни

в

колледже,

на

бережное

отношение

к

материальным

ценностям,

предоставленным в их пользование (аудитории, парты, оргтехника).

3). Знакомство с Университетом и колледжем.

Примерная программа знакомства с Университетом и колледжем:

заочное знакомство: беседы с группой, лекции или просмотр фильмов об

истории университета и колледжа;

знакомство со студенческой жизнью колледжа: с системой студенческого

самоуправления и профком студентов;

ознакомление с Уставом, Правилами внутреннего распорядка; разъяснение

основных правил, прав и обязанностей студентов.

4). Знакомство в группе. Вечер знакомств.

Хорошо подготовленное и проведённое знакомство группы позволяет,

во-первых,

студентам

лучше

узнать

своих

однокурсников,

во-вторых,

получить максимальную информацию о студентах группы. Для того, чтобы

быстрее

и

успешнее

познакомить

студентов

друг

с

другом,

существует

множество

методик,

но

самым

эффективным

методом

может

оказаться

проведение

вечера

знакомств.

Вечер

знакомств

предполагает

специально

организованное

общение

группы

во

внеучебное

время

в

неформальной

обстановке.

5) Выбор актива группы.

Актив

группы

выбирается

в

сентябре.

Актив

группы

состоит

из

старосты и бригадиров учебных подгрупп, которые избираются на общем

собрании группы. Куратор сам должен организовать проведение выборов

актива. До того как проводить выборы, необходимо ознакомить студентов с

правами и полномочиями представителей актива. Нельзя допускать, чтобы

кандидатуру

выбирали

против

его

желания,

а

также,

чтобы

студенты

равнодушно

относились

к

выбору

актива

группы.

Следует

предупредить

студентов, что актив группы всегда можно переизбрать, а в конце каждого

учебного года он отчитывается о проделанной работе. Задача куратора во

время выборов актива группы состоит в том, чтобы настроить студентов на

серьёзное отношение к происходящему и не влиять на принятие решений

(даже если будет казаться, что выбор сделан неверным).

6). Час куратора.

Час куратора рекомендуется проводить один раз в месяц. Примерная

тематика часа куратора:

решение повседневных проблем и вопросов, появившихся у группы;

обсуждение актуальных вопросов современной жизни (знание и защита

собственных

прав,

ценность

семьи

для

современной

молодёжи,

профилактика девиантного поведения);

встречи

с

администрацией

колледжа,

специалистами,

представителями

общественных организаций;

проведение деловых игр на коллективное взаимодействие, на сплочение и

развитие доверия студентов друг к другу;

беседы

с

отдельными

студентами

об

их

успеваемости,

посещаемости,

участие в делах группы, института, университета.

7). Мероприятия с группой.

Кроме

часа

куратора

преподавателю

необходимо

вместе

с

группой

принимать участие в мероприятиях организуемых в колледже.

Куратор в течение учебного года организует также внутригрупповые

мероприятия, мероприятия между группами и курсами. Направления данных

мероприятий:

спортивные;

интеллектуальные игры;

Дни именинников;

мероприятия, посвященные празднованию памятных дат, государственных

и профессиональных праздников;

дискуссионные клубы.

8). Деятельность куратора по адаптации студентов 1 курса в колледже.

Адаптация первокурсника - первая, наиважнейшая задача куратора. На

этом этапе куратору необходимо:

узнать о своих студентах как можно больше: сначала заочно, потом во

время встреч и бесед;

создать

в

группе

атмосферу

доброжелательности,

товарищества

и

взаимопомощи, выявить и подобрать актив группы;

ознакомиться с условиями проживания студентов.

Второй

задачей

куратора

является

информирование

студентов

о

возможности самореализации в колледже.

С помощью кураторских часов первокурсники получают возможность

правильно сориентироваться в новой для них обстановке и, самое главное, в

этот момент закладывается основа патриотизма к своему образовательному

учреждению; происходит знакомство с традициями Университета и колледжа.

Первая

сессия

для

студента

всегда

стресс

и

проведение

для

первокурсников

методического

семинара

«Моя

первая

сессия»

(начало

декабря)

явилось

бы

большим

подспорьем

и

снизило

бы

студенческие

переживания.

Актуальность профилактики курения, наркомании и ВИЧ-инфекции не

подлежит сомнению, и куратор при поддержке администрации колледжа и

специалистов

по

социально-воспитательной

работе

может

выступать

с

инициативой проведения лекций и бесед в группе силами специалистов по

профилактике этих явлений.



В раздел образования