Авторы: Султанова Майра Айтжановна, Асыл Сержановна Акжанова
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ "ДСОВ №2 "Брусничка"
Населённый пункт: г.Лангепас, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: Социальное партнерство как средство развития личности дошкольника
Раздел: дошкольное образование
Социальное партнерство как средство развития личности дошкольника
Социальное
партнерство
в
образовании –
«это
совместная
коллективная
распределенная
деятельность
различных
социальных
групп,
которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной
деятельности
эффектам.
При
этом
указанная
деятельность
может
осуществляться
как
перманентно
(непрерывно),
так
и
в
ситуативных,
специально планируемых в рамках социального партнерства акциях».
На сегодняшний день социальное партнёрство является неотъемлемой
частью образовательной системы. Благодаря ему воспитанники получают
возможность расширить свой кругозор, раскрыть свои таланты, успешно
адаптироваться и социализироваться в окружающей среде. Также, благодаря
социальному партнёрству, повышается качество образовательных услуг и
уровень
реализации
стандартов
дошкольного
образования.
Организация
социального партнерства позволяет создать новые условия для воспитания и
развития
подрастающего
поколения,
повысить
культуру
и
творческую
активность всех участников
Привить ребёнку любовь к чтению означает зажечь вечный двигатель
любознательности.
Как
почувствовать
себя
путеше ственником,
познакомиться со сказочными персонажами, побывать в самых удивительных
местах
и
незнакомых
странах?
Чтение
книг
помогает
дошкольникам
подружиться
с
миром,
построив
модель
жизни
из
кирпичиков
добра
и
справедливости. И вся эта работа планируется и проводится воспитателями
совместно
с
библиотекарем.
Дети
постигают
красоту
родного
языка
с
помощью детской книги и педагога детского сада, который включает эти
книги в образовательную развивающую среду ребенка. Целенаправленная,
совместная,
систематическая
работа
дошкольных
групп
и
детской
библиотеки создают условия для поддержания интереса детей и к искусству
как основной части современной культуры, помогает развитию творческих
способностей, готовит к чуткому восприятию эстетической, художественной
сущности детской литературы.
Также наш детский сад тесно сотрудничает с ЛГ МАОУ ДО «Центр
спортивной
и
военно-патриотической
подготовки
детей
и
молодежи». В
рамках
патриотического
воспитания
в
ДОУ
проводится
множество
мероприятий, посвященных памятным датам и событиям истории России.
Одной
из
форм
социального
взаимодействия
и
нравственно-
патриотического развития дошкольников являются тематические экскурсии и
проведение уроков мужества в Музее Боевой славы.
На
таких
мероприятиях
дошкольников
знакомим
с
историей
давно
минувших лет, о подвиге солдат в Великой Отечественной войне, героев
трудового тыла. Нами были спланированы и проведены тематические Уроки
Мужества
«Дети
войны»,
«Маленькие
герои
большой
войны»,
«День
неизвестного солдата», «За Волгой для нас земли нет!». Многие из них были
проведены
как
литературно-музыкальные
композиции,
на
мероприятиях,
посвященных
памяти
героев,
всегда
зажигается
Вечный
огонь,
проходит
минута
молчания.
На
всех
используются
мультимедийные
презентации,
документальные кадры
Многонациональность нашего
города
обуславливает
необходимость
приобщения
дошкольников
к
национальной
культуре.
Богатый
опыт
сохранения
культуры
национальностей
в
нашем
городе
на
протяжении
длительного
времени
дает
огромные
возможности
для
приобщения
дошкольников к национальной культуре народов живущих в нашем городе.
Для
этого
было
подписано
соглашение
о
сотрудничестве
с
ЛГ
МАУ
«Фортуна». Совместно с «Центром национальных культур» был осуществлен
проект «Дни национальных культур» в ходе, которого старшие дошкольники
знакомились
яркой
палитрой
национальной
культуры,
быта,
обычаев,
традиции разных народа
В рамках проекта «Дни национальных культур» для групп старшего
дошкольного
возраста
была
организованы
экскурсии
в
«Центр
национальных
культур».
В
«Зале
национальных
символик»
ребят
познакомили с государственной символикой нашей родины-России, стран
СНГ, рассказали легенды и сказки народов России.
Особо хочется отметить помощь «Центра национальных культур» в
организации и проведении ежегодного фестиваля «Хоровод дружбы». Наши
друзья
из
«Центра
национальных
культур»
предоставили
национальные
костюмы, народные музыкальные инструменты, национальные блюда и сами
были активными участниками праздника.
Социальное партнерство нашего ДОУ и Музейно-выставоного центра г.
Лангепаса дарит детям возможность знакомства с историей малой Родины,
природой, культурой и искусством родного края, бытом русского народа,
народов крайнего Севера.. В рамках проекта «Дни национальных культур»
наши воспитанники посетили экспозиции музея «Культура и быт народов
ханты
и
манси»,
«Природа
и
животный
мир
Югорской
земли».
Также
сотрудники
музея
подготовили
игровую
программу
«Сказки
и
легенды
Севера». Ребята из театральной студии «Северное сияние» приходили к нам в
детский сад и порадовали наших воспитанников своими театрализованными
представлениями по мотивам русских народных сказок и сказок народов
крайнего Севера. Сотрудники музея совместно с педагогами детского сада
проводили для игровые программы «На завалинке», « В гостях у народной
сказки»
Очень важную роль играет партнерство работников образовательного
учреждения с представителями учреждений здравоохранения?
Это не только забота о физическом здоровье ребёнка, своевременная
профилактика заболеваний, закаливание, это ещё и формирование отношения
ребенка к своему здоровью, которое является фундаментом здорового образа
жизни. Потребность в здоровом образе жизни зарождается и развивается в
процессе осознания ребенком себя как человека и личности и отношение
ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании
этого понятия.
Основы
здорового
образа
жизни
у
детей
дошкольного
возраста
определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового
образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной
активности)
и
умением
реализовывать
их
в
поведении
и
деятельности
доступными
для
ребенка
способами
(чистить
зубы,
мыть
руки,
делать
зарядку).
«Уроки
здоровья»
еженедельно
запланированы
в
беседах
с
дошкольниками. Гостем, а также участником этих бесед бывает медицинская
сестра.
Нельзя не сказать сегодня об экологическом воспитании дошкольников
значении природы. Общение с природой положительно влияет и на взрослого
человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно
велика роль природы в воспитании детей.
Во взаимодействии с Лангепасским отделом Мегионского участкового
лесничества
Департамента
природных
ресурсов
и
несырьевого
сектора
экономики
ХМАО-Югра»
нашем
ДОУ
осуществлен
проект «Дошкольное
лесничество «Родничек» В результате реализации запланированной работы
дети познакомились с профессией – лесничий. В питомнике детского сада
появились
молодые
кедры:
Малыш,
Красавчик,
Югорка,
Крепыш
и
Любимчик которые стали особо охраняемыми объектами «Экологической
тропы».
В
ходе
исследовательской
деятельности
и
наблюдений
у
детей
расширились
представления
о
росте
и
развитии
хвойных
деревьев,
их
разнообразии.
В
течение
года,
на
занятиях
познавательного
цикла,
воспитанники узнавали о лесе и его обитателях, рассматривали картинки:
«пожар в лесу», «лоси у кормушки», «дети и лесничий сажают молодые
деревья», слушали стихи, отгадывали загадки о деревьях, лесных ягодах,
лекарственных растениях, что способствовало формированию более глубоких
представлений о природе. Участие в акциях и субботниках, совместно со
взро слыми,
спо собствовало
формированию
интере са
детей
к
природоохранной деятельности, чувство уверенности в своих силах
Важно как можно раньше научить юных граждан правилам поведения
на улицах и дороге. Знакомить с азбукой дорожного движения надо еще до
школы,
тогда
ребенок
начинает
осознавать
окружающий
мир,
способен
запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Именно в этом возрасте
дети должны получить первые сведения о правилах дорожного движения.
Совместно с сотрудниками ГИБДД мы проводим профилактические акции,
праздники
и
развлечения,
на
которых
всякий
раз
дети
совершают
увлекательные
путешествия,
помогают
тем,
кто
еще
недостаточно
знает
дорожную
азбуку.
Маленькие
пешеходы
и
пассажиры
постигают
азы
дорожной азбуки посредством игры, творчества. Также организована работа
отряда юных помощников инспекторов дорожного движения.
Конечно, работая с детьми дошкольного возраста, мы уделяем особое
внимание укреплению сотрудничества с родителями.
Создание
условий
для
совместной
творческой
деятельности
детей,
родителей
и
педагогов,
сочетание
индивидуального
и
коллективного
творчества
способствует
единению
педагогов,
родителей
и
детей,
что
формирует
положительное
отношение
друг
к
другу.
Родители
стали
активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в
проведении выставок, экскурсии, праздников, в изготовлении атрибутов, в
украшении
группы
к
Рождеству,
Новому
году,
Масленице,
участвуют
в
педагогических
проектах,
активно
обсуждают
вопросы
воспитания
на
родительских собраниях.
Вовлечение
родителей
в
совместную
с
педагогом
деятельность
по
воспитанию
и
обучению
дошкольников,
развитие
у
них
интереса
к
особенностям своего ребенка и формированию его личности – психолого-
педагогическое образование семьи.
Опыт
работы
показывает,
что
участие
детей
в
совместных
мероприятиях (акциях, проектах, досуговых мероприятиях) с привлечением
социальных партнеров делает их более открытыми, активными, способствует
обогащению эмоционального мира каждого ребенка, активному развитию его
познавательного интереса, совершенствованию коммуникативных навыков и
умений. А это, в свою очередь, создает благоприятные предпосылки для
своевременного социального и личностного развития дошкольника.
Таким
образом,
взаимодействие
всех
участников
образовательного
процесса позволяет выделять, осознавать и решать проблемы воспитания
детей, а также обеспечивает возникновение необходимых глубинных связей
между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка.
Вместе с детьми мы идём доброй дорогой детства и стараемся воспитать
маленького человека с нравственной и духовной системой ценностей.