Автор: Кошеленко Оксана Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Центр Образования"
Населённый пункт: г.Певек Чаунский район ЧАО
Наименование материала: доклад
Тема: Основы светской этики
Раздел: начальное образование
Выступление
перед
родителями
3
кл
:
«Модуль
«Основы
светской
этики»
Кошеленко Оксана Валерьевна
Некоторые
путают
понятия
этика
и
этикет,
воспринимая эти слова как
близкие по значению.
Заглянем в словарь: «этикет» означает форму, манеру поведения, правила
учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе.
Этика же – это философская наука, объектом изучения, которой, является
мораль, а центральной проблемой – добро и зло.
Курс
«Основы
светской
этики»
предполагает
изучение
духовно-
нравственной
культуры
и
призван
ознакомить
учеников
с
основными
нормами
нравственности,
дать
первичное
представление
о
морали,
о
нравственных идеалах и ценностях, светских традициях, на понимание их
значений в жизни современного общества.
Учебник знакомит учащихся с основами светской этики. Помогает решить
задачу нравственного развития младших школьников, воспитания культуры
поведения с опорой на представления о положительных поступках людей.
На занятиях по светской этике мы с ребятами выясняем, что такое добро и
зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство,
сострадание
и
милосердие,
мужество,
терпение,
правда,
истина,
ложь
и
многое другое.
Светская этика дает знания, которые помогут учащимся самостоятельно
совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь других
людей лучше.
На
слайдах
вы
можете
видеть содержание
учебного
модуля
«Светская
этика»:
Блок
1. Введение.
Духовные
ценности
и
нравственные
идеалы
в
жизни
человека и общества. (1 час)
Урок 1. Россия — наша Родина.
Блок 2. Основы религиозных культур
и светской этики. Часть 1. (16 часов)
Блок 3. Основы религиозных культур и
светской этики. Часть 2. (12 часов).
Что такое светская этика?
Мораль и культура.
Особенности морали.
Добро и зло.
Добродетели и пороки.
Свобода
и
моральный
выбор
человека.
Свобода и ответственность.
Моральный долг.
Справедливость.
Альтруизм и эгоизм.
Дружба.
Что значит быть моральным?
Р о д
и
с е м ь я –
и с т о к
нравственных
отношений
в
истории человечества.
Нравственный поступок.
З о л о т о е
п р а в и л о
нравственности.
Стыд, вина и извинение.
Честь и достоинство.
Совесть.
Б о г а т ы р ь
и
р ы ц а р ь
к а к
нравственные идеалы.
Джентльмен и леди.
Этикет.
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России. (5 часов)
Урок
30.
Любовь
и
уважение
к
Отече ству.
П ат р и от и зм
многонационального и многоконфессионального народа России.
Урок 31. Подготовка творческих проектов.
Урок 32. Выступление обучающихся со своими творческими работами:
«Как
я
понимаю
православие»,
«Как
я
понимаю
ислам»,
«Как
я
понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?»,
«Значение
религии
в
жизни
человека
и
общества»,
«Памятники
религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т. д.
Урок 33. Выступление обучающихся со своими творческими работами:
«Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение
к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей
семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг,
творчество и т. п.)», «Мой дедушка — защитник Родины», «Мой друг»,
и т. д.
Урок 34. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во
имя
гражданского
мира
и
согласия»
(народное
творчество,
стихи,
песни, кухня народов России и т. д.)
Цель комплексного учебного курса ОРКиСЭ:
Формирование
у
младшего
подростка
мотиваций
к
осознанному
нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и
религиозных
традиций
многонационального
народа
России,
а
также
к
диалогу с представителями других культур и мировоззрений достигается по
данному модулю в достаточном объёме.
При освоении модуля «Основы светской этики» формируется множество
положительных результатов:
Так
у
детей
проявляются
таких
качества
как
доброжелательность,
эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям.
Дети учатся анализировать и контролировать собственное поведение
в разных жизненных ситуациях.
Осуществляют
информационный
поиск
для
выполнения
учебных
заданий,
осмысливают тексты
различных
стилей
и
жанров,
учатся
слушать собеседника, вести диалог.
В ходе занятий закладываются основы принятия и понимания детьми
основных нравственных ценностей.
Модуль «Основы светской этики» тесно связан с другими школьными
предметами.
Так на занятиях и дома, дети пишут сочинения, работают с пословицами,
сказками,
притчами,
былями
разных
народов,
выполняют
презентации,
делают рисунки, узнают историю своей семьи.
Наша
культура
росла
и
укреплялась,
питаясь
от
разных духовных
традиций. Традиции похожи на корни. Чем корней больше и чем они
глубже, тем крепче ствол дерева и гуще его крона. Нас всех объединяет
любовь- к своей семье, к близким людям, к своей малой и большой Родине,
к нашей России.
Не
забывайте,
что
никакой
учебный
предмет
сам
по
себе
не
воспитает Вашего ребенка; главное, что он может приобрести, изучая
предмет «Основы религиозных культур и светской этики», - понимание
того, как важна нравственность для полноценной человеческой жизни.
Всячески поддерживайте это в ребенке.
Выбор за Вами, уважаемые родители.
Вашему вниманию хочется представить ролик занятия по светской этике в
4
классе
по
теме6
«СЕМЬЯ».
Обратите
внимание
как
ненавязчиво
связываются воедино история христианства и нравственные основы семьи.