Автор: Попова Елизавета Андреевна
Должность: студент 5 курса
Учебное заведение: "Ставропольский государственный педагогический институт"
Населённый пункт: г.Ставрополь
Наименование материала: научная статья
Тема: "НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ"
Раздел: начальное образование
НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Попова Елизавета Андреевна
студентка 5 курса педагогического отделения
ГБОУ ВО «Ставропольский государственный
педагогический институт», г. Ставрополь
Руководитель: к.ф.н.,
старший преподаватель кафедры
теории и методики лингвистического образования
и межкультурной коммуникации Кардумян М. С.
Проблема, связанная с преподаванием английского языка в школе, в
настоящее
время
стала
особенно
актуальной,
т.к.
изменения
сфере
образования ориентируют его на свободное развитие человека [1].
Каждый предмет в рамках школьного обучения имеет отдельную роль в
образовании
и
воспитании
нового
поколения,
в
становлении
личности
ребёнка. В качестве общеобразовательного учебного предмета английский
язык обладает большим воспитательным, образовательным и развивающим
потенциалом и принимает участие в решении поставленных перед школой
задач.
В настоящее время появилась опасная тенденция снижения интереса
учащихся к изучению английского языка. В какой-то степени произошло
отчуждение их от познавательного труда. Использование классических форм
обучения привело к тому, что обучение стало скучным для детей, в процессе
обучения
они
не
имеют
возможности
реализовать
свои
потребности
в
самовыражении, самопознании и самоутверждении. Комбинированный урок
направлен в большей степени на пассивное усвоение учебного материала и
заучивание
правил,
без
учета
при
этом
способностей,
склонностей
и
интересов учащихся [2].
Формирование
положительной
мотивации
должно
рассматриваться
учителем
как
первостепенная
задача.
Как
правило,
мотивы
связаны
с
интересами
учащихся
в
познании,
потребностью
в
приобретении
новых
знаний,
навыков
и
умений.
Но
первая
и
биологически
естественная
потребность изучающих иностранный язык - коммуникативность. Так как
успех
освоения
обучающимися
иностранного
языка
при
организации
учебного процесса зависит от опоры на их на возрастные и психические
особенности,
то
для
создания
благоприятного
климата,
ориентирующего
учащихся на вступление в коммуникацию, необходимо использовать такие
формы
урока,
которые
будут
мотивировать
их
деятельность.
Для
плодотворной
и
эффективной
деятельности
учащихся
характерно
использование
в
процессе
обучения
нетрадиционных
форм
проведения
занятий [3].
Формирование активной и коммуникативной личности невозможно без
активности в овладении знаниями. Многое зависит от мастерства учителя, от
его
умений
в
организации
учебного
процесса,
от
его
творческих
наклонностей
и
непрерывного
поиска
новых
форм
и
приемов
обучения.
Педагогическое творчество учителя, уходящее от шаблона, порождает новые
и
интересные
примеры
нестандартных
форм
обучения,
что
позволяет
учителю
повысить
интерес
к
изучению
иностранного
языка.
Ни
одна
программа или методическое пособие не предоставят педагогу готовую схему
урока.
Он
должен
сам
составить
его,
учитывая
условия
обучения
и
контингент
учащихся.
В
какой-то
степени
учитель
должен
отойти
от
проведения
стандартного
урока,
включить
в
него
что-то
новое,
то,
что
успешно
привлечет
внимание
и
активизирует
деятельность
учащихся,
заставит их мыслить, искать и действовать [5].
Нетрадиционный урок – это интерпретация занятия в нетрадиционную
структуру. Такой урок включает приемы и методы различных форм обучения
и
основан
на
совместной
деятельности
учителя
и
обучающихся,
их
совместном поиске новых форм работы, что в конечном итоге положительно
влияет
на
познавательную
активность
учащихся
на
уроках
и
повышает
эффективность
преподавания.
Среди
многочисленных
нетрадиционных
уроков можно назвать следующие: уроки - деловые или ролевые игры, уроки
- пресс-конференции, уроки-соревнования, КВН уроки, уроки с групповыми
формами
работы,
уроки-игры,
уроки-праздники,
уроки-суды,
и
т.д.
Необязательно
весь
урок
должен
стать
нетрадиционным,
возможно
включение в него отдельных элементов, которые направлены на активизацию
обучения.
Это
могут
быть
уроки
с
использованием
мультимедийных
технологий и проектной методики, нестандартных форм тестирования и т.д
[4].
Целью
нетрадиционных
уроков
является
отработка
новых
методов,
форм, приемов и средств обучения, что ведет к осуществлению основного
закона педагогики – закона об активности обучения.
Нетрадиционные
формы
проведения
занятий
направлены
на
стимуляцию деятельности учащихся. Сегодня педагоги активно внедряют и
поощряют
нетрадиционные
формы
занятий,
такие
как
видеоурок,
урок-
праздник, интернет-урок и другие формы [3].
Опыт школьных преподавателей и исследования ученых показали, что
нетрадиционные формы проведения уроков вызывают у учащихся интерес к
предмету и повышают мотивацию учения [4].
Как показывает практика, применение нетрадиционных форм обучения
в учебном и воспитательном процессе предполагает:
использование коллективной работы;
появление интереса к предмету;
развитие умений и навыков самостоятельной и групповой работы;
активизацию деятельности учащихся;
нахождение интересного материала самими учащимися при подготовке
к уроку;
более
полное
осуществление
практической,
воспитательной,
образовательной и развивающей целей обучения;
установление новых отношений между учителем и учениками [3].
Нетрадиционные
формы
урока
иностранного
языка
проводятся
при
обязательном
участии
всех
учеников
группы
или
класса,
и
должны
реализовываться
с
использованием
различных
средств
наглядности,
например, зрительной или слуховой. На уроках такого удается достичь целей
самого
разнообразного
характера
(методического,
педагогического
или
психологического), которые можно объединить следующим образом:
производится
контроль
усвоения
полученных
знаний,
навыков
и
умений учащихся по данной теме;
обеспечивается
деловая,
рабочая
атмосфера,
серьезное
отношение
учащихся к уроку;
предполагается, что участие на уроке учителя минимально.
Нетрадиционные формы урока можно считать одной из форм активного
обучения.
Это
попытка
повышения
эффективности
и
возможности
объединить
и
практически
осуществить
все
принципы
обучения
с
использованием различных средств, методов и подходов.
Тема использования нетрадиционных форм урока английского языка
звучит особенно актуально в современных условиях. Отмечается снижение
познавательного
интереса
учеников
к
процессу
обучения,
а
изучение
иностранного языка как обязательного предмета общеобразовательной школы
вызывает большие сложности. Именно проведение нестандартных уроков
включающих элементы занимательности, позволяет легче, незаметнее для
младших школьников, преодолевать языковые преграды [2].
Список использованной литературы:
1.
Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на
начальном
этапе
в
общеобразовательных
учреждениях:
Пособие
для
учителей и студентов пед. вузов. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2015. –
232с.
2.
Возрастная и педагогическая психология / под ред. Гамезо. М.: Наука. -
2009. - С.91-167.
3.
Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.:
Просвещение. - 2013. - С.10-167.
4.
Подласый И.П. Педагогика книга 1: для студентов высших пед. учеб.
заведений. - М.: Гуманит. издат. центр. ВЛАДОС-2014-С.351.
5.
Краевский В.В., Лернер И.Я. Теоретические основы процесса обучения
иностранному языку в общеобразовательной школе. –М., 2015