Напоминание

Технология деятельностного метода в преподавании истории


Автор: Баранова Светлана Андреевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МКОУ средняя школа№2 г.Макарьева Костромской области
Населённый пункт: город Макарьев Костромская область
Наименование материала: статья
Тема: Технология деятельностного метода в преподавании истории
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная

школа №2 г. Макарьева Макарьевского муниципального района Костромской области

Макарьев 2019

Содержание

Выполнила Баранова Светлана

Андреевна учитель истории и

обществознания МКОУ

средней школы №2

1. Введение

3

2.Теоретические основы

деятельностного

подхода в преподавании

истории

4

2.1 Цели современного образования.

4

2.2 Принципы деятельностного метода.

6

2.3 Технология деятельностного метода.

7

3.Реализация деятельностного подхода в преподавании истории.

11

3.1 Виды учебной деятельности.

11

3.2 Проблемно-диалогический урок.

12

3.3 Приложение.

15

4.Вывод

16

Великая цель образования -

это не знания, а действия”

Герберт Спенсер

Мы не ошибемся, если скажем, что наиболее обсуждаемый

сегодня в образовательном сообществе вопрос – это качество образования:

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение

системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась

многочисленными фактами, именами, понятиями. Качество образования на

современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных

умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда

знания приобретаются не "впрок", а в контексте модели будущей

деятельности, жизненной ситуации, как "научение жить здесь и сейчас".

Предмет нашей гордости в прошлом – большой объём фактических знаний –

в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация

быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том,

как и где их применять, о том, как информацию добывать, интерпретировать,

или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а

деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в

образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами

взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию

необходимости изменить характер учебного процесса и способы

деятельности учащихся. Основные задачи образования сегодня – не просто

вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у

него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к

самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Наша система образования сегодня похожа на пестрое полотно, где есть

множество различных концепций, систем, моделей, комплектов и отдельных

учебников, в которых предложены способы решения новых образовательных

задач. Однако в различных концепциях и системах нередко предлагаются

подходы, не согласованные между собой по понятийным основаниям, что

приводит к разрыву образовательного пространства. Практика показала, что

отсутствие единого дидактического базиса современного образовательного

пространства создает большое число проблем, начиная с чисто практических

– переход ребенка из одной школы в другую, преемственность в методах

работы, реализуемых разными педагогами в одном и том же классе, – вплоть

до управленческих проблем оценки качества образования, аттестации

учителей, экспертизы работы школ. В последние годы в связи с

вариативностью образования остро встала проблема согласования

технологии и учебного содержания при переходе от одной образовательной

программы к другой как по вертикали, так и по горизонтали. Сохранение

единого образовательного пространства выдвинуто в качестве одного из

основных направлений развития образования в Российской Федерации.

Великий педагог К.Д.Ушинский в своих работах указывает правильный

маршрут движения: не исключение вариативности посредством выбора

одного лучшего учебника или даже комплекта учебников, а свободное

развитие всех при условии выработки общих понятийных оснований.

Конструктивно

выполнить

задачи

образования

21

века

помогает

деятельностный метод обучения.

2. Теоретические основы деятельностного подхода в преподавании

истории.

2.1 Цели современного образования.

Поиски эффективной системы обучения в XXI веке – это разрешение

дилеммы первичности знаниевого или деятельностного подхода в обучении.

Традиционный подход в обучении – это процесс вербальной передачи

знаний от учителя к ученику посредством демонстрационно-объяснительных

методов.

«Деятельностный подход в обучении – это планирование и организация

учебного

процесса,

в

котором

главное

место

отводится

активной

и

разносторонней,

в

максимальной

степени

самостоятельной

познавательно

деятельности

учащихся,

ориентированных

на

заданный

результат»

(Л.Н.

Алексашкина, доктор педагогических наук, профессор института содержания

и методов обучения РАО).

Всякое

учение

деятельность.

Понимание

приоритетности

деятельностных целей образования сформировалось в науке уже сотни лет

назад.

«Главная

цель

воспитателя,

-

считал

А.

Дистервег,

-

должна

заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может

впоследствии

стать

распорядителем

своей

судьбы,

продолжателем

образования своей жизни…». Об этом писали К.Д. Ушинский и Д.И. Писарев,

А.Н. Леонтьев и П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов и Л.В. Занков, а также многие

другие известные педагоги и психологи в нашей стране и за рубежом.

Сегодня

основные

цели

современного

образования

можно

сформулировать следующим образом:

1.

Формирование

мышления

через

обучение

деятельности:

умению

адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней

норм

(самоопределению),

осознанно

строить

свою

деятельность

по

достижению цели (самореализации) и оценивать собственную деятельность,

и ее результаты (рефлексии);

2. Формирование системы ключевых компетенций и их проявлений в

личностных качествах;

3. Формирование целостной картины мира, адекватной современному

уровню научного знания.

Очевидно, что реализовывать новые цели образования невозможно,

если

ученик

пассивно

усваивает

готовые

истины.

Необходим

его

самостоятельный поиск, в процессе которого как раз и приобретается опыт

общения,

целеполагания,

достижения

поставленных

целей,

опыт

рефлексивной самоорганизации и самооценки – то есть формируются те

«способности к самодеятельности», о которых говорил А. Дистервег.

Значит, для формирования деятельностных способностей необходимо

постоянно

тренировать

обучающихся

в

выполнении

различных

видов

деятельности..При данном подходе к обучению основным элементом работы

учащихся будет решение задач, т.е., освоение деятельности, особенно новых

видов деятельности: учебно-исследовательской, поисково-конструкторской,

творческой и др.. В этом случае фактические знания станут следствием

работы над задачами, организованными в целесообразную и эффективную

систему.

Параллельно

с

освоением

деятельности

ученик

сможет

сформировать

свою

систему

ценностей,

поддерживаемую

социумом.

Из

пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом

образовательной

деятельности.

Итак,

при

освоении

учащимися

определённых видов человеческой деятельности, через освоение учебной

деятельности и при соответствующей организации и отборе содержания для

учебного пространства происходит первичное самоопределение школьников,

которое в дальнейшем может задать определённую траекторию жизненного

пути.

Категория

деятельности

при

таком

подходе

к

обучению

является

фундаментальной и смыслообразующей всего процесса обучения.

2.2 Система дидактических принципов.

Реализация

технологии

деятельностного

метода

в

практическом

преподавании

обеспечивается

следующей

системой

дидактических

принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая

знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и

формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм,

активно

участвует

в

их

совершенствовании,

что

способствует

активному

успешному

формированию

его

общекультурных

и

деятельностных

способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми

ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик

с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3)

Принцип

целостности

предполагает

формирование

учащимися

обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом

себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой

науки в системе наук).

4) Принцип минимакса - Минимакс – принцип работы с содержанием

учебного материала Он предполагает, что авторы учебников и учитель дают

возможность ученику (если он захочет) взять материал по максимуму. В

учебниках для этого есть избыточные знания и избыточные задания. В то же

время важнейшие факты, понятия и связи, входящие в минимум содержания

(гос. стандарт и требования программы) должен усвоить каждый ученик.

Минимум

предъявляется

ученику

на

уроках

открытия

нового

знания,

закрепляется

и

выносится

на

контроль.

Максимум

позволяет

ученику

удовлетворить свои, личностные запросы и интересы.

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех

стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на

уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей

педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися

способностей

к

систематическому

перебору

вариантов

и

адекватному

принятию решений в ситуациях выбора.

7)

Принцип

творчества

означает

максимальную

ориентацию

на

творческое

начало

в

образовательном

процессе,

приобретение

учащимся

собственного опыта творческой деятельности.

Представленная

система

дидактических

принципов

обеспечивает

передачу детям культурных ценностей общества в соответствии с основными

дидактическими

требованиями

традиционной

школы

(принципы

наглядности,

доступности,

преемственности,

активности,

сознательного

усвоения знаний, научности и др.). Разработанная дидактическая система не

отвергает

традиционную

дидактику,

а

продолжает

и

развивает

ее

в

направлении

реализации

современных

образовательных

це ле й.

Одновременно

она

является

саморегулирующимся

механизмом

разноуровневого

обучения,

обеспечивая

возможность

выбора

каждым

ребенком

индивидуальной

образовательной

траектории;

при

условии

гарантированного достижения им социально безопасного минимума.

Сформулированные

выше

дидактические

принципы

задают

систему

необходимых и достаточных условий организации непрерывного процесса

обучения деятельностной парадигме образования.

2.3 Технология деятельностного метода обучения.

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом

виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной

деятельности

называется

деятельностным

методом.

По

мнению

А.

Дистервега,

деятельностный

метод

обучения

является

универсальным.

“Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во

всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде,

где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося” В

результате исследований актуальных вопросов обучения

был построен

предикат

учебной

деятельности,

описывающий

процессы

формирования

деятельностных способностей, которыми должен овладеть выпускник школы,

в их полноте. Построенная структура учебной деятельности включает в себя

систему

деятельностных

шагов

технология

деятельностного

метода

обучения.

Структура уроков ведения нового знания имеет следующий вид:

1.Мотивирование к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение

учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на

данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а

именно:

1)

актуализируются

требования

к

нему

со

стороны

учебной

деятельности (“надо”);

2)

создаются

условия

для

возникновения

внутренней

потребности

включения в учебную деятельность (“хочу”);

3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).

2.

Актуализация

и

фиксирование

индивидуального

затруднения

в

пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к

надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия,

его

осуществление

и

фиксация

индивидуального

зат руднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1)

актуализацию

изученных

способов

действий,

достаточных

для

построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

2)

актуализацию

соответствующих

мыслительных

операций

и

познавательных процессов;

3)

мотивацию

к

пробному

учебному

действию

(“надо”

-

“могу”

-

“хочу”) и его самостоятельное осуществление;

4)

фиксацию

индивидуальных

затруднений

в

выполнении

пробного

учебного действия или его обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и

причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и

знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;

2)

соотнести

свои

действия

с

используемым

способом

действий

(алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во

внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или

способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого

класса или типа вообще.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ,

план, средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают

проект

будущих

учебных

действий:

ставят

цель

(целью

всегда

является

устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают

способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы,

модели

и

т.д.

Этим

процессом

руководит

учитель:

на

первых

порах

с

помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью

исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта:

обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается

оптимальный

вариант,

который

фиксируется

вербально

и

знаково.

Построенный способ действий используется для решения исходной задачи,

вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового

знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в

группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с

проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма

работы:

учащиеся

самостоятельно

выполняют

задания

нового

типа

и

осуществляют

их

самопроверку,

пошагово

сравнивая

с

эталоном.

В

завершение

организуется

исполнительская

рефлексия

хода

реализации

построенного

проекта

учебных

действий

и

контрольных

процедур.

Эмоциональная

направленность

этапа

состоит

в

организации,

по

возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к

включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и

выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается

как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в

которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего

методическую

ценность

для

введения

в

последующем

новых

способов

действий.

Таким

образом,

происходит,

с

одной

стороны,

автоматизация

умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к

введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и

организуется

рефлексия

и

самооценка

учениками

собственной

учебной

деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется

степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

10. Мониторинг результатов обучения в новой парадигме.

Изменение

целевых

ориентиров

деятельности

системы

образования

требует изменения форм и средств контроля. Таким образом, целью данной

системы мониторинга является диагностика результатов обучения, выявление

условий, наиболее благоприятных для развития личности каждого ребенка.

Необходимым для деятельности системы образования является разработка

критериев и унифицированных средств контроля, позволяющих проводить

анализ качества результатов обучения.

3. Реализация деятельностного подхода в практике преподавания

истории.

«…Человек

достигнет

результата,

только

делая

что-то

сам…»

(Александр Пятигорский, всемирно известный русский философ, востоковед,

профессор Лондонского университета)

3.1 Виды учебной деятельности, реализующие

деятельностный

подход, в традиционной системе преподавания истории.

1. Работа с учебной и справочной литературой (поиск необходимой

информации из разных источников); Учащиеся знакомятся с многообразием

источников информации: учебник, словарь, справочник, хрестоматия, базы

данных

Интернета;

учатся

быстро

ориентироваться

в

многопрофильном

потоке информации, осуществлять ее обработку, делать выводы, извлекать

уроки и т.д.

2. Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика,

диаграммы,

рисунка

и

т.д.

Позволяет

систематизировать

учебную

информацию, расположить ее в логической последовательности, выделить

главное,

аргументировать

свою

позицию,

закрепить

знания

и

умения

практически.

3. Составление древа понятий; данный порядок работы с исторической

терминологией

позволяет

всесторонне

раскрыть

историческое

понятие,

добиться

научного

и

эффективного

приращения

знаний

и

умений

практической деятельности.

4.Составление биографических справок – характеристик исторических

личностей; Известно, что без знания личностей знание истории не может

быть полным. Составляя биографические справки-характеристики, учащиеся

не только знакомятся с биографическими данными исторических личностей,

но и классифицируют информацию по рубрикам: созидание и разрушение, а

на основе оценок деятельности личности, историками и современниками,

учатся давать собственную аргументированную оценку.

5.

Работа

с

исторической

картой;

Этот

вид

учебной

деятельности

позволяет

не

только

получить

систематизированную

историческую

информацию

о

том

или

ином

событии,

явлении,

процессе,

но

и

умело

ориентироваться в историко-географическом пространстве. К.Д. Ушинский

писал, что «историческое событие, ход которого я могу проследить по карте,

врезается в мою душу гораздо прочнее и вызывается из нее гораздо легче,

чем то, которое совершается для меня в воздухе…»

6. Анализ исторических источников (документов); Один из ведущих

видов познавательной деятельности в процессе изучения истории, который

способствует формированию таких учебных умений и навыков как: анализ,

синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным

интерпретациям исторических фактов.

7. Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата; Этот вид

учебной

деятельности

способствует

формированию

навыков

поисковой

и

аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги

своих самостоятельных изысканий.

8. Подготовка и публичное выступление на семинаре, конференции,

ведение

дискуссии

по

проблемным

вопросам

и

темам

позволяют

формировать грамотную литературную речь, умение держаться на публике,

ясно и аргументировано излагать учебный материал, отстаивать свою точку

зрения и уважать мнение оппонента, быть толерантным.

9.

Поисковая

и

учебно-исследовательская

работа

на

основе

краеведческого

материала;

Такая

работа

не

только

способствует

формированию учебно-исследовательских навыков, умений самостоятельно

приобретать исторические знания, но и воспитывает любовь к малой родине,

уважение к людям с активной жизненной позицией – своим землякам.

10.

Само-

и

взаимооценка

(рецензия

на

ответ

товарища)

учебной

деятельности. Эта работа способствует формированию умений объективной

само- и взаимооценки учебной деятельности по определенным критериям,

навыков

рефлексии

и

коррекции

учебной

работы

и

ее

последующего

воспроизводства в соответствии с индивидуальной траекторией обучения.

11. Проектная деятельность.

3.2 Проблемно-диалогический урок.

Деятельностный метод является основой образовательной системы

«Школа 2100» под руководством академика А.А Леонтьева. Основной способ

введения нового знания в этой системе - проблемно-диалогический урок,

предполагающий, что:

• В начале урока учитель в диалоге с учениками создает проблемную

ситуацию (противоречие между фактами, между необходимостью решить

задачу и недостатком знаний и умений и т.д.).

• Далее ученики в диалоге с учителем, исходя из проблемной ситуации,

формулируют учебную проблему – основной вопрос урока (тему). Он, как

правило, записывается на доске.

• В диалоге с учителем ученики актуализируют имеющиеся у них

знания, которые пригодятся для решения учебной проблемы. Определяют,

каких

знаний

недостаточно

и

что

нужно

узнать

(сделать),

чтобы

найти

решение проблемы (составить план действий).

• Выполняя план, ученики с помощью учителя открывают новое знание

(понятие,

закономерность,

правило),

решая

соответствующие

учебные

задачи. Применяют новое знание, делая вывод о том, какое решение учебной

проблемы найдено и выражая это решение в виде словесного тезиса, схемы,

таблицы, художественного образа и т.д.

МОДЕЛЬ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО УРОКА ИСТОРИИ

!!! Модель не жесткая. В рамках каждой темы возможны существенные вариации, при сохранении основных

этапов

Этапы урока

(Время)

Учитель

(наиболее типичные действия, фразы диалога с

учениками)

Ученики

(ожидаемые действия в

ходе диалога с учителем)

Д о с к а

и

оборудование

Создание

проблемной

ситуации

- Обращается к ученикам с фразами-вопросами

(заданиями), которые создают у учеников ситуацию

противоречия (варианты):

-

Между

двумя

предъявленными

(выявленными

в

задании) фактами (Источники после параграфа)

- Между научным фактом и обыденным представлением

- Между исторической реалией и эмоционально-

оценочным представлением о должном и справедливом

-

Между

необходимостью

выполнить

задание

и

невозможностью

это

сделать

при

имеющемся

уровне

знаний и умений

- Вступая в диалог с

учителем (выполняя

задания) выявляют

противоречие –

проговаривают и осознают

его.

Например, в двух

разных углах доски

фиксируются

(словами, символами)

два противоречащих

фактах

Формулирование

проблемы

= 5-7 минут

- Какой у вас возникает вопрос (на основании

выявленного противоречия)?

// Что нам сегодня предстоит выяснить?

- Формулируют вопрос

(учебную проблему) в

разных вариантах

О с н о в н о й

в о п р о с

(проблема)

записывается как тема

или под темой

Версии

(гипотезы)

+ 2-3 минуты

- Какие у вас есть предположения, версии решения

проблемы?

- Предлагают свои

версии (с одобрением

принимается любая – даже

абсурдная)

От проблемы

стрелками ключевые

слова версий

(выделенные самими

авторами версий)

Актуализация

знаний

Планирование

деятельности

+ 5-10 минут

- Что мы уже знаем по этой проблеме? (Опора на

вопросы перед параграфом, с которыми ученики

знакомились дома.) Вариант: письменное задание для

всех (2-3м.), а потом коллективный анализ

результатов выполнения.

-

Что

нужно

узнать,

чтобы

найти

решение

проблемы?

-

Вспоминают,

изученный

ранее

материал

(понятия,

факты) которые связаны с

формулировкой проблемы

-

О п р е д е л я ю т,

к а к и х

знаний нам не хватает, где

и как их добыть (открыть)

Например,

в

виде

признаков

понятия,

опорного

сигнала

и

т.п.

План действий:

1…,

2…, …

Поиск

решения

проблемы

(открытие

нового

знания)

: п о

пунктам

содержания урока:

1…2…и т.д.

+ 20-25 минут

- В соответствии с первым пунктом намеченного

плана урока, дается задание

(например, одно из

послепараграфных) по извлечению новых знаний из

параграфа

данной

темы.

С

текстом

параграфа

ученики знакомились дома в ходе предварительного

чтения, а теперь им необходимо найти решение или

часть решения проблемы

- Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на

основной вопрос урока мы можем дать? (указывает

на проблему, записанную на доске)

- Задания по остальным пунктам плана

- Выполняя это задание,

ученики открывают новые

знания.

-

П р ед л а г а ют

с в о е

обобщение

и

варианты

о т в е т о в

п о

у ч е б н о й

проблеме

О т в е т ы

преодолевающие

учебную

проблему

фиксируются на доске

в

в и д е

т е з и с о в ,

рисунков-символов,

таблицы и т.п.

!!! Принципиально важно при этом :

1) Чередовать формы работы: индивидуальную, парную, групповую с общей беседой;

2)

Предлагать ученикам

рассказывать

о

результатах

выполнения

задания,

чтобы

развивалась

и

монологическая речь

Выражение

решения

проблемы

(применение

нового

знания)

-

в ы в о д

п о

проблеме. +5-10

- Какой ответ на основной вопрос урока мы

можем дать? Чьи версии подтвердились? Как

оцените свою работу?

- Используя свои новые знания … (дается задание на

продуктивное применение – рассказ, схема-рисунок,

афоризм и т.п.)

- Обобщают, делают вывод

по проблеме

- Самоанализ, самооценка,

взаимное оценивание

Графическое

выражение решения

проблемы

используется как

основа для работы

Итог урока:

Рефлексия и

оценивание

- Как мы решали, проблему, кто больше всего

помог, чему вы научились, что вызывало трудности.

Домашнее

задание

-

Как вы думаете о чем может рассказываться в

нашем

следующем

параграфе

с

(таким-то)

названием (с такими-то иллюстрациями).

-

Проверьте

свои

предположения

-

прочитайте

новый

параграф

и

подготовьте

ответы

на

вопросы перед ним (знания из изученных тем)

-

П р е д п о л а г а ю т

содержание параграфа, его

с в я з ь

с

т о л ь к о

ч т о

и з у ч е н н ы м ,

с

современностью

.Запись Д/з

Для выстраивания

урока

по модели

проблемно-диалогического,

необходимо работать по соответствующим учебникам УМК « Школа 2100».

Но, даже работая в традиционной системе, можно применять элементы этой

технологии.

3.3 Приложение 1.

1-Варианты планирования постановки учебной проблемы.

а - использовать готовую из учебника (из источников и вопросов в

конце

параграфа

выделить

два

факта,

противоречащих

друг

другу

-

определить для себя порядок, по которому ученики будут решать проблему)

б - придумать свою проблему (пример:

красивые рисунки делали

первобытные

люди!

-

сказал

Антон,

разглядывая

альбом

Археолога

с

фотографиями

наскальной

живописи,

-

Наверное,

часто

первобытные

художники показывали своим друзьям всех этих быков и мамонтов? – А вот

это вряд ли! – заметил Археолог. – Большинство этих рисунков расположены

в дальних ответвлениях пещер, и чтобы добраться до них, нужно долго идти

в полной темноте, карабкаться по отвесным стенам, пролезать через узкие

лазы. Сравни впечатления Антона и факты, приведенные Археологом – в чем

противоречие,

какой

возникает

вопрос?

Учебная

проблема:

Зачем

первобытные люди создавали произведения искусства? (5 класс Древний

мир)

в - подобрать два факта, мнения, противоречие между которыми ведёт

к формулированию желаемой проблемы. Пример: Из летописи: « И послал

Владимир к Рогволду, князю полоцкому, говоря: « Хочу взять дочь твою себе

в жёны» Она же отвечала: « Не хочу разуть раба, а хочу мужа Ярополка»

Владимир же собрал воинов многих, пришёл к Полоцку, убил Рогволда и

сыновей

его,

и

дочь

его

взял

в

жёны»

Русские

былины

о

Владимире

«Владимир

Красно

солнышко»,

православная

церковь

о

Владимире

«Владимир Святой» Учебная проблема: сравни факты из летописи и оценки

личности Владимира - в чём противоречие, какой возникает вопрос? Почему

князь Владимир оставил о себе добрую память? (7 класс. История Отечества

с древнейших времён до конца 16 века)

г - приём столкновений мнений: (характеристика Александра I. «Дней

Александровых прекрасное начало», «Сфинкс, не разгаданный до гроба»,

«Тонок как иголка, фальшив как пена морская»)

2- Планирование этапа актуализации знаний.

а-

прочитать

вопросы

актуализации

перед

параграфом

(если

так

построен учебник)

б-

подобрать

вопросы,

которые

пригодятся

для

решения

проблемы

урока (или придумать, если нет в учебнике)

в-

определиться

в

какой

форме

провести

актуализацию

(устный

фронтальный

опрос

без

возможности

выставить

отметки

ученикам

или

продуктивное задание -письменное)

3- Планирование поиска решения проблемы.

а- решить какие ответы по проблеме могут сформулировать ученики,

изучая содержание темы.

б-

выбрать

задания

(3-5)

к

тексту,

документам,

иллюстрациям,

выполняя которые ученики смогут сформулировать ожидаемые выводы по

проблеме (не забывать про минимум и цели урока)

в- определиться в какой форме будет выполняться каждое задание:

фронтально, в парах, группах, индивидуально с коллективной проверкой по

завершению и т.п.

г- продумать в каком виде отображать на доске все выводы-решения

(таблица, схема, т.п.)

4. Вывод.

Таким образом, использование деятельностного метода в преподавании

истории даёт возможность учащимся:

- вместо заучивания большого набора фактов сформировать целостную

картину

общества

и

истории,

развивать

историческое

мышление,

самостоятельно

определять

причины

и

прогнозировать

следствия

общественных событий.

- вместо готового набора авторских оценок и трактовок самостоятельно

определять лично своё отношение к событиям, затрагивающим тебя, страну и

весь мир.

Стремительные

социально-экономические

преобразования,

которые

произошли в общества за последние десятилетия, кардинально изменили не

только условия жизни людей, но и образовательную ситуацию. Сегодня как

никогда актуальны слова Д.Писарева: “Надо учиться в школе, но ещё гораздо

больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим

последствиям, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо

важнее

первого.

Опыт

практической

апробации

в

школах

страны

дидактической

системы

деятельностного

метода

обучения

показал,

что

данная технология даёт реальную многоуровневую основу не только для

эффективного обучения учеников базовым навыкам предметов, но и для

комплексного своевременного развития многогранной личности гражданина

21 века.

«Когда дети учатся, нации процветают».



В раздел образования