Автор: Волкова Ирина Александровна
Должность: преподаватель, концертмейстер
Учебное заведение: Школа хорового искусства
Населённый пункт: Жуковский, Московская область
Наименование материала: сценарий концерта
Тема: "Шагай с нами рядом, песня …"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное
образовательное
учреждение
Дополнительного
образования
детей
Школа
хорового
искусства
«Полет»
им.
Т.
Е.
Селищевой
Методическая
ра з ра б от ка
Тема:
«Сценарий
концерта:
«Шагай
с
нами
рядом,
песня
…»
В ы п о л н и л :
Волкова
И.
А.
преподаватель
класса
фортепиано,
ко н ц е рт м е й с т е р
Жу ко в с к и й
2 0 1 2
Ц е л и :
расширить
представление
учащихся
о
песенном
жанре
привить
любовь
к
хорошей
российской
детской
пе сне
З а д а ч и :
1 .
О б у ч а ю щ и е :
познакомить
учащихся
с
жанров
пе сни
познакомить
учащихся
с
русскими
национальными
музыкальными
пе сенными
т р а д и ц и я м и
формирование
исполнительских
н а в ы ко в
2 .
Ра з в и в а ю щ и е :
расширение
знаний
по
музыкальной
лит е ратуре
расширение
литературных
з н а н и й
развитие
общей
музыкальной
и
художественной
культуры
3 .
В о с п и т а т ел ь н ы е :
воспитание
любви
к
русской
национальной
культуре
р а з в и т и е
л и ч н о с т н ы х
к а ч е с т в
у ч а щ и х с я
п о с р е д с т в о м
м у з ы к и
и
л и т е р а т у р ы
создание
условий
для
творческой
самореализации
учащихся
Предварительная
р а бо т а :
разработка
с ц е н а р и я
вокальная
р а б о т а
репетиционно
–
постановочная
р а б от а
подготовка
п р е з е н т а ц и и
Репертуар
ко н ц е рт а :
Броннер
М.
Стихи
Остера
Г.
«Полезный
совет»
Цехановская
И.
Сл.
Катаева
В.
«Кошкин
сон»
Крылатов
Е.
Сл.
Яковлева
Ю.
«Колыбельная
медведицы»
Крылатов
Е.
Сл.
Энтина
Ю.
«Лягушачья
ламбада»
Крылатов
Е.
Сл.
Энтина
Ю.
«Песенка
о
лете»
Паулс
Р.
Сл.
Резника
И.
«Кашалотик»
Пахмутова
А.
Сл.
Шемятенкова
Н.
«Песенка
о
смешном
человечке»
Семенова
Л.
Сл.
Семеновой
Л.
«Будет
все
хорошо»
Филиппенко
А.
Сл.
Волгиной
Т.
«Веселый
музыкант»
Чичков
Ю.
Сл.
Пляцковского
М.
«Наши
мамы
самые
красивые»
В ед у щ и й:
«Здравствуйте,
дорогие
друзья!
Сегодня
мы
побываем
в
гостях
у
песни.
И
не
просто
у
песни,
а
у
детской
песни.
Но,
прежде
всего,
давайте
вспомним,
что
такое
песня,
чем
отличается
этот
жанр
от
других
музыкальных
жанров.
П е с н я
–
с а м ы й
д р е в н и й
и
с а м ы й
р а с п р о с т р а н е н н ы й
в
н а ш и
д н и
музыкальный
жанр.
О
песне
говорят,
что
она
родилась
вместе
с
человеком.
В
древнегрече ских
мифах,
появившихся
за
тысячи
лет
до
нашей
эры
мы
находим
рассказы
о
силе
влияния
пе с ен.
Пение
муз,
покровительниц
искусств,
в
сопровождении
звуков
з о л о т о й
кифары
(инструмент,
напоминающий
гитару),
на
которой
играл
бог
солнца
Аполлон,
было
настолько
прекрасным,
что
кругом
воцарялась
тишина,
и
даже
Арес,
бог
войны,
забывал
о
шуме
кровавых
битв.
Легендарный
певец
О р ф е й
н е
т о л ь ко
д о с т а в л я л
с в о и м
п е н и е м
н а с л а ж д е н и е ,
н о
и
у с м и р я л
диких
животных.
Имя
Орфей
стало
синонимом
замечательного
певца,
е го
лира,
на
которой
он
аккомпанирова л
с ебе,
ст а ла
эмблемой
искусст ва,
а
пение
муз
оставило
нам
великое
слово
–
музыка.
П е с н я
–
э т о
о д и н
и з
н а и б о л е е
п р о с т ы х
и
р а с п р о с т р а н е н н ы х
ж а н р о в
вока ль ной
музы ки,
которая
объединяет
по этиче ский
текст
и
н е с л ож н у ю ,
л е г ко
з а п о м и н а ю щ у ю с я
м е л о д и ю .
Д л я
п е с е н
ч а щ е
в с е г о
о б я з а т е л ь н ы
строфичность,
рифма,
доступность
изложения.
Нередко
песня
имеет
припев
или
р е ф р е н .
П е с н и
д е л я т с я
н а
д в е
к а т е г о р и и :
н а р о д н ы е
и
ко м п о з и т о р с к и е
п е с н и .
Главное
отличие
этих
двух
видов
в
том,
что
в
композиторской
пе сне
мы
можем
назвать
авторов
поэтиче ского
и
музыкального
текстов.
У
н а родн ой
песни
персонифицированного
автора
нет.
Ее
создателем
является
коллективный
творец
–
н а р о д .
Народные
песни
слагались
веками,
они
помогали
крестьянам
в
работе,
их
пели
во
время
обрядов,
праздников
и
траурных
дней.
Изначально,
п е с н и
служили
для
сопровождения
свадьбы,
похорон,
рождения
ребенка,
уб о р к и
урожая.
Со
временем
назначение
песни
изменилось.
Люди
сочиняли
и
пели
п е с н и ,
к о г д а
и м
б ы л о
в е с е л о
и л и
г р у с т н о ,
к о г д а
о н и
р а б о т а л и
и л и
о т д ы х а л и .
Л ю б о й
ч е л о в е к
м о г
и з м е н и т ь
с л о в а
и л и
м е л о д и ю
п е с н и
в
зависимости
от
его
желания.
Народная
песня
передавалась
из
поколения
в
п о ко л е н и е ,
п е р е н о с и л а с ь
и з
г о р о д а
в
г о р о д
б р о д я ч и м и
м у з ы к а н т а м и ,
по этому
за
не сколько
лет
она
могла
изменяться
не сколько
раз.
П р о с т ы е
крестьяне
не
могли
записать
ни
слов,
ни
музыки,
поэтому
песни
запоминали
н а и з у с т ь .
П е с н и
и
м у з ы к а
д л я
д е т е й
и м е е т
с в о й
х а р а к т е р .
П р и
п р о с л у ш и в а н и и
д е т с ко й
м у з ы к и
в о з н и ка е т
ка ко е - то
о щ у щ е н и е
бе з з а б от н о с т и
и
з а щ и т ы .
Даже
на
лицах
взрослых,
когда
они
слышат
знакомую
мелодию
из
мультика
или
передачи
их
детства,
в
глазах
появляется
искорка,
на
лице
во з н и ка е т
ул ы б к а ,
ко т о р а я
н е с е т
т е п л о
и
н а с т о я щ у ю
р а д о с т ь .
И м е н н о
п о э т о м у
кажется,
что
такие
пе сни
и
музыку
пишут
люди,
которые
внутри
с м о гл и
сохранить
ту
детскую
невинность
и
бе з заб отно сть.
Написание
детской
песни
–
это
очень
ответственное
занятие.
Ведь
именно
под
первые
куплеты,
которые
дети
танцуют
и
поют,
строится
память
о
бе з з а б от н ом
д е т с т в е .
П о э т ом у
п р и
н а п и с а н и и
д е т с к и х
п е с е н
уд е л я е т с я
о с о б о е
в н и м а н и е
о б р а з у,
к о т о р ы й
с о з д а е т с я
в з р о с л ы м и .
В
п е с н е
н е о бход и м о
н е
п р о с т о
с о з д а т ь
к р а с и в ы й
т е к с т,
н о
и
д о н е с т и
м о р а л ь ,
к о т о р а я
п о м о ж е т
р е б е н к у
п о с т р о и т ь
д о б р о е
м и р о в о з з р е н и е
и
с о от в е т с т в о ват ь
м о р а л ь н ы м
п р и н ц и п а м .
С о от в е т с т в е н н о ,
н ап и с ат ь
т а к и е
шедевры
получится
только
у
того
человека,
который
любит
детей,
знает
к
ним
подход
и
владеет
тонкой
психологией.
О д и н
и з
т а к и х
з а м е ч а т е л ь н ы х
ко м п о з и т о р о в
п о д а р и л
д е т я м
о г р о м н о е
количество
добрых
песен.
Его
имя
–
Евгений
Крылатов».
Крылатов
Е.
Сл.
Яковлева
Ю.
«Колыбельная
медведицы»
Исполняет
Антонихина
Лиза,
концертмейстер
Якубович
Т.
Г.
В ед у щ и й:
«Уже
не
одно
поколение
наших
детей
растёт
на
з а м еч ат е л ь н ы х
п е с н я х
к о м п о з и т о р а
Е в г е н и я
К р ы л а т о в а ,
н е т
н и
о д н о г о
х о р о в о г о
коллектива,
ансамбля,
в
репертуаре
которого,
не
было
бы
произведений
Евгения
Крылатова».
Крылатов
Е.
Сл.
Энтина
Ю.
«Лягушачья
ламбада»
Исполняет
Стенина
Полина,
концертмейстер
Якубович
Т.
Г.
Крылатов
Е.
Сл.
Энтина
Ю.
«Песенка
о
лете»
Исполняет
Романова
Маша,
концертмейстер
Якубович
Т.
Г.
В е д у щ и й : «Кроме
поэтического
текста
большое
значение
для
судьбы
пе сни
имеет
музыка.
Что
же
такое
хорошая
мелодия?
Ответить
на
этот
вопрос
не
очень
просто.
Музыка
песни
должна
быть
оригинальной,
запоминающейся,
э м о ц и о н а л ь н о й .
Во
всех
вокальных
произведениях
музыка
усиливает
выразительность
р ечи.
М н о г и е
к о м п о з и т о р ы - п е с е н н и к и
о б р а щ а ю т с я
в
с в о е м
т в о р ч е с т в е
к
и н то н а ц и я м ,
в о п л о щ а ю щ и м
в
с е бе
о п р ед е л е н н ы е
с то р о н ы
н а ц и о н а л ь н о й
к ул ь т у р ы » .
Филиппенко
А.
Сл.
Велгиной.
«Веселый
музыкант»
Исполняет
Горяинова
Ульяна,
концертмейстер
Якубович
Т.
Г.
В ед у щ и й :
« Н у,
а
т е п е р ь
д а ва й т е
улы б н е м с я
и
п о с лу ш а е м
в
и с п о л н е н и и
ребят
две
оригинальные,
забавные
пе сни».
Цехановская
И.
Сл.
Катаева
В.
«Кошкин
сон»
Исполняет
Бондаренко
Настя,
концертмейстер
Якубович
Т.
Г.
Броннер
М.
Стихи
Остера
Г.
«Полезный
совет»
Исполняет
Перепелкин
Дима,
концертмейстер
Якубович
Т.
Г.
В ед у щ и й :
«Хорошая
песня
–
это
не
обязательно
та,
которую
поют
многие.
С у д ь б а
п е с н и
в о
м н о г о м
з а в и с и т
о т
и с п о л н и т е л я ,
к о т о р ы й
н е с е т
произведение
миллионам
слушателей.
От
исполнителя
зависит
многое.
Он
м о ж е т
н а й т и
в
п р о и з в е д е н и и
т а к и е
к р а с к и ,
т а ко й
п о д т е к с т,
к о т о р ы е
значительно
обогатят
песню.
Думаю,
что
следующий
исполнитель
заслужит
ваших
а п л од и с м е н т о в » .
Музыка
и
слова
Семеновой
Л.
«Будет
все
хорошо»
Исполняет
Дралин
Кирилл,
концертмейстер
Якубович
Т.
Г.
В ед у щ и й :
« Л и р и ч е с к и е
п е с н и ,
ка к
п р а в и л о ,
п о с в я щ е н ы
л ю б в и ,
д р у ж б е ,
верно сти,
примечательным
событиям
в
жизни
человека.
Следующая
н а ш а
песня
посвящена
самому
дорогому,
что
есть
у
человека
–
маме».
Чичков
Ю.
Сл.
Пляцковского
«Наши
мамы
самые
красивые»
Исполняет
Зинина
Ангелина,
концертмейстер
Якубович
Т.
Г.
В ед у щ и й :
« П е с н и
н е
о бя з ат е л ь н о
п о ю т с я
од н и м
ч е л о в е ком
–
с о л и с т о м .
П е с н и
м о г у т
з в у ч а т ь
и
в
и с п о л н е н и и
а н с а м б л я
и л и
хо р а .
С е й ч а с
в ы
услышите
две
песни
в
исполнении
вокального
анс амбля.
П а х м у т ов а
А .
С л .
Ш е м я т н и к ов о й
Н .
« П е с е н к а
о
с м е ш н о м
ч е л ов еч ке »
Исполняет
Вокальный
ансамбль,
концертмейстер
Волкова
И.
А.
Паулс
Р.
Сл.
Резника
Е.
«Кашалотик»
Исполняет
Вокальный
ансамбль,
концертмейстер
Волкова
И.
А.
В ед у щ и й :
« Н а ш
ко н ц е р т
п о д о ш е л
к
ко н ц у.
Хо р о ш а я
п е с н я ,
к р а с и в а я
мелодия
обладают
удивительным
свойством:
идут
года,
а
она
не
с т а р е е т,
с ох р а н я я
с п о с о б н о с т ь
т р о г ат ь
с т р у н ы
ч е л о в еч е с ко го
с е р д ц а ,
в ы з ы в а т ь
душевный
трепет
у
слушателей.
Я
уверен,
мы
еще
не
раз
встретимся
в
этом
зале,
чтобы
вспомнить
наши
любимые
пе сни».