Напоминание

О значимости театра в средней школе


Автор: Ситникова Аделя Ринатовна
Должность: учителя русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №3" Вахитовского района г. Казани
Населённый пункт: город Казань, республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: О значимости театра в средней школе
Раздел: среднее образование





Назад




О ЗНАЧИМОСТИ ТЕАТРА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Что может повысить уровень нравственного развития детей, которые живут в

условиях вседоступности и, как это нередко бывает, отсутствия контроля со

стороны

родителей,

имея

возможность

выбора

между

чтением

художественной

литературы

и

просмотром

видеороликов

известных

блоггеров?

Театральная педагогика может заинтересовать детей и внести существенный

вклад в нравственное воспитание учеников средней школы, когда переходный

возраст

стучится

в

дверь

каждого

подростка.

А.Т.

Болотов,

на

изучение

литературного и педагогического наследия которого мы делаем упор в нашей

выпускной квалификационной работе, считал, что театральная педагогика,

наряду

с

семейным

воспитанием

и

образованием,

организаторской

деятельностью

в

образовании

и

факультативным

образованием,

является

эффективным методом нравственного воспитания подростков.

Театр в школе может поспособствовать развитию творческих способностей

ребенка

и

привить

любовь

к

чтению

художественных

произведений,

декламации

или

ораторскому

мастерству.

Процесс

создания

школьной

театральной постановки, являясь интересующим подростков занятием, не

позволяет

ученикам

иметь

свободное

время

на

общение

с

социальными

кругами, негативно воздействующими на них, а также не дает возможности

появиться таким вредным привычкам, как употребление алкоголя, табачной

зависимости и т.п.

Андрей

Болотов

является

первым

писателем,

сочинившим

пьесы

для

детского исполнения. И так, на протяжении двух лет он организовывал досуг

детей,

преследуя

их

цели,

их

развитие

и

социализацию

в

сочетании

с

задачами

духовно-нравственного

и

эстетического

во спит ания :

формированием и удовлетворением художественно-творческих интересов и

потребностей,

развитием

способностей,

коммуникативных

умений,

эстетического

восприятия

мира,

этического

поведения,

художественного

образования

и

т.д.

А.Т.

Болотов

создал,

по-видимому,

первый

в

России

детский театр, не ограничившийся домашними постановками, но дававший

публичные

представления

и

очень

полюбившийся

детям

и

взрослым,

заинтересовавший их.

На

примере

театральной

педагогики

А.Т.

Болотова,

способствовавшей

развитию читательских навыков, мы можем с уверенностью утверждать, что,

благодаря

постановкам

художественных

произведений

на

сцене

и

непосредственном участии в этом процессе самих обучающихся, у детей

появляется интерес и любовь к искусству, а также желание говорить лучше,

строить грамотно свою речь, выговаривая четко и понятно каждое слово, ведь

зрителю важно понять, что именно говорит актер на сцене.

Каждый педагог и родитель сталкивался с тем, что в период переходного

возраста детям хотелось попробовать все: курение, алкоголь и иные вредные

для организма вещества. Лучшей защитой детей от негативного воздействия

окружающей среды является, на наш взгляд, отсутствие у них свободного

времени на детальное изучение той самой среды. Необходимо занять ребенка

кружками, заинтересовать его дополнительными занятиями, увлечь хобби и

подобными

вещами,

интересующими

его.

Полезным

помощником

здесь

может

выступить

театр,

организованный

в

школе.

Родителям

будет

психологически комфортнее знать, где находится их ребенок и чем о точно

занят, а процесс репетиции может занять, увлечь детей, не позволяя ему

проявить интерес к негативным вещам. Вне подобных занятий ученики могут

заняться

сценарием,

-

учить

реплики,

читать

анализы

произведения,

литературно-критические статьи, аннотации, рецензии и подобную научно-

критическую литературу – таким образом он может понять лучше персонажа,

которого будет играть на сцене.

Подводя

итог,

стоит

отметить,

что

театральная

педагогика

способствует

увеличению творческого потенциала обучающихся, мотивирует к чтению

художественной

литературы

прямо

или

косвенно

(ученик,

читая

произведения отечественной или зарубежной классики, имеет возможность

выбрать

произведение,

постановку

которого

можно

будет

осуществить).

Таким образом, ученик может не просто играть роль в театре, но и вносить

изменения в репертуар школьного театра и быть непосредственно участником

самого

процесса

создания

картины,

что

может

привести

к

еще

одному

положительному исходу: поднятию самооценки ученика, которая находится

на низком уровне во время переходного возраста. Подобная форма работы

способна

сыграть

ключевую

роль

в

повышении

уровня

нравственного

и

культурного развития обучающихся. Важно увлечь детей на начальном этапе

пубертатного периода театром, чтобы он стал не только их воспитателем,

наставником, но и помощником в борьбе с яркими проявлениям переходного

возраста, а также привил любовь к чтению художественных произведений

мировой литературы и к искусству в целом. Именно в этом видел значимость

театральной педагогики А.Т. Болотов.



В раздел образования