Автор: Ситникова Аделя Ринатовна
Должность: учителя русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №3" Вахитовского района г. Казани
Населённый пункт: город Казань, республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: О значимости театра в средней школе
Раздел: среднее образование
О ЗНАЧИМОСТИ ТЕАТРА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Что может повысить уровень нравственного развития детей, которые живут в
условиях вседоступности и, как это нередко бывает, отсутствия контроля со
стороны
родителей,
имея
возможность
выбора
между
чтением
художественной
литературы
и
просмотром
видеороликов
известных
блоггеров?
Театральная педагогика может заинтересовать детей и внести существенный
вклад в нравственное воспитание учеников средней школы, когда переходный
возраст
стучится
в
дверь
каждого
подростка.
А.Т.
Болотов,
на
изучение
литературного и педагогического наследия которого мы делаем упор в нашей
выпускной квалификационной работе, считал, что театральная педагогика,
наряду
с
семейным
воспитанием
и
образованием,
организаторской
деятельностью
в
образовании
и
факультативным
образованием,
является
эффективным методом нравственного воспитания подростков.
Театр в школе может поспособствовать развитию творческих способностей
ребенка
и
привить
любовь
к
чтению
художественных
произведений,
декламации
или
ораторскому
мастерству.
Процесс
создания
школьной
театральной постановки, являясь интересующим подростков занятием, не
позволяет
ученикам
иметь
свободное
время
на
общение
с
социальными
кругами, негативно воздействующими на них, а также не дает возможности
появиться таким вредным привычкам, как употребление алкоголя, табачной
зависимости и т.п.
Андрей
Болотов
является
первым
писателем,
сочинившим
пьесы
для
детского исполнения. И так, на протяжении двух лет он организовывал досуг
детей,
преследуя
их
цели,
их
развитие
и
социализацию
в
сочетании
с
задачами
духовно-нравственного
и
эстетического
во спит ания :
формированием и удовлетворением художественно-творческих интересов и
потребностей,
развитием
способностей,
коммуникативных
умений,
эстетического
восприятия
мира,
этического
поведения,
художественного
образования
и
т.д.
А.Т.
Болотов
создал,
по-видимому,
первый
в
России
детский театр, не ограничившийся домашними постановками, но дававший
публичные
представления
и
очень
полюбившийся
детям
и
взрослым,
заинтересовавший их.
На
примере
театральной
педагогики
А.Т.
Болотова,
способствовавшей
развитию читательских навыков, мы можем с уверенностью утверждать, что,
благодаря
постановкам
художественных
произведений
на
сцене
и
непосредственном участии в этом процессе самих обучающихся, у детей
появляется интерес и любовь к искусству, а также желание говорить лучше,
строить грамотно свою речь, выговаривая четко и понятно каждое слово, ведь
зрителю важно понять, что именно говорит актер на сцене.
Каждый педагог и родитель сталкивался с тем, что в период переходного
возраста детям хотелось попробовать все: курение, алкоголь и иные вредные
для организма вещества. Лучшей защитой детей от негативного воздействия
окружающей среды является, на наш взгляд, отсутствие у них свободного
времени на детальное изучение той самой среды. Необходимо занять ребенка
кружками, заинтересовать его дополнительными занятиями, увлечь хобби и
подобными
вещами,
интересующими
его.
Полезным
помощником
здесь
может
выступить
театр,
организованный
в
школе.
Родителям
будет
психологически комфортнее знать, где находится их ребенок и чем о точно
занят, а процесс репетиции может занять, увлечь детей, не позволяя ему
проявить интерес к негативным вещам. Вне подобных занятий ученики могут
заняться
сценарием,
-
учить
реплики,
читать
анализы
произведения,
литературно-критические статьи, аннотации, рецензии и подобную научно-
критическую литературу – таким образом он может понять лучше персонажа,
которого будет играть на сцене.
Подводя
итог,
стоит
отметить,
что
театральная
педагогика
способствует
увеличению творческого потенциала обучающихся, мотивирует к чтению
художественной
литературы
прямо
или
косвенно
(ученик,
читая
произведения отечественной или зарубежной классики, имеет возможность
выбрать
произведение,
постановку
которого
можно
будет
осуществить).
Таким образом, ученик может не просто играть роль в театре, но и вносить
изменения в репертуар школьного театра и быть непосредственно участником
самого
процесса
создания
картины,
что
может
привести
к
еще
одному
положительному исходу: поднятию самооценки ученика, которая находится
на низком уровне во время переходного возраста. Подобная форма работы
способна
сыграть
ключевую
роль
в
повышении
уровня
нравственного
и
культурного развития обучающихся. Важно увлечь детей на начальном этапе
пубертатного периода театром, чтобы он стал не только их воспитателем,
наставником, но и помощником в борьбе с яркими проявлениям переходного
возраста, а также привил любовь к чтению художественных произведений
мировой литературы и к искусству в целом. Именно в этом видел значимость
театральной педагогики А.Т. Болотов.