Автор: Лариса Юрьевна Яковлева
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " Гимназия № 1 "
Населённый пункт: г. Липецк
Наименование материала: статья
Тема: "Изучение фразеологии русского языка в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Изучение фразеологии русского языка
в начальной школе
В современной школе развитие речи учащихся рассматривается как
главная задача обучения родному языку. Это значит, что элементы развития
речи присутствуют в каждом уроке и внеклассном мероприятии.
Работа по развитию речи учащихся предполагает введение в словарный запас
детей не только слов с различными смысловыми оттенками, но и образных
выражений, целостных по своему значению и устойчивых по своему составу
и структуре: куда глаза глядят, сломя голову, бить баклуши и др.
Фразеологизмы в русском языке делают нашу речь более яркой, точной,
эмоциональной и выразительной .Знакомство с русской фразеологией
позволяет нам глубже понять историю и характер нашего народа. Но,
несмотря на это, изучению фразеологизмов в начальной школе уделяется
недостаточно внимания, хотя интерес учащихся к образным средствам языка
очень велик.
Задачи формирования у школьников творческого подхода к делу, учению,
развития их познавательных интересов особенно актуальны в настоящее
время. Большую роль в их решении играет начальная школа.
Первоклассники приходят в школу с огромным желанием учиться. У них
много вопросов, на которые они хотят получить ответы. Изучение
лингвистических интересов учащихся начальных классов показывает, как
велико их желание узнать новое о русском я зыке. И хотя их
«лингвистические» вопросы (типа «Кто придумал язык?», «Почему буквы
стоят в строгом порядке?» и т.п.) стоят в одном ряду с нелингвистическими»
и свидетельствуют лишь о любознательности вообще, они оказываются той
необходимой предпосылкой, которая позволяет воспитывать интерес и
любовь к русскому языку. Это осуществляется на протяжении всего процесса
обучения, и прежде всего на уроках русского языка и развития речи.
При этом очень важно знать и учитывать особенности проявления интересов
младших школьников. Интересы младших школьников, как указывают
психологи и педагоги, характеризируются недифференцированностью,
разбросанностью, непостоянством, ситуативностью. Их привлекает всё яркое,
необычное. Вот почему процесс обучения младших школьников опирается,
прежде всего, на их интерес к знанию вообще, на желание узнавать новое. И
в этом случае благоприятным материалом для повышения культуры речи
учащихся, развития из лингвистического мышления, воспитания любви и
интереса к родному языку является изучение фразеологического богатства
русского языка, проникновение в сущность фразеологических оборотов,
знакомство с их рождением.Учитель может следовать двум направлениям при
знакомстве младших школьников с фразеологизмами:
1) организовать работу таким образом, чтобы лингвистическая теория для
учащихся осталась как бы «за кадром», а учитель хорошо владея ею, мог
построить процесс обучения, добиваясь высоких результатов практическим
путём;
2) организовать работу таким образом, чтобы лингвистическая теория,
дозированная, доступная, приоткрывалась детям.
Выбор остаётся за учителем, но и в том и другом случае учитель
должен хорошо владеть лингвистической теорией. Только тогда можно
получить хороший лингвистический эффект.
Программа начальной школы не предусматривает специальных
уроков для работы над устойчивыми выражениями. Дети часто встречаются с
фразеологизмами в процессе общения со взрослыми, в текстах литературных
произведений. Особенно их много в баснях И.А. Крылова, например, отколе
не возьмись, совсем без драки попасть в большие забияки и другие. Впервые
младшие школьники встречаются с устойчивыми сочетаниями при чтении
«Азбуки», где приводится выражение «ловить ворон». Также в «Азбуке»
содержится очень много пословиц и поговорок, которые являются особенно
благоприятными для работы над фразеологией.
В учебниках русского языка для начальной школы фразеологизмы
встречаются в ряде упражнений, но работа над ними сводится в основном к
выяснению их значения и составлению предложений с ними.
Задачи этих уроков: познакомить школьников с фразеологизмами, научить
понимать их значение, правильно употреблять в речи. Учащимся
предлагаются различные упражнения на нахождение фразеологизма в речи,
на выявление уже имеющихся знаний детей о фразеологизме; им также
предлагается подготовить сообщения о происхождении некоторых
фразеологизмов, написать сочинения-рассуждения о значении
фразеологизмов в речи. Такого знакомства с фразеологией для дальнейшего
ее освоения, для понимания выразительности, образности языковых средств,
для осмысления художественных текстов русского языка, для повышения
культуры речи учащихся, конечно, недостаточно.
Работу по фразеологии следует проводить систематически, постоянно
пополняя запас знаний учащихся об устойчивых выражениях. При
выполнении упражнений учащиеся знакомятся с понятием «устойчивое
сочетание», учатся разграничивать фразеологизмы и свободные сочетания,
объясняют значение фразеологизма, описывают ситуацию, в которой его
можно употребить, подбирают фразеологизмы-синонимы, знакомятся с
происхождением некоторых фразеологизмов.
Работа в начальной школе над устойчивыми выражениями необходима, и
проводить ее следует по трем основным направлениям:
- работа по формированию понятия « фразеологизм» (устойчивое сочетание,
крылатое выражение),
- работа по формированию умений видеть фразеологизмы в текстах, в речи и
отличать их от свободных сочетаний,
- активизация словаря младших школьников путем знакомства с новыми
фразеологическими оборотами и перевода уже известных из пассивного
словаря в активный.
Определяя круг изучения образных выражений, необходимых
для работы с младшими школьниками, прежде всего надо учитывать
частотность их употребления в живой речи, наличие их в действующих
учебниках и литературе для внеклассного чтения.
Независимо от того, какое количество фразеологизмов войдет в словарь
младших школьников, благодаря регулярным занятиям, они научатся не
только видеть и слышать те, которые сохранили в наше время наибольшее
употребление, но и использовать их в своей речи как средство наиболее
меткой характеристики того или иного предмета или явления.
При работе необходимо учитывать принцип занимательности,
помогающей возбудить у учащихся непосредственный интерес к предмету,
вызвать стремление к получению знаний. Увлекательность в работе создаётся
уже самим фразеологическим материалом, однако, этого недостаточно.
Глубокий и устойчивый интерес школьников обеспечивает: создание
проблемных ситуаций; элементы конкурса, соревнования; применение
наглядных пособий; подача материала в увлекательной форме; разнообразные
методы и приёмы работы с учащимися.
Рассмотрим подробнее некоторые приёмы активизации
познавательной деятельности учащихся при изучении фразеологизмов.
Некоторые материалы для наблюдений и различные упражнения,
используемые на уроках, содержат проблемную задачу. Например, при
знакомстве с фразеологизмами-синонимами учащимся предлагается
подобрать близкое по значению слово к фразеологизму зарубить на носу.
Материал преподносится в форме, способной увлечь учащихся. С этой целью
используются стихи, например:
Оказался молодцом,
Смог осилить ношу-
Не ударил в грязь лицом
И не сел в галошу. (А.Шибаев)
На занятиях применяются самые разные методы обучения. Иногда те
или иные сведения излагает учитель, например, он рассказывает о
происхождении отдельных фразеологизмов. Широкое применение находит
метод беседы – как в связи с наблюдением над языком, так и в связи с
выполнением учащимися разнообразных упражнений. Например, при
знакомстве с фразеологизмами-антонимами учащимся предлагается
распределить в 2 группы данные устойчивые выражения: во весь дух, сломя
голову; во все лопатки; нога за ногу; со всех ног; одним махом; одна нога
здесь, другая там; через час по чайной ложке.
Основным методом работы по данной теме являются упражнения и
игры. Чтобы вызвать у учащихся интерес к материалу и добиться их
максимальной активности, необходимо использовать на уроках самые
разнообразные упражнения, включающие в себя устойчивые сочетания.
Кроме того, необходимо использовать различные задания в игровой и
занимательной форме. Все эти упражнения необходимо использовать в
системе.
Далее приводится система упражнений в порядке нарастающей трудности.
1.
Упражнения, направленные на формирование умения видеть и слышать
фразеологизмы, отличать их от свободных сочетаний слов.
o
Найди фразеологизм:
- Я не нашёл себе места и встал в проходе. Отец не находил себе места от
волнения.
- За едой малыш прикусил себе язык и заплакал. Он чуть было не
проговорился, но вовремя прикусил язык.
- Эта деревня не за горами, а вон за тем лесом. Весна уже не за горами.
- Рано утром мама-квочка Через час, едва живой
В класс отправила сыночка. Петушок идёт домой.
Говорила: «Не дерись, Ковыляет еле-еле
Не дразнись, не петушись, Он со школьного двора,
Поспеши, уже пора. А на нём и в самом деле
Ну, ни пуха ни пера!» Нет ни пуха, ни пера.
(В. Орлов)
Найди фразеологизмы в тексте и объясни их значение:
- За домом, едва
Пожелтела трава,
Два брата рубили дрова.
Один это делал спустя рукава,
Другой – засучив рукава. (В. Викторов)
- Вешать можно на гвоздь
Полотенце и трость,
Лампу, плащ или шапку,
И верёвку, и тряпку…
Но никогда и нигде
Не вешайте носа в беде! (Ю.Коринец)
2. Упражнения, при выполнении которых, учащиеся наглядно убеждаются,
что более образны тексты, содержащие фразеологизмы, обращают внимание
на правильное употребление фразеологизмов в речи.
Перескажи текст, употребляя устойчивые сочетания, которые в нём
встречаются.
Сравнение текстов и предложений с фразеологизмами и без них.
Вместо точек вставь фразеологизм (при необходимости можно давать
слова для справок):
- Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
Водой ….
- Мы исходили городок
Буквально вдоль…
И так устали мы в дороге,
Что еле…
Замени подчёркнутые слова фразеологизмами (Слова для справок):
- Случилась эта история очень давно.
- Дежурный устал от забот и теперь дремал, сидя за столом.
- Серёжа весь день бездельничал.
- Оля сильно покраснела.
3. Упражнения, направленные на формирование умения правильно
использовать фразеологизмы в речи, выбирать наиболее точные.
Подбери к данным фразеологизмам близкие по значению: со всех ног,
не покладая рук, в двух шагах.
Подбери к данным фразеологизмам противоположные по значению:
выйти из себя, кот наплакал, спустя рукава.
Игра на выделение синонимичных выражений: командам выдаются
карточки с образными выражениями: не покладая рук, в двух шагах, только
его и видели, как снег на голову, засучив рукава, не за горами, как сквозь
землю провалился, как из-под земли вырос. Предлагается отобрать карточки,
содержащие общее значение: усердно трудиться, очень близко, неожиданно
появился, внезапно исчез. Выигрывает команда, которая раньше найдёт
синонимичные пары.
Игра на определение фразеологизмов-антонимов. Задача участников –
кто раньше соединит антонимы стрелками:
спустя рукава как из-под земли вырос
как сквозь землю провалился сломя голову
рукой подать не покладая рук
сложа руки хоть отбавляй
черепашьим шагом засучив рукава
кот наплакал в один голос
кто в лес, кто по дрова за тридевять земель
Подбери фразеологизм, кратко выражающий основной смысл
описанного.
Дядя Миша умеет всё: он и на баяне играет, и рисует хорошо, и телевизор сам
починить может, и модель ракеты сделает. Как можно назвать дядю Мишу?
(Мастер на все руки.)
На рисунке изображён нож (рука, нога, белка, гусь, уши…). Назовите
фразеологизмы, в которых встречаются упоминания о данных предметах.
Приведите устойчивые выражения с названиями птиц и животных.
4. Упражнения на составление предложений с фразеологизмами.
- Вырази смысл фразеологизма одним словом и составь предложение с
данным фразеологизмом: не за горами, как по команде, клевать носом, во всё
горло, оставить в дураках.
5. Упражнения на составление устных и письменных рассказов, сочинений-
миниатюр с включением в них устойчивых выражений.
В каких ситуациях можно использовать пословицы:
- Сам пропадай, а товарища выручай.
- Поспешишь – людей насмешишь.
- Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Составьте небольшой рассказ на тему «В лес за грибами», уместно
используя данные фразеологизмы (не обязательно все): чуть свет, ни свет ни
заря, глаза разбегаются, глаза разгорелись, рожки да ножки, дух захватывает,
как в воду глядел.
6. «Редактирование» текстов с фразеологизмами.
Найди и исправь ошибки:
- Брат свалился как снег.
- Они смотрели на всё спустя рукава.
- Мы вернулись домой по добру, по здорову.
Все перечисленные упражнения используются по мере усвоения
детьми фразеологических оборотов. Они могут применяться при изучении
различных тем на этапах повторения, закрепления и обобщения.
Доказательством освоенности фразеологизмов младшими школьниками
является то, что они станут употреблять устойчивые выражения в
собственной речи, в самостоятельных творческих работах, от чего их речь
станет более яркой и выразительной.