Напоминание

"Создание условий по сопровождению детей с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ компенсирующего вида"


Автор: Осипова Светлана Васильевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №221 компенсирующего вида" Московского района г.Казани
Населённый пункт: Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: "Создание условий по сопровождению детей с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ компенсирующего вида"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Создание условий по сопровождению детей с ОВЗ в образовательном

пространстве ДОУ компенсирующего вида

Осипова С.В.,

заведующая МБДОУ №221

Наше дошкольное образовательное учреждение компенсирующего

вида,

посещают детей с косоглазием и амблиопией.

Цель

учреждения

-

воспитание,

лечение,

возможное

восстановление

и

развитие нарушенных функций зрения у детей и подготовка их к обучению в

школе.

Длительность

пребывания

детей

в

детском

саду

зависит

от

индивидуальных особенностей ребенка, от зрительной патологии.

В

своей

работе

коллектив

руководствуется

основными

программно

методическими документами, регламентирующие деятельность дошкольного

учреждения для детей с косоглазием и амблиопией, разработаны в Институте

коррекционной педагогики, а содержание лечения в условиях дошкольного

учреждения разработаны Институтом глазных болезней им. Гельмгольца.

Мы

активно

сотрудничаем

с

множеством

других

организаций,

поддерживаем контакты со специалистами по вопросам офтальмологии:

1.Кафедра офтальмологии Казанского медицинского института.

2.Глазной кабинет поликлиники ДМЦ.

3.Республиканская офтальмологическая больница.

4.Глазное отделение ДМЦ РТ.

5.Офтальмологическая клиника «Третий глаз » г.Казани.

6.Республиканская

специальная библиотека для слепых и слабовидящих

детей.

7.Уфимский НИИ глазных болезней.

8.Республиканские

учреждения

здравоохранения:

«Микрохирургия

глаза»

имени академика

С.Н.Федорова

МЗ России ,институт глазных болезней

им.Гельмгольца.

В штат коррекционного учреждения 4 вида вводятся такие должности:

- учитель – дефектолог (тифлопедагог который работает с детьми, имеющими

очень

низкую

остроту

зрения,

знакомит

воспитателей

с

конкретными

методами и приемами коррекционной работы с детьми)

- врач - офтальмолог (дает конкретные рекомендации медицинской сестре

глазного кабинета. Назначает индивидуальные курсы лечения

-

медицинская

сестра

глазного

кабинета

(осуществляют

лечебно-

профилактические и оздоровительные мероприятия с детьми (оптолечение,

плеоптолечение, ортоптолечение, диплоптическое лечение)

-техник по аппаратуре.

Детский сад посещают дети с 2-х лет с различными нарушениями зрения.

Основные

зрительные

диагнозы

воспитанников

-

это

миопия,

гиперметропия, косоглазие, частичная атрофия зрительного нерва.

Незрячих детей у нас нет. Незрячие дети и дети с остаточным зрением, с

прогрессирующими

глазными

заболеваниями,

ведущих

к

слепоте

принимаются только в коррекционные учреждения - 3 вида.

В

дошкольное учреждение

компенсирующего вида направляются дети

согласно

электронной

очередности.

Все

дети

зарегистрированные

в

электронной очереди имеют справку от врача - офтальмолога. Зачисление

детей

в

детский

сад

определяется

городской

психолого-медико-

педагогической

комиссией

(ГПМПК),

которая

выносит

заключение

о

целесообразности посещения ребенком специализированного детского сада.

Детский сад проводит большую работу по просвещению родителей – это

индивидуальные

беседы,

консультации.

В

ходе

индивидуальных

бесед

с

родителями мы пришли к выводу, что зачастую и сами родители имеют

смутное представление о состоянии зрения своего ребенка, не понимают, чем

они могут помочь малышу. Да они знают зрительный диагноз своего ребенка,

но как людям с нормальным зрением, им трудно представить какие трудности

в восприятия окружающего мира испытывает их ребенок. Перед родителями

возникает

задача

преодоление

эмоционального

барьера

приятия

такого

ребенка.

Медицинские

работники

и

педагоги

объясняют

родителям,

что

воспитывать ребенка с нарушением зрения, необходимо четко представлять

характер зрительного нарушения и возможное течение болезни. Тесная и

постоянная связь с врачом – офтальмологом, его консультации, лечение –

необходимые условие. Сегодня родители заняли активную позицию: они

отметили, что очень важно выполнять рекомендации врача – офтальмолога и

соблюдать нормы гигиены охраны зрения, чтобы повысить остроту зрения у

детей.

Для

проведения

лечебно-восстановительной

работы

в

детском

саду

есть

глазной кабинет, в котором проводятся

процедуры: засветы, занятия: на

синоптофоре,

макулостимуляторе,

амблиотренере,

на

электростимуляторе

офтальмологическом,

цветоимпульсная терапия, компьютерное лечение с

программами на восстановления бинокулярного зрения и лечения амблиопии,

лазерное

лечение,

растровые

очки.

Комплекс

современных

зрительных

аппаратов

и

программ

используется

нами

для

диагностики

лечения

и

профилактики

глазных

болезней.

В

режиме

дня

предусматривается

специально отведенное время для лечения глаз в глазном кабинете

Документация, которая необходима в глазном

кабинете: медицинские

карты детей, журналы лечения, журнал оперированных детей, журнал

регистрации выбывших детей, годовые отчеты.

Медицинскими сестрами глазного кабинета за год: проведено

большое

количество курсов, сеансов аппаратного лечения, плеоптического лечения,

ортоптического – это в среднем составляет 5-6 курсов (59 сеансов ) в год на

одного ребенка .

(1057

курсов,10920

сеансов

аппаратного

лечения.

Плеоптическое:

541

курсов, 5410 сеансов).

Ортоптическое: 369 курсов, 4040 сеансов. Релаксирующие:147 курсов, 1470

сеансов.

Эффективность лечения оценивается по трем параметрам: повышения зрения

амблиопичного

глаза

при

плеоптическом

лечении;

восстановление

правильного

положения

глаз

очковой

коррекцией

или

операцией

и

восстановление

бинокулярного

зрения.

Повышение

зрения

у

детей

составляет 80 -85 %. Остальное составляют дети инвалиды по зрению, дети с

врожденной патологией зрения, дети с ретинопатией недоношенных (3-4

с т е п е н и ) .

П о с л е

д е т с ко г о

с а д а

в ы п у с к н и к и

п о с т у п а ю т

в

общеобразовательные

учреждения,

а

дети

инвалиды

по

зрению

в

специализированную

школу

для

детей

с

нарушениями

зрения

№172

Московского района.

Детский

сад

уделяет

большое

внимание

работе

по

медико-психолого-

педагогическому просвещению педагогов.

Основными методами работы с педагогическим коллективом:

- повышение информированности

педагогов о детях с ОВЗ, внутренние и

внешние ресурсы повышения образовательного качества коллектива,

-формирование педагогической позиции,

-обучение педагогов специальным приемам и методам коррекционной работы

через

постоянную

систему

консультирования

внутри

детского

сада

и

специальных курсов повышения квалификации.

В

дошкольном

учреждении

функционирует

медико-психолого-

педагогический

консилиум, который принимает коллективное решение о

мерах

психолого-педагогического

и

оздоровительного

воздействия

на

ребенка, составляет индивидуальную программу (маршрут) на ребенка, где

учитывается уровень его возможностей, его желания и интересы.

В ДОУ созданы оптимальные условия для поддержки педагогов в успешном

профессиональном

росте.

Коррекционно-развивающую

работу

в

ДОУ

осуществляют 28 педагогов. Из них с высшим образованием-16 педагогов, со

средне–специальным

12

педагогов,

с

высшей

категорией

3

чел.,

с

1

категорией – 18 педагогов, без категории – 7 чел. (это молодые специалисты).

В детским саду используются коррекционно-педагогических технологии по

сопровождению

детей

с

нарушениями

зрения

в

образовательном

пространстве ДОУ.

Коррекционная работа, которая представляет собой меры по устранению или

снижению имеющихся отклонений от нормы, проводится в детском саду в

форме индивидуального взаимодействия с ребенком,

учитывая параметры

его физического и психического развития (это работа педагога-психолога,

учителя – логопеда, тифлопедагога, воспитателя, инструктора по физической

работе, музыкального руководителя)

Коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия, ориентировке

в пространстве, социально – бытовой ориентировки проводятся учителем–

дефектологом

(тифлопедагог).

Психологиче ское

о б с л ед о ва н и е

осуществляется на основе разработанной тифлопсихологами теории с учетом

основных закономерностей нормального развития.

Учебно-воспитательная и коррекционная работа проводится воспитателем

под руководством тифлопедагога и по рекомендации врача-офтальмолога в

соответствии

с

особенностями

общего

развития,

зрительного

восприятия

детей и в соответствии адаптированной образовательной программы детского

сада,

разработанной

в

соответствии

ФГОС

ДО.

Дети

находятся

под

постоянным

наблюдением

врача-офтальмолога,

который

контролирует

функциональное

состояние

зрения

ребенка,

развитие

и

восстановление

зрительных функций, дает конкретные рекомендации медицинской глазного

кабинета.

Наш опыт работы свидетельствует о том, что успех коррекционной работы

зависит

от

эффективности

взаимодействия

всех

участников

процесса

в

системе « психолог – педагог – ребенок – родитель».

В

результате

проведенной

совместной

работы

есть

положительные

результаты. Дети не чувствуют себя изолированными, они активно участвуют

во всех мероприятиях детского сада, районных и городских конкурсах, живут

без комплексов и под девизом «Очки носить не стыдно. Все надо делать для

того,

чтоб

лучше

было

видно».

Мы

гордимся

успехами

наших

воспитанников.



В раздел образования