Автор: Осипова Светлана Васильевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №221 компенсирующего вида" Московского района г.Казани
Населённый пункт: Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: "Создание условий по сопровождению детей с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ компенсирующего вида"
Раздел: дошкольное образование
Создание условий по сопровождению детей с ОВЗ в образовательном
пространстве ДОУ компенсирующего вида
Осипова С.В.,
заведующая МБДОУ №221
Наше дошкольное образовательное учреждение компенсирующего
вида,
посещают детей с косоглазием и амблиопией.
Цель
учреждения
-
воспитание,
лечение,
возможное
восстановление
и
развитие нарушенных функций зрения у детей и подготовка их к обучению в
школе.
Длительность
пребывания
детей
в
детском
саду
зависит
от
индивидуальных особенностей ребенка, от зрительной патологии.
В
своей
работе
коллектив
руководствуется
основными
программно
–
методическими документами, регламентирующие деятельность дошкольного
учреждения для детей с косоглазием и амблиопией, разработаны в Институте
коррекционной педагогики, а содержание лечения в условиях дошкольного
учреждения разработаны Институтом глазных болезней им. Гельмгольца.
Мы
активно
сотрудничаем
с
множеством
других
организаций,
поддерживаем контакты со специалистами по вопросам офтальмологии:
1.Кафедра офтальмологии Казанского медицинского института.
2.Глазной кабинет поликлиники ДМЦ.
3.Республиканская офтальмологическая больница.
4.Глазное отделение ДМЦ РТ.
5.Офтальмологическая клиника «Третий глаз » г.Казани.
6.Республиканская
специальная библиотека для слепых и слабовидящих
детей.
7.Уфимский НИИ глазных болезней.
8.Республиканские
учреждения
здравоохранения:
«Микрохирургия
глаза»
имени академика
С.Н.Федорова
МЗ России ,институт глазных болезней
им.Гельмгольца.
В штат коррекционного учреждения 4 вида вводятся такие должности:
- учитель – дефектолог (тифлопедагог который работает с детьми, имеющими
очень
низкую
остроту
зрения,
знакомит
воспитателей
с
конкретными
методами и приемами коррекционной работы с детьми)
- врач - офтальмолог (дает конкретные рекомендации медицинской сестре
глазного кабинета. Назначает индивидуальные курсы лечения
-
медицинская
сестра
глазного
кабинета
(осуществляют
лечебно-
профилактические и оздоровительные мероприятия с детьми (оптолечение,
плеоптолечение, ортоптолечение, диплоптическое лечение)
-техник по аппаратуре.
Детский сад посещают дети с 2-х лет с различными нарушениями зрения.
Основные
зрительные
диагнозы
воспитанников
-
это
миопия,
гиперметропия, косоглазие, частичная атрофия зрительного нерва.
Незрячих детей у нас нет. Незрячие дети и дети с остаточным зрением, с
прогрессирующими
глазными
заболеваниями,
ведущих
к
слепоте
принимаются только в коррекционные учреждения - 3 вида.
В
дошкольное учреждение
компенсирующего вида направляются дети
согласно
электронной
очередности.
Все
дети
зарегистрированные
в
электронной очереди имеют справку от врача - офтальмолога. Зачисление
детей
в
детский
сад
определяется
городской
психолого-медико-
педагогической
комиссией
(ГПМПК),
которая
выносит
заключение
о
целесообразности посещения ребенком специализированного детского сада.
Детский сад проводит большую работу по просвещению родителей – это
индивидуальные
беседы,
консультации.
В
ходе
индивидуальных
бесед
с
родителями мы пришли к выводу, что зачастую и сами родители имеют
смутное представление о состоянии зрения своего ребенка, не понимают, чем
они могут помочь малышу. Да они знают зрительный диагноз своего ребенка,
но как людям с нормальным зрением, им трудно представить какие трудности
в восприятия окружающего мира испытывает их ребенок. Перед родителями
возникает
задача
преодоление
эмоционального
барьера
приятия
такого
ребенка.
Медицинские
работники
и
педагоги
объясняют
родителям,
что
воспитывать ребенка с нарушением зрения, необходимо четко представлять
характер зрительного нарушения и возможное течение болезни. Тесная и
постоянная связь с врачом – офтальмологом, его консультации, лечение –
необходимые условие. Сегодня родители заняли активную позицию: они
отметили, что очень важно выполнять рекомендации врача – офтальмолога и
соблюдать нормы гигиены охраны зрения, чтобы повысить остроту зрения у
детей.
Для
проведения
лечебно-восстановительной
работы
в
детском
саду
есть
глазной кабинет, в котором проводятся
процедуры: засветы, занятия: на
синоптофоре,
макулостимуляторе,
амблиотренере,
на
электростимуляторе
офтальмологическом,
цветоимпульсная терапия, компьютерное лечение с
программами на восстановления бинокулярного зрения и лечения амблиопии,
лазерное
лечение,
растровые
очки.
Комплекс
современных
зрительных
аппаратов
и
программ
используется
нами
для
диагностики
лечения
и
профилактики
глазных
болезней.
В
режиме
дня
предусматривается
специально отведенное время для лечения глаз в глазном кабинете
Документация, которая необходима в глазном
кабинете: медицинские
карты детей, журналы лечения, журнал оперированных детей, журнал
регистрации выбывших детей, годовые отчеты.
Медицинскими сестрами глазного кабинета за год: проведено
большое
количество курсов, сеансов аппаратного лечения, плеоптического лечения,
ортоптического – это в среднем составляет 5-6 курсов (59 сеансов ) в год на
одного ребенка .
(1057
курсов,10920
сеансов
аппаратного
лечения.
Плеоптическое:
541
курсов, 5410 сеансов).
Ортоптическое: 369 курсов, 4040 сеансов. Релаксирующие:147 курсов, 1470
сеансов.
Эффективность лечения оценивается по трем параметрам: повышения зрения
амблиопичного
глаза
при
плеоптическом
лечении;
восстановление
правильного
положения
глаз
очковой
коррекцией
или
операцией
и
восстановление
бинокулярного
зрения.
Повышение
зрения
у
детей
составляет 80 -85 %. Остальное составляют дети инвалиды по зрению, дети с
врожденной патологией зрения, дети с ретинопатией недоношенных (3-4
с т е п е н и ) .
П о с л е
д е т с ко г о
с а д а
в ы п у с к н и к и
п о с т у п а ю т
в
общеобразовательные
учреждения,
а
дети
инвалиды
по
зрению
в
специализированную
школу
для
детей
с
нарушениями
зрения
№172
Московского района.
Детский
сад
уделяет
большое
внимание
работе
по
медико-психолого-
педагогическому просвещению педагогов.
Основными методами работы с педагогическим коллективом:
- повышение информированности
педагогов о детях с ОВЗ, внутренние и
внешние ресурсы повышения образовательного качества коллектива,
-формирование педагогической позиции,
-обучение педагогов специальным приемам и методам коррекционной работы
через
постоянную
систему
консультирования
внутри
детского
сада
и
специальных курсов повышения квалификации.
В
дошкольном
учреждении
функционирует
медико-психолого-
педагогический
консилиум, который принимает коллективное решение о
мерах
психолого-педагогического
и
оздоровительного
воздействия
на
ребенка, составляет индивидуальную программу (маршрут) на ребенка, где
учитывается уровень его возможностей, его желания и интересы.
В ДОУ созданы оптимальные условия для поддержки педагогов в успешном
профессиональном
росте.
Коррекционно-развивающую
работу
в
ДОУ
осуществляют 28 педагогов. Из них с высшим образованием-16 педагогов, со
средне–специальным
–
12
педагогов,
с
высшей
категорией
3
чел.,
с
1
категорией – 18 педагогов, без категории – 7 чел. (это молодые специалисты).
В детским саду используются коррекционно-педагогических технологии по
сопровождению
детей
с
нарушениями
зрения
в
образовательном
пространстве ДОУ.
Коррекционная работа, которая представляет собой меры по устранению или
снижению имеющихся отклонений от нормы, проводится в детском саду в
форме индивидуального взаимодействия с ребенком,
учитывая параметры
его физического и психического развития (это работа педагога-психолога,
учителя – логопеда, тифлопедагога, воспитателя, инструктора по физической
работе, музыкального руководителя)
Коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия, ориентировке
в пространстве, социально – бытовой ориентировки проводятся учителем–
дефектологом
(тифлопедагог).
Психологиче ское
о б с л ед о ва н и е
осуществляется на основе разработанной тифлопсихологами теории с учетом
основных закономерностей нормального развития.
Учебно-воспитательная и коррекционная работа проводится воспитателем
под руководством тифлопедагога и по рекомендации врача-офтальмолога в
соответствии
с
особенностями
общего
развития,
зрительного
восприятия
детей и в соответствии адаптированной образовательной программы детского
сада,
разработанной
в
соответствии
ФГОС
ДО.
Дети
находятся
под
постоянным
наблюдением
врача-офтальмолога,
который
контролирует
функциональное
состояние
зрения
ребенка,
развитие
и
восстановление
зрительных функций, дает конкретные рекомендации медицинской глазного
кабинета.
Наш опыт работы свидетельствует о том, что успех коррекционной работы
зависит
от
эффективности
взаимодействия
всех
участников
процесса
в
системе « психолог – педагог – ребенок – родитель».
В
результате
проведенной
совместной
работы
есть
положительные
результаты. Дети не чувствуют себя изолированными, они активно участвуют
во всех мероприятиях детского сада, районных и городских конкурсах, живут
без комплексов и под девизом «Очки носить не стыдно. Все надо делать для
того,
чтоб
лучше
было
видно».
Мы
гордимся
успехами
наших
воспитанников.