Напоминание

Обучение детей чтению


Автор: Стурова Людмила Степановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ гимназия им. А.В. Кольцова
Населённый пункт: Воронеж
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: Обучение детей чтению
Раздел: начальное образование





Назад




Методическое пособие
Обучение детей чтению
Выполнила: учитель-логопед Стурова Л. С. МБОУ гимназии им. А.В. Кольцова г. Воронеж 2016

Введение.
Сейчас многие дети не хотят читать. Особенно тяжело этот процесс даётся детям, имеющим нарушения чтения. Нарушения чтения иначе называется дислексией. Под дислексией понимается частичное расстройство процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся и стойких ошибках при чтении и обусловленное несформированностью или нарушением тех психических функций, которые обеспечивают процесс чтения. Комплексное обследование детей с дислексией, проведённое различными специалистами (неврологами, логопедами, психологами и др.) позволило выявить у многих детей следующие отклонения:  Отставание в созревании некоторых мозговых структур;  Недоразвитие мелкой моторики, её отставание, что может отрицательно сказываться на формировании необходимых для чтения предпосылок;  Недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений (трудности определения формы и величины предметов, их расположения в пространстве по отношению друг к другу);  Выраженная задержка в речевом развитии (дефекты в произношении звуков, бедность словарного запаса, неточное понимание значений многих слов, наличие аграмматизмов в устной речи). При обучении детей чтению я учитываю все эти отклонения. Наряду с обучением чтению я провожу работу: на развитие зрительно-пространственных представлений (игра «Квадрат»); на расширение «поля зрения» ребёнка (таблица Шульте); на развитие конструктивного праксиса путём моделирования букв из палочек, из элементов букв; на развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками; на развитие тактильных ощущений: посредством дермалексии (необходимо узнать, какую букву «написали» на спине, на руке, узнать буквы на ощупь и т. д.); а также на формирование звукопроизношения, фонематического слуха, расширение словарного запаса.
Сейчас многие дети плохо произносят слова сложной слоговой структуры. Поэтому я в свою методику включила артикуляционную гимнастику, помогающую лучше произносить слова сложной слоговой структуры. При обучении чтению согласные нужно произносить так, как соответствующие данным буквам звуки. Например, буква С произносится не как «эс» (как в названиях букв алфавита), а «с» (кратко).
Авторская методика обучения детей чтению.
1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. 2. Путешествие в город «Буквоград». Для того, чтобы процесс обучения чтению был более интересным и увлекательным, можно отправиться в город «Буквоград». В этот город попасть непросто, нужно назвать пароль (назвать одну букву, написанную на воротах при входе в город. 3. Гласный звук [а], буква Аа. Мы вошли в город и попали на улицу гласных. Мы подошли к первому домику. Давайте узнаем какая буква здесь живёт. С какого звука начинаются слова: ананас, апельсин, айва? (Со звука [а]). Звуки мы слышим и произносим. Артикуляция звука [а] перед зеркалом. (Рот широко открыт). Обозначение звука схемой – квадрат. Работа со схемой звука [а]. Логопед называет звуки, а дети показывают схему, когда услышат звук [а]: а, о, у, а… Далее выделяем звук [а] среди других звуков. Я называю звуки, а ребёнок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит звук [а]. На письме звук [а] обозначается буквой Аа. Буквы мы видим и пишем. Давайте посмотрим на букву «а» и скажем на что похожа эта буква. Выкладывание этой буквы из палочек (сломанные спички). С закрытыми глазами на ощупь найдём эту букву среди других букв (берётся 2 – 3 выпуклых буквы, наклеенных на картоне). Детям очень нравится эта игра. Вылепим букву «а» на картонке из пластилина. Затем в небольшом тексте обвести кружком букву «а».
Найти эту букву среди других букв или зашумлённых букв, или показать, где эта буква написана правильно. Найти недостающие элементы буквы. Также мы поступаем с заглавной буквой «А». Затем печатаем эту букву. Пишем её на манке. Потом выделяем звук [а] в начале обратных слогов, слов, соотносим его с буквой «а». Если услышали звук [а], показали карточку с буквой «а»: ал, ос, ан, ул, ин, ас…; астра, облако, улитка, аист… Далее выделяем звук [а] в прямых слогах, в середине слов из трёх, четырёх звуков: на, со, ра, лу, за… сад, сор, мак, дуб, бал. 4. Игра «Квадрат». Эта игра направлена на развитие пространственных представлений. Большой квадрат разбит на 9 малых квадратов. Сначала дети знакомятся с названиями квадратов: левый верхний квадрат, левый нижний квадрат, средний левый квадрат и т. д. К квадрату прилагаются небольшие цветные фигуры: треугольник, квадрат, овал, квадрат, прямоугольник. Логопед просит найти левый верхний квадрат и положить туда красный треугольник и т. д. 5. Магнитная азбука. Найти букву «а» и положить её на магнитное поле. Написать букву «а» у себя на руке указательным пальцем. 6. Таблица Шульте. Взять карандаш и работать по таблице Шульте. 7. Гласные звуки и буквы: о, у, ы, и. Такую же работу мы проводим с буквами «о», «у», «ы», «и». Работа с гласными звуками и буквами: а, о, у, ы, и. Артикуляция звуков. По беззвучной артикуляции определить звук. Отгадывание загадок про буквы и их определение. Например, эта буква так кругла, покатиться бы могла. Что же это за буква? Нахождение букв на магнитном поле. Определение выпуклых букв с закрытыми глазами. Игры: «Какой буквы не стало?», «Что изменилось?» (Менять буквы местами или убирать какую-то букву, заменяя её другой). Чтение букв: АО, ОА, УА… АОУ, УАО… АОУЫ, УИЫА…
8. Работа над согласными. Теперь мы отправляемся на улицу согласных. Мы подошли к домику, где живёт буква, похожая на носилки. Что это за буква? Затем проводим с согласной такую же работу, как с гласными. 9. Образование слога. Буквы «н» и «а» взялись за руки и образовали слог: на. Также образуются слоги: но, ну, ны, ни. Эти слоги можно выложить на магнитной азбуке, в кассе букв и слогов. Если ребёнок с трудом запоминает эти слоги, то я прошу его выучить эти слоги. Затем слоги можно находить и выделять в тексте. Игры со слогами: «Какой слог лишний?», «Что изменилось?», «Какого слога не стало?» 10. Чтение слов. Далее начинаем читать: он, она, оно, они, Ни-на Далее берём звук [с] и букву Сс. Читаем сначала слоги с этой буквой, затем слова из трёх или четырёх букв. Затем можно читать по «Азбуке» или по «Логопедическому букварю», но сначала брать слова из трёх или четырёх букв.


В раздел образования