Напоминание

журналистика в школе


Автор: Шнайдер Людмила Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СШ №30 с углублённым изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: город Нижневартовск, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья"цифровой человек" перед чистым листом бумаги
Тема: журналистика в школе
Раздел: среднее образование





Назад




«Цифровой человек» перед чистым листом бумаги.

Современные школьники в современной периодизации именуется «поколением Z».

Его непосредственным синонимом является термин «цифровой человек», постоянно

прибегающий к смартфонам, планшетам и ноутбукам. Конечно, способы потребления

информации у современных детей тоже связаны с гаджетами, классические методы

узнавания новостей, точек зрения и высказываний сегодняшние школьники давно

забросили. Через некоторое время телевизор и газета вызовут такую же степень

недоумения, как телефон с кассетным диском или очередь за колбасой…

Новые родники информации – социальные сети и интернет-медиа. Поэтому

современной общеобразовательной школе впору задуматься о том, что повышать

медиаграмотность учеников станет такой же важной задачей, как уроки ОБЖ или МХК .

Ученики должны получать новые знания, которые бы развивали их критическое

мышление. Наверное, основной упор должен быть сделан на философскую аксиому о

том, что правда всегда где-то посередине. Ребёнок в школе 21-го века должен получать не

только архаичные и действительно незыблемые знания, но и научиться отделять мух от

котлет. Огромное количество рекламы, иногда доходящей до настоящего деструктива,

льется в смартфоны школьников через социальные сети, преподносится растущим умам в

качестве трендов и журналистских рейтингов. Блогеры с упоением рассказывают о пользе

того или иного рекламируемого товара, подавая информацию аудитории под видом

журналистского материала. Современный школьник должен быть научен чувствовать

грань между рекламой, информацией, пропагандой и медиаматериалами. Школьник

должен знать, что за каждым СМИ, каналом на YouTube, блогером в Insagram или группой

Вконтакте стоят определенные руководящие силы, которые преследуют разные цели –

просвещение, выполнение новостной функции, PR или откровенное манипулирование

сознанием. Ученики новой школы должны понимать разницу между журналистикой,

рекламой и пропагандой. Критически мыслящего ученика, знакомого с медиакритикой,

сложно запутать или втереться ему в доверие. Огромные проблемы современного

образования могут приводить и к печальным последствиям. Шарлатанская система

«Синий кит», прогремевшая на всю страну массовой волной трагедий, подчеркнула, что

многие подростки не способны проводить черту между виртуальной игрой и реальностью.

Поэтому школа должна выходить за рамки традиционного влияния (телевизор, газеты,

радио) и делать акценты на новые медиа (соцсети, интернет, порталы и новостные сайты).

Теоретики современной журналистики подчеркивают, что работа с информацией в

наше время меняет лишь свою форму. То есть из телевизора видео уходит в интернет, а

тексты меняют свою прописку с печатной продукции на экраны смартфонов и ноутбуков.

Содержание остаётся тем же. Поэтому навык ребёнка вдумчиво, систематично и красиво

писать, выражать свою мысль будет ценен ещё много и много времени. Умение

разбираться в основных жанрах публицистики способствует стимулированию не самого

очевидного сейчас приоритета школьного образования – развитие систематического

мышления. Этот навык полезен не только для гуманитарно одаренных школьников, он

необходим для будущих «технарей», он учит глобально мыслить.

«Грамотно и внятно излагаем свои мысли», «Смело оформляем мысли в словесную

обёртку» – отличные факультативы, которые может подарить современная школа. Тем

более, что сочинения плотно вошли в программу итоговой государственной аттестации.

Поэтому борьба со «страхом белого листа» должна вестись, и чем раньше, тем лучше.

Интерес к журналистике новых форм у современных школьников налицо. Ранее

считалось, что «большие формы» - интервью, репортажи и расследования – для молодого

поколения канули в Лету. Но, к примеру, серьёзные критические интервью Юрия Дудя на

YouTube на разные темы – от искусства, кино и политики до рэпа и инстаграм-див – длятся

почти два часа и сопровождаются серьёзным массивом текста. И школьники, и взрослые,

видят в этом новую журналистику. Потому что современное телесмотрение устарело и

морально, и этически.

Но, безусловно, базовые уроки журналистики, пробы пера – ещё более важны в

условиях постоянного ускорения жизни. Ценность специалиста любой отрасли, который

может искусно написать текст любой тематики, возрастает в разы. Чуть нафталиновая

форма школьной газеты вполне реально может переродиться в формат группы школы

«Вконтакте» или странички в Instagram. Те же самые тексты, что и раньше, сейчас будут

более востребованы. А приёмы и формулировки текста остаются классическими. Дайте

ученику написать репортаж о любом, даже самом скучном, мероприятии в школе, и

результат может здорово порадовать!

Моя ученица 10 класса участвовала во Всероссийском конкурсе юношеского

журналистского мастерства-2018. Темы были скучны, избиты, но это только на первый

взгляд. Думающий ученик с определённым складом мышления берёт чистый лист

бумаги. Конечно, рядом наставник - чуть направит, похвалит- и… эврика! Первое место!

Победитель! Хочу привести полностью эту работу.

СЛЫШНО СИЛЬНЕЕ

Писать про свою школу неинтересно, оттого тяжело. Как певчая птаха не трелит про

собственную клетку, а мохнатый пёс при случае стремит свой мокрый нос из конуры.

Пациенты школы, где из алмазов могут огранить булыжники, получают процедуры пять

дней в неделю из семи по рецепту одиннадцать лет.

Словно кошка в чёрной комнате, интересная деталь в будничной школе забивается в угол,

как нашкодивший второклашка. Я сижу за пустым листом бумаги. Белым, словно

заснеженный двор возле школы, где дворник тётя Галя вматероккёрлингсткой расчищает

нам путь. Кажется, она останавливает на небе снег – и по хрустящим дорожкам по

привычке, классиком свыше данной, бредём в школы мы – ученики.

Плиточный пол и зеленоватые стены – кабинеты стандартны, как дневник отличника-

зазнайки, двумя руками тянущего руку, не заметив, как очки ушли набекрень. Учителя

такие же как вчера, как будто их образ застыл после вашей первой встречи. Они

одинаковы, словно частушки, и кажется - были и будут такими всегда.

Шум. Галдёж. Столовая. Смех. Догонялки. Разбитый лоб. Телефон. Музыка. День сурка,

помноженный на четыре четверти. Мне скучно. Математика сложна, а русский язык

интересен. Биология на латыни, а литература так редко.

Школа собирает в коллектив не по своей воле, словно в вагоне метро – пёстрых, толстых,

худых, серых, ярких. Говорят, что метро имеет тайну, когда пусто. Школа тоже – зимой,

ближе к вечеру, когда ртуть падает всё ниже в термометре. Как в самолёте при взлёте,

свет тухнет. Слышны шаги свои, отражается от стен. Приятно бьёт по ушам, как ветер при

быстром велосипеде. Я слышу, что школа тиха, но светла. Горы книг слышны сильнее, как

сильнее шёпот, а не шум толпы.

Уже увядшее на сегодня солнце пробивается сквозь шторы на кафель, последним светом

озаряя островок и группу цветов, чудом переживших бомбардировку поколений рюкзаков

и пенальти бумажными комками со скотчем. Уроков уж нет, и словно по духовной

привычке даёт раскат школьного звонка злая вахтёрша. Она в школе всегда как призрак

неприятельского танкиста в вязаной шапке, грозно выцеливающая своим звонком солдат

перемены.

Спортзал беззащитен, и мяч не стучит. Он – труба, в которую налили воды, а трубач –

баскетбольное кольцо – взирает растерянно, а звук не идёт. Помигивает лампа, и треск из

неё отчитывает метрономом время. Кабинет литературы закрыт, а внутри стопка тетрадей

с сочинениями по теме блоковским строем бродит мимо парт. Там Маяковский

нерадивым школярам помогает: «Оська, расставь запятатки».

Писать про свою школу неинтересно, оттого тяжело. Хотя строки – опавшие листья

сентября – завалились на лист и, как мой кот, лениво не хотят вставать. Завтра –

математика, задали мало, и будет литература. Писать про школу тяжело и неинтересно. Её

нужно запомнить и оставить себе. Потому что и тётя Галя,и вахтерша-танкист, и орущий

звонок всегда там, как чай, навсегда пролитый в любимую книгу.

Оказывается, можно интересно писать о будничном, незаметном.

«А литература так редко» .



В раздел образования