Автор: Шнайдер Людмила Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СШ №30 с углублённым изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: город Нижневартовск, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья"цифровой человек" перед чистым листом бумаги
Тема: журналистика в школе
Раздел: среднее образование
«Цифровой человек» перед чистым листом бумаги.
Современные школьники в современной периодизации именуется «поколением Z».
Его непосредственным синонимом является термин «цифровой человек», постоянно
прибегающий к смартфонам, планшетам и ноутбукам. Конечно, способы потребления
информации у современных детей тоже связаны с гаджетами, классические методы
узнавания новостей, точек зрения и высказываний сегодняшние школьники давно
забросили. Через некоторое время телевизор и газета вызовут такую же степень
недоумения, как телефон с кассетным диском или очередь за колбасой…
Новые родники информации – социальные сети и интернет-медиа. Поэтому
современной общеобразовательной школе впору задуматься о том, что повышать
медиаграмотность учеников станет такой же важной задачей, как уроки ОБЖ или МХК .
Ученики должны получать новые знания, которые бы развивали их критическое
мышление. Наверное, основной упор должен быть сделан на философскую аксиому о
том, что правда всегда где-то посередине. Ребёнок в школе 21-го века должен получать не
только архаичные и действительно незыблемые знания, но и научиться отделять мух от
котлет. Огромное количество рекламы, иногда доходящей до настоящего деструктива,
льется в смартфоны школьников через социальные сети, преподносится растущим умам в
качестве трендов и журналистских рейтингов. Блогеры с упоением рассказывают о пользе
того или иного рекламируемого товара, подавая информацию аудитории под видом
журналистского материала. Современный школьник должен быть научен чувствовать
грань между рекламой, информацией, пропагандой и медиаматериалами. Школьник
должен знать, что за каждым СМИ, каналом на YouTube, блогером в Insagram или группой
Вконтакте стоят определенные руководящие силы, которые преследуют разные цели –
просвещение, выполнение новостной функции, PR или откровенное манипулирование
сознанием. Ученики новой школы должны понимать разницу между журналистикой,
рекламой и пропагандой. Критически мыслящего ученика, знакомого с медиакритикой,
сложно запутать или втереться ему в доверие. Огромные проблемы современного
образования могут приводить и к печальным последствиям. Шарлатанская система
«Синий кит», прогремевшая на всю страну массовой волной трагедий, подчеркнула, что
многие подростки не способны проводить черту между виртуальной игрой и реальностью.
Поэтому школа должна выходить за рамки традиционного влияния (телевизор, газеты,
радио) и делать акценты на новые медиа (соцсети, интернет, порталы и новостные сайты).
Теоретики современной журналистики подчеркивают, что работа с информацией в
наше время меняет лишь свою форму. То есть из телевизора видео уходит в интернет, а
тексты меняют свою прописку с печатной продукции на экраны смартфонов и ноутбуков.
Содержание остаётся тем же. Поэтому навык ребёнка вдумчиво, систематично и красиво
писать, выражать свою мысль будет ценен ещё много и много времени. Умение
разбираться в основных жанрах публицистики способствует стимулированию не самого
очевидного сейчас приоритета школьного образования – развитие систематического
мышления. Этот навык полезен не только для гуманитарно одаренных школьников, он
необходим для будущих «технарей», он учит глобально мыслить.
«Грамотно и внятно излагаем свои мысли», «Смело оформляем мысли в словесную
обёртку» – отличные факультативы, которые может подарить современная школа. Тем
более, что сочинения плотно вошли в программу итоговой государственной аттестации.
Поэтому борьба со «страхом белого листа» должна вестись, и чем раньше, тем лучше.
Интерес к журналистике новых форм у современных школьников налицо. Ранее
считалось, что «большие формы» - интервью, репортажи и расследования – для молодого
поколения канули в Лету. Но, к примеру, серьёзные критические интервью Юрия Дудя на
YouTube на разные темы – от искусства, кино и политики до рэпа и инстаграм-див – длятся
почти два часа и сопровождаются серьёзным массивом текста. И школьники, и взрослые,
видят в этом новую журналистику. Потому что современное телесмотрение устарело и
морально, и этически.
Но, безусловно, базовые уроки журналистики, пробы пера – ещё более важны в
условиях постоянного ускорения жизни. Ценность специалиста любой отрасли, который
может искусно написать текст любой тематики, возрастает в разы. Чуть нафталиновая
форма школьной газеты вполне реально может переродиться в формат группы школы
«Вконтакте» или странички в Instagram. Те же самые тексты, что и раньше, сейчас будут
более востребованы. А приёмы и формулировки текста остаются классическими. Дайте
ученику написать репортаж о любом, даже самом скучном, мероприятии в школе, и
результат может здорово порадовать!
Моя ученица 10 класса участвовала во Всероссийском конкурсе юношеского
журналистского мастерства-2018. Темы были скучны, избиты, но это только на первый
взгляд. Думающий ученик с определённым складом мышления берёт чистый лист
бумаги. Конечно, рядом наставник - чуть направит, похвалит- и… эврика! Первое место!
Победитель! Хочу привести полностью эту работу.
СЛЫШНО СИЛЬНЕЕ
Писать про свою школу неинтересно, оттого тяжело. Как певчая птаха не трелит про
собственную клетку, а мохнатый пёс при случае стремит свой мокрый нос из конуры.
Пациенты школы, где из алмазов могут огранить булыжники, получают процедуры пять
дней в неделю из семи по рецепту одиннадцать лет.
Словно кошка в чёрной комнате, интересная деталь в будничной школе забивается в угол,
как нашкодивший второклашка. Я сижу за пустым листом бумаги. Белым, словно
заснеженный двор возле школы, где дворник тётя Галя вматероккёрлингсткой расчищает
нам путь. Кажется, она останавливает на небе снег – и по хрустящим дорожкам по
привычке, классиком свыше данной, бредём в школы мы – ученики.
Плиточный пол и зеленоватые стены – кабинеты стандартны, как дневник отличника-
зазнайки, двумя руками тянущего руку, не заметив, как очки ушли набекрень. Учителя
такие же как вчера, как будто их образ застыл после вашей первой встречи. Они
одинаковы, словно частушки, и кажется - были и будут такими всегда.
Шум. Галдёж. Столовая. Смех. Догонялки. Разбитый лоб. Телефон. Музыка. День сурка,
помноженный на четыре четверти. Мне скучно. Математика сложна, а русский язык
интересен. Биология на латыни, а литература так редко.
Школа собирает в коллектив не по своей воле, словно в вагоне метро – пёстрых, толстых,
худых, серых, ярких. Говорят, что метро имеет тайну, когда пусто. Школа тоже – зимой,
ближе к вечеру, когда ртуть падает всё ниже в термометре. Как в самолёте при взлёте,
свет тухнет. Слышны шаги свои, отражается от стен. Приятно бьёт по ушам, как ветер при
быстром велосипеде. Я слышу, что школа тиха, но светла. Горы книг слышны сильнее, как
сильнее шёпот, а не шум толпы.
Уже увядшее на сегодня солнце пробивается сквозь шторы на кафель, последним светом
озаряя островок и группу цветов, чудом переживших бомбардировку поколений рюкзаков
и пенальти бумажными комками со скотчем. Уроков уж нет, и словно по духовной
привычке даёт раскат школьного звонка злая вахтёрша. Она в школе всегда как призрак
неприятельского танкиста в вязаной шапке, грозно выцеливающая своим звонком солдат
перемены.
Спортзал беззащитен, и мяч не стучит. Он – труба, в которую налили воды, а трубач –
баскетбольное кольцо – взирает растерянно, а звук не идёт. Помигивает лампа, и треск из
неё отчитывает метрономом время. Кабинет литературы закрыт, а внутри стопка тетрадей
с сочинениями по теме блоковским строем бродит мимо парт. Там Маяковский
нерадивым школярам помогает: «Оська, расставь запятатки».
Писать про свою школу неинтересно, оттого тяжело. Хотя строки – опавшие листья
сентября – завалились на лист и, как мой кот, лениво не хотят вставать. Завтра –
математика, задали мало, и будет литература. Писать про школу тяжело и неинтересно. Её
нужно запомнить и оставить себе. Потому что и тётя Галя,и вахтерша-танкист, и орущий
звонок всегда там, как чай, навсегда пролитый в любимую книгу.
Оказывается, можно интересно писать о будничном, незаметном.
«А литература так редко» .