Напоминание

ПРОЕКТ по развитию связной речи у детей подготовительного к школе возраста "Здравствуй сказка!"


Автор: Семенович Алла Эдуардовна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида №23
Населённый пункт: ГОРОД ЕССЕНТУКИ, СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ
Наименование материала: проект
Тема: ПРОЕКТ по развитию связной речи у детей подготовительного к школе возраста "Здравствуй сказка!"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 23 «АЛЕНУШКА»

357633, г.Ессентуки, пер.Садовый,8а

Тел/факс (87934) 74290. E-mail: alenu23@yandex.

ru

ПРОЕКТ

по развитию связной речи у детей подготовительного к

школе возраста

«Здравствуй сказка!»

Подготовила: учитель-логопед Семенович А.Э.

Август 2019 г.

Введение

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со

взрослыми. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений,

культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка.

Язык – важнейшее средство человеческого общения. Одна из самых важных задач

обучения детей дошкольников родному языку -это развитие связной речи.

Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности,

вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т. к. она

выступает в виде средства получения знаний, контроля за этими знаниями. Ребенок может

научиться рассказывать: не просто назвать предмет, но и описать его, рассказать о каком-

то

событии,

явлении,

о

последовательности

событий

доступным

для

понимания

окружающими людьми. Такой рассказ состоит из ряда предложений. Они, характеризуя

существенные

стороны

и

свойства

описываемого

предмета,

события,

должны

быть

логически связаны друг с другом и развертываться в определенной последовательности,

чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае мы будем иметь дело

со связной речью, т. е. с речью содержательной, логичной, последовательной, достаточно

хорошо понятной самой по себе, не требующей дополнительных вопросов и уточнений.

Одним из средств эффективного развития речи детей мы можем назвать сказку.

Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как

богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная

простота,

яркость,

образность,

особенность

повторно

воспроизводить

одни

и

те

же

речевые

формы

и

образы

заставляют

выдвигать сказки

как

фактор

развития

связной

речи детей первенствующего значения. Русские народные сказки способствуют развитию

речи, дают образцы русского литературного языка.

Использование сказок в системе логопедических, общегрупповых, домашних занятий по

развитию связной речи преследует такие цели:

- создание коммуникативной направленности речевых высказываний;

- совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи;

- развитие просодической стороны речи;

- развитие диалогической и монологической речи;

- приобщение детей к истокам народной культуры.

Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной

деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-

следственные взаимосвязи, делать выводы, обеспечивая комплексный подход в развитии

ребёнка.

Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время проблемы, связанные с

процессом развития связной речи являются центральной задачей развития и воспитания

детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании

личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка

речи. Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет

уровень речевого и умственного развития ребенка.

Цель данного проекта:

Системно-комплексный подход в развитии связной речи у дошкольников. Активизация

вовлеченности родителей детей-логопатов в коррекционно-образовательный процесс через

русские народные, авторские сказки и рассказы.

Задачи:

- воспитание звуковой культуры речи,

- обогащение, закрепление и активизация словаря,

- совершенствование грамматической правильности речи,

- формирования (диалогической, монологической) речи, развития связной речи,

- воспитания интереса к художественному слову, приобщение детей к истокам народной

культуры.

Тип проекта: социально-личностный

Сроки подготовки и реализации проекта: 15 августа- 30мая

Участники:

- учитель-логопед

- дети подготовительных групп и их родители

- воспитатели детей подготовительного возраста.

Формы

работы:

индивидуальная,

подгрупповая,

групповая

работа

с

детьми

(воспитатели).

Новизна

проекта: системно-комплексный

подход

к

развитию

связной

речи,

использование анимации сказки для повышения эффективности запоминания сюжета.

Планируемый

результат: развитие связной речи в соответствии с возрастной нормой

развития (достижение целевых ориентиров).

Целевые ориентиры:

Ребенок владеет речевыми умениями:

- Инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяет

рассказов других, пользуется разнообразными средствами выразительности.

-С интересом относится к аргументации, доказательству и широко ими пользуется.

- Проявляет инициативу в общении — делится впечатлениями со сверстниками, задает

вопросы, привлекает к общению детей.

- Имеет богатый словарный запас.

- Безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями.

- Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный (сбор информации по проблеме) 15августа -30сентября

1.

Подготовка теоретического и практического материала.

2.

Сбор данных по проблеме и их анализ (диагностика речевого развития детей).

3.

«Банк идей» (поиск, изучение эффективных технологий и методик в данной области).

4.

Выбор концепции и путей реализации проекта.

5.

Составление плана реализации проекта логопедом.

6.

Планирование работы с воспитателями.

7.

Планирование работы с родителями.

План взаимодействия с родителями:

ознакомление родителей с результатами диагностики развития речи детей на начало

учебного года, консультация на тему: «Развитие связной речи детей подготовительного

к школе возраста» - ознакомление с проектом, привлечение к участию – родительское

собрание (сентябрь)- подготовительные группы «А», «Б».

регулярное

индивидуальное

консультирование

родителей

детей,

зачисленных

на

логопункт– в течении года.

Подготовка

и

проведение

анкетирования

с

родителями

«Художественно-речевое

развитие детей дома»- сентябрь

Советы логопеда – по теме: «Развитие речи детей подготовительного к школе возраста,

готовность к школе» (стенд в подготовительных группах) – октябрь-апрель

«Занимаемся дома» – подготовка и раздача игровых пособий для развития речи дома -

сентябрь-апрель

«Смотрим, читаем и обсуждаем дома» - список и рекомендации по чтению сказок,

просмотру и обсуждению анимационных фильмов по сказкам дома с ребенком.

Рекомендации по пополнению домашней библиотеки сказками и рассказами для детей,

книгами с играми и заданиями по развитию речи.

План взаимодействия с педагогами:

Требования

к

развитию

речи

детей

старшего

и

подготовительного

возраста

предоставление материала - (сентябрь)

мониторинг развития связной речи у детей (воспитатели подготовительных групп,

учитель-логопед) - сентябрь

рекомендации по подбору игр и дидактического материала – сентябрь-октябрь

подбор методического материала – сентябрь

пополнение групповой библиотеки сказками и рассказами для детей, дидактическими

играми, книгами с играми и заданиями по развитию речи (совместно с родителями)

консультирование педагогов по работе с детьми–логопатами – сентябрь-апрель

совместная работа по развитию связной речи у детей подготовительных групп –

сентябрь-апрель

2.Основной этап - коррекционно-развивающий

Проведение непосредственной коррекционно-развивающей работы по выбранному

направлению с детьми, реализация планов работы с педагогами и родителями.

Коррекционно-развивающая работа по развитию связной речи ведется на базе

автоматизируемых

звуков

и

лексических

тем

недели

в

связке ребенок-логопед-

воспитатели-родители, что обеспечивает системность и комплексность подхода в работе

с детьми.

На индивидуальных и подгрупповых (вторая половина года) занятиях с детьми логопедом

для развития связной речи используются следующие задания:

Подбор признаков к предметам, проговаривание словосочетаний.

Подбор действий к предметам, проговаривание полученных нераспространенных

предложений.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением (« Назови

ласково », « Большой маленький »).

Образование от существительных относительных прилагательных.

Составление предложений по предметным картинкам с помощью вопросов, по

образцу, самостоятельно.

Составление коротких рассказов по сюжетным картинкам с помощью вопросов, по

опорным словам, по данному началу или концу, по аналогии.

Постановка детьми вопросов к картинкам, скороговоркам, небольшим текстам и

ответы на них.

Воспитатели в группе учат детей

пересказывать литературные произведения самостоятельно, правильно передавая

идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц;

пересказывать сказки и рассказы близко к тексту, по ролям,

по частям, от лица

литературного

героя;

в описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях природы точно и

правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов;

с помощью взрослого находить существенные признаки предметов, устанавливать

иерархию признаков, определять и воспроизводить логику описательного рассказа;

использовать разнообразные средства выразительности,

в том числе и языковые (метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения);

На родительском собрании в сентябре родителей знакомят с программой предстоящей

работы с детьми с нарушениями речи.

Дома

родителями

сказки

прочитываются,

либо

анимированные

сказки

просматриваются с ребенком и обсуждаются по вопросам (вопросы задаются родителями

по сюжету, по участникам).

Такая работа необходима для закрепления знаний, это

позволит ребенку запомнить яркий сюжет сказки, эмоционально отреагировать на героев

сказки и поможет ребенку составить свой собственный рассказ по сказке.

Приемы работы по связной речи:

составление предложений с использованием заданных слов;

выполнение лексико-грамматических упражнений по теме недели;

выборочный пересказ фрагментов прослушанных сказок;

беседа по прослушанным и просмотренным сказкам - стимуляция полных ответов

на отработанной в произношении лексике;

Пересказ сказки по серии сюжетных картинок (моделирование, мнемотехники)

Составление собственных рассказов с изменением концовки известной сказки

3. Этап - заключительный - май

Цель:

диагностика

результативности

проектной

деятельности,

анализ

результатов

работы.

Продукт проекта: аналитическая справка по итогам проекта - май



В раздел образования