Автор: Семенович Алла Эдуардовна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида №23
Населённый пункт: ГОРОД ЕССЕНТУКИ, СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ
Наименование материала: проект
Тема: ПРОЕКТ по развитию связной речи у детей подготовительного к школе возраста "Здравствуй сказка!"
Раздел: среднее профессиональное
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 23 «АЛЕНУШКА»
357633, г.Ессентуки, пер.Садовый,8а
Тел/факс (87934) 74290. E-mail: alenu23@yandex.
ru
ПРОЕКТ
по развитию связной речи у детей подготовительного к
школе возраста
«Здравствуй сказка!»
Подготовила: учитель-логопед Семенович А.Э.
Август 2019 г.
Введение
Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со
взрослыми. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений,
культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка.
Язык – важнейшее средство человеческого общения. Одна из самых важных задач
обучения детей –дошкольников родному языку -это развитие связной речи.
Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности,
вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т. к. она
выступает в виде средства получения знаний, контроля за этими знаниями. Ребенок может
научиться рассказывать: не просто назвать предмет, но и описать его, рассказать о каком-
то
событии,
явлении,
о
последовательности
событий
доступным
для
понимания
окружающими людьми. Такой рассказ состоит из ряда предложений. Они, характеризуя
существенные
стороны
и
свойства
описываемого
предмета,
события,
должны
быть
логически связаны друг с другом и развертываться в определенной последовательности,
чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае мы будем иметь дело
со связной речью, т. е. с речью содержательной, логичной, последовательной, достаточно
хорошо понятной самой по себе, не требующей дополнительных вопросов и уточнений.
Одним из средств эффективного развития речи детей мы можем назвать сказку.
Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как
богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная
простота,
яркость,
образность,
особенность
повторно
воспроизводить
одни
и
те
же
речевые
формы
и
образы
заставляют
выдвигать сказки
как
фактор
развития
связной
речи детей первенствующего значения. Русские народные сказки способствуют развитию
речи, дают образцы русского литературного языка.
Использование сказок в системе логопедических, общегрупповых, домашних занятий по
развитию связной речи преследует такие цели:
- создание коммуникативной направленности речевых высказываний;
- совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи;
- развитие просодической стороны речи;
- развитие диалогической и монологической речи;
- приобщение детей к истокам народной культуры.
Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной
деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-
следственные взаимосвязи, делать выводы, обеспечивая комплексный подход в развитии
ребёнка.
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время проблемы, связанные с
процессом развития связной речи являются центральной задачей развития и воспитания
детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании
личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка
речи. Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет
уровень речевого и умственного развития ребенка.
Цель данного проекта:
Системно-комплексный подход в развитии связной речи у дошкольников. Активизация
вовлеченности родителей детей-логопатов в коррекционно-образовательный процесс через
русские народные, авторские сказки и рассказы.
Задачи:
- воспитание звуковой культуры речи,
- обогащение, закрепление и активизация словаря,
- совершенствование грамматической правильности речи,
- формирования (диалогической, монологической) речи, развития связной речи,
- воспитания интереса к художественному слову, приобщение детей к истокам народной
культуры.
Тип проекта: социально-личностный
Сроки подготовки и реализации проекта: 15 августа- 30мая
Участники:
- учитель-логопед
- дети подготовительных групп и их родители
- воспитатели детей подготовительного возраста.
Формы
работы:
индивидуальная,
подгрупповая,
групповая
работа
с
детьми
(воспитатели).
Новизна
проекта: системно-комплексный
подход
к
развитию
связной
речи,
использование анимации сказки для повышения эффективности запоминания сюжета.
Планируемый
результат: развитие связной речи в соответствии с возрастной нормой
развития (достижение целевых ориентиров).
Целевые ориентиры:
Ребенок владеет речевыми умениями:
- Инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяет
рассказов других, пользуется разнообразными средствами выразительности.
-С интересом относится к аргументации, доказательству и широко ими пользуется.
- Проявляет инициативу в общении — делится впечатлениями со сверстниками, задает
вопросы, привлекает к общению детей.
- Имеет богатый словарный запас.
- Безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями.
- Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный (сбор информации по проблеме) 15августа -30сентября
1.
Подготовка теоретического и практического материала.
2.
Сбор данных по проблеме и их анализ (диагностика речевого развития детей).
3.
«Банк идей» (поиск, изучение эффективных технологий и методик в данной области).
4.
Выбор концепции и путей реализации проекта.
5.
Составление плана реализации проекта логопедом.
6.
Планирование работы с воспитателями.
7.
Планирование работы с родителями.
План взаимодействия с родителями:
ознакомление родителей с результатами диагностики развития речи детей на начало
учебного года, консультация на тему: «Развитие связной речи детей подготовительного
к школе возраста» - ознакомление с проектом, привлечение к участию – родительское
собрание (сентябрь)- подготовительные группы «А», «Б».
регулярное
индивидуальное
консультирование
родителей
детей,
зачисленных
на
логопункт– в течении года.
Подготовка
и
проведение
анкетирования
с
родителями
–
«Художественно-речевое
развитие детей дома»- сентябрь
Советы логопеда – по теме: «Развитие речи детей подготовительного к школе возраста,
готовность к школе» (стенд в подготовительных группах) – октябрь-апрель
«Занимаемся дома» – подготовка и раздача игровых пособий для развития речи дома -
сентябрь-апрель
«Смотрим, читаем и обсуждаем дома» - список и рекомендации по чтению сказок,
просмотру и обсуждению анимационных фильмов по сказкам дома с ребенком.
Рекомендации по пополнению домашней библиотеки сказками и рассказами для детей,
книгами с играми и заданиями по развитию речи.
План взаимодействия с педагогами:
Требования
к
развитию
речи
детей
старшего
и
подготовительного
возраста
–
предоставление материала - (сентябрь)
мониторинг развития связной речи у детей (воспитатели подготовительных групп,
учитель-логопед) - сентябрь
рекомендации по подбору игр и дидактического материала – сентябрь-октябрь
подбор методического материала – сентябрь
пополнение групповой библиотеки сказками и рассказами для детей, дидактическими
играми, книгами с играми и заданиями по развитию речи (совместно с родителями)
консультирование педагогов по работе с детьми–логопатами – сентябрь-апрель
совместная работа по развитию связной речи у детей подготовительных групп –
сентябрь-апрель
2.Основной этап - коррекционно-развивающий
Проведение непосредственной коррекционно-развивающей работы по выбранному
направлению с детьми, реализация планов работы с педагогами и родителями.
Коррекционно-развивающая работа по развитию связной речи ведется на базе
автоматизируемых
звуков
и
лексических
тем
недели
в
связке ребенок-логопед-
воспитатели-родители, что обеспечивает системность и комплексность подхода в работе
с детьми.
На индивидуальных и подгрупповых (вторая половина года) занятиях с детьми логопедом
для развития связной речи используются следующие задания:
Подбор признаков к предметам, проговаривание словосочетаний.
Подбор действий к предметам, проговаривание полученных нераспространенных
предложений.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением (« Назови
ласково », « Большой — маленький »).
Образование от существительных относительных прилагательных.
Составление предложений по предметным картинкам с помощью вопросов, по
образцу, самостоятельно.
Составление коротких рассказов по сюжетным картинкам с помощью вопросов, по
опорным словам, по данному началу или концу, по аналогии.
Постановка детьми вопросов к картинкам, скороговоркам, небольшим текстам и
ответы на них.
Воспитатели в группе учат детей
пересказывать литературные произведения самостоятельно, правильно передавая
идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц;
пересказывать сказки и рассказы близко к тексту, по ролям,
по частям, от лица
литературного
героя;
в описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях природы точно и
правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов;
с помощью взрослого находить существенные признаки предметов, устанавливать
иерархию признаков, определять и воспроизводить логику описательного рассказа;
использовать разнообразные средства выразительности,
в том числе и языковые (метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения);
На родительском собрании в сентябре родителей знакомят с программой предстоящей
работы с детьми с нарушениями речи.
Дома
родителями
сказки
прочитываются,
либо
анимированные
сказки
просматриваются с ребенком и обсуждаются по вопросам (вопросы задаются родителями
по сюжету, по участникам).
Такая работа необходима для закрепления знаний, это
позволит ребенку запомнить яркий сюжет сказки, эмоционально отреагировать на героев
сказки и поможет ребенку составить свой собственный рассказ по сказке.
Приемы работы по связной речи:
составление предложений с использованием заданных слов;
выполнение лексико-грамматических упражнений по теме недели;
выборочный пересказ фрагментов прослушанных сказок;
беседа по прослушанным и просмотренным сказкам - стимуляция полных ответов
на отработанной в произношении лексике;
Пересказ сказки по серии сюжетных картинок (моделирование, мнемотехники)
Составление собственных рассказов с изменением концовки известной сказки
3. Этап - заключительный - май
Цель:
диагностика
результативности
проектной
деятельности,
анализ
результатов
работы.
Продукт проекта: аналитическая справка по итогам проекта - май