Напоминание

"Игра как метод экологического воспитания"


Автор: Косыгина Наталья Олеговна
Должность: преподаватель профессионального цикла
Учебное заведение: ГБПОУ ИО "Киренский профессионально-педагогический колледж"
Населённый пункт: г. Киренск Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Игра как метод экологического воспитания"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Автор-разработчик: Косыгина Наталья Олеговна ГБПОУ ИО «Кирен-

ский профессионально-педагогический колледж»

Специальность: 44.02.01 Дошкольное образование

МДК 03.03. Теория и методика экологического образования

Формируемые компетенции:

ОК 01.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профес-

сии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 02. Организовывать собственную деятельность, определять методы реше-

ния профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

;

ОК 04. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для

постановки и решения профессиональных задач, профессионального и лич-

ностного развития;

ПК 1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного

возраста.

Требования к результатам освоения МДК:

- умение использовать разнообразные методы, формы и средства организации

деятельности детей на занятиях

- знать основы организации обучения дошкольников;

- теоретические и методические основы воспитания и обучения детей на за-

нятиях.

Тип лекционного занятия - комбинированный

Раздел: Игра как метод экологического воспитания

Тема: Использование сюжетно-ролевой игры в экологическом воспита-

нии дошкольников

Цель: формирование представлений о сюжетно-ролевой игре как методе

экологического воспитания.

Задачи:

Обучающая: выявить связи между игровой деятельностью и экологическим

воспитанием детей, определить структуру сюжетно-ролевой игры и её эле-

менты в ходе ознакомления детей с природой. Дать понятие ИОС, рассмот-

реть её виды;

Развивающая: развивать умения проводить ИОС с игрушками-аналогами,

литературными произведениями, ситуации типа путешествий;

Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Средства обучения: мультимедиа-проектор; слайды, игрушки-аналоги.

Ход занятия

Организационный момент

Деятельность преподавателя: сообщение целей занятия

Основная часть занятия

Деятельность

преподавателя:

прежде

чем

приступить

к

изучению

темы, предлагает выяснить, что же такое игра; просит прочитать различные

варианты данного понятия, которые были выписаны из психологического,

педагогического, толкового словарей и карандашом подчеркнуть те словосо-

четания, которые повторяются или отражают одну и ту же мысль; даёт зада-

ние составить своё определение «игра», опираясь на имеющуюся информа-

цию, излагая мысль так, чтобы она была понятна.

Деятельность обучающихся: предлагают возможные варианты:

Игра – это модель поведения, складывающаяся непосредственно в про-

цессе обучения.

Игра

это форма деятельности, направленная на подражание взрос-

лым, процесс, способствующий психологической разрядке, снятию стрессо-

вых ситуации.

Деятельность преподавателя:

- отмечает,

что в жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей

деятельностью;

- озвучивает определение игровой деятельности – естественная потребность

ребёнка, в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым.

- просит описать эмоциональное состояние ребёнка жизнерадостного ребён-

ка.

Деятельность

обучающихся:

отмечают,

что

жизнерадостный

ребёнок находится в хорошем настроении, он активен, доброжелателен.

Деятельность преподавателя: подчеркивает, что игра представляет со-

бой эмоциональную деятельность и может рассматриваться как форма обуче-

ния, метод или приём; обращает внимание, что в процессе обучения исполь-

зуется дидактическая игра, предлагает выявить сущность понятия при помо-

щи словарей.

Деятельность обучающихся: работают со словарями, записывают опре-

деления в бланках рационального конспектирования.

Деятельность преподавателя:

- поясняет, что если игра впечатлила ребёнка, то она преобразуется её в

практику (дети играют в зоопарк, ферму, цирк), демонстрируя бережное отно-

шение к природным объектам, именно бережное, так как познание природы,

взаимодействие с ней в процессе игры накладывает много запретов (игрушеч-

ное растение можно бросить, испортить); в случае если ребёнок вовлечён в

систему экологического воспитании, то даже в игре он будет проявлять свою

заботу к обитателям природы. В методике преподавания экологического вос-

питания дошкольников рассматриваются сюжетно-ролевые игры и игры с

правилами;

- просит ответить на вопросы (Назвать структуру сюжетно-ролевой игры?

Расшифровать аббревиатуру ИОС? Рассказать о видах ИОС? Определить дея-

тельность воспитателя и детей в процессе работы над ИОС? Какова роль ди-

дактической игры в экологическом воспитании дошкольников );

- просит обучающихся поставить учебные задачи, исходя из полученных от-

ветов.

Деятельность обучающихся: озвучивают учебные задачи

Деятельность преподавателя:

- просит ознакомиться с таблицей 1. «Структура сюжетно-ролевой игры и её

виды», представленной в бланках рационального конспектирования

Структура

сюжетно-

ролевой игры

Формы

сюжетно-ролевой

игры:

Игровые

обучающие

ситуа-

ции:

воображаемая

ситуа-

ция

самостоятельные игры

ИОС - с игрушками-аналога-

ми

Аналогия - …………….

Цель -

сюжет

(определяется

знаниями)

ИОС - с литературными пер-

сонажами

роли

ролевые слова и дей-

ствия

Игры, организуемые воспита-

телем, проходящие под его ру-

ководством. Такую форму на-

зывают

игровой обучающей

ситуацией (ИОС)

ИОС – типа путешествий

игровые

действия

с

атрибутами

и

игруш-

ками

- просит поработать со словарями и выяснить сущность понятия «аналогия».

Деятельность обучающихся: записывают понятие в БРК

Деятельность преподавателя:

- поясняет, что аналогами в данном случае будут выступать игрушки, кото-

рые изображают объекты природы (конкретных животных и растений) в раз-

личном исполнении. Они помогают выделить существенные признаки, при-

сущие тому или иному организму;

- просит поработать с учебным материалом и записать в БРК цель данной

ИОС

Деятельность

обучающихся:

озвучиваю

цель

(показать

главные

от-

личия игрушки предмета от реального животного или растения); поясняю ка-

кое отношение данный вид ИОС имеет к экологической науке (экология – это

наука о взаимодействии живых организмов и неживых объектов друг с дру-

гом и окружающей средой. Т. е., чтобы находить те или иные взаимодействия

в природе, необходимо разграничивать живые и неживые объекты, опираясь

на свойства живого).

Деятельность преподавателя:

-

предлагает алгоритм, позволяющий сравнить с живой и неживой объект

(местообитание, передвижение, питание, уход, сходство в строении);

-показывает пример разыгрывания ИОС с игрушками аналогами (преподава-

тель готовит ёмкость с водой, игрушечных рыбок, сажает студентов перед со-

бой и начинает сравнение: Кто живёт в аквариуме? Как называются рыбки?

Какую я держу рыбку, живую или игрушечную? Давайте проверим! Можно

ли живую рыбку брать в руки и играть с ней, гладить, сжимать? Где живут?

Как передвигаются? Преподаватель опускает рыбку в ёмкость с водой, сту-

денты следят за рыбкой? Можно ли игрушечной рыбке помочь совершить

движение? Как они едят? Повторите движение рта живых рыб руками? Пока-

жите, при помощи игрушечной рыбки как она кушает? Как мы ухаживаем за

рыбками в аквариуме и почему? Поясните сходство во внешнем строении

тела?

Деятельность обучающихся:

- делают вывод - с живыми и игрушечными рыбками допустимы разные

виды деятельности, так за живыми можно наблюдать, как они сами плавают,

питаются, отдыхают, а с игрушечными – играть, брать в руки.

- выполняют задания на сравнение живых и неживых объектов, работая по

плану, пытаются выделить ряд дополнительных признаков, которые помога-

ют более чётко определить границу между живыми и игрушечными объекта-

ми.

Деятельность преподавателя:

- проговаривает, что ИОС с игрушками могут быть использованы во всех воз-

растных группах, причём сопоставлять их можно не только с живыми объек-

тами, но и с изображениями на картинках, с наглядными пособиями.

- предлагает выполнить разминку для глаз (выполнение чистыми руками):

Это самомассаж тканей, расположенных вокруг глаз. В процессе про-

стых

массажных

приёмов

улучшается

питание

тканей

вспомогательного

аппарата глаза и глазного яблока и осуществляется тактильная пальчиковая

гимнастика.

Поглаживание круговой мышцы глаза подушечками указательных и

верхних пальцев по верхнему краю орбиты к височной ямке, затем по ниж-

нему краю глазницы, к корню носа до бровей. Прищипывание бровей от вну-

треннего угла глаза к наружному большим и указательным пальцами. Пунк-

тирование кончиками пальцев круговой мышцы глаза. Начинается от вну-

треннего глаза по верхнему краю орбиты, к височной ямке, затем по нижнему

краю глазницы, к корню носа до бровей.

Энергетическая зарядка глаз по М.С. Норбекову.

Разогрейте ладони, чтобы усилить приток энергии к ним. Для этого

опустите руки до уровня солнечного сплетения, так энергия течёт лучше.

Продолжая растирать, подносим руки к глазам. Кладём кисти одну на дру-

гую, пальцы плотно соединены, скрещены на лбу, а основания мизинцев, со-

единённые на переносице, в том месте, где обычно находится дружка очков.

Сделайте ладони чашечкой. Поправьте их так, чтобы свет не проникал

внутрь и в тоже время ресницы не касались ладоней. Только после этого за-

кройте глаза веками.

Энергия от центра ладоней пойдёт прямо на глазные яблоки. Для того

чтобы энергия поступала беспрепятственно, голова должна находиться в од-

ной плоскости с позвоночником.

Четвёртые упражнения – тренировка мышц глаз, в результате которой

изменяется их сила, улучшается обмен веществ, перестройка морфологиче-

ских и функциональных свойств мышц на основе совершенствования нерв-

ной деятельности.

Поднимать глаза вверх и опускать вниз, как бы заглядывая в глазницу.

Перед началом упражнения объяснить, что мы следим за глазами за мячиком,

который подпрыгивает высоко вверх и снова ударяется об пол. Посмотреть

направо, налево, также глубоко заглядывая в глазницу. (На столе часы стоят,

целый день они стучат: тик - так, тик – так не стучите громко так).

Хлопать

ресницами

часто-часто.

Широко

закрыть

глаза.

Широко

открыть глаза. Поднести к глазам ладони, хлопать ресницами, щекоча ладони.

- поясняет, что второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображаю-

щих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Это герои полюбив-

шихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов, которые воспринима-

ются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами

подражания;

- обращает внимание на детский репертуар литературных произведений, со-

держание которых связано с природой, подбор книг для выставки («Репка»,

«Курочка Ряба», «Красная Шапочка», «Доктор Айболит»);

-рассказывает, каким образом выстраивается ИОС (литературный персонаж –

действие в новых, но аналогичных ситуациях – характерная линия поведения

– ознакомление детей с природой – выработка определённых навыков)

- предлагает заполнить таблицу следующего содержания:

Угадай героя……..

Какой он (допиши)….

Возможная ИОС

Задание

Какой герой поёт куплет из пес-

ни: «А у бедных мы в почёте,

нет на всей земле, уголка, где не

н а й д ё т е

л у к а

н а

столе»……………

смелый………….

Много знает об овощах

и фруктах, сообщает но-

вые сведения о плодах,

даёт советы по их выра-

щиванию,

по

уходу

за

Поделитесь

своими

на-

блюдения за тремя луко-

вицами,

которые

были

помещены в воду следу-

ющим образом: в первой

огородными

растения-

ми, он может быть эф-

фективно

задействован

в

ходе

наблюдения

за

выращиванием лука на

окне, создании календа-

ря наблюдений за ним

баночке,

лук

обрезан

с в е р х у

н а

1 - 1 , 5

см……………,

во второй луковица очи-

щена…………..,

в

третей

оставлена

без

изменения ……………

Показания

данного

на-

блюдения, помогут орга-

низовать ИОС, где глав-

ный герой пояснит поче-

му,

произошли

те

или

иные изменения.

Сегодня

уже

называли

имя

главного героя книги А. Линд-

грен, кто он……………..

х в а с т у н и ш к а ,

б а-

ловник………..

Он умеет летать и заме-

чать, что происходит на

деревьях,

крышах

до-

мов,

может

сообщить

много

интересного

о

жизни птиц, об осенне-

весенних

явлениях

в

природе

Поучаствуй

в

нашей

слайд викторине и опре-

дели, какое дерево или

кустарник замаскирова-

лись зимой. Как ты это

узнал?

Дома

прочитай

ИОС

с

этой куклой и попытай-

ся ее обыграть. Стр. 128

учебник

Николаевой

С.Н.

«Методика

эколо-

гического

воспитания

дошкольников»

Может

ли

человек

жить

на

Луне? Свой ответ поясните. А

вот

герой

Н.Носова

знамени-

тый………. там побывал

Попадает впросак, дела-

ет невероятные предпо-

ложения………..

В игровой ситуации бу-

дут прослеживаться по-

стоянные ошибки, кото-

рые

совершает

герой,

его будут учить дети и

воспитатель, ребята тем

самым будут закреплять

пройденный материал и

получать новые знания,

которые исподволь даёт

воспитатель

«Ай, болит», вскрикиваем мы,

когда

пытаемся

перевязать

рану или обработать её зелён-

кой.

А

имя

этого

героя

пишется

с л и т н о

и

с

б о л ь ш о й

буквы…………..

Добрый,

отзывчивый………….

Данный герой выполня-

ет

очень

важную

для

экологического воспита-

ния

функцию

делает

профилактические

осмотры животных, рас-

тений и даже детей с це-

лью

оценки

их

состоя-

ния здоровья. Осматри-

вая своих пациентов, он

демонстрирует,

как

это

надо

делать,

как

и

по

каким признакам выяв-

лять

неблагополучное

состояние

обитателей

уголка природы, как за-

мечать

недостаток

ка-

ких-

либо

необходимых

Запишите 2-3 физминут-

ки,

которые

можно

ис-

пользовать

с

ребятами

дошкольного

возраста,

предварительно

про-

смотрев

методику

их

проведения

в

соответ-

ствующей

литературе.

…….

условий жизни

- поясняет и проигрывает ИОС с Айболитом, где подчёркивается необходи-

мость создания условий для сохранения жизнедеятельности комнатных рас-

тений. При нём его атрибутика: чемоданчик, с необходимыми инструментами

для лечения, машина, чтобы увезти растения в плохом состоянии.

Деятельность обучающихся:

- определяют, от чего зависит успех ИОС (эмоционального настроя воспита-

теля, его выразительно сыгранной роли и соблюдения правил, ненавязчивой

передачи знаний о природе, взаимосвязях, природном окружении);

- продолжают записывать цели каждой ИОС в БРК;

- при помощи учебного материала выясняют, что путешествие как метод эко-

логического воспитания детей – это собирательное название различного рода

игр

(посещений)

выставок,

зоопарка,

экскурсий,

походов,

экспедиций,

поездки и путешествия. Цель: формирование знаний о природе, знакомство с

животными и растениями их местообитанием, жизнедеятельностью, опреде-

ление места человека в природном окружении;

- заполняют таблицу следующего содержания:

ИОС типа путешествий

роль

воспитателя

(роль

детей)

атрибутика

дом.

задание

описание

игры

«Путешествие

в

Арктическую зону)

Игры

посеще-

ния: зоопарка, выставок,

ферм;

Игры – экскурсии;

Игры – походы и экспеди-

ции;

Игры-поездки,

путеше-

ствия.

--- директор зоопарка (по-

сетители),……….

………………

………………

…………………..

билеты в зоопарк, таблич-

ки, пиджак, очки директо-

ра,……

……………….

………………….

…………………..

Деятельность

преподавателя: проведение игры путешествия в зону

пустынь, студенты исполняют роль туристов, преподаватель роль экскурсово-

да.

Сегодня мы с вами отправляемся туда, где жарко и сухо. Эти места либо

каменисты, либо покрыты движущимися песками. Но, несмотря ни на что,

некоторые растения там живут. Итак - это пустыня!!!

Надели панамы, взяли фляжки с водой, приготовили бинокли и фото-

аппараты.

Кто же появился на горизонте (верблюд). Посмотрите внимательнее: он

одногорбый или двугорбый (одногорбый).

Что вы знаете об этом животном (предположения).

Он одомашнен 6000 лет назад. Одногорбый верблюд зовётся дрома-

дер. В горбе он запасает жир, который спасает его от голода в случае пере-

движения на далекие расстояния. У него длинная шерсть, цвет помогает

укрыться в пустыне. Мозоли, которые располагаются на груди, коленях и

передних ногах они защищают его от горячего песка.

А вот и его сородич – двугорбый верблюд. Когда верблюд лишён воды

длительное время, он худеет и его горб съёживается. Но стоит ему найти

воду, он выпивает за 10 минут 90 литров и быстро приобретает свой преж-

ний вид.

На какого обитателя наших лесов похоже это животное (на зайца). Да!

Этот пустынный заяц благодаря таким ушам, спасается от жары.

А это кукушка, она быстро догоняет ящериц и скорпионов, при их пере-

варивании выделяется вода, которой птица поит из клюва своих птенцов во

время кормления.

Этот жук, получает воду из тумана, скапливаясь на его спине, она сте-

кает по желобкам ему в рот.

Осторожно, осторожно змея передвигается боком с поразительной бы-

стротой. Во избежание перегрева только небольшая часть её тела соприкаса-

ется с горячим песком.

Это удивительное растение, тоже поглощает воду из тумана, своим

крупными листьями. Недаром его назвали вельвичия удивительная.

Днём в пустыне очень жарко, а ночью очень холодно. Засуха тоже когда

то заканчивается и во время дождей пустыня преображается. Но уже через

несколько дней это красота может исчезнуть и снова. На первый взгляд пока-

заться безжизненной.

Бежим скорее делать фотографии, пока красота не исчезла.

Закрепление

Деятельность преподавателя: задает вопросы после игры (Каким об-

разом связаны понятия игровая деятельность и экологическое воспитание?

Поясните

суть

проведения

сюжетно-ролевой

игры?

Назовите

формы

сю-

жетно-ролевой игры? Перечислите виды ИОС? Какую ИОС желательно ис-

пользовать в подготовительной группе и почему? )

Деятельность обучающихся:

- рефлексия

Выберите карточку красного, жёлтого или зелёного цвета, оценив заня-

тия по следующим показателям:

Карточка красного цвета - «Я удовлетворён занятием, оно было полно-

ценно для меня, я много работал на занятии и всём понимал, полученная ин-

формация пригодиться в дальнейшей профессиональной деятельности»;

Карточка жёлтого цвета - «Занятие было интересно для меня, и я при-

нимал в нём активное участие. Я сумел выполнить ряд заданий, мне было до-

статочно комфортно»;

Карточка «зелёного цвета» - «Пользы от занятия я получил мало, я не

очень понимал, о чём идёт речь, мне это не очень нужно.



В раздел образования