Автор: Косыгина Наталья Олеговна
Должность: преподаватель профессионального цикла
Учебное заведение: ГБПОУ ИО "Киренский профессионально-педагогический колледж"
Населённый пункт: г. Киренск Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Игра как метод экологического воспитания"
Раздел: дошкольное образование
Автор-разработчик: Косыгина Наталья Олеговна ГБПОУ ИО «Кирен-
ский профессионально-педагогический колледж»
Специальность: 44.02.01 Дошкольное образование
МДК 03.03. Теория и методика экологического образования
Формируемые компетенции:
ОК 01.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профес-
сии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 02. Организовывать собственную деятельность, определять методы реше-
ния профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
;
ОК 04. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и лич-
ностного развития;
ПК 1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного
возраста.
Требования к результатам освоения МДК:
- умение использовать разнообразные методы, формы и средства организации
деятельности детей на занятиях
- знать основы организации обучения дошкольников;
- теоретические и методические основы воспитания и обучения детей на за-
нятиях.
Тип лекционного занятия - комбинированный
Раздел: Игра как метод экологического воспитания
Тема: Использование сюжетно-ролевой игры в экологическом воспита-
нии дошкольников
Цель: формирование представлений о сюжетно-ролевой игре как методе
экологического воспитания.
Задачи:
Обучающая: выявить связи между игровой деятельностью и экологическим
воспитанием детей, определить структуру сюжетно-ролевой игры и её эле-
менты в ходе ознакомления детей с природой. Дать понятие ИОС, рассмот-
реть её виды;
Развивающая: развивать умения проводить ИОС с игрушками-аналогами,
литературными произведениями, ситуации типа путешествий;
Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Средства обучения: мультимедиа-проектор; слайды, игрушки-аналоги.
Ход занятия
Организационный момент
Деятельность преподавателя: сообщение целей занятия
Основная часть занятия
Деятельность
преподавателя:
прежде
чем
приступить
к
изучению
темы, предлагает выяснить, что же такое игра; просит прочитать различные
варианты данного понятия, которые были выписаны из психологического,
педагогического, толкового словарей и карандашом подчеркнуть те словосо-
четания, которые повторяются или отражают одну и ту же мысль; даёт зада-
ние составить своё определение «игра», опираясь на имеющуюся информа-
цию, излагая мысль так, чтобы она была понятна.
Деятельность обучающихся: предлагают возможные варианты:
Игра – это модель поведения, складывающаяся непосредственно в про-
цессе обучения.
Игра
– это форма деятельности, направленная на подражание взрос-
лым, процесс, способствующий психологической разрядке, снятию стрессо-
вых ситуации.
Деятельность преподавателя:
- отмечает,
что в жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей
деятельностью;
- озвучивает определение игровой деятельности – естественная потребность
ребёнка, в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым.
- просит описать эмоциональное состояние ребёнка жизнерадостного ребён-
ка.
Деятельность
обучающихся:
отмечают,
что
жизнерадостный
ребёнок находится в хорошем настроении, он активен, доброжелателен.
Деятельность преподавателя: подчеркивает, что игра представляет со-
бой эмоциональную деятельность и может рассматриваться как форма обуче-
ния, метод или приём; обращает внимание, что в процессе обучения исполь-
зуется дидактическая игра, предлагает выявить сущность понятия при помо-
щи словарей.
Деятельность обучающихся: работают со словарями, записывают опре-
деления в бланках рационального конспектирования.
Деятельность преподавателя:
- поясняет, что если игра впечатлила ребёнка, то она преобразуется её в
практику (дети играют в зоопарк, ферму, цирк), демонстрируя бережное отно-
шение к природным объектам, именно бережное, так как познание природы,
взаимодействие с ней в процессе игры накладывает много запретов (игрушеч-
ное растение можно бросить, испортить); в случае если ребёнок вовлечён в
систему экологического воспитании, то даже в игре он будет проявлять свою
заботу к обитателям природы. В методике преподавания экологического вос-
питания дошкольников рассматриваются сюжетно-ролевые игры и игры с
правилами;
- просит ответить на вопросы (Назвать структуру сюжетно-ролевой игры?
Расшифровать аббревиатуру ИОС? Рассказать о видах ИОС? Определить дея-
тельность воспитателя и детей в процессе работы над ИОС? Какова роль ди-
дактической игры в экологическом воспитании дошкольников );
- просит обучающихся поставить учебные задачи, исходя из полученных от-
ветов.
Деятельность обучающихся: озвучивают учебные задачи
Деятельность преподавателя:
- просит ознакомиться с таблицей 1. «Структура сюжетно-ролевой игры и её
виды», представленной в бланках рационального конспектирования
Структура
сюжетно-
ролевой игры
Формы
сюжетно-ролевой
игры:
Игровые
обучающие
ситуа-
ции:
воображаемая
ситуа-
ция
самостоятельные игры
ИОС - с игрушками-аналога-
ми
Аналогия - …………….
Цель -
сюжет
(определяется
знаниями)
ИОС - с литературными пер-
сонажами
роли
ролевые слова и дей-
ствия
Игры, организуемые воспита-
телем, проходящие под его ру-
ководством. Такую форму на-
зывают
игровой обучающей
ситуацией (ИОС)
ИОС – типа путешествий
игровые
действия
с
атрибутами
и
игруш-
ками
- просит поработать со словарями и выяснить сущность понятия «аналогия».
Деятельность обучающихся: записывают понятие в БРК
Деятельность преподавателя:
- поясняет, что аналогами в данном случае будут выступать игрушки, кото-
рые изображают объекты природы (конкретных животных и растений) в раз-
личном исполнении. Они помогают выделить существенные признаки, при-
сущие тому или иному организму;
- просит поработать с учебным материалом и записать в БРК цель данной
ИОС
Деятельность
обучающихся:
озвучиваю
цель
(показать
главные
от-
личия игрушки предмета от реального животного или растения); поясняю ка-
кое отношение данный вид ИОС имеет к экологической науке (экология – это
наука о взаимодействии живых организмов и неживых объектов друг с дру-
гом и окружающей средой. Т. е., чтобы находить те или иные взаимодействия
в природе, необходимо разграничивать живые и неживые объекты, опираясь
на свойства живого).
Деятельность преподавателя:
-
предлагает алгоритм, позволяющий сравнить с живой и неживой объект
(местообитание, передвижение, питание, уход, сходство в строении);
-показывает пример разыгрывания ИОС с игрушками аналогами (преподава-
тель готовит ёмкость с водой, игрушечных рыбок, сажает студентов перед со-
бой и начинает сравнение: Кто живёт в аквариуме? Как называются рыбки?
Какую я держу рыбку, живую или игрушечную? Давайте проверим! Можно
ли живую рыбку брать в руки и играть с ней, гладить, сжимать? Где живут?
Как передвигаются? Преподаватель опускает рыбку в ёмкость с водой, сту-
денты следят за рыбкой? Можно ли игрушечной рыбке помочь совершить
движение? Как они едят? Повторите движение рта живых рыб руками? Пока-
жите, при помощи игрушечной рыбки как она кушает? Как мы ухаживаем за
рыбками в аквариуме и почему? Поясните сходство во внешнем строении
тела?
Деятельность обучающихся:
- делают вывод - с живыми и игрушечными рыбками допустимы разные
виды деятельности, так за живыми можно наблюдать, как они сами плавают,
питаются, отдыхают, а с игрушечными – играть, брать в руки.
- выполняют задания на сравнение живых и неживых объектов, работая по
плану, пытаются выделить ряд дополнительных признаков, которые помога-
ют более чётко определить границу между живыми и игрушечными объекта-
ми.
Деятельность преподавателя:
- проговаривает, что ИОС с игрушками могут быть использованы во всех воз-
растных группах, причём сопоставлять их можно не только с живыми объек-
тами, но и с изображениями на картинках, с наглядными пособиями.
- предлагает выполнить разминку для глаз (выполнение чистыми руками):
Это самомассаж тканей, расположенных вокруг глаз. В процессе про-
стых
массажных
приёмов
улучшается
питание
тканей
вспомогательного
аппарата глаза и глазного яблока и осуществляется тактильная пальчиковая
гимнастика.
Поглаживание круговой мышцы глаза подушечками указательных и
верхних пальцев по верхнему краю орбиты к височной ямке, затем по ниж-
нему краю глазницы, к корню носа до бровей. Прищипывание бровей от вну-
треннего угла глаза к наружному большим и указательным пальцами. Пунк-
тирование кончиками пальцев круговой мышцы глаза. Начинается от вну-
треннего глаза по верхнему краю орбиты, к височной ямке, затем по нижнему
краю глазницы, к корню носа до бровей.
Энергетическая зарядка глаз по М.С. Норбекову.
Разогрейте ладони, чтобы усилить приток энергии к ним. Для этого
опустите руки до уровня солнечного сплетения, так энергия течёт лучше.
Продолжая растирать, подносим руки к глазам. Кладём кисти одну на дру-
гую, пальцы плотно соединены, скрещены на лбу, а основания мизинцев, со-
единённые на переносице, в том месте, где обычно находится дружка очков.
Сделайте ладони чашечкой. Поправьте их так, чтобы свет не проникал
внутрь и в тоже время ресницы не касались ладоней. Только после этого за-
кройте глаза веками.
Энергия от центра ладоней пойдёт прямо на глазные яблоки. Для того
чтобы энергия поступала беспрепятственно, голова должна находиться в од-
ной плоскости с позвоночником.
Четвёртые упражнения – тренировка мышц глаз, в результате которой
изменяется их сила, улучшается обмен веществ, перестройка морфологиче-
ских и функциональных свойств мышц на основе совершенствования нерв-
ной деятельности.
Поднимать глаза вверх и опускать вниз, как бы заглядывая в глазницу.
Перед началом упражнения объяснить, что мы следим за глазами за мячиком,
который подпрыгивает высоко вверх и снова ударяется об пол. Посмотреть
направо, налево, также глубоко заглядывая в глазницу. (На столе часы стоят,
целый день они стучат: тик - так, тик – так не стучите громко так).
Хлопать
ресницами
часто-часто.
Широко
закрыть
глаза.
Широко
открыть глаза. Поднести к глазам ладони, хлопать ресницами, щекоча ладони.
- поясняет, что второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображаю-
щих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Это герои полюбив-
шихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов, которые воспринима-
ются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами
подражания;
- обращает внимание на детский репертуар литературных произведений, со-
держание которых связано с природой, подбор книг для выставки («Репка»,
«Курочка Ряба», «Красная Шапочка», «Доктор Айболит»);
-рассказывает, каким образом выстраивается ИОС (литературный персонаж –
действие в новых, но аналогичных ситуациях – характерная линия поведения
– ознакомление детей с природой – выработка определённых навыков)
- предлагает заполнить таблицу следующего содержания:
Угадай героя……..
Какой он (допиши)….
Возможная ИОС
Задание
Какой герой поёт куплет из пес-
ни: «А у бедных мы в почёте,
нет на всей земле, уголка, где не
н а й д ё т е
л у к а
н а
столе»……………
смелый………….
Много знает об овощах
и фруктах, сообщает но-
вые сведения о плодах,
даёт советы по их выра-
щиванию,
по
уходу
за
Поделитесь
своими
на-
блюдения за тремя луко-
вицами,
которые
были
помещены в воду следу-
ющим образом: в первой
огородными
растения-
ми, он может быть эф-
фективно
задействован
в
ходе
наблюдения
за
выращиванием лука на
окне, создании календа-
ря наблюдений за ним
баночке,
лук
обрезан
с в е р х у
н а
1 - 1 , 5
см……………,
во второй луковица очи-
щена…………..,
в
третей
оставлена
без
изменения ……………
Показания
данного
на-
блюдения, помогут орга-
низовать ИОС, где глав-
ный герой пояснит поче-
му,
произошли
те
или
иные изменения.
Сегодня
уже
называли
имя
главного героя книги А. Линд-
грен, кто он……………..
х в а с т у н и ш к а ,
б а-
ловник………..
Он умеет летать и заме-
чать, что происходит на
деревьях,
крышах
до-
мов,
может
сообщить
много
интересного
о
жизни птиц, об осенне-
весенних
явлениях
в
природе
Поучаствуй
в
нашей
слайд викторине и опре-
дели, какое дерево или
кустарник замаскирова-
лись зимой. Как ты это
узнал?
Дома
прочитай
ИОС
с
этой куклой и попытай-
ся ее обыграть. Стр. 128
учебник
Николаевой
С.Н.
«Методика
эколо-
гического
воспитания
дошкольников»
Может
ли
человек
жить
на
Луне? Свой ответ поясните. А
вот
герой
Н.Носова
знамени-
тый………. там побывал
Попадает впросак, дела-
ет невероятные предпо-
ложения………..
В игровой ситуации бу-
дут прослеживаться по-
стоянные ошибки, кото-
рые
совершает
герой,
его будут учить дети и
воспитатель, ребята тем
самым будут закреплять
пройденный материал и
получать новые знания,
которые исподволь даёт
воспитатель
«Ай, болит», вскрикиваем мы,
когда
пытаемся
перевязать
рану или обработать её зелён-
кой.
А
имя
этого
героя
пишется
с л и т н о
и
с
б о л ь ш о й
буквы…………..
Добрый,
отзывчивый………….
Данный герой выполня-
ет
очень
важную
для
экологического воспита-
ния
функцию
–
делает
профилактические
осмотры животных, рас-
тений и даже детей с це-
лью
оценки
их
состоя-
ния здоровья. Осматри-
вая своих пациентов, он
демонстрирует,
как
это
надо
делать,
как
и
по
каким признакам выяв-
лять
неблагополучное
состояние
обитателей
уголка природы, как за-
мечать
недостаток
ка-
ких-
либо
необходимых
Запишите 2-3 физминут-
ки,
которые
можно
ис-
пользовать
с
ребятами
дошкольного
возраста,
предварительно
про-
смотрев
методику
их
проведения
в
соответ-
ствующей
литературе.
…….
условий жизни
- поясняет и проигрывает ИОС с Айболитом, где подчёркивается необходи-
мость создания условий для сохранения жизнедеятельности комнатных рас-
тений. При нём его атрибутика: чемоданчик, с необходимыми инструментами
для лечения, машина, чтобы увезти растения в плохом состоянии.
Деятельность обучающихся:
- определяют, от чего зависит успех ИОС (эмоционального настроя воспита-
теля, его выразительно сыгранной роли и соблюдения правил, ненавязчивой
передачи знаний о природе, взаимосвязях, природном окружении);
- продолжают записывать цели каждой ИОС в БРК;
- при помощи учебного материала выясняют, что путешествие как метод эко-
логического воспитания детей – это собирательное название различного рода
игр
(посещений)
–
выставок,
зоопарка,
экскурсий,
походов,
экспедиций,
поездки и путешествия. Цель: формирование знаний о природе, знакомство с
животными и растениями их местообитанием, жизнедеятельностью, опреде-
ление места человека в природном окружении;
- заполняют таблицу следующего содержания:
ИОС типа путешествий
роль
воспитателя
(роль
детей)
атрибутика
дом.
задание
–
описание
игры
«Путешествие
в
Арктическую зону)
Игры
–
посеще-
ния: зоопарка, выставок,
ферм;
Игры – экскурсии;
Игры – походы и экспеди-
ции;
Игры-поездки,
путеше-
ствия.
--- директор зоопарка (по-
сетители),……….
………………
………………
…………………..
билеты в зоопарк, таблич-
ки, пиджак, очки директо-
ра,……
……………….
………………….
…………………..
Деятельность
преподавателя: проведение игры путешествия в зону
пустынь, студенты исполняют роль туристов, преподаватель роль экскурсово-
да.
Сегодня мы с вами отправляемся туда, где жарко и сухо. Эти места либо
каменисты, либо покрыты движущимися песками. Но, несмотря ни на что,
некоторые растения там живут. Итак - это пустыня!!!
Надели панамы, взяли фляжки с водой, приготовили бинокли и фото-
аппараты.
Кто же появился на горизонте (верблюд). Посмотрите внимательнее: он
одногорбый или двугорбый (одногорбый).
Что вы знаете об этом животном (предположения).
Он одомашнен 6000 лет назад. Одногорбый верблюд зовётся дрома-
дер. В горбе он запасает жир, который спасает его от голода в случае пере-
движения на далекие расстояния. У него длинная шерсть, цвет помогает
укрыться в пустыне. Мозоли, которые располагаются на груди, коленях и
передних ногах они защищают его от горячего песка.
А вот и его сородич – двугорбый верблюд. Когда верблюд лишён воды
длительное время, он худеет и его горб съёживается. Но стоит ему найти
воду, он выпивает за 10 минут 90 литров и быстро приобретает свой преж-
ний вид.
На какого обитателя наших лесов похоже это животное (на зайца). Да!
Этот пустынный заяц благодаря таким ушам, спасается от жары.
А это кукушка, она быстро догоняет ящериц и скорпионов, при их пере-
варивании выделяется вода, которой птица поит из клюва своих птенцов во
время кормления.
Этот жук, получает воду из тумана, скапливаясь на его спине, она сте-
кает по желобкам ему в рот.
Осторожно, осторожно змея передвигается боком с поразительной бы-
стротой. Во избежание перегрева только небольшая часть её тела соприкаса-
ется с горячим песком.
Это удивительное растение, тоже поглощает воду из тумана, своим
крупными листьями. Недаром его назвали вельвичия удивительная.
Днём в пустыне очень жарко, а ночью очень холодно. Засуха тоже когда
то заканчивается и во время дождей пустыня преображается. Но уже через
несколько дней это красота может исчезнуть и снова. На первый взгляд пока-
заться безжизненной.
Бежим скорее делать фотографии, пока красота не исчезла.
Закрепление
Деятельность преподавателя: задает вопросы после игры (Каким об-
разом связаны понятия игровая деятельность и экологическое воспитание?
Поясните
суть
проведения
сюжетно-ролевой
игры?
Назовите
формы
сю-
жетно-ролевой игры? Перечислите виды ИОС? Какую ИОС желательно ис-
пользовать в подготовительной группе и почему? )
Деятельность обучающихся:
- рефлексия
Выберите карточку красного, жёлтого или зелёного цвета, оценив заня-
тия по следующим показателям:
Карточка красного цвета - «Я удовлетворён занятием, оно было полно-
ценно для меня, я много работал на занятии и всём понимал, полученная ин-
формация пригодиться в дальнейшей профессиональной деятельности»;
Карточка жёлтого цвета - «Занятие было интересно для меня, и я при-
нимал в нём активное участие. Я сумел выполнить ряд заданий, мне было до-
статочно комфортно»;
Карточка «зелёного цвета» - «Пользы от занятия я получил мало, я не
очень понимал, о чём идёт речь, мне это не очень нужно.