Авторы: Невская Ирина Геннадьевна, Нуреева Галия Гельмановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ гимназии им. С.В.Байменова г. Похвистнево СП " Детский сад Лад"
Населённый пункт: город Похвистнево, Самарская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование новых программ и педтехнологий в формировании универсальных и творческих способностей у детей дошкольного возраста ".
Раздел: дошкольное образование
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области гимназия
имени Заслуженного учителя Российской Федерации
Сергея Васильевича Байменова города Похвистнево городского округа Похвистнево Самарской
области
Структурное подразделение «Детский сад «Лад»
«Использование новых программ
и педтехнологий в формировании универсальных и творческих
способностей у детей дошкольного возраста ».
Воспитатель: Невская Ирина Геннадьевна, Бикчентаева А.Ф., Нуреева Г.Г.
В последние годы в нашем обществе произошли коренные политические и
экономические изменения, затронувшие все сферы жизни, в том числе систему
образования. Изменения в дошкольном воспитании – на первой ступени системы
образования – характеризуются как положительными, так и отрицательными
тенденциями.
К первым относится создание гибкой многофункциональной системы разнообразных
дошкольных учреждений, в которой, наряду с обновляемыми традиционными их типами,
возникают новые: комплексы «Детский сад – школа», прогимназии, «Дошкольные
центры» и др. Положительным также является стремление практиков работать по новым
вариативным программам, а не по единственной, как это было раньше. Новые программы
создаются отдельными авторами и
коллективами.
Отражая социальный заказ своего времени, прежняя программа была
излишне идиалогизирована и содержала целый ряд тем, далеких от жизни и опыта
ребенка и зачастую недоступных его пониманию. Заявленный в этой программе
деятельностный подход не был в полной мере реализован, поскольку ребенок не выступал
в ней как субъект собственной деятельности. Не предусматривались фактически условия
для саморазвития ребенка и реализации его творческого потенциала как интегративного,
родового человеческого качества.Все сказанное делает остроактуальной разработку новой
базисной программы развития ребенка, которую и представляет научно-исследовательский
Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца.
В программе «Истоки» ребенок, его личность является центральной фигурой
воспитательного процесса. Цель программы – разностороннее развитие ребенка;
формирование у него универсальных, в том числе творческих способностей до уровня,
соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества;
обеспечение для всех детей равного старта развития; сохранение и укрепление их
здоровья.
Гуманистическая по направленности программа позволит педагогу, опираясь на
возрастные критерии, учесть разный темп развития детей и реализовать индивидуально-
ориентированный подход к ним.
Содержание программы ориентировано на три возраста: ранний – от 0 до 3 лет,
младший дошкольный – от 3 до 5 лет и старший дошкольный – от 5 до 7 лет. Такое
деление определяется тем, что на границах обозначенных возрастов происходят
существенные качественные изменения в развитии ребенка, выявленные во многих
психологических исследованиях и эмпирическом опыте воспитания.
Программа направлена на обогащение – амплификацию, а не на искусственное
ускорение – акселерацию развития. Амплификация психического развития ребенка
предполагает максимальную реализацию его возможностей, которые формируются и
проявляются в специфически детских видах деятельности (Запорожец А.В.). В отличие от
акселерации она дает возможность сохранить и укрепить физическое и психическое
здоровье ребенка. В программе учтена специфика дошкольного обучения, принципиально
отличного от школьного.
Деятельность и развитие ребенка
Развитие ребенка происходит под влиянием наследственных и врожденных факторов,
осуществляется на фоне роста и созревания организма, зависит от социокультурной среды,
в которой он живет. Однако эти факторы не раскрывают механизмов собственно
психического развития ребенка, его движущих сил.
Л.С. Выготский считал, что движущей силой психического развития является обучение
как необходимый путь становления родовых, исторических особенностей человека, как
путь «присвоения» ребенком общечеловеческих способностей. При этом он подчеркивал,
что не всякое обучение хорошо, а только то, которое ориентируется на «зону ближайшего
развития», на созревающие, а не уже созревшие функции. Обучение ребенка может
происходить и стихийно, и целенаправленно, но всегда в сотрудничестве (явном или
скрытом) с другим человеком, взрослым или сверстником.
Именно в деятельности ребенок строит свой образ мира, расширяющий и углубляющий
возможности его ориентировки и успешного действия в многообразных условиях решения
практических задач, которые перед ним ставит повседневная жизнь.. Ведущая
деятельность — не та, которая занимает больше времени в жизни ребенка, а та, в
которой формируются и перестраиваются психические процессы, от которой зависят
психологические изменения личности, в которой возникают и внутри которой
дифференцируются новые виды деятельности.
Развивающая предметная среда.
Концепция дошкольного образования заявляет в качестве важнейшей основы
реализации программного содержания развивающую предметную среду детской
деятельности — как систему материальных объектов, функционально моделирующих
содержание физического и духовного развития ребенка. Эта среда должна отвечать
принципам обогащенности, наукоемкости и содержать природные и социокультурные
средства, обеспечивающие разнообразие деятельности ребенка.
Предметная среда детства должна предоставлять ребенку условия для творческого,
духовного развития и возможность «вычерпывать» из нее информацию, необходимую
для постановки и решения задач той или иной деятельности.
Предметный мир детства — это не только игровая среда, но шире — среда развития
всех специфически детских видов деятельности. Ни один из них не может полноценно
развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметной среды. Деятельность
осуществима только при условии, что у ребенка есть соответствующие объекты и
средства, сформированы необходимые способы действия. В условиях предметного
вакуума у ребенка исчезает стремление узнать новое, порождается апатия, а желание
занять себя может приобрести компенсаторное, не в лучшем смысле этого слова,
направление.
Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания
традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность
развития деятельности от простых ее форм к более сложным.
Эта среда должна отвечать также критериям функционального комфорта и основным
положениям эргономики развивающейся детской деятельности. Ее
элементы сомасштабны и соотносимы с макро- и микропространством деятельности детей
и взрослых.
Огромным резервом творческого развития ребенка является использование новых
информационных технологий (в том числе компьютерных), которые могут войти в
дошкольное детство через игру и другие виды символико-моделирующей деятельности.
Новые информационные технологии формируют у ребенка мотивационную,
интеллектуальную и операциональную готовность к жизни в
информационном обществе.С учетом всех приведенных требований развивающая
предметная среда предполагает вариативность, что обеспечивается на содержательно-
педагогическом и проектно-дизайнерском уровнях.
Компетентность — важнейшая комплексная характеристика личности, включающая в
себя целый ряд аспектов: интеллектуальный, языковой, социальный и др., которые
отражают достижения личностного развития ребенка.
Интеллектуальная компетентность означает сформированность интеллектуальных
операций: умение выбирать соответствующую информацию, которая помогает строить
новое действие; выполнять действие, чтобы достичь цели; пользоваться знаниями,
извлеченными из успехов и неудач. У компетентного ребенка в каждом из возрастов
формируются соответствующие виды деятельности; их опыт обобщается в форме
психических образований, которые во внешнем плане представлены соответствующими
обобщенными, а затем и универсальными, способами действия. Ребенок приобретает
способность видеть общее в единичном явлении и находить, соответственно,
необходимый способ решения новых задач своей деятельности.
Под языковой компетентностью подразумевается свободное выражение своих
желаний, намерений, а также пояснение смысла и состава своих действий с помощью
языковых (речевых и неречевых — жестовых, мимических, пантомимических) средств.
Показателем языковой компетентности является способность ребенка строить свое
языковое общение с другими людьми, учитывая интуитивно или сознательно исторически
сложившиеся речевые каноны фонетики, семантики, грамматики, а в неречевых языковых
формах — общечеловеческие способы выразительного поведения.
Социально компетентный ребенок хорошо ориентируется в новой обстановке, способен
выбрать адекватную альтернативу поведения, знает меру своих возможностей, умеет
попросить о помощи и оказать ее, уважает желания других людей, может включиться в
совместную деятельность со сверстниками и взрослыми. Он не будет мешать своим
поведением другим, умеет сдерживать себя и заявить о своих потребностях в приемлемой
форме. Социально компетентный ребенок способен избежать нежелательного общения.
Он чувствует свое место в обществе других людей, понимая разный характер отношения к
нему окружающих, управляет своим поведением и способами общения.
Креативность — способность ребенка к творческому решению различных проблем,
возникающих в той или иной ситуации осуществления деятельности.К показателям
креативности относятся: способность к созданию нового продукта (рисунка, конструкции,
образа фантазии, движения и т.п.), который отличается оригинальностью, вариативностью,
гибкостью и подвижностью. Эти показатели креативности относятся как к конечному
продукту, так и характеру процесса деятельности. Новизна продукта детской деятельности
имеет субъективное, но чрезвычайно важное значение для развития личности ребенка.
Креативность ребенка зависит от уровня развития его мышления, воображения,
произвольности и свободы деятельности, а также широты ориентировки в окружающем и
осведомленности.
В процессе творческой деятельности ребенка создаются объективные условия для
формирования у него предпосылок к самосовершенствованию и в конечном итоге к
способности творить самого себя, свою личность.
Инициативность — необходимое качество личности человека. У ребенка-дошкольника
оно проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего — в общении, предметной
деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель творческого
интеллекта; ее развитие в дошкольном возрасте является непременным условием
совершенствования детской креативности и компетентности.
Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности,
содержательного общения. Он умеет найти занятие, соответствующее собственному
желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело..Инициативного ребенка
отличает содержательность интересов и компетентность в различных видах деятельности.
Самостоятельность и ответственность. Самостоятельность — это особое качество
личности, своеобразная форма ее активности, отражающая актуальный уровень развития
ребенка. Она обеспечивает самостоятельные, без помощи взрослого, постановку и
решение разного рода задач, которые возникают в повседневной жизни и деятельности.
Самостоятельный ребенок — это ребенок в поиске, имеющий право на ошибку и
педагогически грамотное отношение к ней взрослого: не как к неуспеху, а как
нормальному инициирующему моменту развития.
Ответственность ребенка за свои действия, за ту или иную деятельность должна
определяться мерой его самостоятельности в ней и формироваться уже в раннем возрасте.
Она возникает и проявляется в ситуации выбора между «можно» и «нельзя», «хорошо» и
«плохо», «хочу» и «должен». Ответственность связана с проявлением волевых усилий.
Произвольность — умение управлять своим поведением в соответствии с
определенными представлениями, правилами, нормами; одна из форм волевого поведения
в детстве.
Свобода поведения и безопасность. Свобода поведения формируется в свободной,
инициативной деятельности ребенка. Он сам ищет способы достижения цели, сам
выбирает средства и материал и т.п. Владение разными средствами построения
собственной деятельности (игровой, театральной, изобразительной, конструктивной и др.)
— один из важнейших моментов, обеспечивающих самостоятельность и свободу
поведения.
Безопасность поведения перерастает рамки психологических характеристик и требует
соблюдения социально-детерминированных правил и запретов (запрет идти куда-то с
незнакомым взрослым; соблюдение правил перехода улицы; использование предметов по
назначению, понимание непредсказуемости поведения животных и т.п.). Ребенок должен
расти смелым, но осторожным. Это даёт ему свободу и гарантию безопасности.
«Истоки» — программа нового типа.
В ней отражено базисное содержание дошкольного уровня образования, которое
предполагает разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него
универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего
возрастным возможностям и требованиям современного общества. Программа, являясь
комплексной, предусматривает обогащение, амплификацию детского развития (Запорожец
А.В.), взаимосвязь всех его сторон.
Базисная программа направлена на достижение стандарта образования как системы
требований к его содержанию, которое обеспечивает высокий уровень развития детей
каждого психологического возраста. Стандарт дошкольного образования ориентирован не
на минимум достижений ребенка. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка (1989 г.),
воспитание должно быть направлено на развитие его умственных, духовных и физических
способностей в их самом полном объеме. Реализация стандарта — это выполнение
государством обязательств перед ребенком, семьей и обществом в целом, связанных с
обеспечением равного старта развития для всех детей и преемственности при переходе к
следующему возрастному периоду.
Базисная программа носит открытый характер. Она задает основополагающие
принципы, цели и задачи воспитания, создавая простор для творческого использования
различных педагогических технологий. Во всех ситуациях взаимодействия с ребенком
воспитатель выступает как проводник общечеловеческого и собственного, личного опыта,
гуманистического отношения к людям. Ему предоставлено право выбора тех или иных
способов решения педагогических задач, а также создания конкретных условий
воспитания и развития детей.
Программа строится на достижениях отечественной и мировой психологической и
педагогической науки.
В основе Программы лежит деятельностный подход. Деятельность развивается от
возраста к возрасту, меняются ее содержание и форма.
Игровая деятельность пронизывает все разделы Программы, что соответствует интересам
ребенка и способствует сохранению специфики дошкольного детства.
В Программе даны задачи развития ребенка в деятельности по четырем основным
линиям: социальное, познавательное, эстетическое и физическое развитие.
«Эстетическое развитие» рассматривается в единстве формирования эстетического
отношения к миру и художественного развития ребенка средствами искусства. В основе —
формирование способностей к музыкальной, литературной, изобразительной
деятельности; детское творчество; интеграция различных видов деятельности.
В разделе «Речь и речевое общение» акцентируется развитие у детей умения
устанавливать при помощи речи личностные контакты, налаживать взаимопонимание и
взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Диалог рассматривается в качестве
основной формы общения. В языковом развитии подчеркивается роль словотворчества,
игр детей со звуками, рифмами, смыслами.
Новый подход к обучению началам грамоты в старшем дошкольном возрасте
строится на использовании всех доступных детям видов деятельности для формирования
основ чтения, письма и счета в условиях организации особой общности детей — группы
Поэтому основным лейтмотивом всей Программы является уход от монологической
педагогики к педагогике диалога: диалога ребенка со взрослым, детей между собой,
диалога педагогов друг с другом и родителями. Содержание Программы предполагает
также диалог культур и диалог поколений.
Список использованной литературы:
Выготский Л.С. Собрание сочинений: Т. 2. М., 1993г..
Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т.И. Бабаевой,
З.И. Михайловой, Л.М. Гурович. СПб., 1996.
Истоки: базисная программа развития ребенка-дошкольника / Науч. ред. Л.А. Парамонова,
А.Н. Давидчук, Т.К. Тарасова и др. М., 1997.
Леонтьев А.А. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности. М.,
1974.
Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д. Хомской. Ростов н/Д, 1998.
Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию
детей 5-6 лет в детском саду. М., 1997.
Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию
детей 6-7 лет /
Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др. М., 1997.
Радуга: Программа и руководство для воспитателей средней группы детского сада /
Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др. М., 1994.
Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М.,
2004.
Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 1958.