Напоминание

Лидерство как современная проблема.


Автор: Зенкова Алина Миннисламовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад 291
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: Лидерство как современная проблема.
Раздел: дополнительное образование





Назад




ЛИДЕРСТВО КАК СОВРЕМЕННАЯ ПРОБЛЕМА

Сравнительно

недавно интерес

к

проблеме

изучения

личности

как таковой значительно вырос. Данное явление обусловлено, прежде всего,

тем,

что

в

условиях

глобальной

коммуникации

и

свободного

доступа

к

информации, возможности человека резко расширились. Стал очевидным

эволюционный рост личности, начала меняться её значимость как объекта

исследования,

в

зависимости

от

той

или

иной

научной

дисциплины.

В

качестве приоритетного объекта исследования, понятие «личность» можно

встретить в психологии, философии, культурологии, языкознании, литературе

и ряде других наук.

Современное

устройство

человека

и

человеческого

общества

предъявляет

личности

высокие

требования.

Человеку

необходимо

иметь

определённые качества, которые помогли бы добиться своей цели в жизни:

способность

решать

задачи

на

пути

к

цели,

настойчивость,

мотивация,

любознательность, инициативность, энергичность, требовательность к себе, к

другим

людям,

терпеливо сть

и

выно сливо сть,

к р е ат и в н о с т ь ,

жизнерадостность,

решительность,

способность

самостоятельно

и

своевременно принимать решения, брать ответственность на себя в сложных

жизненных ситуациях и т.д.

Все эти и много других качеств присущи лидеру. Лидер – личность, у

которого есть авторитет, выполняющий центральную роль в регулировании

деятельности

и

взаимоотношений

в

группе.

Организаторские

и

коммуникативные качества определяют человека быть лидером.

Лидерские

способности

проявляются

следующим

образом:

стрессоустойчивость,

то

есть

способность

человека

переносить

большие

эмоциональные

нагрузки,

не

опускать

рук

в

сложные

моменты

жизни,

решать задачи неординарным способом, стойкость, способность реально

находить

и

оценивать

и

свои

успехи,

и

неудачи,

инициативность,

независимость,

сила

воли

и

упорство

и

т.д.

Актуа льно с ть

исследования заключается

в

возможности

получения

наиболее

полной

характеристики личности

руководителя

педагогического

коллектива

на

основе изучения особенностей такого компонента языковой личности, как

лидерство.

В начале двадцатого века началось изучение управления, что стало

толчком

для

рассмотрения

лидерства

как

объекта

исследования.

Однако

изучение лидерства в особо крупных масштабах продолжалось только с 1930

по

1950

годы.

Целью

этих

исследований

было

выявить

личностные

характеристики и свойства успешных руководителей. Раскрывая личностную

теорию лидерства, также известной под названием теории великих людей,

можно указать, что эффективные руководители обладают набором общих

личных качеств, которые присущи всем. Развивая эту мысль, необходимо

отметить, при выявлении этих качеств, люди могли бы развивать их в себе и

становиться эффективными руководителями [3].

Лидер – слово англоязычного происхождения, который в дословном

переводе означает «ведущий», «направляющий», «руководящий». Проблема

лидерства вызывала большой интерес с древних времён, однако широкое,

глубинное, целенаправленное изучение началось со времён Ф. Тэйлора. Было

проведено много исследований, но в настоящее время все еще нет полного

согласия по поводу того, что такое лидерство [5].

Лидерство является как результат комплекса неполноценности, который

возникает у отдельных людей в детском возрасте и является толчком или

движущей силой в преодолении трудностей и развития личности. А. Адлер

полагал,

что

стремление

быть

первым

порождается

страхом.

Человек,

который боится людей, считает, что над ними необходимо властвовать [1].

Р. Стогдилл писал, что лидерство – это связь, существующая между

людьми в определенной социальной ситуации, и человек, который является

лидером в этой ситуации, не будет им в другой. Поведение лидера будет

детерминировано в зависимости от сложившихся конкретных обстоятельств.

Например, лидер криминальной организации характеризуется как ловкая,

аморальная личность, и он может переступить закон и нарушить нормы

общества. Но в то же время он, со своим набором качеств, не имел бы шансы

на лидерство в какой-либо религиозной или культурной организации [4].

В настоящее время исследователи в области психологии, социологии и

других

наук

продолжают

заниматься

«теорией

черт».

По

результатам

разработок Д. Майерса можно отметить, что есть наиболее эффективные

черты лидера, которые необходимы ему в современных условиях. Среди них

выделяют: уверенность в себе и в своих силах; наличие веских суждений о

желаемой цели, также лидер должен уметь сообщать о них другим людям

простым и доступным языком; высокий запас оптимизма и веры в людей,

чтобы он мог их вдохновлять; жизнерадостность, добросовестность [2].

«Ситуационная

теория»,

распространившееся

после

«теории

черт»

провозглашала,

что

ситуация

имеет

большую

значимость

в

процессе

выдвижения лидера. Лидер – функция, которую определяет ситуация. Если

социальная ситуация существования группы меняется, то высока вероятность

смены лидера [3].

Подводя итоги нашему теоретическому обзору, мы можем отметить, что

во

всех

подходах

к

изучению

лидерства

выделяются

три

основные

переменные:

набор

лидерских

качеств,

поведение

лидера

и

ситуация,

в

которой

действует

лидер.

Немаловажная

роль

приписывается

поведению

последователей

лидера,

но

в

каждом

из

подходов

рассматривается

свое

решение проблемы эффективного лидера.

Литература:

1.

Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст] /

А.Адлер. – М.: Изд-во института психотерапии, 2002. – 240 с.

2.

Майерс, Д. Социальная психология [Текст] / Перев. с англ. — СПб.:

Питер, 1997. – 688 с.

3.

Руэ,

Д.

Подлинное лидерство [Текст] / Д. Руэ. – М.: ГРАНД: Фаир-

Пресс, 2006. – 349 с.

4.

Стогдилл, Р. Влияние стилей руководства на организацию деятельности

подчинённых [Текст] / Р.Стогдилл.

– Прокопьевск: ППЭТ, 2008. – 30 с.

5.

Тэйлор, Ф. Принципы научного менеджмента [Текст] / Пер. с англ. А.И.

Зак. – М.: Контроллинг, 1991. – 104 c.



В раздел образования