Автор: Апполонова Наталья Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №345"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Система дидактических игр по формированию об объектах окружающего мира у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Система дидактических игр по формированию об объектах
окружающего мира у дошкольников.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая
деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное,
сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения
детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной
игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Дидактические игры способствуют:
- развитию познавательных и умственных способностей: получению новых
знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них
представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных;
развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению
высказывать свои суждения, делать умозаключения.
- развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.
- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре
происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми,
объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое
отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае
необходимости, учится сочувствовать и т.д.
Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные
компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача,
игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал.
К дополнительным компонентам: сюжет и роль.
Проведение дидактических игр включает:
1.Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней
дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе
которой уточняются знания и представления детей).
2.Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих
правил. 3.Показ игровых действий.
4.Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве
играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия
играющих советом, вопросом, напоминанием).
5.Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею.
По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она
использована детьми в самостоятельной игровой деятельности. Анализ игры
позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере
детей. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.
Обучение в форме дидактической игры основано на стремление
ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то
есть отвечает возрастным особенностям дошкольника.
Виды дидактических игр:
1.Игры с предметами (игрушками).
2.Настольно-печатные игры.
3.Словесные игры.
Дидактические игры – различаются по обучающему содержанию,
познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам,
организации и взаимоотношениям детей, роли воспитателя.
Игры с предметами- основаны на непосредственном восприятии
детей , соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким
образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать,
устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с
их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом.
При ознакомлении детей с природой в подобных играх использую
природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные
цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – что вызывает у детей живой
интерес и активное желание играть. Примеры таких игр: «Не ошибись» ,
«Опиши данный предмет», «Что это такое?», «Что сначала, что потом» и др.
Настольно - печатные игры –это интересное занятие для детей при
ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений,
явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото",
"домино", парные картинки" С помощью настольно-печатных игр можно
успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику,
внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения,
развивать навыки самоконтроля.
Словесные игры – это эффективный метод воспитания
самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на
словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные
мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их
признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих
предметов и явлений природы.
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность
основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая
деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют
интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Как
долго может интересовать ребенка игра, если ее правила и содержание
хорошо ему известны? Вот проблема, которую необходимо решать почти
непосредственно в процессе работы. Дети любят игры, хорошо знакомые, с
удовольствием играют в них.
Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей
вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно,
развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают,
что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных
ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.
Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием,
прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры,
способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления,
развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие
дошкольника в целом.
В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самой
себе; посторонних и отделенных задач в игре ребенок не ставит и не решает.
Игра часто и определяется как деятельность, которая выполняется ради самой
себя, посторонних целей и задач не преследует.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение:
игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма
воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего мира.
Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в
целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в
игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка:
на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого,
организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими
определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных
качеств личности. В этом, между прочим, одно из основных противоречий
игры как средства воспитания: с одной стороны - отсутствие цели в игре, а с
другой - игра есть средство целенаправленного формирования личности.
В наибольшей степени это проявляется в так называемых
дидактических играх. Характер разрешения этого противоречия и определяет
воспитательную ценность игры: если достижение дидактической цели будет
осуществлено в игре как деятельности, заключающей цель в самой себе, то
воспитательная ее ценность будет наиболее значимой. Если же дидактическая
задача решается в игровых действиях, целью которых и для их участников
является этой дидактической задачи, то воспитательная ценность игры будет
минимальной.
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему
пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию
математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые
упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих
игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и
педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный
характер.
Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание
игры, а вовлечение в нее детей. Дети должны хорошо понимать смысл и
содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли. Смысл игровых
действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в
реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий
переносился в реальную жизнедеятельность. В игре должны
руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности,
основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях. В игре не должно
унижаться достоинство ее участников, в том числе и проигравших.
Таким образом, дидактическая игра - это целенаправленная творческая
деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают
явления окружающей действительности и познают мир.