Напоминание

"Система дидактических игр по формированию об объектах окружающего мира у дошкольников"


Автор: Апполонова Наталья Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №345"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Система дидактических игр по формированию об объектах окружающего мира у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Система дидактических игр по формированию об объектах

окружающего мира у дошкольников.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая

деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное,

сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения

детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной

игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Дидактические игры способствуют:

- развитию познавательных и умственных способностей: получению новых

знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них

представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных;

развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению

высказывать свои суждения, делать умозаключения.

- развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.

- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре

происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми,

объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое

отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае

необходимости, учится сочувствовать и т.д.

Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные

компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача,

игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал.

К дополнительным компонентам: сюжет и роль.

Проведение дидактических игр включает:

1.Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней

дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе

которой уточняются знания и представления детей).

2.Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих

правил. 3.Показ игровых действий.

4.Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве

играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия

играющих советом, вопросом, напоминанием).

5.Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею.

По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она

использована детьми в самостоятельной игровой деятельности. Анализ игры

позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере

детей. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Обучение в форме дидактической игры основано на стремление

ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то

есть отвечает возрастным особенностям дошкольника.

Виды дидактических игр:

1.Игры с предметами (игрушками).

2.Настольно-печатные игры.

3.Словесные игры.

Дидактические игры – различаются по обучающему содержанию,

познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам,

организации и взаимоотношениям детей, роли воспитателя.

Игры с предметами- основаны на непосредственном восприятии

детей , соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким

образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать,

устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с

их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом.

При ознакомлении детей с природой в подобных играх использую

природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные

цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – что вызывает у детей живой

интерес и активное желание играть. Примеры таких игр: «Не ошибись» ,

«Опиши данный предмет», «Что это такое?», «Что сначала, что потом» и др.

Настольно - печатные игры –это интересное занятие для детей при

ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений,

явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото",

"домино", парные картинки" С помощью настольно-печатных игр можно

успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику,

внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения,

развивать навыки самоконтроля.

Словесные игры – это эффективный метод воспитания

самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на

словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные

мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их

признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих

предметов и явлений природы.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность

основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая

деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют

интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Как

долго может интересовать ребенка игра, если ее правила и содержание

хорошо ему известны? Вот проблема, которую необходимо решать почти

непосредственно в процессе работы. Дети любят игры, хорошо знакомые, с

удовольствием играют в них.

Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей

вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно,

развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают,

что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных

ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.

Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием,

прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры,

способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления,

развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие

дошкольника в целом.

В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самой

себе; посторонних и отделенных задач в игре ребенок не ставит и не решает.

Игра часто и определяется как деятельность, которая выполняется ради самой

себя, посторонних целей и задач не преследует.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение:

игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма

воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего мира.

Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в

целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в

игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка:

на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого,

организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими

определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных

качеств личности. В этом, между прочим, одно из основных противоречий

игры как средства воспитания: с одной стороны - отсутствие цели в игре, а с

другой - игра есть средство целенаправленного формирования личности.

В наибольшей степени это проявляется в так называемых

дидактических играх. Характер разрешения этого противоречия и определяет

воспитательную ценность игры: если достижение дидактической цели будет

осуществлено в игре как деятельности, заключающей цель в самой себе, то

воспитательная ее ценность будет наиболее значимой. Если же дидактическая

задача решается в игровых действиях, целью которых и для их участников

является этой дидактической задачи, то воспитательная ценность игры будет

минимальной.

Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему

пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию

математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые

упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих

игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и

педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный

характер.

Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание

игры, а вовлечение в нее детей. Дети должны хорошо понимать смысл и

содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли. Смысл игровых

действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в

реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий

переносился в реальную жизнедеятельность. В игре должны

руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности,

основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях. В игре не должно

унижаться достоинство ее участников, в том числе и проигравших.

Таким образом, дидактическая игра - это целенаправленная творческая

деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают

явления окружающей действительности и познают мир.



В раздел образования