Автор: Цуканова Светлана Витальевна
Должность: преподаватель иностранного языка
Учебное заведение: ГБПОУ ЯНАО "НКПиИТ"
Населённый пункт: г.Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: "Эффективность использования электронных тестов на уроках иностранного языка"
Раздел: среднее профессиональное
С.В. Цуканова
преподаватель иностранного языка
ГБПОУ ЯНАО «Ноябрьский колледж профессиональных и
информационных технологий»
Эффективность использования электронных тестов на уроках
иностранного языка.
Цель
нашего
исследования
-
выяснить,
как
можно
более
эффективно
использовать электронные тесты в процессе изучения иностранных языков. Так
же необходимо проследить возможность интерактивного изучения иностранных
языков, закрепления полученных знаний, отработки грамматических правил
путем
выполнения
различного
рода
электронных
тестов
и
других
дистанционных заданий. Чтобы достичь высокого качества в образовательном
процессе,
необходимо
внедрять
и
использовать
электронные
дидактические
материалы. Электронные тесты можно применять как для введения нового
лексико-грамматического материала, так и для контроля полученных знаний.
Успехи
компьютеризации
образования
позволили
автоматизировать
процесс подготовки тестов и самого процесса тестирования. Систематичность
контроля
предполагает
использование
комплекса
тестов
и
проведения
тестирования на определенных этапах обучения. Системы электронных тестов
становятся
неотъемлемым
элементом
учебно-методического
обеспечения.
В
учебной практике составляющими такой системы являются следующие виды
тестов:
Предварительное (входное) - проводится на начальном этапе обучения и
основной
целью
имеет
определение
исходного
уровня
обученности
обучающихся с тем, чтобы на соответствующем уровне построить процесс
обучения и впоследствии реально сопоставить с ними достижения студентов.
Текущее - проводится на протяжении всего процесса обучения с целью
определения степени сформированности навыков и умений обучающихся.
Промежуточное - включает тематическое и рубежное и имеет целью
определение
степени
усвоения
обучающимися
пройденной
темы
или
материала, изученного за определенный промежуток времени.
Итоговое, которое проводится в завершение обучения для определения
уровня владения всем изученным материалом. Кроме того, задачей итогового
контроля
является
сопоставление
достигнутых
результатов
с
ранее
поставленными целями.
Промежуточный
контроль
занимает
положение
между
текущим
и
итоговым:
это
контроль
итоговый,
но
с
меньшим
объемом
проверяемого
материала. Главным образом, это тот материал, над которым проводится работа
в
данный
момент.
Однако,
промежуточное
тестирование,
в
отличие
от
итогового,
направленного
только
на
оценивание,
предполагает
не
только
проверку, а также упорядочение и закрепление пройденного материала. Кроме
того,
промежуточное
обучающее
тестирование
имеет
продолжением
дальнейшую работу над содержащимся в тесте материале [1]. А.А. Алексеева
[1] считает, что собственно контрольную функцию выполняют только итоговые
тесты. Перспективным и оправданным представляется закрепление за тестами
обучающей функции, в особенности это касается текущего и промежуточного
тестирования.
В
работе
[2]
показана
эффективность
экспресс-тестирования
(индивидуальные
задания
на
5-7-
минут)
для
текущего
контроля
по
теоретическим
и
обзорным
темам.
Подчеркиваются
такие
достоинства
экспресс-тестирования, как его быстрота, многовариантность, охват широкого
круга проблем. Положительные результаты использования текущего тестового
контроля
при
изучении
теоретического
лекционного
курса
на
итоговый
контроль, в данном случае на результаты экзамена, показаны в работе [4].
Автором подчеркивается, что применение тестов только при итоговом контроле
позволяет реализовать только одну функцию контроля – функцию оценивания,
что на процесс обучения не влияет.
Что касается иностранного языка, то роль промежуточного тестирования
для повышения эффективности обучения освещена недостаточно. В-основном,
это мнения отдельных авторов. Так, Н.В. Ялаева [6] отмечает несомненный
интерес к обучающим тестам, однако подразумевает под ними только тесты-
тренажеры. В работе [3] предложена система поурочных тестов по английскому
языку с целью оперативного контроля усвоения пройденного материала, однако
нет данных о результатах использования этих, по существу, текущих тестов.
Компьютерные
электронные
тесты
дают
возможность
перехода
от
обычных
методов
контроля
знаний
к
современным
системам
адаптивного
обучения и контроля. Прогресс в обучении, основанный на системе полного
усвоения
знаний,
не
может
быть
достигнут
без
использования
тестов.
В
процессе своей педагогической деятельности мы часто применяем электронные
тесты
при
изучении
и
контроле
усвоения
как
грамматического,
так
и
лексического материала программы. Например, при проверке знаний по теме
“The Present -Simple” нами разработаны и эффективно используются ряд тестов,
в которых проверяется уровень усвоения данной темы. В ходе выполнения
теста обучающийся проверяет свои знания по данной теме, видит свои пробелы,
может просмотреть ошибки, вернуться к ним и исправить. Он видит реальную
картину своих знаний и успехов, оценку.
Первым ученым, употребившим в литературе понятие «интеллектуальный
тест»,
считается
американский
психолог
Дж.
М.
Кеттэлл.
Он
выдвинул
следующие требования, которым должно соответствовать: тестирование
-
определение
ограниченного
промежутка
времени
на
проведение
тестирования;
- хорошее оборудование, располагающее к тестированию - неотъемлемая
часть тестирования;
- инструкции по выполнению тестов должны быть четко сформулированы,
так, чтобы они были понятны и доступны для каждого.
Основной
целью
изучения
иностранных
языков
является
развитие
коммуникативной культуры обучаемых, умение применять знания языка на
практике.
Задачей
преподавателя
является
активизация
познавательной
деятельности обучающихся во время изучения иностранных языков, а также
создание благоприятных условий для овладения языком на практике для всех
обучающихся,
выбор
методики
обучения,
которая
позволила
бы
каждому
обучающемуся проявлять своё творчество и активность.
Электронные
тесты
позволяют
более
или
менее
объективно
оценивать
знания
и
умения
обучающихся
в
баллах
по
единому
критерию,
что
в
значительной мере помогает преподавателю определить уровень подготовки и
владения
учебным
материалом.
Ценностью
тестирования
является
то,
что
каждый
обучающийся
имеет
возможность
четко
представить,
что
от
него
требуется:
какими
знаниями
он
должен
овладеть
по
той
или
иной
теме
английского языка. В том числе, может дать объективную оценку своим успехам
и
неудачам,
получить
информацию,
необходимую
для
индивидуальной
п р о р а б от к и
у ч е б н о го
мат е р и а л а .
Те с т и р о ва н и я
д ол жн ы
б ы т ь
многофункциональными: должны включать в себя проверку знания английского
языка
на
различных
уровнях:
узнавание
английского
языка,
его
воспроизведение, а также применение в знакомой или новой ситуации.
Регулярно используя тесты на уроках в качестве контроля по темам курса
иностранного
языка,
преподаватель
помогает
обучающимся
осознанно
выполнять
учебные
задания
на
различных
стадиях
усвоения
учебного
материала.
Существуют
различные
способы
применения
тестирований
на
уроках, выбор которых будет зависеть от особенностей изучаемой темы, уровня
подготовки обучающихся, готовности преподавателя к этой работе. Форма теста
значительно
отличается
от
традиционной
формы.
Она
дает
возможность
активизации
исследовательских
навыков,
ведущих
к
совершенствованию
уровня
знаний.
Несмотря
на
все
достоинства
тестов,
есть
определенные
недостатки:
ответы
на
вопросы
являются
краткими
и
совершенно
не
аргументированными.
Использование
только
данного
вида
контроля
знаний
может привести к деградации обучающихся, так как необходимо также развитие
монологической речи. Электронное тестирование может занимать лидирующие
позиции среди методов контроля знаний и умений обучающихся, однако не
должно заменять традиционные методы опроса. Результаты обучения должны
быть объективными и быть основанными на комплексе методов проведенного
контроля знаний.
По результатам тестирования преподаватель имеет возможность выявить
недостаточно
изученные
вопросы,
как
в
группе,
так
и
отдельными
обучающимися. Так как выполнение теста оценивается автоматически сразу по
выполнении теста, то сэкономленное время преподаватель может использовать
на индивидуальную работу с обучающимися или прямо в компьютерном классе,
или на занятии в аудитории. Эта работа может включать объяснение материала
и дополнительные упражнения. При необходимости, после индивидуальных
занятий возможно и повторное тестирование.
Основной вывод проведенного исследования состоит в том, что уровень
успешности обучения с использованием системы тестов значительно выше.
Причина
видится
в
том,
что
оценка
навыков
и
умений,
приобретенных
студентами, проводилась систематически и с помощью того же метода, что и
итоговый контроль – компьютерного тестирования. Достоверность полученных
результатов
определяется
тем,
что
все
тесты
имеют
соответствующие
статистические
характеристики.
Отсутствие
необходимости
проверки
работ
создает дополнительные возможности
преподавателю для индивидуальной
работы с обучающимися.
Список литературы
1.
Алексеева А.А. Тестирование как компонент учебного процесса. В сб.
«Учебные программы», Москва: МГУ, 2017, Т. 2, с. 513-516.
2.
Едронова
В.Н.
Развивающие
технологии
самостоятельной
работы
и
текущего контроля знаний в изучении экономических дисциплин.// Материалы
конференции «Анализ качества образования и тестирование», М., МЭСИ, 2001,
с. 128 – 131.
3.
Соболева
О.С.,
Гусева
Н.В.
Тестирование
как
средство
контроля
и
оценки
знаний
студентов
неязыкового
вуза.
//
Вестник
Московского
государственного гуманитарного университета им. М.Шолохова. Педагогика и
психология, №1, 2014, с. 71-75.
4.
Холобаев
Е.Н.
Тестовый
контроль
в
Московской
государственной
геологоразведочной
академии.
Материалы
конференции
Анализ
качества
образования и тестирование, М., Изд-во МЭСИ, 2001, с. 235-236.
5.
Ялаева Н.В. Компьютерное тестирование как средство интенсификации
обучения английскому языку в юридическом вузе. Дисс. канд. пед. наук. -
Екатеринбург, 2003, 233 c.