Напоминание

СТИМУЛИРОВАНИЕ К САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГОВ КАК ПРИНЦИП УПРАВЛЕНИЯ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ АВТОРОВ


Автор: Кириллова Елизовета Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: НШ "Прогимназия"
Населённый пункт: город Сургут
Наименование материала: статья
Тема: СТИМУЛИРОВАНИЕ К САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГОВ КАК ПРИНЦИП УПРАВЛЕНИЯ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ АВТОРОВ
Раздел: среднее образование





Назад




СТИМУЛИРОВАНИЕ К САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГОВ КАК

ПРИНЦИП УПРАВЛЕНИЯ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И

ЗАРУБЕЖНЫХ АВТОРОВ

ФИО

БГПУ им.М.Акмуллы

Цель современного образования – это разностороннее и своевременное

развитие

ребёнка,

подро стка

и

молодого

человека.

Ур о в е н ь

профессионального

мастерства

учителя

напрямую

определяет

уровень

подготовки, обучения и воспитания подрастающего поколения. Установлено

что

уровень

профессионального

мастерства

учителя

должен

постоянно

увеличиваться

в

связи

с

чем

руководители

образовательных

учреждений

ежегодно

составляют

различные

планы

по

развитию

педагогов.

Однако

современные исследования доказали, что курсы повышения квалификации,

различные семинары и конференции не будут успешными без активного

самообразования со стороны учителя.

Значительное

внимание

следует

уделить

работе

Я.А.Коменского

«Всеобщее

воспитание»,

в

котором

педагог

описывает

концепцию

непрерывного образования человека, которая на сегодняшний день получила

широкое

распространение,

и

акцентирует

внимание

на

процессах

образования

и

самообразования:

«Великолепно

было

бы

соблюсти

и

осуществить

также,

чтобы

каждый,

кто

родился

человеком

и

научен

пользоваться разумом, сам для себя стал школой, книгой и учителем» [по 3].

Творческое

наследие

многих

мыслителей

включает

в

себя

идеи

о

необходимости непрерывной работы над собой и своим развитием. Среди

них И.Ф. Гербарт Ф.А.В. Дистервег и Г. Спенсер. Многие из разработанных

ими мыслей остаются актуальными и сегодня. Итак, согласно И.Ф. Гербарту,

путь

к

достижению

необходимых

целей

состоит

в

том,

чтобы

усвоить

простые

моральные

идеи,

которые

определяют

обязанности

человека

по

отношению к себе и другим людям: «Педагогика – наука, лично необходимая

для педагога» [по 3].

Особое

внимание

в

работе

А.

Дистервега

было

уделено

личности

учителя и его профессиональным качествам. Особенно важны и полезны его

идеи для подготовки учителей: «Никогда не останавливайся! ... только до тех

пор, пока вы не можете начинать обучение других, продолжая работать над

собственным

образованием

и

не

увидев

самый

важный

педагогический

инструмент в самой школе, в общении с детьми и в классе, образование

никогда не завершается» [по 3].

Идеи профессионального и личностного обучения и развития учителя

российскими учеными активно развиваются. Огромный вклад в развитие

отечественной

педагогики

внесли

К.Д.

Ушинский,

Н.И.

Пирогов,

П.Ф. Каптерев, П.П. Блонский.

Внедряя

принцип

единства

и

бессословности

в

образовании,

Н.И.

Пирогов придавал особое значение деятельности учителя. В своей статье он

рассказал о необходимости подготовки учителей, способных перестроить

процесс образования и воспитания детей. Он уделял пристальное внимание

повышению научного уровня образования и считал, что наука не только

развивает человеческий интеллект, но и является мощным образовательным

инструментом [по 4].

К.Д. Ушинский разработал вопрос о различных формах и содержании

педагогического

образования.

Подчеркивая

важность

педагогической

направленности

преподавания

естествознания

на

семинаре

для

учителей,

К.Д. Ушинский, в то же время, придавал большое значение специальной

педагогической и методической подготовке учителя. Однако одних только

теоретических знаний учителя недостаточно, все же необходимо овладеть

практическим искусством преподавания, получить навыки педагогической

работы. Кроме того, К.Д. Ушинский считал, что будущий учитель должен

научиться

красиво

и

правильно

писать,

рисовать,

читать

четко

и

выразительно и, если возможно, даже петь [по 4].

П.Ф.

Каптерев

обратил

внимание

ученых

и

преподавателей

на

проблему

личностного

саморазвития

и

его

совершенствования.

В

работе

«Педагогический процесс» он говорит об этом как о процессе «творческой

натуры», «оригинальном» процессе. П.Ф. Каптерев выражает мысль о том,

что «улучшение не чуждо личностному развитию: личностное развитие тело

совершенствует, становится сильнее, лучше» [по 4].

И.А.

Зимняя

отмечает,

что

личностно-ориентированный

подход

к

повышению

квалификации

способствует

развитию

профессионально-

личностных

качеств

классного

руководителя,

необходимых

для

самообразования

(активность,

инициативность,

самостоятельность,

самоорганизованность, готовность к исследовательской деятельности) [3, с.

244-251].

М.М. Поташник определяет профессиональный рост учителя как цель и

процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности,

позволяющих ему не любым, а именно оптимальным образом реализовать

своё

предназначение,

решить

стоящие

перед

ним

задачи

по

обучению,

воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья школьников

[4].

Подводя итоги отметим, что как в зарубежной, так и отечественной

педагогической

мысли

существовали

разнообразные

взгляды

на

природу

управления самообразованием педагога.

Литература:

1. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. - 4-е изд.,

пересмотр.

М.:

Изд-во

Московского

психолого-социального

ин-та;

Воронеж: МОДЭК, 2018. – 447 с.

2.

Поташник,

М.М.

Управление

профессиональным

ростом

учителя

в

современной школе [Текст] / М.М. Поташник. – М.: Центр педагогического

образования, 2011. – 448 с.

3. Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т. 2. Новое время [Текст] / Под

ред. А.И. Пискунова.

– М.: ТЦ Сфера, 2016. – 464 с.

4. Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т. 3. Новейшее время [Текст] /

Под ред. А.И. Пискунова.

– М.: ТЦ Сфера, 2017. – 560 с.



В раздел образования