Автор: Воеводина Ирина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Ёлочка" город Надым"
Населённый пункт: ЯНАО Тюменская область город Надым
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Игровая деятельность, как условие развития ребенка дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное
учреждение «Детский сад «Ёлочка» города Надыма
«Игровая деятельность, как условие
развития ребенка дошкольного
возраста»
Материал подготовлен:
Воспитателем И.И. Воеводиной
«Игры детей - вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на
самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста».
Мишель де Монтень
Игра - это одна из
форм обучения, когда в
процессе игры дети (и
взрослые) получают
те знания и
совершенствуют те
умения и навыки,
которые в будущем будут
задействованы в жизни.
Цели и задачи игры:
Пункт 4.6 ФГОС ДО оговаривает важность развития игровой деятельности в становлении
социально-нормативных основ поведения ребёнка, а также в повышении эффективности
образовательного процесса.
•
Пробуждение интереса - процесс обучения в игровой форме развлекает, доставляет удовольствие
и радость, нейтрализует стрессовое напряжение, превращает познание окружающего мира и
освоение новых практических навыков в увлекательное путешествие;
•
Самопознание и самореализация - малыш познаёт свой внутренний мир, учится проявлять
инициативность, высказывать своё мнение в общении, опираться на самостоятельность в
конструировании, делать осознанный выбор рода занятий и партнёров по игре;
•
Формирование культуры сотрудничества - совместная игра помогает развить психологические
навыки солидарности, обучает коллективной деятельности, умению слышать не только самого
себя, но и партнёров по игре, является прекрасным практическим тренингом по искусству
разрешения конфликтов и умению находить компромисс, воспитывает уважение к другим людям,
формирует чувство справедливости и собственного достоинства;
•
Социализация - ребёнок учится различать реальную действительность и условную
(«понарошку»), развивает волевые качества самодисциплины и понимает необходимость
следовать нормам и правилам;
•
Развитие коммуникативных навыков - малыш осваивает такой инструмент, как речь для решения
проблемы взаимопонимания и передачи информации;
•
Игровая терапия - помогает в преодолении трудностей, возникших в какой-либо сфере
деятельности ребёнка.
Игры, инициаторами
которых становятся
сами дети
(самостоятельные
игры):
•
сюжетно -
отобразительная;
•
сюжетно-ролевая игра;
•
режиссёрская
постановка;
•
театрализованная
импровизация.
Игры, рождающиеся
по инициативе
взрослых. Игры с ярко
выраженным
обучающим
характером:
•
дидактические игры с
сюжетным рисунком;
•
игра-эксперимент,
игра-путешествие с
поисковыми
элементами;
•
подвижные разного
уровня интенсивности;
дидактические игры с
музыкальным
сопровождением.
Игры, являющиеся формой
отдыха или смены
деятельности:
•
развлекающие игры;
•
интеллектуальные
головоломки и состязания;
•
календарные и тематические
праздники, карнавальные
представления;
•
театрально-
костюмированные;
народные игры и
фольклорные традиции,
пришедшие в современный
мир из исторического
прошлого.
Средства педагогической поддержки самостоятельных
игр в соответствии с возрастом детей:
•
Первая младшая группа — предметная игра, построенная вокруг
незамысловатого сюжета, постепенное введение ребёнка в осмысленную
игру в контексте конкретной ситуации.
•
Вторая младшая группа — понимание условного характера игры,
развитие индивидуальных умений, обучение игровому взаимодействию в
малых группах.
•
Средняя группа — расширение диапазона игр, поддержка понимания
необходимости соблюдения правил, поощрение самостоятельных
действий, обогащение игрового опыта посредством усложнения сюжета.
•
Старшая группа — дальнейшее усложнение разнонаправленных игр в
совместной с воспитателем деятельности.
•
Подготовительная группа — построение детского коллектива на
принципах игрового сотрудничества и солидарности, поддержка
инициативности и самоорганизации, включение элементов ролевого
диалога, творческого фантазирования в условиях самодеятельной игровой
среды.
Задачи руководства игровой деятельностью детей
•
Стимулировать игровое воспроизведение событий повседневной жизни, таким образом,
добиваться знакомства с назначением предметов и освоения навыков их практического
применения.
•
Помогать освоить умение видеть, понимать и формулировать задачу игры.
•
Обучать поиску разнообразных вариантов использования игрушек в процессе игры.
•
Побуждать использование символических предметов, подменяющих объекты из
реальной жизни.
•
Придумывать игровые ситуации с вымышленными предметами.
•
Формировать опыт замены некоторых игровых действий образами словесной формы
выражения.
•
Пробуждать у детей желание находить различные варианты решения игровой задачи,
используя новые комбинации с предметами.
•
Развивать самостоятельность в принятии решения и поиске разнообразных задач и целей
игры.
•
Прививать игровую культуру, т. е. учить признавать право каждого участника на своё
игровое пространство и уважать интересы всех игроков.
•
Стимулировать проявление живого интереса к играм сверстников.
•
Учить ставить игровую задачу самому и принимать задачу, поставленную другими.
•
Поощрять изобретение интересных и необычных игровых задумок.
•
Обучать умению договариваться.
Однако целенаправленно натаскивать детей на шаблонные игровые действия не
желательно, поскольку это может губительно сказаться на проявлении свободного творчества
.
Формы работы с родителями
В своей работе я использую
такие формы работы с родителями:
1. Родительские собрания;
2. Викторины «Играем вместе»,
«Познаем игру»;
3. Анкетирование и
тестирование родителей « Игры и
игрушки в жизни ребёнка, их
значение и умственное развитие»;
4. Индивидуальные
консультации, рекомендации;
5. Наглядные виды работы
(информационные стенды, папки -
передвижки, выставки детских работ,
демонстрация картотеки игр, показ и
пояснение соответствующей
литературы);
6. Индивидуальная работа с
детьми;
7. Помощь родителей детскому
саду в оформлении игровых уголков.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
В заключении хочется сказать:
«Следуйте главному девизу в жизни
ребенка: играть с утра и до вечера
везде, где позволяет обстановка,
невзирая на обстоятельства
окружающей жизни, которая
запружена компьютерной завесой
реальной действительности».