Напоминание

Практика социализации детей средствами экологического воспитания"


Автор: Логинова Людмила Вольдемаровна
Должность: методист
Учебное заведение: МУДО Центр туризма,экологии и краеведения
Населённый пункт: Ставропольский край, город Георгиевск
Наименование материала: статья
Тема: Практика социализации детей средствами экологического воспитания"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное учреждение дополнительного образования
Центр туризма, экологии и краеведения

ТЕМА:

«Практика социализации детей средствами

экологического воспитания»

Автор: Логинова Людмила Вольдемаровна, методист





г. Георгиевск

2016 г.

В последние десятилетия значительно повысилось внимание мировой общественности к проблеме экологического образования. Современное общество оказалось перед выбором: либо сохранить существующий способ взаимодействия с природой, что неминуемо может привести к экологической катастрофе, либо сохранить биосферу, пригодную для жизни, но для этого необходимо изменить сложившийся тип деятельности. Проблемы воспитания относятся сегодня к самым острым и актуальным не только педагогическим, но и социальным. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", определил основным содержательным видом в учреждении дополнительного образования образовательную деятельность, но система дополнительного образования это в большей степени социальная среда по воспитанию личности, так как именно в учреждении дополнительного образования, как нигде воспитательный и образовательный процесс двуедин. В Концепции модернизации образования среди важнейших задач воспитания выделены: формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Социализация — многоэтапный процесс изменения и развития психических качеств личности под воздействием окружающей социальной среды. Задача социального становления личности ребёнка сегодня является важной и актуальной. От того, какие ценности будут сформированы у детей сегодня, от того, насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время и в будущем. Каждое учреждение дополнительного образования детей стремится найти современные технологии обучения и воспитания для формирования социальных компетенций обучающихся. Работают над этим вопросом и педагоги Центра. Они принимают самое активное участие в профессиональных конкурсах, делятся опытом работы в социальной сети, участвуют в конкурсах:  на лучшую методическую разработку по экологической проблематике;  «Активные методы обучения в образовательном процессе»;  «Талант с колыбели»;  дистанционный образовательный портал «Продлёнка»;  конкурс авторских программ дополнительного образования детей;  «Сердце отдаю детям» и другие. Педагогическим коллективом Центра проводится целенаправленная работа по социализации детей и подростков средствами экологического воспитания, определенных Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации.
Основной целью, которой было и остается формирование экологической культуры, которое осуществляется через экологическое образование, экологическое просвещение, экологическое воспитание, экологическую социализацию, а также самообразование и самовоспитание личности. Современные формы организации экологического воспитания в дополнительном образовании достаточно разнообразны и включают в себя массовые мероприятия и практические действия, приносящие реальную пользу природе. Му н и ц и п а л ь н о е ка з ё н н о е о б р а зо ват е л ь н о е у ч р е ж д е н и е дополнительного образования детей Эколого-биологический центр (МКОУ ДОД ЭБЦ) многопрофильное образовательное учреждение, позволяющее своевременно учитывать и удовлетворять потребности детей и подростков самого разного возраста и уровня образования. Им на выбор предлагаются 17 образовательных программ дополнительного образования по трем направленностям: естественнонаучная, художественная, социально- педагогическая. В Центре открыта городская инновационная площадка «Разработка модели образовательной среды, обеспечивающей формирование успешной личности учащихся МКОУ ДОД ЭБЦ», целью которой является создание системы обучения и воспитания, позволяющей намечать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты учащихся, отражающих его интересы, возможности и потребности чере з культурообразовательную среду Центра. Вся деятельность Центра направлена на создание условий для творческого интеллектуального развития детей, удовлетворение самых различных интересов, склонностей, дарований. Уже с первого класса педагоги учат ребят жить в гармонии с природой. Юные экологи совершают увлекательные путешествия в мир природы, а игровые моменты включают ребят в познавательную деятельность и становятся эффективным условием воспитания у детей гуманного отношения к природе, осознания ими себя как части живой природы. Педагогами Центра ведётся целенаправленная и систематическая работа с целью повышения уровня физического и психического здоровья учащихся. Введение федеральных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) в образовательный процесс является объективной потребностью, как общества, так и государства и связано, прежде всего, с необходимостью воспитания и развития качества личности школьника. В рамках реализации ФГОС занятия, проводимые педагогами, отличаются разнообразием форм и методов коррекции здоровья учащихся. Программный материал успешно сочетается с физкультурными и оздоровительными минутками (тренинги, гимнастика глаз, коррекция осанки,
дыхательные и звуковые гимнастики, пальчиковые игровые тренинги, аутотренинги и т.д.). Кроме работы в школах в рамках реализации ФГОС и работы по дополнительным образовательным программам ярким примером социализации детей средствами экологического воспитания являются экологические акции, которые направлены на:  формирование экологического сознания и экологической культуры детей и подростков;  улучшение состояния окружающей среды. В процессе подготовки экологических акций таких как: «Знатоки леса», «День Земли», «День птиц», «День защиты животных», «Первоцветы», «Посади дерево», «Сохраним природу Ставрополья», «Мы чистим мир», «Подкумку - чистые берега», её участники достаточно глубоко вникают во все аспекты поставленной проблемы и подробно рассматривают эффективные пути её решения, что приводит к формированию правильных убеждений, мировоззрения, этических норм и социализации личности. С целью распространения опыта педагогов по внедрению инновационных технологий в образовательный процесс, обобщение и внедрение в учебную деятельность педагогического опыта, повышение профессиональной компетентности педагогов в Центре проводятся методические недели по направленностям, конкурсы педагогического мастерства. В Эколого-биологическом центре основными задачами является пропаганда среди детей и подростков экологических знаний, организация среди них исследовательской деятельности Стимулирование экологической деятельности ребят через исследовательскую деятельность – мощный фактор повышения качества экологического воспитания. Проектирование позволяет объединить детей, наполнив их взаимодействие творчеством и созидательной деятельностью. Реализация проектов позволяет пробуждать интерес воспитанников к социально значимой деятельности. Важным является тот факт, что эта работа проводится в месте проживания ребят, в их микрорайоне, в родном городе, в учебном заведении. Наши дети начинают понимать, что от них зависят позитивные изменения. Участие в исследовательской деятельности формирует высокую экологическую культуру поведения. Наряду с этим повышается не только самооценка ребёнка, но и мотивация, в том числе и к учебной деятельности, т.к. ребята становятся более самостоятельными, способными принять или изменить оценку сверстников и взрослых. Уровень исследовательских работ представляемых на городских, региональных, краевых и Всероссийских конкурсах очень высок. Ребята становятся призёрами и победителями различных конкурсов: «Юные исследователи окружающей среды», «Окно в природу», «Я вхожу в мир искусств», «Человек на Земле» «Познание и творчество», «Созвездие», «Подрост», в рамках национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России», «Шаг в будущее»,
«Летопись добрых дел», «Зелёная планета», «Я – гражданин России» и других. Их тезисы публикуются в различных сборниках, в том числе в сборнике «Экологические проблемы КМВ», «Экологические проблемы Ставрополья». В 2013-2014 году 85 учащихся приняли участие в интеллектуальных Всероссийских конкурсах, фестивалях, олимпиадах и конференциях. 28 учащихся стали призёрами, 8 удостоены звания победителей и лауреатов. Все представленные работы на конкурсы индивидуальные. В Центре разносторонне представлено социально-педагогическое направление, в рамках которого воспитанники принимают участие в проектировании и защите социальных проектов на различные темы социальной направленности, например: «Роль семьи в профилактике наркомании и наркопреступности», «Волонтёрское движение – один из путей профилактики употребления ПАВ в молодёжной среде», «Дети из социально- неблагополучных семей как объект профилактики злоупотребления наркотиками». Эколого-биологический центр работает в тесной связи с научными учреждениями, координационным Советом по экологии при администрации КМВ и особенно плодотворное сотрудничество сложилось у нас с лабораторией Общей экологии (руководитель доцент кафедры экологии и природопользования СГУ, кандидат биологических наук Е.Г.Мишвелов, доктор ветеринарных наук, доцент ГБОУ ВПО «СГУ» биотехнологии, руководитель Сахно В.М.). На протяжении многих лет Эколого-биологический центр работает в содружестве с общеобразовательными школами города, учреждениями дополнительного образования. Самые первые практические навыки по изучению и охране природы, основам ландшафтного и фитодизайна ребята получают в объединениях «Зеленая архитектура», «Мир комнатных растений», где овладевают основами проектирования цветочно- декоративного комплекса и зеленого дизайна. Занятия проводятся на учебно- опытном участке и в учебно-опытной теплице. Роль учебно-опытного участка в воспитательном процессе учащихся Центра очень велика. Красивый ухоженный участок воспитывает в детях чувство любви к природе, ко всему живому. В объединении «Зеленая архитектура» учащиеся осваивают новые приемы работы с камнем, создают малые архитектурные формы на собственных творческих площадках. Учебно-опытная теплица располагает большими возможностями. Занимаясь в теплице, ребята учатся понимать и ценить прекрасное, приобретая при этом определенные трудовые навыки и умения работать с комнатными и древесно-кустарниковыми растениями. С интересом посещают ребята объединения прикладного творчества «Природа и фантазия» и «Радуга творчества», делают поделки из природного материала, не нанося ущерб окружающей среде, создают настоящие произведения искусства. Здесь не только существенно расширяются знания
ребенка, но обеспечивается возможность успеха в избранной сфере деятельности, что способствует развитию многих качеств личности. Ребята из объединений Центра, учащиеся общеобразовательных школ с большим удовольствием принимают участие в краевой экологической акции «Сохраним природу Ставрополья», чтобы сделать городские улицы, зоны отдыха чище и краше. Девизом ребята выбрали слова: «Наш город это живой организм, так пусть он будет здоровым!». Ежегодно ребята активное участие принимают в краевом молодёжном патруле здоровья «Меняем сигаретку на конфетку», «Против алкоголя, против деградации, трезвая молодёжь – за здоровье нации». Пикет проходит под лозунгом «Только трезвая Россия станет Великой!». Цель патруля – снижение масштабов злоупотребления табачной продукции, алкоголя, наркотиков среди детей, подростков и популяризация здорового образа жизни в молодёжной среде. Стало традицией проводить родительские собрания не только на филиалах Центра, но и на базе общеобразовательных школ, на которых рассматриваются такие вопросы как «Профилактика безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних», «Детей не надо воспитывать, с ними надо дружить», «Как уберечь детей от влияния улицы», "Особенности семейного воспитания". Традиционно весной, в рамках празднования Дня Земли, для привлечения внимания детей и подростков к проблемам охраны окружающей среды, для воспитания бережного и внимательного отношения к природе, проводится экологический фестиваль «Экология. Творчество. Дети». Э кол о г и ч е с ка я ко н ф е р е н ц и я п од в од и т и то г и р а б о т ы общеобразовательных учреждений города и учреждений дополнительного образования по естественнонаучной направленности за учебный год. Продолжается работа по экологическому воспитанию и в летнем оздоровительном лагере «Родничок», где ребята не только отдыхают, но и принимают участие в природоохранных, эколого-натуралистических, оздоровительных и развлекательных мероприятиях учатся ухаживать за растениями в теплице, на участке, выполняют исследовательскую работу. С каждым годом растёт число подростков желающих быть занятых благоустройством территории, трудиться, получая за свой труд моральное и материальное вознаграждение. Приоритетным правом при трудоустройстве в период летних каникул пользуются дети:  состоящие на учёте в КДН и других видах учёта;  сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;  проживающие в малоимущих семьях (семьи безработных граждан, неполные, многодетные и т.д.);  беспризорные и безнадзорные. Основная сфера деятельности трудового отряда – благоустройство учебно-опытного участка, учебно-опытной теплицы Центра (уборка мусора, прополка, рыхление, полив растений, реставрация, формирование
клумб, обрезка деревьев, кустарников и т.д.). В этом есть и некий воспитательный момент – то, что своими руками сажал, белил или чинил, рвать и ломать уже не захочется. Работа бригады полезна всем: и Центру, и родителям, и самим детям. Подростки учатся ценить заработанную копейку, у них появляется чувство ответственности, они приобретают определенные трудовые навыки. Благодаря стараниям детей учебно-опытный участок и учебно- опытная теплица заметно преображаются. Кроме того, работа, отвлекая подростков от улицы, является одним из м е т од о в п р о ф и л а к т и к и п р а в о н а р у ш е н и й и б е з н а д з о р н о с т и несовершеннолетних. Педагогический коллектив Центра уверенно смотрит в завтрашний день, полон творческой энергии, ведет за собой детей в мир добра, красоты и творчества по ступеням мастерства. Педагоги Центра считают, что ничего не изменится в нашей стране в лучшую сторону, пока мы не вложим в души детей любовь и заботу о природе, окружающем мире, а в их головы – экологическое сознание. Ребёнок никогда не будет стремиться вернуть чистоту реке, если она не протекает через его сердце.


В раздел образования