Практика социализации детей средствами экологического воспитания"
Автор: Логинова Людмила Вольдемаровна Должность: методист Учебное заведение: МУДО Центр туризма,экологии и краеведения Населённый пункт: Ставропольский край, город Георгиевск Наименование материала: статья Тема: Практика социализации детей средствами экологического воспитания" Раздел: дополнительное образование
Муниципальное учреждение дополнительного образования
Центр туризма, экологии и краеведения
ТЕМА:
«Практика социализации детей средствами
экологического воспитания»
Автор: Логинова Людмила Вольдемаровна, методист
г. Георгиевск
2016 г.
В последние десятилетия значительно повысилось внимание мировой
общественности
к
проблеме
экологического
образования.
Современное
общество оказалось перед выбором: либо сохранить существующий способ
взаимодействия с природой, что неминуемо может привести к экологической
катастрофе, либо сохранить биосферу, пригодную для жизни, но для этого
необходимо изменить сложившийся тип деятельности.
Проблемы
воспитания
относятся
сегодня
к
самым
острым
и
актуальным не только педагогическим, но и социальным.
Федеральный
закон
от
29.12.2012
N
273-ФЗ
"Об
образовании
в
Российской
Федерации",
определил основным содержательным видом в
учреждении
дополнительного
образования
образовательную
деятельность,
но система дополнительного образования это в большей степени социальная
среда
по
воспитанию
личности,
так
как
именно
в
учреждении
дополнительного образования, как нигде воспитательный и образовательный
процесс двуедин.
В Концепции модернизации образования
среди важнейших задач
воспитания выделены: формирование у детей гражданской ответственности и
правового
самосознания,
духовности
и
культуры,
инициативности,
толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Социализация
—
многоэтапный
процесс
изменения
и
развития
психических качеств личности под воздействием окружающей социальной
среды.
Задача социального становления личности ребёнка сегодня является
важной и актуальной. От того, какие ценности будут сформированы у детей
сегодня, от того, насколько они будут готовы к новому типу социальных
отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время и в
будущем.
Каждое
учреждение
дополнительного
образования
детей
стремится
найти современные технологии обучения и воспитания для формирования
социальных компетенций обучающихся.
Работают над этим вопросом и педагоги Центра. Они принимают самое
активное участие в профессиональных конкурсах, делятся опытом работы
в социальной сети, участвуют в конкурсах:
на лучшую методическую разработку по экологической
проблематике;
«Активные методы обучения в образовательном процессе»;
«Талант с колыбели»;
дистанционный образовательный портал «Продлёнка»;
конкурс
авторских
программ
дополнительного
образования
детей;
«Сердце отдаю детям» и другие.
Педагогическим коллективом Центра проводится целенаправленная
работа
по социализации детей и подростков средствами экологического
воспитания, определенных Национальной образовательной инициативой
«Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации.
Основной целью, которой
было и остается формирование
экологической
культуры,
которое
осуществляется
через
экологическое
образование,
экологическое
просвещение,
экологическое
воспитание,
экологическую социализацию, а также самообразование и самовоспитание
личности.
Современные
формы
организации
экологического
воспитания
в
дополнительном образовании достаточно разнообразны и включают в себя
массовые
мероприятия
и
практические
действия,
приносящие
реальную
пользу природе.
Му н и ц и п а л ь н о е
ка з ё н н о е
о б р а зо ват е л ь н о е
у ч р е ж д е н и е
дополнительного образования детей Эколого-биологический центр (МКОУ
ДОД
ЭБЦ)
многопрофильное
образовательное
учреждение,
позволяющее
своевременно учитывать и удовлетворять потребности детей и подростков
самого разного возраста и уровня образования. Им на выбор предлагаются 17
образовательных
программ
дополнительного
образования
по
трем
направленностям:
естественнонаучная,
художественная,
социально-
педагогическая.
В Центре открыта
городская
инновационная
площадка
«Разработка модели образовательной среды, обеспечивающей формирование
успешной личности учащихся МКОУ ДОД ЭБЦ», целью которой является
создание
системы
обучения
и
воспитания,
позволяющей
намечать
и
реализовывать
индивидуальные
образовательные
маршруты
учащихся,
отражающих
его
интересы,
возможности
и
потребности
чере з
культурообразовательную среду Центра.
Вся
деятельность
Центра
направлена
на
создание
условий
для
творческого
интеллектуального
развития
детей,
удовлетворение
самых
различных интересов, склонностей, дарований.
Уже с первого класса педагоги учат ребят жить в гармонии с
природой. Юные экологи совершают увлекательные путешествия в мир
природы,
а
игровые
моменты
включают
ребят
в
познавательную
деятельность
и становятся эффективным условием воспитания у детей
гуманного отношения к природе,
осознания ими себя как части живой
природы.
Педагогами Центра
ведётся целенаправленная и систематическая
работа с целью повышения уровня физического и психического здоровья
учащихся.
Введение федеральных образовательных стандартов начального
общего образования (ФГОС НОО) в образовательный
процесс
является
объективной
потребностью,
как
общества,
так
и
государства
и
связано,
прежде всего, с необходимостью воспитания и развития качества личности
школьника.
В рамках реализации ФГОС
занятия, проводимые педагогами,
отличаются разнообразием форм и методов коррекции здоровья учащихся.
Программный
материал
успешно
сочетается
с
физкультурными
и
оздоровительными минутками (тренинги, гимнастика глаз, коррекция осанки,
дыхательные и звуковые
гимнастики, пальчиковые игровые
тренинги,
аутотренинги и т.д.).
Кроме работы в школах
в рамках реализации ФГОС и работы по
дополнительным
образовательным
программам
ярким
примером
социализации детей средствами экологического воспитания являются
экологические акции, которые направлены на:
формирование экологического сознания и экологической культуры детей и
подростков;
улучшение состояния окружающей среды.
В процессе подготовки экологических акций
таких как: «Знатоки
леса»,
«День
Земли»,
«День
птиц»,
«День
защиты
животных»,
«Первоцветы», «Посади дерево», «Сохраним природу Ставрополья», «Мы
чистим мир», «Подкумку - чистые берега», её участники достаточно глубоко
вникают во все аспекты поставленной проблемы и подробно рассматривают
эффективные пути её решения, что приводит к формированию правильных
убеждений, мировоззрения, этических норм и социализации личности.
С
целью
распространения
опыта
педагогов
по
внедрению
инновационных
технологий
в
образовательный
процесс,
обобщение
и
внедрение
в
учебную
деятельность
педагогического
опыта,
повышение
профессиональной
компетентности
педагогов
в
Центре
проводятся
методические
недели
по
направленностям,
конкурсы
педагогического
мастерства.
В Эколого-биологическом центре основными задачами является
пропаганда среди детей и подростков экологических знаний, организация
среди них исследовательской деятельности
Стимулирование
экологической
деятельности
ребят
через
исследовательскую
деятельность
–
мощный
фактор
повышения
качества
экологического воспитания. Проектирование позволяет объединить детей,
наполнив их взаимодействие творчеством и созидательной деятельностью.
Реализация проектов позволяет пробуждать интерес воспитанников к
социально значимой деятельности. Важным является тот факт, что эта работа
проводится в месте проживания ребят, в их микрорайоне, в родном городе, в
учебном заведении.
Наши дети начинают понимать, что от них зависят
позитивные
изменения.
Участие
в
исследовательской
деятельности
формирует
высокую
экологическую
культуру
поведения.
Наряду
с
этим
повышается не только самооценка ребёнка, но и мотивация, в том числе и к
учебной
деятельности,
т.к.
ребята
становятся
более
самостоятельными,
способными принять или изменить оценку сверстников и взрослых.
Уровень
исследовательских
работ
представляемых
на
городских,
региональных, краевых и Всероссийских
конкурсах очень высок. Ребята
становятся
призёрами
и
победителями
различных
конкурсов:
«Юные
исследователи окружающей среды», «Окно в природу», «Я вхожу в мир
искусств», «Человек на Земле» «Познание
и творчество», «Созвездие»,
«Подрост»,
в
рамках
национальной
образовательной
программы
«Интеллектуально-творческий
потенциал
России»,
«Шаг
в
будущее»,
«Летопись добрых дел», «Зелёная планета», «Я – гражданин России»
и
других.
Их тезисы публикуются в различных сборниках, в
том числе в
сборнике
«Экологические
проблемы
КМВ»,
«Экологические
проблемы
Ставрополья».
В 2013-2014 году 85 учащихся приняли участие в интеллектуальных
Всероссийских конкурсах, фестивалях, олимпиадах и конференциях. 28
учащихся стали призёрами, 8 удостоены звания победителей и лауреатов.
Все представленные работы на конкурсы индивидуальные.
В
Центре
разносторонне
представлено
социально-педагогическое
направление,
в
рамках
которого
воспитанники
принимают
участие
в
проектировании
и
защите
социальных
проектов
на
различные
темы
социальной
направленности,
например: «Роль
семьи
в
профилактике
наркомании и наркопреступности», «Волонтёрское движение – один из путей
профилактики употребления ПАВ в молодёжной среде», «Дети из социально-
неблагополучных
семей
как
объект
профилактики
злоупотребления
наркотиками».
Эколого-биологический центр работает в тесной связи с научными
учреждениями, координационным Советом по экологии при администрации
КМВ
и
особенно
плодотворное
сотрудничество
сложилось
у
нас
с
лабораторией Общей экологии (руководитель доцент кафедры экологии и
природопользования
СГУ,
кандидат
биологических
наук
Е.Г.Мишвелов,
доктор
ветеринарных
наук,
доцент
ГБОУ
ВПО
«СГУ»
биотехнологии,
руководитель Сахно В.М.).
На протяжении многих лет Эколого-биологический центр работает в
содружестве
с
общеобразовательными
школами
города,
учреждениями
дополнительного
образования.
Самые
первые
практические
навыки
по
изучению и охране природы, основам ландшафтного и фитодизайна ребята
получают
в
объединениях
«Зеленая
архитектура»,
«Мир
комнатных
растений»,
где
овладевают
основами
проектирования
цветочно-
декоративного комплекса и зеленого дизайна. Занятия проводятся на учебно-
опытном участке и в учебно-опытной теплице.
Роль учебно-опытного участка в воспитательном процессе учащихся
Центра очень велика. Красивый ухоженный участок воспитывает в детях
чувство
любви
к
природе,
ко
всему
живому.
В
объединении
«Зеленая
архитектура» учащиеся осваивают новые приемы работы с камнем, создают
малые архитектурные формы на собственных творческих площадках.
Учебно-опытная теплица располагает большими возможностями.
Занимаясь
в
теплице,
ребята
учатся
понимать
и
ценить
прекрасное,
приобретая при этом определенные трудовые навыки и умения работать с
комнатными и древесно-кустарниковыми растениями.
С интересом посещают ребята объединения прикладного творчества
«Природа и фантазия» и «Радуга творчества», делают поделки из природного
материала,
не
нанося
ущерб
окружающей
среде,
создают
настоящие
произведения искусства. Здесь не только существенно расширяются знания
ребенка,
но
обеспечивается
возможность
успеха
в
избранной
сфере
деятельности, что способствует развитию многих качеств личности.
Ребята
из объединений
Центра, учащиеся общеобразовательных
школ
с большим удовольствием
принимают участие в
краевой
экологической акции «Сохраним природу Ставрополья», чтобы
сделать
городские улицы, зоны отдыха чище и краше.
Девизом ребята выбрали
слова: «Наш город это живой организм, так пусть он будет здоровым!».
Ежегодно ребята активное участие принимают в краевом молодёжном
патруле
здоровья
«Меняем
сигаретку
на
конфетку»,
«Против
алкоголя,
против деградации, трезвая молодёжь – за здоровье нации». Пикет проходит
под лозунгом «Только трезвая Россия станет Великой!».
Цель патруля –
снижение
масштабов
злоупотребления
табачной
продукции,
алкоголя,
наркотиков среди детей, подростков
и популяризация здорового образа
жизни в молодёжной среде.
Стало традицией
проводить родительские собрания не только
на
филиалах Центра, но и на базе общеобразовательных школ, на которых
рассматриваются
такие
вопросы
как
«Профилактика
безнадзорности,
беспризорности,
правонарушений
несовершеннолетних»,
«Детей
не
надо
воспитывать, с ними надо дружить», «Как уберечь детей от влияния улицы»,
"Особенности семейного воспитания".
Традиционно
весной,
в
рамках
празднования
Дня
Земли,
для
привлечения внимания детей и подростков к проблемам охраны окружающей
среды, для воспитания бережного
и внимательного отношения к природе,
проводится экологический фестиваль «Экология. Творчество. Дети».
Э кол о г и ч е с ка я
ко н ф е р е н ц и я
п од в од и т
и то г и
р а б о т ы
общеобразовательных учреждений города и учреждений дополнительного
образования по естественнонаучной направленности за учебный год.
Продолжается
работа
по
экологическому
воспитанию
и
в
летнем
оздоровительном лагере «Родничок», где ребята не только отдыхают, но и
принимают
участие
в
природоохранных,
эколого-натуралистических,
оздоровительных и развлекательных
мероприятиях учатся ухаживать за
растениями в теплице, на участке, выполняют исследовательскую работу.
С каждым годом растёт число
подростков желающих быть занятых
благоустройством территории, трудиться, получая за свой труд моральное
и материальное вознаграждение.
Приоритетным правом при трудоустройстве в период летних каникул
пользуются дети:
состоящие на учёте в КДН и других видах учёта;
сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
проживающие
в
малоимущих
семьях
(семьи
безработных
граждан, неполные, многодетные и т.д.);
беспризорные и безнадзорные.
Основная сфера деятельности трудового отряда
– благоустройство
учебно-опытного
участка,
учебно-опытной
теплицы
Центра
(уборка
мусора, прополка, рыхление, полив растений, реставрация, формирование
клумб, обрезка деревьев, кустарников
и т.д.).
В этом есть и некий
воспитательный момент – то, что своими руками сажал, белил или чинил,
рвать и ломать уже не захочется.
Работа бригады полезна всем: и Центру, и родителям, и самим детям.
Подростки учатся ценить заработанную копейку, у них появляется чувство
ответственности, они приобретают определенные трудовые навыки.
Благодаря стараниям детей
учебно-опытный
участок и учебно-
опытная теплица заметно преображаются.
Кроме того, работа, отвлекая подростков от улицы, является одним из
м е т од о в
п р о ф и л а к т и к и
п р а в о н а р у ш е н и й
и
б е з н а д з о р н о с т и
несовершеннолетних.
Педагогический
коллектив
Центра
уверенно
смотрит
в
завтрашний
день, полон творческой энергии, ведет за собой детей в мир добра, красоты и
творчества по ступеням мастерства.
Педагоги Центра считают, что ничего не изменится в нашей стране в
лучшую сторону, пока мы не вложим в души детей любовь и заботу о
природе, окружающем мире, а
в их головы – экологическое сознание.
Ребёнок никогда не будет стремиться вернуть чистоту реке, если она не
протекает через его сердце.