Автор: Бакарюк Виктория Васильевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Черноморская средняя школа №3"
Населённый пункт: пгт. Черноморское
Наименование материала: статья
Тема: Использование игровых технологий на уроках английского языка
Раздел: среднее образование
Использование игровых технологий на уроках английского языка.
Бакарюк Виктория Васильевна,
учитель английского языка
Последние годы свидетельствуют о значительном повышении интереса
к английскому языку. Он признан языком профессионального общения в
разных
сферах
деятельности.
Самой
главной
задачей
учителя
является
повышение мотивации к изучению английского языка.
Приходя в школу, ребенок начинает испытывать дискомфорт и стресс,
так как окружающая обстановка является для него чужой. Далее, ситуация
стресса
может
усугубляться
из-за
огромной
информационной
нагрузки
современных
учебных
программ.
Влияние
такой
нагрузки
отрицательно
сказывается
на
усвоении
учебного
материала,
что
может
привести
к
возникновению
неуверенности
в
себе
и
ослаблению
психологического
здоровья. В связи с этим, игровые технологии приобретают очень важное
значение.
Для детей игра, прежде всего – увлекательное занятие. В игре все
равны. Она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера
увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает
возможность
ребятам
преодолеть
стеснительность,
мешающую
свободно
употреблять
в
речи
слова
чужого
языка
и
благотворно
сказывается
на
результатах обучения.
Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает
чувство удовлетворения – оказывается, я могу говорить наравне со всеми.
Таким образом, надо рассматривать игру как ситуативно-вариативное
упражнение,
где
создается
возможность
для
многократного
повторения
речевого
образца
в
условиях,
максимально
приближенных
к
реально-
речевому
общению
с
присущими
ему
признаками
–
эмоциональностью,
целенаправленностью речевого воздействия.
Игры способствуют выполнению следующих методических задач:
- создание психологической готовности детей к речевому общению;
- обеспечение естественной необходимости многократного повторения
ими языкового материала;
- тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта;
- прием смены деятельности после трудного устного упражнения или
другого утомительного занятия;
- идеальная возможность расслабиться;
-
помогают
снять
скованность,
особенно
если
исключить
из
них
элемент соревнования или свести его к минимуму.
Игры на уроках иностранного языка можно и нужно использовать для
снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового материала, при
активизации речевой деятельности. Конечно же, при этом нужно учитывать,
что
каждый
возрастной
период
характеризуется
своим
типом
ведущей
деятельности.
1.
Все игры должны проводиться методически грамотно. Для этого
необходимо:
2.
Одну и ту же игру повторить несколько раз (путем подстановки
новых лексических единиц).
3.
Новую игру начинать учителю (роль ведущего), а затем эту роль
передать хорошо подготовленному ученику.
4.
Придать игре характер соревнования, для того чтобы получить от
игры наибольший эффект.
5.
Снабдить
играющих
различными
красочными
аксессуарами,
предметами, пособиями.
6.
Исключительно большое значение в играх обучающего характера
имеет
исправление
ошибок.
Желательно,
чтобы
и
оно
проводилось
в
игровой
форме
«разыгрывания
фантов»,
«записывания очков» и т.п.
Классификация педагогических игр:
1.
фонетические
2.
игры-физкультминутки
3.
лексические
4.
грамматические
5.
орфографические
6.
работа с алфавитом
7.
ролевые.
Фонетические игры.
Среди
фонетических
игр
можно
выделить
игры-загадки,
игры-имитации,
игры-соревнования, игры с предметами, игры на внимательность.
«Долгие и краткие звуки»
Поднять руку, когда звук в слове произносится долго или кратко.
«Кто лучше знает звуки?»
Учитель
произносит
звуки,
а
учащиеся
показывают
соответствующие
транскрипционные значки. Или наоборот.
«Назови слово по буквам»
Произнести слово по буквам.
«Назови слово» (игра с мячом)
Ведущий бросает участникам игры по очереди мяч, называя звук, участники
возвращают мяч, называя слово, в котором этот звук слышится.
«Кто быстрее?» (игра-соревнование)
Кто
быстрее
вспомнит
названия
предметов,
начинающихся
со…
звука.
Например:(t) – ten, tie, tiger, teacher, take, tell,…
В
игровой
форме
можно
провести
и физкультминутку.
Так
при
изучении темы «Глаголы движения» можно поиграть в игру «Simon says».
Суть
игры
проста:
учитель
выбирает
ведущего,
он
выходить
к
доске
и
произносит
фразу
-
Simon
says… RUN,
учащиеся же должны действие,
которое
назвал
ведущий.
Таким
образом,
в
ходе
игры
происходит
актуализация или закрепление лексики и проводится физкультминутка.
Физкультминутки
(и
многое
другое)
можно
проводить
с
помощью
мультимедийного сопровождения. Например: песня медвежонка «I can run».
Лексические игры.
При обучении лексике целесообразно использовать игры на карточках,
загадки,
кроссворды,
чайнворды,
игры
типа
«Найди
слово»,
«Найди
пословицу». Очень распространены игры типа «Аукцион» или «Дуэль».
Аукцион или Дуэль ( Игра - соревнование).
Учащиеся
сидят
по
принципу
круглого
стола,
в
центре
стола
расположены карточки с изучаемыми словами и выражениями по разным
темам. Один ученик берет карточку, показывает ее, как бы определяя тему.
Другие
играющие
должны
назвать
слова
или
выражения
по
заданной
тематике или употребить любое из уже названных слов в предложении.
Задача данной игры сводится к тому, чтобы последним назвать слово, или
фразу, или предложение с ними, относящиеся к определенной теме или
ситуации.
Чтобы игра не показалась учащимся однообразной, карточки можно
раскладывать в форме цветка, голубя и т.д.
Numbers, Line Up!
Играют две команды по 10 человек в каждой. Каждому из игроков
выдаются
цветные
карточки
большого
размера,
на
которых
написаны
цифры от 0 до 9. Для каждой команды свой цвет. Каждый игрок получает
свою карточку.
Команды
располагаются
друг
против
друга.
Можно
обозначить
разделительную полосу между ними. Ведущий выкрикивает числа. Он
может выкрикнуть: «Four hundred and thirty - two».
Игроки
каждой
из
команд
с
карточками
4,
3,
2
выбегают
к
разделительной линии, держа карточки с цифрами перед собой, и строятся
в нужном порядке.
Выигрывает команда, которая первой выполнит задания и получит
максимальное количество очков.
Можно усложнить задания, попросив учащихся самим прочитывать
построенные числа. Можно усложнить сами числа, например, 8, 935, 51,
678… но ведущий не должен называть числа, в которых повторяются
цифры, так как в каждой команде по одной цифре.
Эту же игру можно организовать с любыми другими словами и при
этом
тренировать
орфографическую
зоркость
и
правильность
чтения
английских букв.
Numbers on the board.
Играющие делятся на 2 – 3 команды. Учитель пишет на доске числа.
Представитель каждой команды стоит у доски с цветным мелом в руке.
Мелки у команд разного цвета. Учитель называет числа по – английски.
Ученик, который первым обводит названное число в кружок, получает
очко. Каждый играющий обводит 3 – 4 числа и уступает место товарищу по
команде.
Если
обучающийся
допустил
ошибку,
он
выбывает
из
игры.
Выигрывает команда, получившая большее количество очков.
Кроме чисел на доске могут быть написаны даты, меры веса, суммы
денег, дни недели и т.д.
Secret Letters.
Слова, называющие животных. В них пропущены буквы. Учащиеся
должны их вставить.
Lottery.
Представители двух команд по очереди достают из коробки карточки с
названиями предметов и помещают их под заголовками «Clothes», «Shoes»,
«Healthy and Unhealthy Food».
Alphabetical Order (A word puzzle).
Если расположить буквы любого слова в алфавитном порядке, оно
покажется вам довольно странным, даже если это слово вам очень хорошо
знакомо. Можно таким образом организовать игру, например:
1.
ABELT (You eat at it).
2.
ACHIR (You sit on it).
3.
EFIR (You make it when you are in a camp and you are cold).
4.
ALMP (You switch it on when it is dark).
5.
CEHLOST (You put it on when you go to the street).
6.
ABHT (Do you like it hot or cold?)
7.
CEHIKNT (A room where you cook dinner).
8.
ADEGNR (A place where flowers and vegetables grow).
Don’t say “four”.
Ребята начинают считать. Однако когда дойдут до числа с цифрой 4,
они должны сказать вместо него слово «STOP». Например: one, two, three,
STOP, … twelve, thirteen, STOP, etc.
How many pages?
Учитель показывает новую книгу и просит ребят отгадать количество
страниц в ней, превратив данное занятие в увлекательную игру.
T: How many pages are there in the book?
B: There are three hundred and fifty.
T: No, less.
M: Three hundred.
T: No, less.
V: Two hundred and fifty.
T: No, more.
S: Two hundred and eighty.
T: That’s right.
Рисуем человечка.
Дети
рисуют
на
доске
те
части
тела,
которые
называет
учитель.
Ученик повторяет за учителем название части тела, а затем рисует ее на
доске.
Цепочка слов по теме.
Первая
команда
получает
задание
написать
на
доске
слова
(и
словосочетания) по теме «Семья», вторая – по теме «Внешность человека».
Представители каждой команды выстраиваются в цепочку друг за другом.
Ребята, стоявшие первыми, бегут к доске, пишут на ней слово по теме и
возвращаются в конец цепочки. Выигрывает команда, написавшая больше
слов по теме и не сделавшая при этом ошибок.
Второй этап игры: представители команд делают сообщение по теме,
используя написанные на доске слова.
Игра на внимание.
Две команды становятся лицом друг к другу. У каждого ученика в
руках животное – игрушка или картинка животного, которую они прячут за
спиной. По сигналу ведущего все члены одной из команд одновременно
показывают второй команде свои игрушки (картинки) и быстро прячут
их. Члены второй команды должны запомнить и сказать:
- Какие животные были показаны?
- В каком порядке?
Назови слово.
Один
из
учеников
выбирает
букву
алфавита,
все
участники
записывают
(в
течение
заранее
определенного
времени)
слова,
начинающиеся с этой буквы: слово из двух букв, слово из трех букв и т.д.
Победителем становится тот, кто последним назовет слово.
Игра «Морской бой».
Цель – найти слова в координатной сетке. Играющие рисуют сетку,
например
шесть
клеток
на
шесть,
и
обозначают
вертикальные
клетки
цифрами,
горизонтальные
–
буквами
от
«A»
до
«F».
Слова
могут
пересекаться, как в кроссворде, и могут быть объединены одной темой.
Игры со словами, характеризующими деятельность человека.
На доске записаны предложения со словом «like».
1.
I like hiking best of all.
2.
I like doing sports best of all.
3.
I like reading books best of all.
4.
I like roller – skating best of all.
5.
I like doing my homework best of all.
6.
I like speaking English best of all.
Один из играющих выбирает предложение. Класс пытается отгадать,
что он выбрал, и задает вопросы:
- Do you like hiking best of all?
- Do you like doing sports best of all?
- Do you like reading books best of all?
- Do you like roller – skating best of all?
- Do you like doing your homework best of all?
- Do you like speaking English best of all?
Отгадавший получает очко. Игра продолжается.
Грамматические.
Множественное число (части тела).
Учитель бросает мяч ребенку, называя существительное (часть тела
или
что
–
то
другое)
в
единственном
числе.
Ребенок
называет
это
существительное во множественном числе и бросает мяч учителю.
Чепуха.
Учитель
называет
предложения,
которые
не
соответствуют
действительности, например: «We wear school uniforms when we go to the
theatre». Ученики поправляют фразы,
которые «неправильны с их точки
зрения»: «We do not wear school uniforms when we go to the theatre». (Мы
тренируем The Present Simple Tense).
Where were you?
Играют
две
команды.
Ученики
каждой
из
команд
играют
роль
посетителей. Обращаясь к игрокам другой команды, они говорят: «I called
at your house at 10 a.m. last Saturday morning, but you weren’t in.
Where were
you?».
Игроки другой команды по очереди отвечают, причем повторяться
нельзя.
I was at my uncle’s house.
I was in the park.
I was in the airport.
После
того
как
первая
команда
закончит
отвечать,
принимаются
добавления от членов обеих команд. Стоимость каждого ответа – одно
очко.
Далее игроки первой команды задают вопросы.
What am I doing?
Учитель выполняет какое – либо действие и спрашивает класс, что он
делает: «What am I doing?».
You’re cleaning the board.
You’re writing on the blackboard.
You’re looking out of the window.
You’re walking round and round your table.
You’re drawing a man.
Тренируем Present Progressive.
Where is it?
Играют две команды. Несколько предметов разложены на необычных
местах.
Все
предметы
должны
быть
хорошо
видны.
Несколько
минут
дается на обдумывание.
Затем
представители
каждой
команды
по
очереди
говорят,
какой
предмет они видят и где он находится. Например:
There is a book on the top of the door.
There is a bag behind the window.
There are cassettes in the vase.
Тренируем обороты There is и There are.
Прятки на картинке.
Прятки будут ненастоящие. «Спрятаться» надо мысленно за одним из
предметов
комнаты
на
большой
картине,
которая
вешается
на
доске.
Выбирается водящий (первый кон может водить сам учитель). Водящий
пишет на записке, куда спрятался, и отдает ее учителю. Учащиеся читают
присказку перед началом игры:
Bushel of wheat, bushel of clover;
All not hid, can’t hide over.
All eyes open! Here I come.
Затем начинаются поиски.
N.: Are you behind the wardrobe?
R.: No, I am not.
A.: Are you under the bed?
R.: No, I am not.
L.: Are you behind the curtain?
R.: Yes, I am.
Последний
ученик,
задавший
вопрос,
получает
очко
и
право
«спрятаться».
Мы
тренируем
употребление
предлогов
места:
in,
under,
behind, near, between, on …; общий вопрос с глаголом to be и краткие
ответы на него, проговариваем лексику по теме «Квартира».
Lazy – bones.
Учитель просит учеников что – то сделать, а они должны отвечать, что
делали это вчера. Например:
Help me! – I helped you yesterday.
Cook soup! – I cooked soup yesterday.
Орфографические.
Цель данных игр – упражнение в написании английских слов. Часть игр
рассчитаны на тренировку памяти учащихся, другие основаны на некоторых
закономерностях в правописании английских слов. Большинство игр можно
использовать при проверке домашнего задания.
The comb
Класс делится на две – три команды. В зависимости от числа команд на доске
два или три раза пишется какое-нибудь слово.
Например:
EXERCISE
EXERCISE
EXERCISE
Представители
команд
по
очереди
подбегают к доске и пишут слова, начинающиеся с букв, составляющих
слово exercise, по вертикали. Каждый пишет одно слово, причем слова не
должны повторяться.
Ролевые игры.
"На ярмарке"
Оборудование:
кусочки
ткани,
образцы
материалов,
визитные
карточки.
Класс делится на 2 группы. Члены одной группы – представители торговых
фирм, другая группа – промышленные предприятия. У каждого на груди
визитка
с
указанием
имени
и
названием
фирмы
или
предприятия.
Представители
фирмы
ведут
диалоги
с
представителями
предприятий,
делают заказы. Побеждает тот, кто сделает больше продаж.
– Good morning! I'm mister Black. I'm from London.
– Nice to see you.
– I'd like some cotton for dresses.
– What colour?
– Here you are. This is a very good cotton. It's quite bright. And these are some
dresses made of this cotton. Do you like them?
– Yes, I do. I'll take two hundred meters.
– Fine!
"Модницы"
Оборудование:
куклы
с
набором
платьев.
Игра
проводится
в
парах.
Школьники учатся вести беседу об одежде.
– Do you like my new dress?
– Yes, I do. It's really nice. What is it made of?
– Cotton. Do you like cotton things?
– No, I don't. I prefer things made of wool. They are very warm.
– I've got some dresses made of wool. But I wear them only in winter. And what
about you?
– I have a nice coat. It is made out of wool too.
"Покупки"
На первых партах располагаются отделы продуктового магазина. Каждый ряд
получает задание купить все продукты к обеду, завтраку и ужину. Затем
представитель каждого ряда делает покупку. Побеждает тот, кто покупает все
необходимое.
– Good afternoon! I want to buy some meat for soap.
– Here is some good beef. Will you take it?
– Yes, I will. How much does it coast?
– 80 roubles a kilo.
– All right. I take it.
"Покупка билетов"
Оборудование:
окошко
кассы,
билеты,
карта.
Учитель
исполняет
роль
кассира. Учащиеся делятся на 2 группы и выбирают кратчайший маршрут до
намеченного пункта. Затем представитель каждой группы покупает билеты.
Побеждает тот, кто четко объяснится с кассиром и купит билеты.
– Good morning. I need 5 tickets to Rostov. Return, please.
– When do you need them for?
– For the 16th of June.
– Do you want a sleeper?
– Yes, a sleeper, please.
– 1 thousand roubles.
– Here they are. Thank you.
Список литературы:
1.
Бабенко
Т.А.
Технологии
игрового
обучения.
Вестник
научных
конференций / Т.А. Бабенко. – 2016. № 6– 1 (10).
2. Колесникова И.Е. Игры на уроке английского языка. 5 кл.: пособие для
учителя / И.Е. Колесникова – Минск 1990 – 112 с.
3.
Матвеева Н.В. Ролевые игры на уроках английского языка. Учебное
пособие. М. 2005.
4.
Панфилова А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога, М.,
2000.