Напоминание

"Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с семьями воспитанников."


Автор: Костюченко Юлия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 23"
Населённый пункт: г. Дзержинск
Наименование материала: доклад
Тема: "Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с семьями воспитанников."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №23»

Доклад на тему :

«Социально-коммуникативное развитие

детей старшего дошкольного возраста через

взаимодействие с семьями воспитанников».

Выполнил: воспитатель 1 кат. Костюченко Ю.Н.

Дзержинск, 2019 г.

Коммуникативное развитие дошкольника чрезвычайно актуально , поскольку ,

находясь с самого рождения в окружении людей , ребенок неизменно вступает с ними

в разнообразные межличностные отношения. Множество проблем в общении

молодежи ,перерастающих в негативные и деструктивные явления ( жестокость,

повышенная агрессивность , отчужденность и пр.) , имеют свои истоки в раннем и

дошкольном детстве. Успешность дальнейшего коммуникативного развития ребенка

зависит от приобретенного опыта взаимоотношений со сверстниками в группе

детского сада , а также от помощи взрослых ( родителей и педагогов) в првильном

построении таких отношений.

Во ФГОС ДО социально-коммуникативное развитие рассматривается как олна из

образовательных областей, направленных «на усвоение норм и ценностей , принятых в

обществе , включая моральные и нравственные ценности , развитие общения и

взаимодействия ребенка со сверстниками , со взрослыми , становление

самостоятельности , целенаправленности и саморегуляции собственных действий ,

развитие социального и эмоционального интелекта , эмоциональной отзывчивости ,

сопереживания , готовности к совместной деятельности со сверстниками ,

формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье , к

сообществу детей и взрослых в организации , формирование позитивных установок к

различным видам труда , творчества ; формирование основ безопасного поведения в

быту , социуме , природе».

Старший дошкольный возраст является переходным периодом в жизни ребенка в

связи с активизацией процесса подготовки к щкольному обучению , что усложняет

требования к коммуникативным умениям и навыкам . Если у ребенка выработано

умение строить оптимальные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми , ему

легче адаптироваться в новом коллективе , он быстрее усваивает вновь вводимые

навыки общения . Барьером в формировании умений школьников конструктивно

общаться может стать неадекватное выражение детьми своих эмоций (недовольство,

злость , обиду , страх , удивление , радость ) а также нежелание общаться со

сверстниками , замкнутость , что , в свою очередь , порождает снижение самооценки ,

чувство уязвленности , тревожность или наоборот чрезмерную агрессивность

поведения.

Формирование адекватного коммуникативного поведения дошкольника во многом

зависит от его социального окружения , особенно взрослых (родителей и педагогов) ,

помогающих ему овладеть различными формами и средствами общения (как речевыми

, так и невербальными). Поэтому задачи коммуникативного развития дошкольников не

исчерпываются умением элементарно осознавать факты слышимой речи и словесно

формулировать мысль. Ребенка надо не только научить отвечать на вопросы

взрослого , но и самому их задавать , инициативно высказываться , налаживать

взаимодействие , устанавливать с окружающими доверительные , личностные ,

эмоционально положительные контакты , вежливо вести спор . поддерживать

содержательный разговор , беседу.

В соответствии с ФГОС ДО одно из условий, необходимых «для создания социальной

ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста», —

«взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам

образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную

деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов

совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки

образовательных инициатив семьи» (п. 3.2.5).

Педагоги дошкольных образовательных учреждений не могут игнорировать тот факт,

что ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей по длительности

своего воздействия на личность дошкольника , так как в семье ребенок находится в

течение значительной части своей жизни.

Известный отечественный психолог Л.С. Выготский писал, что семья — важнейший

элемент социальной ситуации развития. Именно она оказывает решающее влияние на

развитие основных черт личности ребенка, формирование у него социально-

нравственного потенциала. В семье закладываются исходные жизненные позиции,

ребенк овладевает социальными ролями, необходимыми для безболезненной

адаптации в обществе. Обучение дошкольников социальному опыту, накопленному

человечеством, овладение культурным наследием страны, привитие нравственных

норм, традиций народа — прямая функция семьи как социального института. Поэтому,

как бы серьезно ни продумывались формы и методы социально-коммуникативного

развития детей в ДОО, как бы высоко ни были развиты социальные компетенции

педагогов, невозможно достигнуть поставленной цели без поддержки и активного

участия родителей в образовательном процессе. Ни одна, даже самая лучшая

программа социально-коммуникативного развития детей не сможет дать полноценные

результаты, если она не реализуется совместно с семьей, если в ДОО не создано

детско-взрослое сообщество (педагоги — дети — родители), для которого характерно

содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и

обязанностей.

Таким образом, взаимодействие с семьей — непременное условие социально-

коммуникативного развития детей, которое в своей основе базируется на

положительных примерах в поведении взрослых. Например, нельзя требовать от

ребенка соблюдения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему

следуют. Или как поддерживать уверенность ребенка в своих возможностях, если дома

у близких он чаще получает порицание, чем похвалу и одобрение? Несогласованность

в требованиях, предъявляемых детям в детском саду и дома, может вызвать у ребенка

чувство растерянности, обиды и даже агрессии.

Следовательно , необходимо учитывать это в работе ДОО и организовывать

целенаправленное взаимодействие педколлектива и семьи в процессе всестороннего

развития детей , в том числе и коммуникативного. Педагог должен рассматривать

семью как один из главных объектов своей профессиональной деятельности ,

важнейшую составляющую процесса коммуникативного развития ребенка. Поэтому

крайне важно, чтобы составной частью работы по социально-коммуникативному

развитию детей было повышение социальной компетентности родителей. Это

необходимо, чтобы предупредить ошибки, допускаемые в семье: многие родители

недооценивают значение развития взаимоотношений детей, их поведения в обществе,

не уделяют должного внимания трудовому воспитанию и т.д. В соответствии с этим,

перед педагогом стоит особая задача: заинтересовать родителей перспективами

социально-коммуникативного развития детей, вовлечь их в жизнь детского сада,

сделать союзниками в своей работе.

Педагогический коллектив дошкольного учреждения должен способствовать

улучшению семейного микроклимата, формированию положительных

взаимоотношений в семье , повышению педагогической культуры родителей , путем

проведения родительских собраний , консультаций , бесед , организации совместных

мероприятий, деловых игр , конференций и др.

Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями не только в виде

психолого-педагогической помощи конкретным семьям ,но и путем вовлечения

родителей в жизнь детского сада , участия их в развивающей образовательной

деятельности с детьми . Для построения эффективного взаимодействия с семьей

воспитанников педагогам детского сада необходимо изучить с целью выявления ее

возможностей по коммуникативному развитию детей , составления программы

совместных действий педколлектива и родителей , анализ промежуточных и конечных

результатов их совместной воспитательной деятельности. Важно соблюдать ряд

условий : взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей , соблюдение

такта , чуткости и отзывчивости по отношению к родителям ; учет своеобразия жизни

каждой семьи , возраста родителей , уровня подготовленности в вопросах воспитания ;

обеспечение в работе с родителями определенной последовательности , системы.

Присутствие родителей на различных мероприятиях , организуемых в детском саду в

рамках коммуникативного развития дошкольников ,будет являться количественным

показателем эффективности взаимодействия дошкольного образовательного

учреждения и родителей. Качественным показателем эффективности такого

взаимодействия будет являться инициативность родителей , характер и содержание

родительских вопросов к воспитателям и другим специалистам, отношение родителей

к результативности совместных с педагогами усилий по формированию

коммуникативного поведения своих детей.

Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической

информации через периодические издания, Интернет, но часто пользуются случайной

литературой или советами некомпетентных друзей. Иногда воспитывают детей

интуитивно, «как воспитывали меня», некритично относятся к тем или иным

проявлениям ребенка. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения

родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических

возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье.

Поэтому для дифференциации работы по повышению социальной компетенции семьи

необходимо в начале учебного года провести анкетирование родителей, побеседовать с

детьми, понаблюдать за ними в течение дня во время взаимоотношений со

сверстниками, взрослыми и родителями. На основании этих данных важно составить

характеристики семей, различающихся по уровню социальной адаптации,

благополучию. Именно это становится основой для индивидуального

дифференцированного подхода педагогов к вопросу повышения социальной

компетентности родителей, использования разнообразных форм и методов работы с

семьей.

Условия работы с семьей:

— целенаправленность, систематичность, плановость ;

— доброжелательность и отзывчивость;

— дифференцированный подход с учетом специфики каждой семьи (возраста и

образовательного уровня родителей, материального состояния, социально-

эмоционального благополучия и т.д.).

Основные методы изучения воспитания ребенка в семье:

— анкетирование с помощью проективных методик ;

— наблюдение за ребенком в течение дня;

— индивидуальные беседы с ребенком;

— индивидуальные беседы с родителями и педагогами.

Основные формы работы с родителями.

Коллективные:

— общие и групповые родительские собрания;

— консультации и беседы;

— круглые столы, вечера вопросов и ответов, дискуссии;

— устные журналы;

— тренинги;

— оформление наглядно-информационных стендов;

— подготовка памяток, папок-передвижек, фотовыставок;

— оформление сайта ДОО для родителей;

— оборудование библиотеки и видеотеки для родителей;

— дни открытых дверей;

— презентации семейного опыта.

Индивидуальные:

— консультации и беседы;

Совместная деятельность педагогов, детей и родителей:

— совместное проведение занятий и досугов;

— дни здоровья;

— разнообразные конкурсы (стенгазет, поделок, рисунков, зимних построек и т.д.);

— выставки творческих работ и т.д.;

Причем взаимопонимание родителей и педагогов, их взаимное доверие возможно

лишь в том случае, если педагог не поучает, а советует, размышляет вместе с

родителями, договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к

пониманию необходимости получения дополнительных знаний по социально-

коммуникативному развитию детей. Родители должны чувствовать, что педагог

нуждается в них, в объединении усилий, что они — его союзники, и он не может

обойтись без их совета или помощи.

Бывает так, что и знания у родителей есть, но они не могут ими воспользоваться в

силу различных причин: отсутствия терпения, такта, ожидания мгновенных

результатов, недоучета индивидуальных особенностей ребенка, отсутствия единства

требований к детям. Именно в этих случаях на помощь семье должен прийти педагог,

подсказать или вместе с родителями найти выход из создавшейся ситуации. Поэтому

под высоким уровнем социальной компетентности родителей подразумевается не

только совокупность знаний по социально-коммуникативному развитию, но и

потребность воспитывать у детей социальные навыки поведения в обществе, умение

анализировать собственные просчеты, находить их причины и т.д.

Каждый педагог знает, как меняются его отношения с родителями ребенка после

посещения ими удачно проведенного праздника, участия в совместном досуге. Как

правило, у мам и пап возрастает интерес к жизни детского сада, а общение с

воспитателем приобретает более открытый и дружеский характер, в результате чего

достигается и лучшее взаимопонимание в педагогических вопросах. Поэтому

необходимо организовать разнообразные виды совместной деятельности детей,

родителей и педагогов. Это может быть изготовление коллективных семейных

стенгазет и альбомов, пошив игрушек и др. Очень хорошо привлечь пап к совместному

труду на участках ДОО или попросить рассказать детям о своей работе. Все это

формирует у детей позитивные установки к различным видам труда и творчества.

Огромное значение имеют постановка общих спектаклей, подготовка к ним элементов

декораций и костюмов. Желательно, чтобы в таких мероприятиях участвовали

педагоги, дети разных возрастных групп и их родители. Следует подчеркнуть, что

такая совместная творческая деятельность детей и взрослых позволяет преодолеть

традиционный подход к режиму жизни ДОО, где существует определенная,

искусственная изоляция дошкольников разного возраста, ограничивающая спектр их

общения с детьми другого возраста и взрослыми. Расширение круга общения

обеспечивает полноценную среду развития, помогает каждому ребенку найти свое

особенное место, стать полноценным членом сообщества.Праздники и спектакли,

которые сообща подготавливаются , не только являются радостным результатом

совместной с родителями деятельности, но и формируют у дошкольников

«эмоциональную отзывчивость, сопереживание, уважительное отношение и чувство

принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в Организации» (по

ФГОС ДО). К ним никак не подходит сухой и выхолощенный термин «мероприятия».

Ученые дали более точное определение — интегрированный продукт, подчеркнув тем

самым, что это, с одной стороны, своеобразный итог всего образовательного процесса,

а с другой — привнесение в общее дело чего-то своего каждым участником В такой

совместной деятельности педагоги лучше узнают детей, особенности их характера,

темперамента, мечты и желания. Создается микроклимат, в основе которого лежат

уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения

между взрослыми и детьми в ДОО.

Общение, как известно, процесс двухсторонний, и в него должны быть

заинтересованно вовлечены все участники. Эта заинтересованность касается

содержательной и эмоциональной сторон общения. Мы уверены, что дело не в

количестве информации, предлагаемой родителям, а в степени ее актуальности,

новизны, доступности и неординарной подачи. Поэтому необходимо обращать

внимание не только на разработку содержания сообщения или дискуссии, подготовку

необходимого оборудования и материалов, но и на аргументированность и

доказательность положений, динамизм, умение считаться с позицией окружающих,

использовать возникающие во время общения проблемные ситуации и спорные

мнения.

На занятиях необходимо использовать разнообразные методы и приемы активизации

как дошкольников, так и семьи.

Предлагаем примерные методы и приемы, которые можно использовать в разных

частях .

Так, например, в вводной части занятия можно использовать:

— приемы, направленные на создание положительного эмоционального настроя,

обеспечивающие активизацию участников (ситуативная внезапность, сюрприз,

социальная стимуляция и т.д.);

— приемы, направленные на снятие эмоционального напряжения (ритуальные

действия приветствия; метакоммуникативное общение по типу «ребенок — ребенок»,

«ребенок — взрослый»; мимическое и пантомимическое выражение эмоциональных

состояний; релаксационный тренинг и т.д.);

— приемы эмоционального фонирования (звуковые фоны, музыка, разная по ритму и

окраске, освещение разной интенсивности и т.д.).

В основной части можно использовать:

— проективные приемы («Тематический рисунок», «Моя семья», «Что я люблю» и

т.д.);

— поощрение, стимулирование спонтанной активности;

— прием нерегламентированного взрослым общения детей (выход из игровой

комнаты, принятие групповых решений, выражение итогов собственной или

совместной деятельности);

— беседы («Что говорит о тебе мама», «Когда папа был маленьким» и т.д.);

— обсуждение спонтанно возникающих конфликтных ситуаций.

Этап формирующих воздействий по своему целевому содержанию предполагает

широкое использование следующих приемов:

— наглядно-действенные и эмоционально-образные (интерпретация, отражение,

демонстрация адекватных способов поведения, создание ситуации выбора и т.д.);

— игровые (сюжетно-ролевые, игры-драматизации);

— тренинг-приемы.

На завершающем этапе используются методы и приемы, выявляющие осознание

детьми полученных знаний и их применение в общении, игре, труде и т.д.:

— естественные наблюдения за деятельностью детей;

— беседы;

— создание для дошкольников специальных ситуаций выбора, аргументации своих

поступков и т.д.

Безусловно, это примерная классификация методов и приемов, используемых в

разных частях занятий . Они могут варьироваться, модифицироваться, добавляться.

Некоторые занятия будут требовать подчас ситуативного выбора методов и приемов.

Поэтому задача педагога — овладение широким арсеналом методов и приемов,

способствующих оптимальному и эффективному решению поставленных задач.

В заключение следует подчеркнуть, что качественно и эффективно реализовать все

направления программы социально-коммуникативного развития детей возможно

только при комплексном решении всех задач и целенаправленном, систематическом и

доброжелательном взаимодействии участников образовательного процесса с учетом

индивидуальных особенностей каждого ребенка и каждой семьи.

Литература :

Абрамова Л.В., Слепцова И В. Социально – коммуникативное развитие

дошкольников. «Мозаика – Синтез», 2015 г.

Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. «Мозаика – Синтез», 2014 г.

Сайт MAAAM. RU

Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие для

студентов педагогических учебных заведений.- М .: Издательский центр «Академия» ,

2000 г.

В. И. Петрова, Т. Д Стульник. Этические беседы с дошкольниками. «Мозаика –

Синтез», 2015 г.



В раздел образования