Автор: Костюченко Юлия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 23"
Населённый пункт: г. Дзержинск
Наименование материала: доклад
Тема: "Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с семьями воспитанников."
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №23»
Доклад на тему :
«Социально-коммуникативное развитие
детей старшего дошкольного возраста через
взаимодействие с семьями воспитанников».
Выполнил: воспитатель 1 кат. Костюченко Ю.Н.
Дзержинск, 2019 г.
Коммуникативное развитие дошкольника чрезвычайно актуально , поскольку ,
находясь с самого рождения в окружении людей , ребенок неизменно вступает с ними
в разнообразные межличностные отношения. Множество проблем в общении
молодежи ,перерастающих в негативные и деструктивные явления ( жестокость,
повышенная агрессивность , отчужденность и пр.) , имеют свои истоки в раннем и
дошкольном детстве. Успешность дальнейшего коммуникативного развития ребенка
зависит от приобретенного опыта взаимоотношений со сверстниками в группе
детского сада , а также от помощи взрослых ( родителей и педагогов) в првильном
построении таких отношений.
Во ФГОС ДО социально-коммуникативное развитие рассматривается как олна из
образовательных областей, направленных «на усвоение норм и ценностей , принятых в
обществе , включая моральные и нравственные ценности , развитие общения и
взаимодействия ребенка со сверстниками , со взрослыми , становление
самостоятельности , целенаправленности и саморегуляции собственных действий ,
развитие социального и эмоционального интелекта , эмоциональной отзывчивости ,
сопереживания , готовности к совместной деятельности со сверстниками ,
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье , к
сообществу детей и взрослых в организации , формирование позитивных установок к
различным видам труда , творчества ; формирование основ безопасного поведения в
быту , социуме , природе».
Старший дошкольный возраст является переходным периодом в жизни ребенка в
связи с активизацией процесса подготовки к щкольному обучению , что усложняет
требования к коммуникативным умениям и навыкам . Если у ребенка выработано
умение строить оптимальные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми , ему
легче адаптироваться в новом коллективе , он быстрее усваивает вновь вводимые
навыки общения . Барьером в формировании умений школьников конструктивно
общаться может стать неадекватное выражение детьми своих эмоций (недовольство,
злость , обиду , страх , удивление , радость ) а также нежелание общаться со
сверстниками , замкнутость , что , в свою очередь , порождает снижение самооценки ,
чувство уязвленности , тревожность или наоборот чрезмерную агрессивность
поведения.
Формирование адекватного коммуникативного поведения дошкольника во многом
зависит от его социального окружения , особенно взрослых (родителей и педагогов) ,
помогающих ему овладеть различными формами и средствами общения (как речевыми
, так и невербальными). Поэтому задачи коммуникативного развития дошкольников не
исчерпываются умением элементарно осознавать факты слышимой речи и словесно
формулировать мысль. Ребенка надо не только научить отвечать на вопросы
взрослого , но и самому их задавать , инициативно высказываться , налаживать
взаимодействие , устанавливать с окружающими доверительные , личностные ,
эмоционально положительные контакты , вежливо вести спор . поддерживать
содержательный разговор , беседу.
В соответствии с ФГОС ДО одно из условий, необходимых «для создания социальной
ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста», —
«взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам
образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную
деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов
совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки
образовательных инициатив семьи» (п. 3.2.5).
Педагоги дошкольных образовательных учреждений не могут игнорировать тот факт,
что ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей по длительности
своего воздействия на личность дошкольника , так как в семье ребенок находится в
течение значительной части своей жизни.
Известный отечественный психолог Л.С. Выготский писал, что семья — важнейший
элемент социальной ситуации развития. Именно она оказывает решающее влияние на
развитие основных черт личности ребенка, формирование у него социально-
нравственного потенциала. В семье закладываются исходные жизненные позиции,
ребенк овладевает социальными ролями, необходимыми для безболезненной
адаптации в обществе. Обучение дошкольников социальному опыту, накопленному
человечеством, овладение культурным наследием страны, привитие нравственных
норм, традиций народа — прямая функция семьи как социального института. Поэтому,
как бы серьезно ни продумывались формы и методы социально-коммуникативного
развития детей в ДОО, как бы высоко ни были развиты социальные компетенции
педагогов, невозможно достигнуть поставленной цели без поддержки и активного
участия родителей в образовательном процессе. Ни одна, даже самая лучшая
программа социально-коммуникативного развития детей не сможет дать полноценные
результаты, если она не реализуется совместно с семьей, если в ДОО не создано
детско-взрослое сообщество (педагоги — дети — родители), для которого характерно
содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и
обязанностей.
Таким образом, взаимодействие с семьей — непременное условие социально-
коммуникативного развития детей, которое в своей основе базируется на
положительных примерах в поведении взрослых. Например, нельзя требовать от
ребенка соблюдения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему
следуют. Или как поддерживать уверенность ребенка в своих возможностях, если дома
у близких он чаще получает порицание, чем похвалу и одобрение? Несогласованность
в требованиях, предъявляемых детям в детском саду и дома, может вызвать у ребенка
чувство растерянности, обиды и даже агрессии.
Следовательно , необходимо учитывать это в работе ДОО и организовывать
целенаправленное взаимодействие педколлектива и семьи в процессе всестороннего
развития детей , в том числе и коммуникативного. Педагог должен рассматривать
семью как один из главных объектов своей профессиональной деятельности ,
важнейшую составляющую процесса коммуникативного развития ребенка. Поэтому
крайне важно, чтобы составной частью работы по социально-коммуникативному
развитию детей было повышение социальной компетентности родителей. Это
необходимо, чтобы предупредить ошибки, допускаемые в семье: многие родители
недооценивают значение развития взаимоотношений детей, их поведения в обществе,
не уделяют должного внимания трудовому воспитанию и т.д. В соответствии с этим,
перед педагогом стоит особая задача: заинтересовать родителей перспективами
социально-коммуникативного развития детей, вовлечь их в жизнь детского сада,
сделать союзниками в своей работе.
Педагогический коллектив дошкольного учреждения должен способствовать
улучшению семейного микроклимата, формированию положительных
взаимоотношений в семье , повышению педагогической культуры родителей , путем
проведения родительских собраний , консультаций , бесед , организации совместных
мероприятий, деловых игр , конференций и др.
Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями не только в виде
психолого-педагогической помощи конкретным семьям ,но и путем вовлечения
родителей в жизнь детского сада , участия их в развивающей образовательной
деятельности с детьми . Для построения эффективного взаимодействия с семьей
воспитанников педагогам детского сада необходимо изучить с целью выявления ее
возможностей по коммуникативному развитию детей , составления программы
совместных действий педколлектива и родителей , анализ промежуточных и конечных
результатов их совместной воспитательной деятельности. Важно соблюдать ряд
условий : взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей , соблюдение
такта , чуткости и отзывчивости по отношению к родителям ; учет своеобразия жизни
каждой семьи , возраста родителей , уровня подготовленности в вопросах воспитания ;
обеспечение в работе с родителями определенной последовательности , системы.
Присутствие родителей на различных мероприятиях , организуемых в детском саду в
рамках коммуникативного развития дошкольников ,будет являться количественным
показателем эффективности взаимодействия дошкольного образовательного
учреждения и родителей. Качественным показателем эффективности такого
взаимодействия будет являться инициативность родителей , характер и содержание
родительских вопросов к воспитателям и другим специалистам, отношение родителей
к результативности совместных с педагогами усилий по формированию
коммуникативного поведения своих детей.
Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической
информации через периодические издания, Интернет, но часто пользуются случайной
литературой или советами некомпетентных друзей. Иногда воспитывают детей
интуитивно, «как воспитывали меня», некритично относятся к тем или иным
проявлениям ребенка. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения
родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических
возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье.
Поэтому для дифференциации работы по повышению социальной компетенции семьи
необходимо в начале учебного года провести анкетирование родителей, побеседовать с
детьми, понаблюдать за ними в течение дня во время взаимоотношений со
сверстниками, взрослыми и родителями. На основании этих данных важно составить
характеристики семей, различающихся по уровню социальной адаптации,
благополучию. Именно это становится основой для индивидуального
дифференцированного подхода педагогов к вопросу повышения социальной
компетентности родителей, использования разнообразных форм и методов работы с
семьей.
Условия работы с семьей:
— целенаправленность, систематичность, плановость ;
— доброжелательность и отзывчивость;
— дифференцированный подход с учетом специфики каждой семьи (возраста и
образовательного уровня родителей, материального состояния, социально-
эмоционального благополучия и т.д.).
Основные методы изучения воспитания ребенка в семье:
— анкетирование с помощью проективных методик ;
— наблюдение за ребенком в течение дня;
— индивидуальные беседы с ребенком;
— индивидуальные беседы с родителями и педагогами.
Основные формы работы с родителями.
Коллективные:
— общие и групповые родительские собрания;
— консультации и беседы;
— круглые столы, вечера вопросов и ответов, дискуссии;
— устные журналы;
— тренинги;
— оформление наглядно-информационных стендов;
— подготовка памяток, папок-передвижек, фотовыставок;
— оформление сайта ДОО для родителей;
— оборудование библиотеки и видеотеки для родителей;
— дни открытых дверей;
— презентации семейного опыта.
Индивидуальные:
— консультации и беседы;
Совместная деятельность педагогов, детей и родителей:
— совместное проведение занятий и досугов;
— дни здоровья;
— разнообразные конкурсы (стенгазет, поделок, рисунков, зимних построек и т.д.);
— выставки творческих работ и т.д.;
Причем взаимопонимание родителей и педагогов, их взаимное доверие возможно
лишь в том случае, если педагог не поучает, а советует, размышляет вместе с
родителями, договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к
пониманию необходимости получения дополнительных знаний по социально-
коммуникативному развитию детей. Родители должны чувствовать, что педагог
нуждается в них, в объединении усилий, что они — его союзники, и он не может
обойтись без их совета или помощи.
Бывает так, что и знания у родителей есть, но они не могут ими воспользоваться в
силу различных причин: отсутствия терпения, такта, ожидания мгновенных
результатов, недоучета индивидуальных особенностей ребенка, отсутствия единства
требований к детям. Именно в этих случаях на помощь семье должен прийти педагог,
подсказать или вместе с родителями найти выход из создавшейся ситуации. Поэтому
под высоким уровнем социальной компетентности родителей подразумевается не
только совокупность знаний по социально-коммуникативному развитию, но и
потребность воспитывать у детей социальные навыки поведения в обществе, умение
анализировать собственные просчеты, находить их причины и т.д.
Каждый педагог знает, как меняются его отношения с родителями ребенка после
посещения ими удачно проведенного праздника, участия в совместном досуге. Как
правило, у мам и пап возрастает интерес к жизни детского сада, а общение с
воспитателем приобретает более открытый и дружеский характер, в результате чего
достигается и лучшее взаимопонимание в педагогических вопросах. Поэтому
необходимо организовать разнообразные виды совместной деятельности детей,
родителей и педагогов. Это может быть изготовление коллективных семейных
стенгазет и альбомов, пошив игрушек и др. Очень хорошо привлечь пап к совместному
труду на участках ДОО или попросить рассказать детям о своей работе. Все это
формирует у детей позитивные установки к различным видам труда и творчества.
Огромное значение имеют постановка общих спектаклей, подготовка к ним элементов
декораций и костюмов. Желательно, чтобы в таких мероприятиях участвовали
педагоги, дети разных возрастных групп и их родители. Следует подчеркнуть, что
такая совместная творческая деятельность детей и взрослых позволяет преодолеть
традиционный подход к режиму жизни ДОО, где существует определенная,
искусственная изоляция дошкольников разного возраста, ограничивающая спектр их
общения с детьми другого возраста и взрослыми. Расширение круга общения
обеспечивает полноценную среду развития, помогает каждому ребенку найти свое
особенное место, стать полноценным членом сообщества.Праздники и спектакли,
которые сообща подготавливаются , не только являются радостным результатом
совместной с родителями деятельности, но и формируют у дошкольников
«эмоциональную отзывчивость, сопереживание, уважительное отношение и чувство
принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в Организации» (по
ФГОС ДО). К ним никак не подходит сухой и выхолощенный термин «мероприятия».
Ученые дали более точное определение — интегрированный продукт, подчеркнув тем
самым, что это, с одной стороны, своеобразный итог всего образовательного процесса,
а с другой — привнесение в общее дело чего-то своего каждым участником В такой
совместной деятельности педагоги лучше узнают детей, особенности их характера,
темперамента, мечты и желания. Создается микроклимат, в основе которого лежат
уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения
между взрослыми и детьми в ДОО.
Общение, как известно, процесс двухсторонний, и в него должны быть
заинтересованно вовлечены все участники. Эта заинтересованность касается
содержательной и эмоциональной сторон общения. Мы уверены, что дело не в
количестве информации, предлагаемой родителям, а в степени ее актуальности,
новизны, доступности и неординарной подачи. Поэтому необходимо обращать
внимание не только на разработку содержания сообщения или дискуссии, подготовку
необходимого оборудования и материалов, но и на аргументированность и
доказательность положений, динамизм, умение считаться с позицией окружающих,
использовать возникающие во время общения проблемные ситуации и спорные
мнения.
На занятиях необходимо использовать разнообразные методы и приемы активизации
как дошкольников, так и семьи.
Предлагаем примерные методы и приемы, которые можно использовать в разных
частях .
Так, например, в вводной части занятия можно использовать:
— приемы, направленные на создание положительного эмоционального настроя,
обеспечивающие активизацию участников (ситуативная внезапность, сюрприз,
социальная стимуляция и т.д.);
— приемы, направленные на снятие эмоционального напряжения (ритуальные
действия приветствия; метакоммуникативное общение по типу «ребенок — ребенок»,
«ребенок — взрослый»; мимическое и пантомимическое выражение эмоциональных
состояний; релаксационный тренинг и т.д.);
— приемы эмоционального фонирования (звуковые фоны, музыка, разная по ритму и
окраске, освещение разной интенсивности и т.д.).
В основной части можно использовать:
— проективные приемы («Тематический рисунок», «Моя семья», «Что я люблю» и
т.д.);
— поощрение, стимулирование спонтанной активности;
— прием нерегламентированного взрослым общения детей (выход из игровой
комнаты, принятие групповых решений, выражение итогов собственной или
совместной деятельности);
— беседы («Что говорит о тебе мама», «Когда папа был маленьким» и т.д.);
— обсуждение спонтанно возникающих конфликтных ситуаций.
Этап формирующих воздействий по своему целевому содержанию предполагает
широкое использование следующих приемов:
— наглядно-действенные и эмоционально-образные (интерпретация, отражение,
демонстрация адекватных способов поведения, создание ситуации выбора и т.д.);
— игровые (сюжетно-ролевые, игры-драматизации);
— тренинг-приемы.
На завершающем этапе используются методы и приемы, выявляющие осознание
детьми полученных знаний и их применение в общении, игре, труде и т.д.:
— естественные наблюдения за деятельностью детей;
— беседы;
— создание для дошкольников специальных ситуаций выбора, аргументации своих
поступков и т.д.
Безусловно, это примерная классификация методов и приемов, используемых в
разных частях занятий . Они могут варьироваться, модифицироваться, добавляться.
Некоторые занятия будут требовать подчас ситуативного выбора методов и приемов.
Поэтому задача педагога — овладение широким арсеналом методов и приемов,
способствующих оптимальному и эффективному решению поставленных задач.
В заключение следует подчеркнуть, что качественно и эффективно реализовать все
направления программы социально-коммуникативного развития детей возможно
только при комплексном решении всех задач и целенаправленном, систематическом и
доброжелательном взаимодействии участников образовательного процесса с учетом
индивидуальных особенностей каждого ребенка и каждой семьи.
Литература :
Абрамова Л.В., Слепцова И В. Социально – коммуникативное развитие
дошкольников. «Мозаика – Синтез», 2015 г.
Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. «Мозаика – Синтез», 2014 г.
Сайт MAAAM. RU
Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие для
студентов педагогических учебных заведений.- М .: Издательский центр «Академия» ,
2000 г.
В. И. Петрова, Т. Д Стульник. Этические беседы с дошкольниками. «Мозаика –
Синтез», 2015 г.