Автор: Иванова Ирина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №9 "Журавушка"
Населённый пункт: город Урюпинск, Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Организация мини-музея в ДОУ как форма работы с детьми и родителями"
Раздел: дошкольное образование
Организация мини-музея в ДОУ как форма работы с детьми
и родителями
1.
Актуальность.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере
личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в
специально организованную предметно-пространственную среду.
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую
популярность в системе дошкольного образования и воспитания, создаются
музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические
рекомендации (работы М.Ю. Коваль, О.В. Дыбиной). Сегодня мы ищем в
музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием
детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в
условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама
предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.
Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х и было
заимствовано из немецкой терминологии. За это короткое время сам термин и
обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую практику.
Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям
подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на
сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как
инновационную педагогическую технологию.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции,
соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти
экспозиции «мини – музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей,
для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную
тематику такого музея. Назначение создаваемых мини – музеев ---вовлечь
детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу.
Психологические исследования позволили увидеть, что у детей,
занимающихся в музейно- образовательном пространстве, определенным
образом модифицируется мыслительная деятельность, дети более свободно
оперируют образами.
2.
Результативность реализации технологии музейной педагогики в
условиях ДОУ.
Заключается в следующем:
* У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства
приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений –
музею.
* Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте
наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных
выставок, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
* У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес
к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. Ребенок должен
покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».
Задача педагога заключается в том, чтобы научить ребенка распознавать эти
скрытые в предметах смыслы. Я сформулировала ближайшие задачи:
*учить ребенка видеть историко – культурный контекст окружающих вещей
*формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей
причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с
памятниками истории и культуры,
* развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию,
вызывать уважение к другим культурам.
Важная особенность мини- музеев – участие в их создании детей и
родителей. Дети могут участвовать в обсуждении его тематики, приносить из
дома экспонаты, пополнять их своими рисунками. В настоящих музеях
трогать ничего нельзя, а в мини – музеях можно и нужно. Их можно
посещать каждый день, самому менять и переставлять экспонаты, брать их в
руки и рассматривать. В обычном музее ребенок пассивный созерцатель, а
здесь он соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа,
мама, бабушка и дедушка. Каждый мини – музей--- результат совместной
работы воспитателя, детей и их семей.
Я в своей практической деятельности использую следующие формы работы
в мини-музее: мини –беседы с детьми, экскурсии для детей и родителей,
самостоятельное рассматривание экспонатов, составление описательных
рассказов об экспонатах, творческие игры, образовательные
путешествия, исследовательскую деятельность, экспериментирование.
Учитывая неподдельный интерес воспитанников к изучению истории
родного края, его местным промыслам (пуховязанию, лозоплетению) на
родительском собрании было решено создать мини-музей «Преданье
старины глубокой», экспонатами которого стали керамические горшки,
рубель, пуховые изделия, плетеные корзины, вышитые рушники,
изготовленные нашими предками, семейные фотографии, реликвии с
интересными историями из жизни наших бабушек и дедушек, появилась
старинная прялка и одежда наших казаков. После открытия в музее прошел
вечер «Старинные посиделки», где семья Ерофеевых рассказывала об
игрушках детства мамы и папы, бабушка Вероники Захаровой разучивала с
детьми колыбельные песни. Родители вместе с детьми поучаствовали в
проведении народных игр «Ручеек», «Ворон», «Золотые ворота», моими
воспитанниками из театрального кружка «Улыбка» была показана
инсценировка «Как старик корову продавал».
С целью изучения истории родного города и знакомства с экспонатами
настоящего музея была организована экскурсия в краеведческий музей
нашего города, который посетила большая часть семей группы. Посмотрев в
музее экспозицию казачьего подворья, было решено вместе с родителями
создать мини-музей «Казачий быт». Макет деревенского двора создала
семья Алексеевых и Романовых.
Однажды между детьми возник спор по поводу существования
неофициальных символов России – березки и матрешки. И тогда решено
было организовать мини –музеи: «Русская матрешка», «Белая березка»,
«Неофициальные символы России». Родители изготовили поделки в музеи
березки и матрешки, а в музей нетрадиционных символов приносили
экспонаты: самовары, шапки –ушанки, расписные валенки, фигурки
медведей, сувениры из матрешек, мама Дарины Дегтяревой нарисовала для
выставки картину «Русская тройка». Были разработаны сценарии экскурсий
для детей других групп, гидами выступили мои воспитанники. Создание
паспорта об истории происхождения каждого экспоната помогло проводить
увлекательные путешествия в прошлое предмета. На открытие мини-музея
приглашались коллеги из детского сада «Радуга». На базе данных музеев
были показаны открытые занятия «Мой родной город» (с презентацией),
«Наша Родина –Россия».
В прошлом году в группе был организован проект «Игрушки своими
руками», в ходе которого семьи изготовили игры по развитию речи, для
занятий физкультурой, бизиборды для развития мелкой моторики и
внимания, связали и сшили мягкие игрушки с их использованием на
занятиях, была изготовлена детская мебель (кроватка, шкаф, домики для
кукол), атрибуты для использования в сюжетно-ролевых играх. Результатом
проекта стала организация мини-музея «Игрушка моей семьи», создание
альбома с фотографиями о процессе изготовления каждой творческой работы.
Родители с удовольствием приняли участие в создании мини-музеев и я
надеюсь на дальнейшее с ними благополучное сотрудничество.