Напоминание

Особенности организации проектной деятельности в начальной школе


Автор: Плечкина Светлана Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Эссойльская СОШ"
Населённый пункт: п.Эссойла
Наименование материала: статья
Тема: Особенности организации проектной деятельности в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Особенности организации проектной деятельности в начальной

школе

Содержание

1. Введение

2.Разнообразие типов проектов

3. Проблемы в реализации проектов

4.Особенности проектной деятельности в начальных класах.

5. Заключение

6. Список использованной литературы

В современной школе обучаются разные дети. У каждого школьника свои

интересы, желания и способности. В настоящее время все понимают, что

школа

должна

не

столько

передавать

ученикам

сумму

знаний,

сколько

научить пользоваться этими знаниями для решения различных жизненных

задач. Каждый выпускник школы должен быть готов к тому, что ему всю

жизнь придется учиться: изучать новые материалы, новую технику, новые

технологии работы.

В ходе выполнения проекта ученик проявляет активность, творчество,

самостоятельность.

Проектная

работа

позволяет

исключить

формальный

характер изучения предмета и активизирует взаимодействие всех знаний для

достижения практического результата.

При разработке проекта есть обязанности у ученика и учителя. Первый

активно участвует в выборе, организации и конструировании содержания,

второй выступает в роли консультанта, помощника, участника игр и занятий.

Широкое

применение

метода

проектов

подтверждается

огромным

разнообразием типов проектов.

1.

Проекты

игр

-

различные

игры,

народные

танцы,

драматические

постановки и т. п. Цель - участие детей в групповой деятельности.

С учащимися 4 класс разработали и защитили проект «Русская ярмарка». Это

была коллективная работа. Дети познакомились с традициями и обычаями

русской

ярмарки.

Разыгрывали

сценки

скоморохов,

театра

Петрушки,

представление с медведем, разучили прибаутки и заклички продавцов разных

товаров.

2. Экскурсионные проекты - целесообразное изучение проблем, связанных с

окружающей природой и общественной жизнью.

Например, к этому типу можно отнести групповой проект «Путешествие по

улицам Эссойлы», в котором дети писали о той улице, на которой они живут

по плану:

- Почему так улицу назвали?

- Протяженность улицы

- Сколько домов на этой улице? Какие это дома?

-Кто проживает?

3. Повествовательные проекты, цель которых - получить удовольствие от

рассказа в самой разнообразной форме - устной, письменной, вокальной

К этому типу отнесу проект «Теремок» в 1 классе. Дети самостоятельно

изготовили

ширму,

игрушки для театра, распределили роли, показали

спектакль детям 2 класса.

4. Конструктивные проекты - создание конкретного, полезного продукта.

Это проект « Конфетный домик» в подарок маме.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить

у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе

работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и

возможности. После завершения работы над проектом надо предоставить

учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них

получилось,

и

услышать

похвалу

в

свой

адрес.

Хорошо,

когда

на

представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и

родители.

Однако,

несмотря

на

свою

растущую

популярность

и

неоспоримые

достоинства,

проектный

метод

еще

не

нашел

своего

должного

распространения

в

начальном

звене

школьного

обучения.

Недостаточная

разработанность

методической

базы

проектной

деятельности

младших

школьников вызывает различные затруднения данного метода учителями.

Например: Учебник «Русский язык» 4 класс (В.П.Канакина, В.Г. Горецкий)

Проект. Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А С Пушкина

стр. 28.

На мой взгляд, это хорошие, интересные задания обобщающего характера.

Если назвали проектом, то надо помочь ребенку поставить задачи, цель,

выдвинуть гипотезу, оформить работу, как проект. Хотя такие термины, как

предмет и объект, гипотеза и новизна, ставят под сомнение авторство проекта

и не вызывают интереса и понимания у сверстников-слушателей. Гораздо

уместнее

и

ценнее

в

презентациях

младших

школьников

будут

слова,

раскрывающие процесс выполнения проекта и отношение к нему его автора:

меня поразило, заинтересовало, удивило, увлекло, я предположил, захотел

изучить, узнать, проверить, убедиться.

В качестве второй особенности в организации проектной деятельности в

начальной школе рассматриваю неготовность многих учащихся к собственно

проектированию. Учителя прибегают к помощи родителей. Основная цель

привлечения родителей к проектной деятельности младших школьников —

сотрудничество, содействие, партнерство с собственным ребенком. Очень

важно, чтобы взрослые осознавали это и не принимали на себя функции

учащегося,

иначе

теряется

смысл

выполнения

проекта.

В

связи

с

этим

подключение

родителей

к

проектной

деятельности

младших

школьников

должно быть специально организовано педагогом.

Часто мы вместо формирования личностных качеств, умений и навыков,

приобретаемых младшими школьниками в процессе выполнения проектов

(исследовательских,

информационных,

кооперативных,

коммуникативных,

презентационных,

рефлексивных),

обращаем

основное

внимание

на

непосредственный

внешний

результат,

продукт

детского

проектирования.

Одной

из

причин

этого

является

стремление

максимально

выигрышно

представить проекты своих учеников на всевозможных конкурсах и смотрах.

Данная проблема находит свое выражение в искусственном приукрашивании

презентаций

проектов

младших

школьников.

На

практике

нередко

отступаем

от

роли

консультанта

и

занимаем

главенствующую

позицию,

полностью

регламентируя

действия

младших

школьников

в

процессе

выполнения проектов.

Главной наградой проектной деятельности служит получение продукта

общих

усилий,

а

это

может

быть

макет,

альбом,

брошюра,

постановка,

коллекция

и

др.

При

этом

учащиеся

получают

удовлетворение,

как

от

проделанной работы, так и от общения, взаимодействия и сотрудничества со

сверстниками и родителями. А общение «вживую», без вспомогательных

средств

(телефона,

компьютера

и

т.

д.)

наиболее

ценно

в

наше

время.

Готовность

к

обсуждению

проблемных

ситуаций,

умения

находить

их

конструктивные решения воспитывает терпимость, понимание друг друга. В

третьем классе мы создали три детских журнала, в которых дети разместили

свои

сказки,

рассказы,

стихи,

игры,

поделки,

кроссворды,

головоломки.

Журналы

назвали

«Сказочная

зима»,

«Новогодняя

сказка»,

«Зимние

истории».

С одной стороны реализация метода проектов на практике ведёт к

изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в

организатора, консультанта познавательной деятельности учащихся. С другой

стороны исследовательская деятельность приучает детей работать с книгой,

газетой, журналом, что в наше время очень важно. Сочетание традиционных

методов,

применяемых

на

уроках,

и

проектной

деятельности

позволяет

достигать

поставленных

целей

образования,

а

именно

формировать

компетентности учащихся.

Список литературы.

1.

Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в

разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных

организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение,

2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).

2.

Бородкина, Э. Н. Реализация целевых образовательных проектов

школы и семьи как форм соуправления образовательным учреждением на

основе партнерства и сотрудничества // Наука и практика воспитания и

дополнительного образования. – 2013. - № 3. – С. 50-57

3.

Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие

мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.

4.

Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. — М., 1998

5.

Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на

уроках технологии: Книга для учителя начальных классов. - Смоленск:

Ассоциация 21 век, 2006.

6.

Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие

для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с.



В раздел образования