Автор: Копырина Жюлиана Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ №20
Населённый пункт: г. Якутск, Республика Саха Якутия
Наименование материала: статья
Тема: Развитие связной речи и творческих способностей.
Раздел: начальное образование
Развитие связной речи и творческих способностей.
учитель начальных классов высшей категории
МОБУ СОШ №20 им. Ф.К Попова ГО «Город Якутск».
Копырина Жюлиана Григорьевна
Актуальность выбора моей темы диктуется потребностью общества в людях,
обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи.
В своей работе я основное внимание уделила именно развитию речевому творчеству в
условиях реализации ФГОС.
В примерной программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности»,
чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных
видов речевой деятельности.
Ожидаемые результаты: преемственность и развитие
Каждый ребенок талантлив и способен от природы. Тот, у кого развита речь, может
грамотно излагать свои мысли, рассуждать, делать выводы, находить решение не только на
родном языке (якутском) языке, но и на других языках.
У таких наблюдается следующие качества:
Активность;
Интерес к исследовательской деятельности ;
Коммуникативность;
Любознательный,
Инициативность;
Открытость внешнему миру;
Доброжелательность и отзывчивость;
Положительное отношение к себе;
Уверенность в своих силах;
Ответственность;
В своё время советский основатель народной педагогики В А Сухомлинский говорил:
«Игра-
огромное
светлое
окно,
через
которое
в
духовный
мир
ребенка
вливается
живительный поток представлений, понятий об окружающем мире». Да и современные
психологи сходятся во мнении, что большинство детей, да и взрослых успешнее решают
те проблемы и задачи в игровой форме.
При решении задач эффективным является развитие следующих коммуникативных
умений:
Умение слушать и слышать другого.
Умение участвовать в свободной беседе.
Умение быть внимательным к самому себе и окружающим.
Умение понимать чувства и настроение.
Умение осмысливать свои поступки и поступки других.
Как помочь ребенку раскрыться, показать свои возможности и способности к речевому
творчеству? Какие приемы и формы работ для этого использовать?
Я хочу поделиться своим опытом работы.
Предлагаю использовать такие виды речевой деятельности:
I.
Речевая игра.
На уроках можно использовать методы активного обучения: рассказ по кругу,
эстафета-рассказ, вербальные формы общения с помощью мимики, жестов, пантомимы.
Детям дается большая возможность общаться между собой, раскрыть свои способности,
искать и найти собственные точки зрения. А теперь хочу подробнее остановиться на
каждой форме речевой игры.
Рассказ по кругу.
Учителем (учащимся ) определяется речевая ситуация. Например: «Узнай что- либо, о
чем-нибудь спроси и расскажи об этом». Итак мотив высказывания задан. Дети речевого
общения вступили в игру. Ведущий начинает рассказывать: «Однажды я спросил своего
друга о том, что больше всего он любит». Петя начал рассказывать:
«Я очень люблю
мультфильмы. Один раз смотрел интересный мультик по телевизору. Дома никого не было.
Вдруг неожиданно постучали в дверь. Я открыл и увидел….
Дальше продолжает
следующий ребенок и т. д. Заканчивает рассказ ведущий.
Эстафета- рассказ.
Провожу эстафету двух команд: кто за определенное количество времени удачнее
напишет
коллективный
рассказ.
Каждый
участник
игры
пишет
только
одно-
два
предложение к уже написанному. Тема рассказа определяется самими детьми, например: «
Что мы скажем о Доброте…», «Это было недавно, это было давно…».
Цель данной игры- активизировать спонтанную речь детей.
Игра - мимики и жестов.
Предлагаю произнести слово или фразу с разной эмоциональной окраской. Для
выполнения
такого
задания
надо
создать
речевую
ситуацию,
чтобы
вызвать
нужное
эмоциональное состояние. Например: дети произносят фразу, Я восхищаюсь, представляя
себе следующие ситуации:
Тебе преподнесли подарок, вырази свое удовольствие;
Ты на берегу реки, окрестности очень красивы, ты очень рад, что попал в эти
места, вырази свою радость.
Ты видишь котенка, он еще беспомощный, очень милый и вызывает к себе
чувство нежности, вырази это чувство.
Можно предложить детям произнести слово или фразу, сопровождая их разными
жестами, например: Все было хорошо:
Приложите руку к сердцу (подтекст: Спасибо).
Приложите обе руки к груди ( подтекст: Я говорю это от всей души, искренне).
Сюда можно отнести и ролевые игры (диалоги, инсценировки), которые предполагают
различных ролей в воображаемых ситуациях. Так же можно провести инсценировку. Здесь
проводится работа над постановкой голоса детей мимикой и жестами. Такие задания с
игровыми моментами являются основой для развития творческих способностей.
II.
Речевое творчество.
Развитие связной устной и письменной речи детей, развитее их речевого творчества
обеспечивается при выполнении разнообразных типов речевых задач:
1.
Сочинение стихотворений.
Это работа побуждает детей высказывать свои мысли и чувства в стихотворной форме.
Можно предложить рубрику «Я начну, а ты продолжи…». Например:
Учитель: По тропинке шла Учащийся: А за ней котята шли,
Красная Шапочка… Помидоры ей несли.
Учащийся: Ягоды, грибы собирала
И песенку напевала.
Такая работа развивает у детей творческое воображение, память, мышление, а также
служит хорошим средством развития чувство юмора.
2.Составление предложений из данных слов с добавлением любых других слов.
Например: бабочка жеребенок бегать.
Этот вид работы требует от ребенка богатого словарного запаса, поиска разных вариантов
словесного выражения мысли.
3.Составление поздравительной открытки, телеграммы, объявления.
Здесь ребенок имеет возможность в письменном виде выразить свои мысли в соответствии
с темой и жанром высказывания.
4.Сочинение.
Особое место в развитии речи занимает сочинение. Сочинение- высшая форма
проявления творческих способностей ребенка. Творческое сочинение детей- и бесценный
материал
для
учителя.
Задача
учителя-
вызвать
желание
у
детей
поделиться
своими
мыслями,
чувствами
и
переживаниями,
предоставить
простор
инициативе
и
индивидуальности ребенка.
5.Творческое сочинительство.
«Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство
гордости, собственного достоинства…» с этими словами В.А.Сухомлинского я связываю
следующую форму работы развития творческих способностей детей – это творческое
сочинительство.
Детей очень привлекает и радует такая работа, ибо она пробуждает их творческую
мысль,
рождает
буйство
фантазии
и
вдохновения,
а
главное
является
эффективным
средством, побуждающим к высказыванию.
На уроках литературного чтения
(1 раз в две недели) проводятся минутки
творчества. Как я провожу эти минутки творчества?
Слово
определяется в нашем
представлении
как о живом существе. Детям
объясняется, что слово, подобно человеку, может радоваться, грустить и обижаться. Слово
может быть или добрым, или злым, то есть внутри себя содержать или (+) или (-) заряд.
После объяснения этого говорю: «Ребята, произнесите любое слово, ответьте доброе оно
или злое. Определите его знак… А теперь представьте себе, что слово выступает в
качестве магнита. Назовите возможные слова, способные притягиваться к данному слову
(по
принципу:
«доброе
тянется
к
доброму»).
Подумав,
дети
называют.
Образуется
своеобразное
магнитное
поле
слов.
Эти
слова
пишутся
на
доске.
У
каждого
свои
варианты слов, происходит мыслительная деятельность ребенка. На основе этого следует
задание: составить текст, определить его тип. Например: слово ВЕСНА (+). И слова,
которые
ассоциируются с ним: яркое солнце, дети,
праздник, радость, голубое небо,
коньки, и.т.д. И каждый составляет свой рассказ.
На уроке учитель должен создать непринужденную обстановку, чтобы ребенок не
боялся, что его высказывания будут отрицательно оценены. Улыбкой, похвалой, ласковым
прикосновением, добрым словом нужно показать, что принимаешь ребенка таким, каков
он
есть.
Атмосфера
доверия,
дружеское
расположение
к
ребенку
дают
возможность
«раскрыться» его внутреннему миру, позволяют поделиться с вами своими мыслями,
проблемами, а вам узнать и для себя по-новому открыть его.
Таким образом, развивая речь, мы даем ключ к успеху в устной и письменной речи, в
творчестве, потребности в самовыражении, да и в общем развитии тоже.