Напоминание

Психологическое здоровье детей младшего школьного возраста


Автор: Филиппович Наталья Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " СОШ № 41"
Населённый пункт: г. Братск Иркутская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: Психологическое здоровье детей младшего школьного возраста
Раздел: начальное образование





Назад




Психологическое здоровье детей младшего школьного возраста

Филиппович Наталья Николаевна

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

МБОУ «СОШ № 41» г. Братска

Иркутской области

Психологическое здоровье – феномен, введенный сравнительно

недавно

в

теорию

и

практику

работы

с

детьми

разного

возраста.

Под

психологическим здоровьем понимается совокупность психических свойств,

обеспечивающих

гармонизацию

между

различными

сторонами

личности

человека, а также между человеком и обществом; возможность полноценного

функционирования

человека

в

проце сс е

ж и з н е д е я т е л ь н о с т и .

Психологическое здоровье проявляется во взаимодействии ребенка с самим

собой, с другими людьми, с окружающей средой.

Понятие «психологическое здоровье» существенно отличается от

понятия «психическое здоровье». Психическое здоровье подразумевает под

собой

развитие

познавательных

процессов,

развитие

эмоциональной

и

волевой сферы, развитие личностных свойств и качеств. Психологическое

здоровье

гармонизацию

разных

сторон

«Я»-личности,

гармонизацию

личности

с

социумом,

возможность

полноценной

жизнедеятельности

личности и ее самореализации.

В современной образовательной ситуации низкий уровень адаптации

детей

к

школе

обусловлен

появлением

новой

психологической

болезни,

именуемой «культурным шоком». Эта болезнь характеризуется проявлением

у

детей

немотивированного

беспокойства,

потерянности,

неуверенности,

агрессивности

и

др.

Одной

из

существенных

причин

болезни

является

стремление многих родителей и педагогов обеспечить сверхраннее развитие

детей. Часто, не считаясь с интересами и желанием ребенка, игнорируя его

явный протест, родители записывают его в многочисленные кружки, секции,

школы раннего развития и др., что приводит к эмоциональному дискомфорту

и

колоссальным

перегрузкам

ребенка,

к

которым

он

не

готов

психофизиологически.

В

то

же

время,

из

жизни

ребенка

вытесняются

специфически

детские

формы

деятельности.

Необузданное

стремление

родителей

к

убыстрению

подготовки

ребенка

к

школе

служит

причиной

психологической

усталости,

надорванности

психики

ребенка

в

раннем

возрасте.

Негативно влияет на психологическое здоровье ребенка и засилие

информационных

технологий

образования

(виртуальный

мир

знаков,

формализованных

схем

и

др.),

увлеченность

современных

детей

компьютерными

играми,

уход

от

реальности.

Все

это

сказывается

на

обеднении чувственной сферы ребенка, наносит ущерб естественной системе

его богатого воображения, приводит к игнорированию ведущей роли игровой

деятельности

в

дошкольном

возрасте,

в

котором,

как

изве стно,

закладываются психологические новообразования, обеспечивающие будущие

учебные достижения.

Еще одна причина ухудшения психологического здоровья ребенка –

неправильное

построение

отношений

«ребенок

родители»

в

семьях.

С

одной стороны, гиперопека, существующая в современных семьях, подавляет

ростки самостоятельности и инициативы, подменяет истинную любовь и

теплоту

квазиценностями.

С

другой

стороны,

в

семьях

процветают

вседозволенность,

распущенность,

либерализм.

Особенно

негативную

и

разрушительную

роль

в

плане

формирования

личности

ребенка

играют

семьи, где ребенок – кумир. Известная сегодня типология семей показывает,

что

каждый

тип

семьи

обозначает

и

определенные

сценарии

жизнедеятельности ребенка, уклад жизни, которые изначально формируют у

него свою нишу в семейных условиях, свой статус и положение. Имеющиеся

исследования в этой области показывают влияние семейного воспитания на

личностные

качества

детей,

развитие

у

них

повышенной

тревожности.

Различные деструктивные проявления детей связаны с ошибками родителей:

н е п о н и ма н и е м

с во е о б р а з и я

л и ч н о с т н о го

р а з в и т и я

р е б е н к а ,

неравноценностью родительского отношения и заботы в разные периоды его

жизни.

К условиям становления основных компонентов психологического

здоровья ребенка относятся: содействие формированию активности ребенка;

наличие

опыта

самостоятельного

преодоления

препятствий;

всемерная

поддержка

развития

рефлексии,

когда

взрослый

побуждает

ребенка

к

пониманию

себя,

своих

возможностей,

причин

и

последствий

своего

поведения; наличие ценностных ориентаций в развитии ребенка.

Благоприятное воздействие на психологическое здоровье ребенка

оказывает

общение

в

системе

«ребенок

родитель»,

где

естественное

общение в проведении совместных игр, развлечений, занятий способствует

формированию у детей эмоциональных, духовных и социальных ценностей.

Психологическое здоровье личности ребенка дошкольного и младшего

школьного возраста следует рассматривать как показатель эффективности

семейного

воспитания

и

образовательного

процесса.

Необходимость

сохранения, поддержания и развития психологического здоровья детей на

современном этапе является актуальной задачей в современном социуме.



В раздел образования