Автор: Филиппович Наталья Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " СОШ № 41"
Населённый пункт: г. Братск Иркутская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: Психологическое здоровье детей младшего школьного возраста
Раздел: начальное образование
Психологическое здоровье детей младшего школьного возраста
Филиппович Наталья Николаевна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МБОУ «СОШ № 41» г. Братска
Иркутской области
Психологическое здоровье – феномен, введенный сравнительно
недавно
в
теорию
и
практику
работы
с
детьми
разного
возраста.
Под
психологическим здоровьем понимается совокупность психических свойств,
обеспечивающих
гармонизацию
между
различными
сторонами
личности
человека, а также между человеком и обществом; возможность полноценного
функционирования
человека
в
проце сс е
ж и з н е д е я т е л ь н о с т и .
Психологическое здоровье проявляется во взаимодействии ребенка с самим
собой, с другими людьми, с окружающей средой.
Понятие «психологическое здоровье» существенно отличается от
понятия «психическое здоровье». Психическое здоровье подразумевает под
собой
развитие
познавательных
процессов,
развитие
эмоциональной
и
волевой сферы, развитие личностных свойств и качеств. Психологическое
здоровье
–
гармонизацию
разных
сторон
«Я»-личности,
гармонизацию
личности
с
социумом,
возможность
полноценной
жизнедеятельности
личности и ее самореализации.
В современной образовательной ситуации низкий уровень адаптации
детей
к
школе
обусловлен
появлением
новой
психологической
болезни,
именуемой «культурным шоком». Эта болезнь характеризуется проявлением
у
детей
немотивированного
беспокойства,
потерянности,
неуверенности,
агрессивности
и
др.
Одной
из
существенных
причин
болезни
является
стремление многих родителей и педагогов обеспечить сверхраннее развитие
детей. Часто, не считаясь с интересами и желанием ребенка, игнорируя его
явный протест, родители записывают его в многочисленные кружки, секции,
школы раннего развития и др., что приводит к эмоциональному дискомфорту
и
колоссальным
перегрузкам
ребенка,
к
которым
он
не
готов
психофизиологически.
В
то
же
время,
из
жизни
ребенка
вытесняются
специфически
детские
формы
деятельности.
Необузданное
стремление
родителей
к
убыстрению
подготовки
ребенка
к
школе
служит
причиной
психологической
усталости,
надорванности
психики
ребенка
в
раннем
возрасте.
Негативно влияет на психологическое здоровье ребенка и засилие
информационных
технологий
образования
(виртуальный
мир
знаков,
формализованных
схем
и
др.),
увлеченность
современных
детей
компьютерными
играми,
уход
от
реальности.
Все
это
сказывается
на
обеднении чувственной сферы ребенка, наносит ущерб естественной системе
его богатого воображения, приводит к игнорированию ведущей роли игровой
деятельности
в
дошкольном
возрасте,
в
котором,
как
изве стно,
закладываются психологические новообразования, обеспечивающие будущие
учебные достижения.
Еще одна причина ухудшения психологического здоровья ребенка –
неправильное
построение
отношений
«ребенок
–
родители»
в
семьях.
С
одной стороны, гиперопека, существующая в современных семьях, подавляет
ростки самостоятельности и инициативы, подменяет истинную любовь и
теплоту
квазиценностями.
С
другой
стороны,
в
семьях
процветают
вседозволенность,
распущенность,
либерализм.
Особенно
негативную
и
разрушительную
роль
в
плане
формирования
личности
ребенка
играют
семьи, где ребенок – кумир. Известная сегодня типология семей показывает,
что
каждый
тип
семьи
обозначает
и
определенные
сценарии
жизнедеятельности ребенка, уклад жизни, которые изначально формируют у
него свою нишу в семейных условиях, свой статус и положение. Имеющиеся
исследования в этой области показывают влияние семейного воспитания на
личностные
качества
детей,
развитие
у
них
повышенной
тревожности.
Различные деструктивные проявления детей связаны с ошибками родителей:
н е п о н и ма н и е м
с во е о б р а з и я
л и ч н о с т н о го
р а з в и т и я
р е б е н к а ,
неравноценностью родительского отношения и заботы в разные периоды его
жизни.
К условиям становления основных компонентов психологического
здоровья ребенка относятся: содействие формированию активности ребенка;
наличие
опыта
самостоятельного
преодоления
препятствий;
всемерная
поддержка
развития
рефлексии,
когда
взрослый
побуждает
ребенка
к
пониманию
себя,
своих
возможностей,
причин
и
последствий
своего
поведения; наличие ценностных ориентаций в развитии ребенка.
Благоприятное воздействие на психологическое здоровье ребенка
оказывает
общение
в
системе
«ребенок
–
родитель»,
где
естественное
общение в проведении совместных игр, развлечений, занятий способствует
формированию у детей эмоциональных, духовных и социальных ценностей.
Психологическое здоровье личности ребенка дошкольного и младшего
школьного возраста следует рассматривать как показатель эффективности
семейного
воспитания
и
образовательного
процесса.
Необходимость
сохранения, поддержания и развития психологического здоровья детей на
современном этапе является актуальной задачей в современном социуме.