Автор: Мальчикова Ирина Анатольевна
Должность: учитель географии и физики
Учебное заведение: МБОУ "Отрадненская СОШ №3"
Населённый пункт: г. Отрадное, Ленинградская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование знаково-символических средств представления информации на уроках географии в рамках введения ФГОС
Раздел: среднее образование
Использование знаково-символических средств
представления информации на уроках географии
в рамках введения ФГОС
Выполнила: Мальчикова Ирина Анатольевна
Учитель географии и физики
МБОУ «Отрадненской СОШ №3»
Кировского района
Современный ученик. Какой он? Какими отличительными характеристиками
обладает?
Он:
Ориентирован на отдых и развлечения;
Желает получить быстрый и хороший результат, но без приложения
собственных усилий;
Обладает «клиповым мышлением» (т.е. воспринимает окружающий мир,
как набор фрагментарных, разрозненных, мало связанных между собой
образов, похожих на пазлы. Яркие фрагментарные картинки быстро
улавливаются, но и быстро забываются);
Не понимает значения многих слов;
Слабо развито слуховое восприятие и воображение;
Ориентирован на наглядное получение информации;
Испытывает трудности при пересказе.
Но:
Стремится быть успешным всегда и во всем!
Что же делать с таким учеником учителю? Какие задачи стоят перед ним?
Помочь ученикам выйти из школы здоровыми и компетентными,
способными к самообразованию и к применению полученных знаний.
В результате своей педагогической деятельности я поняла, что словесная
форма представления информации в процессе обучения не оптимальна. В
основе обучения должны лежать творческие элементы и активные методики.
Эффективными средствами являются наглядные средства обучения.
Разнообразие форм представления информации активизирует процесс
усвоения материала. Одной из таких форм является применение знаков и
символов.
Использование знаково-символических средств очень разнообразно. С
помощью знаков и символов можно кодировать текстовую информацию,
обобщать в схемы, конкретизирующие взаимосвязи объектов, моделировать
реальные процессы. Это в свою очередь значительно облегчает усвоение
материала, формирует логическое мышление и снижает зрительную нагрузку.
В условиях современной реальности важно уметь сжать объемный текст до
небольшого рисунка, схемы, который бы ярким образом запечатлелся в
памяти, чтобы в любой момент времени можно было обратно превратить его
в информационный блок.
Одним из важных заданий географии является составление описания
географического положения материка. Сейчас на это задание отводится не
так много времени. Согласно курсу «Страноведение» 7 класса - материки в
целом изучают один-два урока, и далее рассматривают особенности природы,
населения, хозяйства через призму отдельных стран. Как же тогда в рамках
10-15 минут составить описание географического положения, например,
Африки. И кроме того, записать его по плану в тетрадь, попутно отвечая на
вопросы учащихся о том, зачем все это писать, когда в Интернете все давно
написано.
В своей работе я пришла к способу выполнения этой работы, без «лишних
слов». Предлагается зарисовать основные элементы на схеме с
использованием образа материка.
Воспользуемся планом описания географического положения материка,
который предлагается пособие Румыниной Н.С. и Сапроненковой Н.С.
Практические работы по географии. 6-10 классы. Под редакцией Бариновой
И.И.
План определение физико-географического положения материка:
1.
Определите положение материка на градусной сетке (по отношению к
экватору, нулевому меридиану, Северному и Южному тропикам).
2.
Определите географические координаты крайней северной и крайней
южной точек материка. Определите протяженность материка в градусах
с севера на юг.
3.
Определите координаты крайней западной и крайней восточной точек
материка.
4.
Определение положения материка относительно других объектов
(материки, океаны)
Будем отмечать это на нашей картосхеме.
В результате получается опорно-сигнальная схема, которую можно
использовать для устного ответа, как справочный материал для подготовки к
проверочной работе или к экзамену. Если такие работы будут в системе, то у
учащихся очень быстро формируются навыки создания таких опорных схем и
умения их читать.
Подобные схемы можно использовать и в других ситуациях: для описания
физико-географического и экономико-географического положения субъектов
РФ, стран, экономических центров и т.п.
Для реализации я чаще всего использую не компьютерную версию, а
классическую, т.е. рисую образ на доске (еще интереснее бывает, если
привлечь к этому кого-то из учащихся, умеющих хорошо рисовать).