Напоминание

Использование знаково-символических средств представления информации на уроках географии в рамках введения ФГОС


Автор: Мальчикова Ирина Анатольевна
Должность: учитель географии и физики
Учебное заведение: МБОУ "Отрадненская СОШ №3"
Населённый пункт: г. Отрадное, Ленинградская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование знаково-символических средств представления информации на уроках географии в рамках введения ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад




Использование знаково-символических средств

представления информации на уроках географии

в рамках введения ФГОС

Выполнила: Мальчикова Ирина Анатольевна

Учитель географии и физики

МБОУ «Отрадненской СОШ №3»

Кировского района

Современный ученик. Какой он? Какими отличительными характеристиками

обладает?

Он:

Ориентирован на отдых и развлечения;

Желает получить быстрый и хороший результат, но без приложения

собственных усилий;

Обладает «клиповым мышлением» (т.е. воспринимает окружающий мир,

как набор фрагментарных, разрозненных, мало связанных между собой

образов, похожих на пазлы. Яркие фрагментарные картинки быстро

улавливаются, но и быстро забываются);

Не понимает значения многих слов;

Слабо развито слуховое восприятие и воображение;

Ориентирован на наглядное получение информации;

Испытывает трудности при пересказе.

Но:

Стремится быть успешным всегда и во всем!

Что же делать с таким учеником учителю? Какие задачи стоят перед ним?

Помочь ученикам выйти из школы здоровыми и компетентными,

способными к самообразованию и к применению полученных знаний.

В результате своей педагогической деятельности я поняла, что словесная

форма представления информации в процессе обучения не оптимальна. В

основе обучения должны лежать творческие элементы и активные методики.

Эффективными средствами являются наглядные средства обучения.

Разнообразие форм представления информации активизирует процесс

усвоения материала. Одной из таких форм является применение знаков и

символов.

Использование знаково-символических средств очень разнообразно. С

помощью знаков и символов можно кодировать текстовую информацию,

обобщать в схемы, конкретизирующие взаимосвязи объектов, моделировать

реальные процессы. Это в свою очередь значительно облегчает усвоение

материала, формирует логическое мышление и снижает зрительную нагрузку.

В условиях современной реальности важно уметь сжать объемный текст до

небольшого рисунка, схемы, который бы ярким образом запечатлелся в

памяти, чтобы в любой момент времени можно было обратно превратить его

в информационный блок.

Одним из важных заданий географии является составление описания

географического положения материка. Сейчас на это задание отводится не

так много времени. Согласно курсу «Страноведение» 7 класса - материки в

целом изучают один-два урока, и далее рассматривают особенности природы,

населения, хозяйства через призму отдельных стран. Как же тогда в рамках

10-15 минут составить описание географического положения, например,

Африки. И кроме того, записать его по плану в тетрадь, попутно отвечая на

вопросы учащихся о том, зачем все это писать, когда в Интернете все давно

написано.

В своей работе я пришла к способу выполнения этой работы, без «лишних

слов». Предлагается зарисовать основные элементы на схеме с

использованием образа материка.

Воспользуемся планом описания географического положения материка,

который предлагается пособие Румыниной Н.С. и Сапроненковой Н.С.

Практические работы по географии. 6-10 классы. Под редакцией Бариновой

И.И.

План определение физико-географического положения материка:

1.

Определите положение материка на градусной сетке (по отношению к

экватору, нулевому меридиану, Северному и Южному тропикам).

2.

Определите географические координаты крайней северной и крайней

южной точек материка. Определите протяженность материка в градусах

с севера на юг.

3.

Определите координаты крайней западной и крайней восточной точек

материка.

4.

Определение положения материка относительно других объектов

(материки, океаны)

Будем отмечать это на нашей картосхеме.

В результате получается опорно-сигнальная схема, которую можно

использовать для устного ответа, как справочный материал для подготовки к

проверочной работе или к экзамену. Если такие работы будут в системе, то у

учащихся очень быстро формируются навыки создания таких опорных схем и

умения их читать.

Подобные схемы можно использовать и в других ситуациях: для описания

физико-географического и экономико-географического положения субъектов

РФ, стран, экономических центров и т.п.

Для реализации я чаще всего использую не компьютерную версию, а

классическую, т.е. рисую образ на доске (еще интереснее бывает, если

привлечь к этому кого-то из учащихся, умеющих хорошо рисовать).



В раздел образования