Напоминание

Использование модульной технологии в педагогической практике учителя химии и биологии в условиях введения ФГОС ООО.


Автор: Валентина Ивановна Иванкова
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №29 с. Центральное"
Населённый пункт: с. Центральное
Наименование материала: статья, методическая разработка урока
Тема: Использование модульной технологии в педагогической практике учителя химии и биологии в условиях введения ФГОС ООО.
Раздел: среднее образование





Назад




Иванкова В.И., учитель биологии и химии МБОУ «СОШ №29 с. Центральное»

Тема: Использование модульной технологии в педагогической практике учителя химии и

биологии в условиях введения ФГОС ООО.

Теоретические основы использования модульной технологии.

Модульное обучение является такой технологией обучения, которая базируется на

позициях деятельного, активного, гибкого подхода к построению педагогического процесса.

т.е.

ученик

учится

самостоятельно,

а

учитель

управляет

его

учебной

деятельностью

-

организует, координирует, консультирует.

Модульное

обучение

отличает проблемный подход,

творческое отношение обучаемого к учению. Гибкость его связана с дифференциацией

и

индивидуализацией

обучения

на

основе

многократно повторяющейся

диагностики

с

целью определения уровня предметных результатов, потребностей и индивидуального темпа

учебной деятельности обучаемого.

При модульном обучении каждый ученик включается в эффективную учебно-

познавательную деятельность, работает с дифференцированной по содержанию и дозе

помощи

программе. Идёт

индивидуализация

контроля, самоконтроля, консультирования,

степени самостоятельности.

Сущность модульного обучения заключается в том, что ученик самостоятельно (или с

определенной дозой самостоятельности) достигает конкретных целей учебно-познавательной

деятельности в процессе работы с модулем.

Модуль – целевой функциональный узел, в котором объединено учебное содержание и

технология овладения им, т.е. индивидуализированная программа обучения по содержанию,

методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности

ученика. В

модуль

входят: целевой

план

действия, банк

информации, методическое

руководство по достижению дидактических целей.

Разработка модулей позволяет «отсечь» все лишнее, всю избыточную информацию, которая

чаще

всего

затрудняет

усвоение

нового

материала.

Данный

подход

в

обучении

позволяет

систематизировать и структурировать большой по объему материал и в необходимых пределах

уплотнить его.

Содержание учебного материала подбирается в соответствии с темой и дидактической

целью, оно должно соответствовать принятому стандарту.

Организация

обучения

с

применением

модульно-блочной

технологии

даёт

положительный

эффект связанный с его динамичностью и

вариантностью элементов и

содержания модулей.

Роль учителя при модульном обучении

При создании системы уроков с использованием модульно-блочной технологии как средства

развития познавательной активности важно соблюдать следующие условия:

- четкая организация всего учебного процесса;

- постановка целей и задач обучения всего блока темы;

-

сочетание

словесных

и

наглядных

методов

том

числе

и

использование

опорных

конспектов, схем-конспектов, логически опорных конспектов);

-

широкое

вовлечение

учащихся

в

различные

виды

самостоятельной

деятельности

в

индивидуальной, парной, групповой формах

-

комбинированный

способ

контроля,

письменный

ответ,

устное

изложение,

взаимоконтроль;

- вера учителя в силу и способности учащихся.

Для разработки модульные уроки требуется большая предварительная работа. Каждый

учебный элемент в модульном уроке – это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без

овладения содержанием которого цель не будет достигнута. Учебных элементов

(УЭ) не

должно быть очень много (максимальное количество – 7).

Учебные элементы могут быть

различных типов (по носителю учебной информации): текстовой, табличный, иллюстративный,

словесный, компьютерный, аудиовизуальный

Для

модульного

урока

создаётся

методическое

пособие

для

учащихся

это

технологическая карта урока (Приложение 1)

у ч е б н о г о

элемента (УЭ)

Учебный материал с указанием заданий

Р е ком е н д а ц и и

п о

в ы п о л н е н и ю

и

оцениванию задания

УЭ -0

Интегрирующая цель: Интегрирующая цель: в

результате овладения содержанием модуля вы

узнаете признаки класса и основных отрядов

паукообразные; продолжите развивать навыки

самостоятельной работы; научитесь подсчитывать

количество баллов.

При разработке модульного урока для самостоятельной деятельности ученика составляется

инструкция, в которой определены: 1) цель усвоения материала модуля; 2) где найти учебный

материал; 3) как им овладеть (выучить, составить конспект, решить задачу и т. д.); 4) как

проверить правильность выполненной задачи (контроль и взаимоконтроль).

Успех применения модульной технологии в учебном процессе зависит и от того, как

подготовлены инструкции для учащихся. Инструктивные задания не должны носить слишком

"опекающий характер", регулирующий каждый шаг ученика (возьми в руки это, посмотри на

рисунок и т.д.). Это отбирает много времени на чтение большого количества "командных"

заданий. Четко поставленные задачи и хорошо продуманные задания, умелая помощь учителя

на первых уроках, позволяют ученику достаточно быстро научиться работать с модулями.

Применение данной технологии создаёт условия для формирования у учащихся всех видов

УУД: как предметных, так и метапредметных (устойчивого интереса к предмету; активизацию

познавательной деятельности; индивидуальный подход к учащимся; гибкость предоставления

информации; развитие мышления; возможность самоконтроля и самооценки; формирование

самостоятельности и навыков учебной деятельности) и личностных.

Преимущества модульной технологии в обучении.

Данная

система

обучения

гарантирует

каждому

ученику

усвоение

государственного

стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения.

Ученик сам планирует свою работу, организует её, контролирует и оценивает себя и свою

деятельность. Важно и то, что ученик может в любой момент получить от учителя устные

советы по непонятным вопросам и заданиям.

Изменяются отношения учитель – ученик. У учителя и ученика есть больше времени

общаться, как индивидуально, так и по средствам модулей.

Применение

модульной

технологии

на

уроках

помогает

ребенку

приобрести

необходимую компетенцию и развить его способности для осуществления осознанного выбора

дальнейшего образования и успешной реализации этого выбора

В качестве конечных результатов учебно-воспитательного процесса модульная программа

предполагает

развитие

познавательных,

социальных,

коммуникативных

и

профессионально

направленных способностей личности, формирование у каждого ученика необходимых умений

и навыков к самообразованию.

В

качестве

примера

использования

модульной

технологии

приведу модульный урок

биологии

в

7

классе

«Класс

Паукообразные,

общая

характеристика»

(Приложение). Опыт

работы показал, что при использовании модульной технологии можно использовать не только

учебник соответствующего УМК, но и другие учебники и учебные пособия по интересующей

нас тематике.

Заключение

Внедрение модульной технологии показало высокую эффективность при работе с учащимися,

повысило их заинтересованность в изучении биологии и химии, повышению успеваемости по

предмету,

развитию

аналитических

способностей

и,

наконец,

самое

главное:

осознание

необходимости

изучения

естественных

наук

в

плане

неотъемлемой

части

познания

мира,

окружающей действительности и практического применения.

Самое главное для педагога – не утонуть в рутине, обязательно учитывать особенности

классного коллектива, поэтому каждый год необходимо что-либо менять в модульных уроках.

Приложение

Модуль «Класс Паукообразные, общая характеристика»

учебного

элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по

выполнению

заданий

УЭ -0

Интегрирующая цель: в результате овладения содержанием

модуля вы узнаете признаки класса и основных отрядов

паукообразные; продолжите развивать навыки

самостоятельной работы; научитесь подсчитывать количество

баллов.

Прочитайте цели

урока

Обсуждение

вместе с учителем

УЭ -1

Цель: определить исходный уровень знаний («входной

контроль знаний»)

Выполните тестовые задания своего варианта,

Внимательно читайте задания.

ВАРИАНТ 1

Тип Членистоногие., Класс Ракообразные

В каждом задании выберите один верный ответ из четырех

предложенных.

А 1. Тело членистоногих животных состоит из

1) двух слоев клеток 2) туловища и ноги

3) туловища и раковины 4) головогруди, брюшка

А 2. Орган передвижения ракообразных животных представ-

ляет собой

1) ногу 2) щетинки

3) членистые конечности 4) ложноножки

А3. Органом зрения речного рака служат

1) светочувствительные глазки 2) пигментные пятна

3) простые глаза 4) сложные глаза

А 4. Выделительная система речного рака представлена

1) выделительными трубочками 2) зелеными железами

3) покровами тела 4) почками

Часть Б. Выберите три верных утверждения.

Представителями ракообразных животных являются

1) коралловый полип 2) краб 3) дафния

4) слизень 5) омар 6) осьминог

Индивидуально

После

выполнения

работы

самостоятельно

проверьте

правильность

выполнения по

коду,

предоставленном

у учителем.

За каждый

правильный

ответ

начисляется один

балл.

Работайте в

тетради

Часть С. Развернутый ответ (несколько элементов).

Почему раки линяют? Поясните свой ответ, приведите не

менее трех причин

ВАРИАНТ 2

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные

Часть А. В каждом задании выберите один верный ответ из

четырех предложенных.

А1. Тело членистоногих животных покрывает

1) кожа 2) хитин

3) раковина 4) кожно-мускульный мешок

А2. Ходильные ноги речного рака расположены на

1) груди 2) голове

3) брюшке 4) хвосте

АЗ. Кровеносная система у раков

1) отсутствует 2) замкнутая

3) незамкнутая 4) состоит из двух кругов

А 4. Органом дыхания у речного рака служит

1) поверхность кожи 3) жабры

2) легкие 4) плавательный пузырь

Часть Б. Выберите три верных утверждения. Роль

ракообразных животных в природе

1) являются пищей для рыб 2) образование

коралловых рифов

3) улучшение состава почвы 4) среда обитания

паразитов

5) санитары водоемов 6) фильтраторы воды

Часть С. Развернутый ответ (несколько элементов).

Перечислите, чем представлены органы чувств ракообразных

животных.

После выполнения работы самостоятельно проверьте

правильность выполнения по коду, предоставленному

учителем. За каждый правильный ответ начисляется один

балл.

УЭ – 2

Тему урока я вам загадаю загадками. Ваша задача постараться

отгадать о каком существе идет речь и свои предположения

записать в тетрадь.

1.

Ученые утверждают, что это очень древние обитатели нашей

планеты. Найдены останки этих существ, которым более 100

млн. лет.

2.

У многих людей они вызывают страх. Про них сложено

множество мифов, легенд, сказок, где они наделены

необыкновенной силой. На самом деле они большие

труженики и искусные мастера.

3.

. Вот их фотографии

…..догадались. Речь идет о …..пауках.

Сформулируйте, пожалуйста, тему урока и запишите ее в

своих дату и тему в рабочих тетрадях

- Как называется наука о пауках?

Пауки всем знакомы, и в то же время как мало мы знаем об

этой

удивительной,

интересной

и

многообразной

группе

животных.

В

дословном

переводе

это

кривоножка

и

криворучка. Слайд 1

Обсуждение

вместе с

учителем.

Запишите дата и

тему урока в

тетрадь.

Послушайте,

о

чем

говорит

одна

из

древнегреческих

легенд. (Легенда выведена на компьютере.)

В древнейшие годы Арахна жила.

Из тоненьких нитей полотна ткала.

И возгордилась своими трудами,

Твердо решив состязаться с богами

С богиней Афиной спор завела,

Что лучше ее полотна плела!

Решила Афина выткать людей.

Арахна сплела море божьих страстей! Слайд 2

Работа Арахны прекрасней была.

Богиня со злости ее порвала! Арахну она в паука превратила,

Чтоб вечно ткачиха плела паутину,

Чтоб люди труды ее вечно срывали,

Паучьи глаза ее, чтобы пугали…

Столетья прошли, но Арахна живет!

И с тем же уменьем полотна плетет!

Вот так и появилось название науки о пауках - Арахнология.

И так, сегодня на уроке речь пойдет о пауках и о животных,

сходных с ними по определенным признакам.

Послушайте

Рассказ учителя

об Арахне и

Афине, и

посмотрите

слайды.

Запишите

название науки в

тетрадь

УЭ-3

Цель: определить внешние признаки, свойственные

животным класса паукообразные.

1.

Подготовьте устный ответ на вопрос - На основании каких

признаков выделяют класс паукообразных?

2.

Примите участие в обсуждении поставленного вопроса.

3.

Спишите текст, вставьте пропущенные слова.

Тело пауков разделено на_________и _______. На голове

расположены_______глаза.

У

пауков

_______пары

ног.

Пищеварение

у

пауков

_____________.

Дыхание

пауков

обеспечивают__________и________.

Развитие

_________

( _____________ ________________).

4.

После выполнения работы самостоятельно проверьте

правильность выполнения по коду, предоставленному

учителем.

Работайте

индивидуально.

Прочитайте стр.

________

учебника.

Работайте в

тетради

Проверь

правильность

ответов и оцени

свою работу по

коду

всего 8 баллов

УЭ-4

Цель: получить представление о значении паутины в жизни

паукообразных.

Найдите в тексте на стр.____ описание паутины и ее роль в

жизни пауков.

(демонстрацией таблиц, слайд презентации)

Выпишите в тетрадь «Роль паутины»:

1.

Нашли описание

в тесте – 1 балл

Проверь

правильность

ответов и оцени

свою работу по

2.

3.

4.

5.

коду –

всего 5 баллов

УЭ-5

Цель: получить представление о внутреннем строении

паукообразных.

1.

Изучите внутреннее строение паукообразных по тексту

учебника.

2.

Оформи результаты в виде таблицы

Система органов

Особенности строения

Скелет

Пищеварительная

система

Органы выделения

Органы дыхания

Органы

кровообращения

Нервная система

Размножение

Развитие

Работайте

самостоятельно в

тетради

Прочитайте стр.

учебника -

1 балл

Перечертил

таблицу и

заполнил таблицу

– 2 балла

Проверь

правильность

ответов, 1 балл

дополни таблицу

1 балл

УЭ-6

Цель: проверить усвоение знаний («выходной контроль

знаний»)

Выполните задание: Выбери верные утверждения.

1. Тело паука состоит из двух отделов.

2. Головогрудь несет шесть пар конечностей.

3.

У

взрослых

паукообразных

брюшко

лишено

типичных

конечностей.

4. Все пауки – хищники.

5. Органами дыхания всех пауков являются легочные мешки.

6. Глаза паука сложные.

7. У паукообразных внутреннее оплодотворение.

8. Все паукообразные откладывают яйца.

Работайте

самостоятельно в

тетради

Проверьте Ответы

по коду

УЭ-7

1) Прочитайте цель урока.

2) Достигли ли вы цели урока? В какой степени?

3) Оцените свою работу на уроке (подсчёт баллов,

полученных каждым учеником за урок)

Самостоятельная

работа по

подведению

итогов

УЭ-8

Домашнее задание

Изучить параграф __. Ответить на вопросы в конце

параграфа.

Изучить записи в тетради, дополнить.

Творческое задание. Составьте кроссворд из 10-15 слов по

теме «Особенности строения паукообразных». В приложении

к кроссворду укажите правильные ответы.

Работать дома

самостоятельно

Выполняется по

желанию,

оценивается

учителем.

Карта для самопроверки и самооценки по модулю «Класс Паукообразные, общая

характеристика».

№ учебного

элемента

Ответы

Баллы

УЭ-1

Ответы ТЕСТ по домашнему заданию « Ракообразные»

№ задания

А1

А2

А3

А4

Б

Вариант 1

4

3

4

2

235

Вариант 2

2

1

3

3

145

Задания части А . за правильный ответ – 1 балл.

Всего – 4 балла

Задания части Б.

За правильную комбинацию цифр – 2 балла.

За 1 ошибку – 1 балл. 2 ошибки и более – 0 баллов.

Задания части С. Всего – 3 балла

вариант 1

Правильный ответ

баллы

1)

Хитиновый покров рака нерастяжим, что мешает росту

1

2)

Под старым покровом рак растет, образуя новый покров

тела

1

3)

По мере затвердевания хитина рост рака прекращается

до новой линьки

1

вариант2

Правильный ответ

Баллы

1)

Орган осязания - усики

1

2)

Орган зрения – сложные глаза

1

3)

Орган равновесия - статолиты

1

Максимальное количество баллов - 9

УЭ -3

Тело пауков разделено на____Головогрудь_____и _____Брюшко__. На голове

расположены__простые_____глаза, усиков НЕТ. У пауков __четыре _____пары ног.

Пищеварение у пауков внеполостное. Дыхание пауков обеспечивают____лёгкие

______и_трахеи_______. Развитие ____Прямое ( с неполным превращением)

всего 8 баллов

УЭ -4

1.

Защита кладки,

2.

расселение,

3.

размножение,

4.

построение убежищ,

5.

охота

За каждый правильный

ответ 1 балл.

Всего 5 баллов

УЭ - 5

Система органов

Особенности строения

Скелет

Наружный, из хитина, членистый,

Пищеварительная система

Внеполостное (внекишечное)

переваривание

Органы выделения

Мальпигиевы сосуды

Органы дыхания

Легкие и трахеи

Органы кровообращения

Сердце на спинной стороне и

сосуды, незамкнутая

Нервная система

Узловая, брюшная

Размножение

Раздельнополые,

Внутреннее оплодотворение

Развитие

с неполным превращением

Нашли описание в тесте – 1 балл

Перечертил таблицу и заполнил таблицу – 2 балла

Проверь правильность ответов, 1 балл

дополнил таблицу

1 балл

Всего 5 баллов

УЭ - 6

Верные утверждения – 1, 2, 3, 7.

За каждый правильный ответ по 1 баллу.

Всего 8 баллов

УЭ-7

Оцените свою работу по следующей схеме

Все задания выполнены без ошибок – 31 - 35 баллов – оценка «5»

Иногда ошибался, выполнено большинство заданий -

24 -30 баллов - оценка «4»

Часто ошибался, выполнена половина заданий - 17 баллов - оценка «3»

Почти ничего не смог сделать – меньше 16 баллов - оценка «2»



В раздел образования