Автор: Якупова Оксана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №19 "Журавушка"
Населённый пункт: город Мыски, Кемеровкая область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Речевое развитие ребёнка"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Речевое развитие ребенка 5–6 лет»
Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в
наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С
помощью речи ребенок познает мир, высказывает свои мысли и взгляды. В федеральном
государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО)
речевое развитие выделено в отдельную образовательную область. Стандарт определяет
речевое развитие следующим образом: «Речевое развитие включает овладение речью как
средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной,
грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого
творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха,
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов
различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической
активности как предпосылки обучения грамоте».
Всем хорошо известно, что речь не является врожденной способностью человека. Она
формируется постепенно в процессе роста и развития человека. Опишем основные
характеристики речи детей 5-6 лет.
Словарь детей 5-6 лет
В возрасте 5-6 лет словарь детей активно пополняется новыми словами. Это связано с
интенсивным расширением представлений об окружающем мире. В целом к концу
шестого года жизни словарь детей достигает 3000-4000 слов. Расширяется словарь
обобщений, особенно за счет широких родовых понятий, например: растения – это
деревья, кустарники, травы, цветы.
В речи детей 5 лет начинают появляться «сорные» слова, на которые необходимо обращать
внимание. В каждом конкретном случае следует
искать свои способы воздействия на ребенка: для одних это «темница для лишних слов»,
для других это прямой запрет на употребление «сорных» слов.
Грамматический строй речи детей 5-6 лет
На шестом году жизни речь детей становится более правильной. Они достаточно хорошо
образуют множественное число существительных (кукла – куклы, изменяют слова с
помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (кукла – куколка). Быстро
накапливается «математический» словарь, что заставляет детей согласовывать
числительные с существительными, и они успешно справляются с этой задачей (одна
кукла, две куклы). Дети 5 лет уверенно согласуют притяжательные местоимения мой, моя,
моё, мои с существительными (моя кукла, мой мяч). Однако в этом возрасте можно
столкнуться с некоторыми затруднениями при образовании некоторых существительных
множественного числа родительного падежа (чулок, носков, ботинок, тапочек и т. д.) .
Звуковая культура речи детей 5-6 лет
Речевой слух. Уровень развития речевого слуха ребенка в 5 лет позволяет ему:
- контролировать правильность собственной речи и речи окружающих в произношении
звуков и слов;
- усваивать правила ударения в соответствии с традициями родного языка;
- выделять первую фонему (звук) в слове; находить в слове место определенного звука;
определять последовательность звуков в односложных словах (например, сок) ;
- овладеть делением слова на слоги.
Речевое дыхание. У детей 5 лет продолжает формироваться правильное речевое дыхание с
коротким вдохом и длительным выдохом. Дыхательная струя становится длиннее, что
позволяет ребенку произносить на одном вдохе фразу, состоящую из 5-6 слов. В
противном случае может возникнуть
физиологическое заикание, когда ребенку при нехватке воздуха приходится прерываться
посредине слова. Так появляются речевые запинки, которые могут перейти в привычку.
Звукопроизношение. В 5 лет некоторые дети еще могут испытывать сложности в
произношении сонорных звуков [л], [р], шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ], трудности
употребления проявляются в замене звуков (р на л; ш на с, нестойкости употребления (жук
жуззит).
Словопроизношение. Детям 5 лет доступно произношение слов сложной звукослоговой
конструкции. Из речи постепенно исчезают замена звуков и сокращение слов. Дети
успешно справляются с произнесением слов, в которых имеются множественные стечения
согласных (конструктор, экскурсия).
Связная речь детей 5-6 лет
В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие связной речи – диалога и
монолога. Однако взрослым следует знать, что для детей дошкольного возраста
первостепенное значение имеет овладение диалогической речью – необходимым условием
полноценного социального развития ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко
входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Определенно дети достигают
больших успехов в развитии диалогической речи в условиях социального благополучия,
которое подразумевает, что окружающие взрослые относятся к ним с чувством глубокой
любви и уважения; когда взрослые считаются с ребенком, чутко прислушиваются к его
мнению и учитывая его интересы; когда взрослые не только говорят сами, но и умеют
слушать своего ребенка, занимая позицию тактичного собеседника.
Монолог – более сложная форма речи, развитие и становление которой требуют от ребенка
определенного уровня общего развития. По данным отечественных исследований,
элементы монологической речи появляются у детей лишь к 5 годам. С этого времени
ребенок начинает овладевать
сложнейшей формой сообщения в виде монолога-рассказа о пережитом и увиденном.
На сегодняшний день нам известно, что в связной речи дошкольников наблюдается явное
преобладание диалогической речи над монологической, особенно у детей до 5 лет. В речи
детей 5-8 лет появляются элементы монологических высказываний, но они ситуативны.
Для правильного понимания прослушанного необходимы дополнительные вопросы, а это
означает, что монологические высказывания старших дошкольников характеризуются
тяготением к диалогу.
Подготовка к обучению грамоте
Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте,
вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными формами речи
(чтением и письмом). Взрослым необходимо помнить, что чтение, и особенно письмо, -
сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка. Не стоит
торопиться в погоне за внешними эффектами (мой ребенок уже знает буквы, уже пишет).
Подобная торопливость оборачивается впоследствии колоссальными трудностями.
Речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и правильно протекать в рамках
возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Задача
взрослых состоит в том, чтобы во взаимодействии сада и семьи подготовить пятилетнего
ребенка к серьезному последующему обучению чтению и письму.
Нормальное формирование навыков чтения включает в себя определенные
последовательные этапы:
- всестороння работа со звуком;
- знакомство с образом буквы и закрепление его;
- формирование техники чтения.
В старшей группе начинается серьезная работа по подготовке к обучению чтению и
письму, которая будет продолжена и в следующей возрастной группе.