Напоминание

"Речевое развитие ребёнка"


Автор: Якупова Оксана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №19 "Журавушка"
Населённый пункт: город Мыски, Кемеровкая область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Речевое развитие ребёнка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

«Речевое развитие ребенка 5–6 лет»

Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в

наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С

помощью речи ребенок познает мир, высказывает свои мысли и взгляды. В федеральном

государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО)

речевое развитие выделено в отдельную образовательную область. Стандарт определяет

речевое развитие следующим образом: «Речевое развитие включает овладение речью как

средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной,

грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого

творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха,

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов

различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической

активности как предпосылки обучения грамоте».

Всем хорошо известно, что речь не является врожденной способностью человека. Она

формируется постепенно в процессе роста и развития человека. Опишем основные

характеристики речи детей 5-6 лет.

Словарь детей 5-6 лет

В возрасте 5-6 лет словарь детей активно пополняется новыми словами. Это связано с

интенсивным расширением представлений об окружающем мире. В целом к концу

шестого года жизни словарь детей достигает 3000-4000 слов. Расширяется словарь

обобщений, особенно за счет широких родовых понятий, например: растения – это

деревья, кустарники, травы, цветы.

В речи детей 5 лет начинают появляться «сорные» слова, на которые необходимо обращать

внимание. В каждом конкретном случае следует

искать свои способы воздействия на ребенка: для одних это «темница для лишних слов»,

для других это прямой запрет на употребление «сорных» слов.

Грамматический строй речи детей 5-6 лет

На шестом году жизни речь детей становится более правильной. Они достаточно хорошо

образуют множественное число существительных (кукла – куклы, изменяют слова с

помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (кукла – куколка). Быстро

накапливается «математический» словарь, что заставляет детей согласовывать

числительные с существительными, и они успешно справляются с этой задачей (одна

кукла, две куклы). Дети 5 лет уверенно согласуют притяжательные местоимения мой, моя,

моё, мои с существительными (моя кукла, мой мяч). Однако в этом возрасте можно

столкнуться с некоторыми затруднениями при образовании некоторых существительных

множественного числа родительного падежа (чулок, носков, ботинок, тапочек и т. д.) .

Звуковая культура речи детей 5-6 лет

Речевой слух. Уровень развития речевого слуха ребенка в 5 лет позволяет ему:

- контролировать правильность собственной речи и речи окружающих в произношении

звуков и слов;

- усваивать правила ударения в соответствии с традициями родного языка;

- выделять первую фонему (звук) в слове; находить в слове место определенного звука;

определять последовательность звуков в односложных словах (например, сок) ;

- овладеть делением слова на слоги.

Речевое дыхание. У детей 5 лет продолжает формироваться правильное речевое дыхание с

коротким вдохом и длительным выдохом. Дыхательная струя становится длиннее, что

позволяет ребенку произносить на одном вдохе фразу, состоящую из 5-6 слов. В

противном случае может возникнуть

физиологическое заикание, когда ребенку при нехватке воздуха приходится прерываться

посредине слова. Так появляются речевые запинки, которые могут перейти в привычку.

Звукопроизношение. В 5 лет некоторые дети еще могут испытывать сложности в

произношении сонорных звуков [л], [р], шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ], трудности

употребления проявляются в замене звуков (р на л; ш на с, нестойкости употребления (жук

жуззит).

Словопроизношение. Детям 5 лет доступно произношение слов сложной звукослоговой

конструкции. Из речи постепенно исчезают замена звуков и сокращение слов. Дети

успешно справляются с произнесением слов, в которых имеются множественные стечения

согласных (конструктор, экскурсия).

Связная речь детей 5-6 лет

В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие связной речи – диалога и

монолога. Однако взрослым следует знать, что для детей дошкольного возраста

первостепенное значение имеет овладение диалогической речью – необходимым условием

полноценного социального развития ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко

входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Определенно дети достигают

больших успехов в развитии диалогической речи в условиях социального благополучия,

которое подразумевает, что окружающие взрослые относятся к ним с чувством глубокой

любви и уважения; когда взрослые считаются с ребенком, чутко прислушиваются к его

мнению и учитывая его интересы; когда взрослые не только говорят сами, но и умеют

слушать своего ребенка, занимая позицию тактичного собеседника.

Монолог – более сложная форма речи, развитие и становление которой требуют от ребенка

определенного уровня общего развития. По данным отечественных исследований,

элементы монологической речи появляются у детей лишь к 5 годам. С этого времени

ребенок начинает овладевать

сложнейшей формой сообщения в виде монолога-рассказа о пережитом и увиденном.

На сегодняшний день нам известно, что в связной речи дошкольников наблюдается явное

преобладание диалогической речи над монологической, особенно у детей до 5 лет. В речи

детей 5-8 лет появляются элементы монологических высказываний, но они ситуативны.

Для правильного понимания прослушанного необходимы дополнительные вопросы, а это

означает, что монологические высказывания старших дошкольников характеризуются

тяготением к диалогу.

Подготовка к обучению грамоте

Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте,

вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными формами речи

(чтением и письмом). Взрослым необходимо помнить, что чтение, и особенно письмо, -

сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка. Не стоит

торопиться в погоне за внешними эффектами (мой ребенок уже знает буквы, уже пишет).

Подобная торопливость оборачивается впоследствии колоссальными трудностями.

Речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и правильно протекать в рамках

возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Задача

взрослых состоит в том, чтобы во взаимодействии сада и семьи подготовить пятилетнего

ребенка к серьезному последующему обучению чтению и письму.

Нормальное формирование навыков чтения включает в себя определенные

последовательные этапы:

- всестороння работа со звуком;

- знакомство с образом буквы и закрепление его;

- формирование техники чтения.

В старшей группе начинается серьезная работа по подготовке к обучению чтению и

письму, которая будет продолжена и в следующей возрастной группе.



В раздел образования